proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Сколько переплачивают автомобилисты?
proboknet
Регулярно слышны жалобы автовладельцев, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще утилизационный сбор, а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества.

Последней каплей в терпении водителей грозит стать платная парковка и взимание денег за проезд по магистралям, построенным на бюджетные (то есть наши с вами) деньги. Многие автомобилисты уже окрестили это "платой за воздух". Напротив же некоторые сторонники общественного транспорта, которые утверждают, что водители оплачивают лишь 20% от стоимости строительства, ремонта и содержания дорог. Спорящие на эту тему стараются погромче высказать свою точку зрения и не слушают противоположную. Попробуем же без истерик разобраться в этом вопросе.

Возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр. Ее и возьмем для расчета.

НДС (налог на добавленную стоимость) -  самый простой в вычислении сбор. Он составляет 18% от конечной цены товара или 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. То есть одна тонна бензина - это 1400 литров. Делим 5100 на 1400 и получаем 4 рубля акцизов на литр топлива. Если вы покупаете бензин не Евро 5, а классом ниже, то акциз больше. Это сделано специально для того, чтобы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Поэтому, вполне возможно, что с того бензина, который вы сегодня залили в бак машины НДПИ вообще не изымался. Но не станем придираться к деталям и будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, какая картина получилось в итоге


58% в цене литра бензина - это стоимость самого топлива (добыча, транспортировка, переработка), а 42% - это налоги. Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?


Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование (как среднее, так и высшее), медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для наших домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.


взято с сайта budget.mos.ru (трансферт из бюджета - это деньги с других налогов, например с подоходного)

Как вы видите, автомобилисты прямым способом оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве. Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Это неудивительно, ведь часть автовладельцев или совсем не платит этот налог, или платит его по минимальной ставке 7 рублей за лошадиную силу (менее 700 рублей в год). Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. Реально еще меньше, ведь мы не учитывали грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

Средний автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.
Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 14 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).



Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?
С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить всех налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

В общем, у меня получились вот такие мысли по этому поводу, буду рад, если вы тоже выскажетесь на эту тему. Задача поста - разобраться в этом вопросе, а не встать на позиции той или иной стороны.

Скоро напишу и про расходы на обслуживание общественного транспорта, и мы обязательно сравним их с тратами автомобилистов. Обещаю, вы будете удивлены результату.

UPD: Про переплату в цене автомобиля я тоже напишу.



Сейчас набегут синеведерочники и буду вопить что вы не правы..

Расчёты вполне похожи на правду. Только если убрать коррупционную составляющую, тогда 80 миллиардов рублей можно будет и не вливать. А то и больше. Вы думаете просто так всякие ремонты активизируются с наступлением осени\зимы? Просто за неблагоприятные условия надбавка положена, а получают её не с начала реальной работы, а фактически с момента выставления знаков\ограждений. Отсюда и "долгострои", кстати, берутся.

Тогда уж правильнее было назвать "сколько недоплачивают автомобилисты?", нет?

По недоплате - это к пассажирам ОТ

Ну стоит добавить в этот обзор, насколько раздут транспортный бюджет корупционной состовляющей, и тогда получится, что автомобилисты обеспечивают себя на все 100%. И не только себя! Пешеходов возят автобусы по дорогам, построенным на деньги автомобилистов. Пешеходам привозят хлеб, мясо и молоко по дорогам, построенным на деньги автомобилистов. И т.д.

Edited at 2014-01-15 06:46 am (UTC)

Ещё скажите, что Вы оплачиваете ОТшникам проезд. Смешно.

Два момента. Во-первых, есть еще разовые налоги - грубо говоря, при покупке автомобиля, примерно половина его стоимости (треть - ввозная пошлина, и еще 20% - НДС) - уходит государству. А это так на минутку с полмиллиона рублей. Разделим на 20 лет эксплуатации - получим 25К в год.
И два - кроме потребления топлива, автомобиль продуцирует рынок услуг. НДС с которых тоже уходит государству. Навскидку, стоимость эксплуатации примерно сопоставима со стоимостью расходуемого топлива.

А, ну и пресловутые 17 миллионов баксов за км в дорожном строительстве против 6 миллионов за км в Финляндии (при ресурсе дороги меньшем раза в три - хотя, возможно, это из-за перегрузки).

Еще - кроме ЛТ и ОТ есть ГТ. Грузовой, бишь, транспорт. Который тоже платит, и платит если я правильно помню очень немало.

Edited at 2014-01-15 06:58 am (UTC)

А это так на минутку с полмиллиона рублей.
Наеби государство - покупай дешевые отечественные авто.

НДС неверно посчитан. Там получается около 5 рублей, точнее, 5 руб. 03 коп.
(Верно считать, принимая 33 рубля за 118%.)
Из-за этого рубля расчеты "едут", например, в первой диаграмме на 3%.

чушь какая! с каких пор "100р включая 18р ндс" стали 118%??

Что-то я смотрю всех просто прорвало на одну и ту же тему писать. Ждём следующего поста.

Заказ из Дептранса, чего тут непонятного. Особо неприятно это читать в блоге, который раньше был на стороне автомобилистов... Предательство.

Вот что накопал в своё время интересного.

http://miroslavv.livejournal.com/209766.html - расчёты на примере Краснодара.

http://proboknet-tver.livejournal.com/74499.html?thread=644867#t644867 - объяснения от Якимова: "Заблуждение заключается в том что многие люди устанавливают какую то неведомую связь между названием налога и своими потребностями. "транспортный налог" - это всего лишь название. Название статьи № 28 налогового кодекса РФ. И всё."

http://polit.ru/article/2011/03/22/vuchic/ - знаменитые 40% Блинкина: "акцизы на бензин в сумме с транспортным налогом покрывают у нас менее 40% суммарных затрат бюджетной системы на содержание и развитие автомобильных дорог."

С нетерпением жду информации по общественному транспорту. Правда подозреваю, что ситуация в разных городах очень разная, поэтому получится "средняя температура по больнице". В Москве маршруток мало, основная доля за Мосгортрансом - поэтому, думаю доля субсидий велика. А вот в городах типа Воронежа субсидирование может быть копеечным, а ОТ работает с прибылью.

А про "плату за воздух" - это обычная обывательская истерика. Лет пять назад я тоже не понимал, почему в Европе парковка платная, потому что знаний должных не было.

В Европе уже почти 1 автомобиль на человека, наведен порядок и функционирует комфортный ОТ. Когда Москва решит проблемы порядка парковки и комфортности ОТ (а это в первую очередь продуманность маршрутов) - тогда против платной парковки не будет и слова.

Вроде как транспортный налог не идет напрямую в дорожные фонды, а просто вливается в бюджет региона, а дальше уже как решит субъект РФ.

Тут еще такой момент - дороги не только для частных автомобилистов, а для перевозки грузов, товаров, экстренных и коммунальных служб и вообще для нормальной жизнедеятельности города.

Так и есть.
http://proboknet-tver.livejournal.com/74499.html?thread=644867#t644867 - объяснения от Якимова: "Заблуждение заключается в том что многие люди устанавливают какую то неведомую связь между названием налога и своими потребностями. "транспортный налог" - это всего лишь название. Название статьи № 28 налогового кодекса РФ. И всё."

Интересный пост, но отсутствует вывод.
Ок,автомобилисты платят в виде налогов всего около 30 с лишним процентов от общих затрат, но разве это может служить оправданием такому качеству дорожного покрытия?
В вариант, что если платить больше, то станут строить лучше не особо верится.

налогов всего около 30 с лишним процентов от общих затрат
Вот на эти 30% и имеем качества))

НДС и НДПИ считать безусловно надо (Его спокойно можно в трансфер пустить). Я считаю что сюда надо как минимум прибавить если не саму прибыль сбытчиков бензина, то налог на прибыль это точно (хотя это не совсем корректная сумма, так как прибыль часто занижается. Я бы для корректно расчета взял 50% прибыли. Суть в том что 19 рублей - это не стоимость самого топлива, а себестоимость плюс прибыль (а она не маленькая без сомнений). К тому же если даже при самом скромном раскладе отнять 20% откатов и прочих взяток, которые растаскиваются из 120 млрд., то вполне окупаемый проект. Тут я даже не говорю о таможенных пошлинах, которые уплачивают автомобилисты при покупке машины, они же тоже в федеральный бюджет идут, понятно - медицина, образование, и т.д., но и строительство дорог в том числе

на откаты идёт мин 70%.

19 руб. (расходы на добычу) немаленькие
тут трудно разобраться
лучше уж сравнивать с Америкой
получается у нас бензин дороже
Это при том, что Америка в основном импортирует нефть
тогда по логике у нас надо закрыть все скважины и перейти на импорт, может тогда бензин подешевеет
Где то встречал сравнительную таблицу цен на бензин, зарплат и т.д. в разных странах
сравнение не в нашу пользу
(попробую найти)

На Ближнем Востоке бензин по 20 центов продают, а у нас 19 рублей расходы на добычу. Либо они продают себе в убыток, либо наши нефтяники немного о...ели.

Источники финансирования дорожного фонда - это же формальность. Если, например, запретить личный транспорт, то и НДС-НДПИ с потребляемого топлива перестанут поступать. Т.е. НДС с газа для плит и отопления - это одно (собирается со всех жителей), а налоги с топлива - вещь в себе.
А еще надо посчитать импортные пошлины (хотя формально это тоже способ оплатить армию и образование). При средней стоимости автомобиля в 800тыс. р и сроке эксплуатации в 10 лет получается порядка 30 тысяч в год только за счет пошлины.
И самое главное: строительство дорог - это не одолжение с барского плеча государства, а самые настоящие инвестиции. Вот тут вот говорят, что 1 рубль вложений в дороги дает 39 рублей ВВП (из которых 10 возвращаются в виде налогов).

Тратится у нас бюджет не очень и дороги слишком дорогие. Нет?

К тому же между строк читается, что дорогами пользуются только автомобилисты, а это не так. Даже бабушка, которая уже 10 лет из дома не выходила пользуется дорожной инфраструктурой в полный рост. Так что, вполне справедливо, что из общего бюджета идет большая часть финансирования.

Опять-же общий бюджет - это и бюджет автомобилистов тоже.

Вот именно. Если строить дороги только на деньги автомобилистов, то это дороги должны быть без общественного транспорта, без тротуаров и пешеходных переходов. Типа МКАД и ТТК.

Александр, а теперь сравните цену ремонта и/или строительства 1 км дороги в москве и в европе/америке/китае. и станет очевидно, что если бы разница не пилилась, а всё-таки использовалась по прямому назначению, т.е. на обслуживание дорожной сети, то результаты были бы ещё более удивительными.

С Китаем сравнивать уже совсем некорректно, вы еще с Африкой сравните. Наши ориентиры - страны типа Канады - Финляндии, все же. Ибо погодные условия сильно влияют на срок службы.

единственный вопрос, где я поддерживаю позицию властей - основная причина загруженности это москвичи, которые просто хотят передвигаться в комфорте, а не жизненная необходимость. За комфорт можно и заплатить.

Власти виноваты в том, что дают разрешение строить без ограничений.

Жизнь для того чтобы быть в комфорте.

1. Не учтены налоги при покупке Авто.
2. Хотелось бы еще циферки по платным парковкам. Сколько идет в бюджет г.Москвы, а сколько на Кипр.

1. про цены на авто напишу отдельный пост
2. про деньги с платной парковки написано тут: http://dt.mos.ru/ Но вы же в них не верите -)

Есть недоговорка - не указано, сколько продается топлива.

ФАС: Россияне переплачивали 20% за бензин в течение 20 ле

ФАС: Россияне переплачивали 20% за бензин в течение 20 лет

Глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев сказал, что его службе удалось обуздать аппетиты нефтяников, необоснованно взвинчивавших цены на бензин на 20%, чем предписывалось мировой конъюнктурой цен. Об этом Артемьев сообщил в интервью телеканалу "Россия 24".

"Любой российский гражданин при заправке переплачивал на 20% больше, и длилось это 20 лет. Понадобилось принять новое антимонопольное законодательство, пройти все суды, — было около ста судебных процессов, — пока Высший арбитражный суд не поставил точку в этом деле", — сказал Артемьев, добавив, что в процессе этого российские нефтяные компании были оштрафованы на сумму около $650 млн.

Игорь Артемьев заявляет о нынешнем соответствии — "в основном" — ценников на российских заправках "ценам, которые должны быть исходя из мировой конъюнктуры".

>>>взято с сайта budget . mos . ru (трансферт из бюджета - это деньги с других налогов, например с подоходного)

Одна проблемка с этим графиком из бюджета на 2013 год. Совсем не факт, что сборы будут именно такими.

Вот, например в 2012 планировали собрать 18,4 акцизы + 14,4 транспортный. Итого 32,8 миллиарда.

А реально собрали 12,7 акцизы + 8,5 транспортный. Итого всего 21,2 миллиарда.

У меня огромные сомнения, что в 13 году соберут в 2 раза больше, чем в 12.

Плюс НДПИ и НДС налоги федеральные, и ни каким боком отношения к городским дорогам не имеют, а вот как раз имеют отношение к оплате больниц, школ, армии, сочинской олимпиады и прочей прочей радости. Так же как и таможенные пошлины и НДС при них.

Все эти налоги лишь вторичное обложение доходов граждан, и привязаны по факту к размеру доходов граждан. И там действует принципчем больше зарабатываешь, тем больше твоя доля за оплату всего того, что собирается на общие нужды государства.

В корне неправильно выделять эти налоги как налоги, которые покупатели автомашин платят за дороги. Нет они платят ЗА ВСЁ, пропорционально их доходам.

Edited at 2014-01-15 07:40 am (UTC)

Пардон. Эти налоги возникли по факту использования автомобиля. Не было бы использования - не было бы налогов. Или предлагается деньги платить, но при их распределении молчать в тряпочку? Не-а. No vote - no tax. Заплаченные автомобилистом деньги должны работать на автомобилиста.

Еще момент. Порядка 700К из 1.5М ездящих по мск автомобилей - импортные. Областные, бишь. То есть по хорошему, надо брать не конкретно мск, а агломерацию мск+область. И смотреть и на объединенные акцизы, и на объединенные бюджеты дорожного строительства.

кстати да, но это уже очень политический вопрос окажется.

1. Мосгортранс освобожден от уплаты транспортного налога. Почему бы не начать его взимать, чтобы увеличить абсолютную величину налогов? Да, это соразмерно скажется на цене билета - ну и пусть - налог на автобусы небольшой, в расчете на одного пассажира это будет рубль или два.
2. Львиная доля этих бюджетов - наглое воровство - перекладка асфальта по два раза, оплата дважды завышенных затрат (потому что половина подрядов идет откатом).
3. Совсем не рассматривается НДС, который идет с огромной отрасли - автосервиса. Конкретных цифр в инете не нашел, но по своим наблюдениям получил цифру, сопоставимую с затратами на бензин. Соответственно, доля НДС удваивается и может составлять до 60%, если налоги от автосервисов пускать в бюджет.

Принимая во внимание как минимум п. 2 можно сделать выводы:
1. Если убрать коррупционную составляющую - бюджета будет достаточно
2. Автомобилисты платят достаточно для финансирования дорожного бюджета.
3. Не стоит забывать, что по дорогам ездят не только автомобилисты - ОТ тоже их использует (и справедливо, если будет платить за использование налог).

Поэтому всем орущим про то, что автомобилист платит недостаточно - фак в лицо.

Так бензин тоже содержит налоговые платежи.

На самом деле это только верхушка айсберга. Как заметили еще и выше это еще и прямые расходы на автомобиль (таможенные пошлины, НДС, утилизационные сборы). Но это еще огромный низ айсберга в виде дополнительной транспортной инфраструктуры. Это и АЗС и огромное количество СТО (официальные дилеры и нет), и страховые и т.д. и т.п. Заметь, они не только платят налоги с доходов 20%, но и еще обеспечивают неизвстное количество народа работой, который потом платит налоги на доходы, ЕСН, аренду и постройку площадей (строители тоже платят налоги) и т.д. Естественно, все это оплачивают автомобилисты. И посчитать это можно лишь примерно, исходя из расходов на авто. Это все тоже необходимо учитывать.

О, ну тогда мне автомобилисты в принципе должны. Ибо без меня у вас не было бы автомобильных сидений, рулей, приборных панелей. Просто я занимаюсь продажей химии для производства всего этого. ))

А можно и так посчитать

ВВП у нас в прошлом году составил ориентировочно 68 трлн. руб. На дороги тратится 1,5 %. Говорят, недостаточно, нужно 3 %. Предположим, что на автомобилистов справедливо будет возложить не все 3 %, так как дорогами пользуются не только они, а половину - 1 трлн. руб., изымая её через акциз, а остальную половину добирать другими налогами.

Производство автомобильного бензина в прошлом году составило примерно 38,8 млн. т, а потребление - чуть более 35 млн. т. Так что минимальный акциз на 1 литр должен составлять - 28-29 рублей.

Re: А можно и так посчитать

1.5 евро. вполне себе справедливая цена.

дальнобоям и прочим коммерсам разрешить налоговый вычет скольких-то процентов из уплаченного акциза.

и цены не сильно подымутся, и количество легковушек на дорогах поуменьшится — бизнесу станет свободней.

Про переплату в цене автомобиля.

заранее напишу вам такую мысль, с точки зрения экономики...

значится, покупая автомобиль, человек (частное лицо) вкладывает свои средства (весьма значительные порой) в некий невозобновляемый ресурс с весьма коротким сроком полезного для экономики действия.

конечно, повышается спрос на услуги всяких ремонтников и заправок, но в общем случае экономика оказывается в минусе.
1) чаще всего автомобиль импортный
2) если авто взят в кредит, то это только "раскачивает лодку" потребкредитования
3) частное авто не участвует в экономической жизни — с его помощью не оказывают услуг (легально) и практически не пользуются услугами других (смена масла и переобувка — не сильно большой вклад, а новой машине больше и не требуется).
4) по окончании срока службы (а то и ранее) авто подлежит утилизации или же используется далее с вредом для окружающей среды, повышенными расходами на ремонт (утилизация труда ремонтников в поддержание утилизируемого предмета).

Для сравнения, вложение денег в ту же недвижимость может оказаться более полезным:
1) срок службы значительно дольше
2) участвует в экономической жизни непосредственно как местообитание рабочей силы, так и косвено — потребляя значительное количество услуг
3) труд многочисленных работников по поддержании функционирования жилья — достаточно долговременное вложение.

Аналогично, вложение денег в, ну не знаю, ларёк с молочной продукцией, получается выгоднее для экономики, чем вложение такой же суммы в БЧД.

Отсюда возникает необходимость склонять людей фискальными мерами к финансированию других секторов экономики, кроме автомобильного.

Пример США не самый правильный, ибо:
1) дорог там УЖЕ много. Когда у нас будет так же — появится мультипликативный эффект от автомобилей
2) автопромышленность там УЖЕ работает на мировом уровне и, собственно, задаёт его. нашу промышленность надо не спонсировать прямыми вливаниями, а давать возможность конкурировать ценой своей продукции.
3) увы, но то, что у нас называется городом весьма не похоже на их коттеджные пригороды, в особенности, по количеству парковочных мест на 1000 жителей.

PS: ясно, что покупка личной машины в регионах не охваченных каким-либо видом общественного транспорта, является насущной необходимостью. но. но откуда появится общественный транспорт, если для потенциального потребителя его услуг дешевле купить личное авто?

Re: Про переплату в цене автомобиля.

Дык эта, почему-то в охваченом ОТ городе все стремятся купить авто.
Может что-то в ОТ надо поправить?
Знаю кучу людей которые хотели бы ездить на ОТ. Но не могут.
Не ходит ОТ как им надо. А пересадка НОТ-НОТ - это + полчаса ко времени в пути.

?

Log in

No account? Create an account