proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Островки безопасности
proboknet
Как мы знаем, в развитых городах Европы крайне мало внеуличных переходов. Пешеходы переходят проезжую часть, как люди, по земле. Однако не смотря на частое пересечение траекторий движения машин и пешеходов, в европейских странах удается добиваться низкой смертности! У нас же не смотря на большое количество под и надземных переходов, пешеходная смертность..., вы сами знаете. Как же европейцам удается обезопасить людей, переходящих дорогу? Ответ прост: переходы в Европе заметные для водителей и удобные для пешеходов, что в результате и определяет безопасность. Добиваются они этого с помощью лежачих полицейских, тротуарных выступов с запретом парковки (как мы предлагаем на Пятницкой), подсветкой переходов, продуманной настройкой светофоров и использованием островков безопасности. О последних я и хочу сегодня поговорить.



Функции островков
У нас почему-то к островкам безопасности сложилось отношение исключительно как к месту отдыха для пожилых людей, которые не в состоянии перейти улицу за один приём. На самом деле, это не единственная и далеко не главная их функция.

Основная цель островка безопасности  - разбить переход через улицу на две части, в каждой из которых пешеход следит только за одним направлением движения. Ему не нужно мотать головой туда-сюда, прогнозируя безопасность перехода. Посмотрел налево - дошел до островка, посмотрел направо, дошел до тротуара.

Также островки снижают скорость автомобилей, так как полоса движения сужается и немного смещается в сторону. Он делает безопаснее левые повороты на перекрестках, уменьшая радиус поворота. Конечно, в этом случае нужно не перестараться и не сделать радиус меньше, чем удобно общественному транспорту. 12-15 метров будет вполне достаточно. Подробнее об этом можно прочитать у Владимира Злоказова.


Дополнительную гарантию снижения скорости можно получить, приподняв проезжую часть напротив островка с плавным въездом-съездом, рассчитанным на 30-40 км/ч. Это, конечно, решение для локальных улиц, не требующих большой пропускной способности. Зато такая комбинация обеспечит почти 100%-ную безопасность, не говоря о том, что так будет еще удобнее для пешеходов.



Как ни странно, но островок может даже повысить пропускную способность перекрестка или участка улицы, имеющего только пешеходный светофор.

В первом случае этого можно добиться более сложным пофазником с множеством коротких фаз. То есть, светофор будет переключаться через короткие промежутки времени, а не как у нас любят: типа полторы минуты едем, 20 секунд стоим. А, например, по 10 секунд пешеходам каждые 45 секунд цикла. В случае с островками уже не нужно заботиться о тех, кто не успеет перейти дорогу за одну фазу, то есть не нужно прибавлять в пешеходную фазу 5 секунд, как делают сейчас. Не успеют - подождут на островке. А чтобы долго не пришлось ждать и должны быть короткие интервалы между фазами. Естественно, это все надо просчитывать в каждом конкретном случае. Возможно, где-то будет лучше оставить все как есть, если пешеходные потоки редкие, но с высокой концентрацией тихоходных бабушек, например, у поликлиники, собеса, сбербанка и магазина шоколадных конфет :)

Во втором случае, например на дорогах 1+1 или 2+2 со спокойным движением и немногочисленными пешеходами, можно после создания островка вообще убрать светофор. Тогда пешеходам вообще не придется ждать зеленого сигнала, а водители не будут стоять зря на красный, глядя на пустой переход. Если пешеходов все-таки много и они идут сплошным потоком (например, возле выхода из метро), то светофор нужен, чтобы какое-то время и пешеходы подождали, пропустив машины.



Также островки удобны в случае "закрытых" левых поворотов с дополнительной полосой. Когда крайняя левая полоса заканчивается островком,  можно спокойно ждать проезда встречных машин, не мешая автомобилям твоего направления, двигающимся прямо.



Еще с помощью островков можно канализировать потоки. Удобная штука на широких перекрестках. Она не только разбивает переход через множество полос на несколько частей, но и позволяет независимо настраивать светофор на каждом отрезке. Например пешеходов на поворотном "канале" пускать каждые 30 секунд, а на основном светофоре каждую минуту. Таким образом, можно подкопить пешеходов на островке для перехода через основную проезжую часть. Ну а канализирование потоков само по себе благо, физически запрещающее странные маневры вроде поворота направо из левой полосы (и наоборот). Таким образом, островки могут прилично повысить пропускную способность перекрестков и уменьшить аварийность на них.



Благодаря островкам появляется место для установки знаков, светофоров, которые в свою очередь еще больше повышают заметность перехода. Когда посреди дороги вырастает столб или знак, это трудно не заметить издалека.



В общем очень полезная штука со всех сторон.

Идеальный островок (см. схему ниже) должен удовлетворять нескольким параметрам




- минимум 2 метра шириной. Это необходима для велосипедистов и родителей с колясками. Советские ГОСТы говорят о полутора метрах, но их явно не хватит для велосипеда. Так что лучше два, с запасом;

- поверхность должна быть нескользящей, лучше, если это будет плитка. Не только ради лучшего сцепления, но и ради ощущения пешеходов, что они стоят на своей территории, а не на отгороженном куске проезжей части, как например любят делать в Америке;

- по краям должны быть установлены защитные столбики. Не нужно городить конструкцию с 30-сантиметровыми бордюрами, как у нас записано в нормах, видимо, "защищающими" от удара грузовика на скорости 100 км/ч. Светоотражающие столбики будут решать задачу заметности островка и пассивно обезопасят пешеходов от наездов. Парадокс в том, что чем менее защищенным будет островок (в разумных пределах), тем внимательнее будут водители. Это как с Большой Дмитровкой. Сделали бы проезжую часть в другом уровне и с бордюрами - гоняли бы. Сделали в одном уровне и со столбиками - скорость была бы 40-50 км/ч. А без столбиков, когда пешеходы ходят совсем рядом, разгоняться страшно;

- полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-60 вполне (что для города самое то);

- если на переходе остается светофор, то он обязательно должен быть с обратным отсчетом. Стоять даже на идеальном островке посреди потока всё-таки не очень приятно, поэтому когда пешеход смотрит на красный свет и, при этом, движение не интенсивное - ему захочется перебежать. С таймером он будет спокойно ждать. Конечно, при условии, что ждать нужно не больше 20-30 секунд (а не как у нас пока делают по полторы минуты).


Московская практика
С теорией разобрались, перейдем к практике. Почему же в столице почти нет островков? Ответ можно найти в ГОСТах, в которых написано, что расстояние до приподнятого островка должно быть не менее 10,5 метров. Не знаю, откуда взялось такое требование. Видимо, проектировщики хотели, чтобы длинномеры (или танки?) могли поворачивать на любых перекрестках. Однако даже узкие амстердамские переулки и фура с подруливающими задними колесами передают привет этим проектировщикам.



Сложно точно сказать, нужно либо вообще убрать требование о минимальном расстоянии, либо сделать его небольшим, 3,5-4 метра (естественно, при проектировании необходимо будет учитывать требования общественного транспорта, проходящего через перекрестки с островками, т.к. автобусам и троллейбусам нужен достаточно широкий коридор), или же все-таки в этом месте островок не делать. Но изначально ограничиваться 10,5 метрами от бордюра - это нонсенс какой-то.

Мы считаем, чтобы не прыгать с места в карьер, нужно начать с приподнятия направляющих островков. Это будет однозначно проще реализовать, т.к. по сути, островок уже есть, осталось только его оформить.

Речь идет о подобных местах:





Островки нужно продлевать до пешеходного перехода и поднимать. Так уже сделано например в Строгино:


Конечно, сделано топорно, но это первый шаг. Теперь можно работать над тем, чтобы островок выглядел эстетичным.

Когда, научимся такие делать, можно переходить к островкам посложнее - на прямых участках широких дорог, разделяющих потоки. Там уже нужно будет думать о сужении полос, о том, как грамотнее разделить проезжую часть, может в данном месте лучше сделать не 3+3, а 4+2 с закрытым левоповоротным карманом и соответственно сместить островок с центральной оси.

А вот как-то так можно было бы разделить проезжую часть на Хамовническом валу.



В общем, нужно делать, учиться, брать примеры у прогрессивных зарубежных коллег. Впрочем, даже самый дешевый островок с асфальтом уже лучше чем ничего.

Надеюсь что в обозримом будущем у нас появятся и вот такие островки:



а лучше - такие



Вы уже хотите такой островок безопасности возле своего дома?


А вот уже реализованный нами замечательный пример островков на площади у Политехнического музея (у Маросейки)




Материалы для публикации подготовленыterrific_jams.
Добавить мой журнал в друзья можно тут.




Хотим, просили, не делают :)

Всех с добрым утром и новой трудовой неделей!

Так нужно стандарты менять по дорогам.

Пофиг. Совершенно. Полно других проблем на дорогах города.

А тем временем Собянин отложил строительство многих дорог
http://www.vedomosti.ru/finance/news/16639851/dorogi-podorozhali?full#cut

Ну, наконец-то! Дошло до властей, что миллиардные вложения на выходе дают только больше пробок. Бюджет Москвы нерезиновый. Главное, чтобы хватило на строительство метро. А дороги необходимо разгружать другими способами.

(Deleted comment)
Эээ а любой пешеход не закрывает обзор? Здесь лишь приподнимают дорогу для визуального отделения, т.е. водятел выехавший на островок точно так же заедет на остановку.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну идея хорошая, особенно в части больших магистралей, но вот на той же бутырской улице поток летит за 60 и просто поднятый тротуар будет некомфортен, хотя бы какое-то ограждение хотелось бы. Не обязательно способное остановить фуру на скорости 160, но хотя бы сопоставимое с отбойником ;-)

Если поднять тротуар и переход - то никто там не будет "лететь за 60". Будут тихо и мирно ехать свои 30-40. :)


На западе везде островки, верно. Только не сужение полос, как на картинках, а уширение дороги в этом месте (на последних фото это кстати заметно). В городе это может быть уширение за счет ликвидации пары парковочных мест перед переходом (что по правилам и так запрещено).
И второе - безопасность пешеходов. Всегда на западе островке размещают защиту для пешеходов - хотя бы заделанный солидный столбик, способный предотвратить наезд (как на последних фото).
В наших условиях такие столбики надо и перед остановками, и перед переходами на тротуаре размещать.

Вообще при 4-х полосах и более островки на западе (Германия, Австрия) почти всегда встречаются

Так у них там сами полосы уже, а у нас запас большой

да, в Строгино хороший островок... Если сделать так на Садовом, то это ж 4-5 стояночных мест! :) Причём хрен их оттуда достанешь эвакуатором.

Очень похоже выглядит пешеходный "островок" на площади трёх вокзалов — переход от Казанского к Ленинградскому вдоль Каланчёвской ветки.

Так что или клумбы или столбики нужно делать обязательно.

А еще такая мера очень поможет водителям в случае нерегулируемого перехода через 6 полосную проезжую часть. У меня около дома такой. Регулярно дежурит ГАИ и штрафует тех, кто не остановился пропустить пешехода, шагнувшего на переход сквозь пробку в противоположную сторону. Хотя увидеть его заранее нереально, да и опасности для пешехода такой непропуск не представляет... В итоге водители тормозят в пол и получают удар сзади.

В случае с дорогой 3+3 должен быть светофор с кнопкой, как минимум. А потом уже островки безопасности. Нерегулируемый пешепереход через 6 полос существует только в России. И все "благодаря" органам-импотентам из трех букв: ДПС, ГАИ, БДД, которые нихрена не занимаются профилактикой, но зато с удовольствием отскребают трупы от дороги... Хотя и это они не делают, бедные сотрудники скорой и МЧС разгребают ошибки бездельников в погонах.

На мой взгляд эта проблема не входит в десятку, а то в двадцадку+ самых актуальных, решение которых привело бы к повышению пропускной способности дорог, улучшению юзабилити города для пешехода и повышению безопасности.

Из практических соображений:
Работаю на Стромынке, очень длинный светофор на остановке "Академия приборостроения" и примыкании Матросской тишины. Его регулярно перестраивают, но как-то там аж три минуты красного пешеходам было.
При этом там как раз сделали платформы для трамвая, которые (как мне кажется) можно чуть продлить, превратив в островки безопасности.

Аналогичный эффект можно попытаться изобразить на станции метро "Сокольники", перенеся платформу для трамвая к автобусной остановке. (впрочем там возможно множество решений, что-то я уже писал в пост про Стромынку)

Весь от на стромынке должен ходить по выделенным трамвайным путям - но ограниченные на верхах не разделяет такого. Странно, что Кац бюджетные деньги тратил в европу ездил а толку 0.

Желательно повсюду в Москве сделать канализированные съезды, причем закрепив их "бортность" в ГОСТе или любом другом документе. Раз уж от столбиков отказались, то пусть будут направляющие островки, которые заставят-таки "умников и умниц", встающих в правый ряд для поворота налево, ехать только направо.

Что интересно, умники и умницы сплошь и рядом встречаются не только в легковушках, но и за штурвалами крейсеров "Мосгортранса"!

Давно пора делать островки безопасности. Можно начать и с простого, как в Строгино, но стремиться надо к красивому как на двух последних фотках.

В общем, все новое - хорошо забытое старое. Прекрасно помню разделительный газон на Мосфильмовской, исчезнувший в 90-е...

В Питере уже было достаточно много таких мест и новые стали делать такие. Недавно сделали несколько штук на шоссе Революции. И это при узких полосах движения. С островками улицы переходить легче, однозначно. Кому-то передохнуть, кому-то - осмотреться. Позорно, что такого нет на Невском проспекте, да ещё и фазы там короткие. В итоге если идти обычным шагом, то Невский пересечь на пешеходный зелёный не получается, а стоять на двойной сплошной посреди восьмиполосной улицы - дискомфортно и просто опасно.

А вот включать то одну сторону улицы, то другую может быть полезно только при двух фазах (1 - зелёный на первой стороне машинам, на второй - пешеходам, 2 - наоборот). Иначе получается плохо (когда есть фаза, когда пешеходы стоят, а машины едут по обеим сторонам). Такая штука реализована в Питере на переходе через Лиговский проспект у Московского вокзала (там четыре фазы, из них две - когда едут обе стороны). На фазах "красный пешеходам, зелёный - машинам) в дождь людей на островке обдаёт с ног до головы вода из-под колёс автомобилей. И отойти некуда: по обе стороны - проезжая часть. Островок-то совсем не широкий.

Кстати, можно ведь таким образом сократить врем ожидания пешеходами зеленого на перекрестках, где светофорная фаза наполовину перекрывает движение на дороге (в одну сторону зеленый прямо и на поворот, в другую сторону красный) - красную половину дороги смогут пересечь пешеходы

?

Log in

No account? Create an account