proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Нулевая терпимость к смертям
proboknet
Vision Zero — шведская программа безопасности дорожного движения, которую разработали в 1997 году, когда на их дорогах погибли 541 человек. Для сравнения в России в том году погибло 27 700 человек!



Базовым принципом программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно которому, нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.


Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, и производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Средства достижения результата:
• Перекрёстки с круговым движением. Несмотря на то, что светофорное регулирование вроде как эффективнее, но, как правило, аварии на них приводят к более тяжёлым последствиям, чем на перекрёстках с круговым движением.
• Дороги с разделительным барьером. Решение эффективно предотвращает аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта. Строительство разделительных барьеров активно ведётся в Швеции с 1998 года.
• Ограничение скорости в населённых пунктах до 30 км/час. По исследованиям учёных, именно скорость в 30 км/час является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Власти населённых пунктов Швеции получили полномочия самостоятельно определять участки для введения данного ограничения.
• Очистка прилегающих к дорогам территорий. Для минимизации последствий съезда транспорта с дороги с прилегающих территорий были убраны опасные предметы: камни и деревья, установлены заборы.
• Подробное расследование аварий со смертельным исходом. Все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией. По окончании расследования предлагаются решения, которые бы позволили избежать повторения случившегося.
• Напоминания о ремнях безопасности. Производимые в стране автомобили оснащаются системами напоминания о ремне безопасности, показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100 %.
• Алкозамки. Технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.
• Фоторадары. Средство контроля над установленными ограничениями скорости на дорогах.
• Велосипедные шлемы. Все дети до 15 лет обязаны использовать шлем при езде на велосипеде.

Программа начала претворяться в жизнь в 1997 году, когда на дорогах гибли 541 человек. На 2012 год, несмотря на рост автомобилизации, на дорогах погибло 286 человек.

Программа признана удачной, поэтому не мудрено, что её стали заимствовать и другие города/страны. Например, Нидерланды, Великобритания и США. В последнем случае, это Сан-Франциско, Портленд, Бостон и Нью-Йорк, о последнем и поговорим конкретнее.

Больше всего дтп с пешеходами происходило в промежуток с 21.00 до 24.00, если в среднем по Нью-Йорку показатель в это время равен 15% от общего числа, то на Манхеттене это 25%. В основном людей сбивают:


Запуск проекта Vision Zero в городе стартовал в январе 2014 в районах Bronx, Brooklyn, Manhattan, Queens, Staten Island. Детально остановимся на Манхеттене. Проводились исследования и анализ. С 2007 по 2012 доля смертей пешеходов в ДТП выросла с 51% до 58%. Также изучению подверглись степень вины каждого участника движения, влияние времени суток на это и так далее.
Выяснилось, что так как остров Манхеттен - густонаселённый район, финансовый и культурный центр, то людей здесь много, поэтому виновников-пешеходов здесь больше, чем в других районах НЙ.

Помимо этого, была проведена большая публичная работа, где опрашивали пешеходов и представителей местных общин. На их основе также был составлен рейтинг того, что не нравится людям. Выяснилось, что в основном людяи жалуются на большую скорость транспорта без предоставления преимущества пешеходам:




А также был создан специальный сайт, где каждый мог высказаться. Таким образом, был разработан общий рейтинг аварийности дорог и перекрёстков, на основе которого были выявлены самые опасные дороги и перекрёстки города:



В частности, было выявлено 2 самых опасных района, один из которых - Чайнатаун:


Итак, подготовительная работа выполнена, места обозначены, что дальше? Строительство многоуровневых развязок и подземных переходов? Нет. Как раз наоборот.

до и после:


Подготовлено порядка 50 инженерных решений для успокоения трафика;
• Создание и регулировка пешеходных фаз на светофорах;
• Настройка светофоров, чтобы избежать высоких скоростей в вечерний час-пик;
• Регулирование времени доставок и разгрузок в районе, чтобы грузовики ездили в то время, когда пешеходов меньше всего;
• Создание защищённых велодорожек;
• Разъяснительно-учебные программы;
• Увеличение камер фото-фиксации;
• Улучшение работы полиции.


Что?! Как!? Да это же не поможет и убьёт движение в городе!

Как видно, некапитальная реконструкция всего одного перекрёстка снизила аварийность на 1/3, при этом не парализовав район:


Пора уже и нашему ГИБДД обратить внимание на новые тенденции и подходы к безопасности дорожного движения, а пока только так, только хардкор:


В прошлом году на ряде улиц Нью-Йорка (небольших улиц, конечно) был установлен скоростной режим в 40км/ч, а также удалось добиться минимального показателя смертности людей на дороге - погибло 132 человека, хотя в 2013 их было 180 (максимально высокий показатель за всю историю, кстати).

В твиттере в таких случаях постят вот такую картинку


В этом году программа развернется по полной, будут также вводиться зоны 30 км/ч, проводится дорожная диета, чтобы сузить полосы и так далее. Сейчас:


А так будет:


Но почему же вся программа крутится вокруг пешеходов? Ответ прос т- это самый незащищённый участник дорожного движения, и если защитить его, то также повысится безопасность велосипедистов и дорожного трафика в целом. Так, предыдущие проекты Нью-Йорка по реконструкциям городских пространств показали снижение аварийности на 22-71%. Помимо того, что каждый горожанин ценен для города, и город обязан идти на встречу каждому, гарантировав безопасность, данная программа также ориентирована на безопасность детей (в НЙ сейчас бэби-бум).

Подробнее о Vision Zero по-ньюйоркски можно подробнее прочитать в сети, а также на сайте Департамента Транспорта Нью-Йорка.

В следующий раз, когда чиновники будут говорить о безопасности и под/надземных переходах в одном предложении дайте им леща, спросите, какие расчёты они делали, и почему жуткие капиталисты даже не задумываются о таком решении.

А еще покажите им этот пост:



Пора, очень давно пора и в России перенимать лучшие работающие практики. Как будем доносить это до чиновников?

P.S. Публикация подготовлена на основании поста gre4ark (отсюда).



К сожалению, большинство сограждан хочет другого: как можно быстрее, желательно, со скоростью 120км/ч доезжать до ближайшей пробки.

Будем тошнить - все верно.

Общее правило - когда начали рассказывать о передовом мировом опыте, то 1.хотят денег 2.но аргументов не хватает. Ну, в общем, нового мало.

И сравнение абсолютных цифр по России и Швеции - это такой дешевый-дешевый приемчик.

Насколько я понимаю, в России такая огромная смертность не из-за городских перекрестков, а из-за столкновений на трассах. Т.е. перестроить перекресток это конечно хорошо, но большого снижения аварийности не даст.

Для начала надо на всех магистралях поставить отбойники, включить свет, запретить ездить на небезопасном автохламе... а на это никакого бюджета не хватит (((

На отбойники хватит, только закон джунглей перестанет действовать и нация выродится)

Ага всё сводится к тому чтобы сделать ограничение скорости пожёстче и поставить побольше камер. А вот заставить пешеходов соблюдать ПДД религия не позволяет?
То что люди не идут по подземнику а лезут через забор чтобы перебежать дорогу в неположенном месте это вина водителей или вина тех кто решил подземник сделать? Ну что за бред а? Не надоело ещё чушь такую в блоге писать?

Чтобы понять что подземный переход для ЛЮДЕЙ СОБЛЮДАЮЩИХ ПДД безопаснее не нужно делать расчёта. Разделение потоков всегда безопаснее. Если пешеход не соблюдает ПДД это его проблема. Не дорожит сам своей жизнью, почему другие должны думать о его жизни?

Физическое разделение потоков... О чем вы? Ведь речь в посте о городе, а не о трассе.

Самый безответственный, порой недееспособный, но участник движения - это фиаско..

> погибло 27 700 человек

Есть такой удачный термин - принятие рисков. Суть его заключается в том, что человек идёт на некоторые послабления безопасности, при этом осознавая, что существует маленькая ненулевая вероятность какой-либо неприятности. И это абсолютно нормальная стратегия, а приведённая цифра (хоть она и пятизначная) для меня все еще означает, что вероятность оказаться в их числе крайне мала.

Подавляющее большинство идёт на подобное принятие рисков каждый день в разных сферах, хоть и не замечает этого. Утверждаю, что у всякого человека найдётся хотя бы одно действие, которое он мог бы сделать более безопасным способом, однако он не делает этого.

Нормальная стратегия состоит в минимизации рисков.
Люди все-таки интересуются наличием подушек безопасности, добровольно пристегиваются ремнями и не хранят запасы бензина в квартире.
28 тысяч это огромная дичайшая смертность, а вовсе не маленький риск. Для наших размеров 10 тысяч - это много, а 28 просто дичь.


Все это хорошо, но как это поможет избавиться от автобыдла нарушающих пунк 8.4 ПДД и вминающих велосипедистов в припаркованные авто при перестроении?...
Ведь многие водители даже не подозревают что ПДД изменились, и ездят чисто на инстинктах.



Edited at 2015-04-09 08:06 am (UTC)

Так это пункт уже давно в ПДД живёт. При чём тут велосипедисты, их и раньше нельзя было размазывать по припаркованных машинам?

Чиновникам пофиг на трупы, ибо никакой ответственности они не несут. Но можно начать менять ситуацию выражая свою гражданскую позицию. Можно даже начать с голосовалки против резкого поднятия тарифов осаго на сайте osago.autofed тчк ru

Edited at 2015-04-09 08:21 am (UTC)

Чем больше аварий, тем дороже осаго, тем выгоднее аварии.

Отлично!
:)
Нулевая смертность должна однажды добраться и до наших мозгов!


Да-да, подземные переходы - аццкое зло! А как быть со статистикой количества сбитых пешеходов, переходивших дорогу по наземному переходу? Ах, сбившего наказали? А пешеходу, который уже на том свете, это не пофигу ли уже?

Дык разбираться надо в причинах ДТП и устранять их. Об этом речь.


Не могу согласиться. Это в Швеции и гейропе с их протяженностью можно пилить 30 км/ч в населенном пункте. Попробуйте в России за день сделать 1000-1500 км и ехать даже по существующим правилам. Сложно трудно и бестолково. В населенном пункте нужна скорость 100, а вне 140-160 км/ч. Это для нормалтных водителей, а не инвалидов за рулем. Из личных наблюдений ежедневного вождения автомобиля, активная пропаганда антиавтомобильной истерии привела к тому, что 80% пешеходов выходя на переход вообще не считают нужным смотреть по сторонам. Понимате? Идут, кто газету, кто планшет читает. Это по сути самоубийцы. И водитель, элементарно не заметивший пешехода, особенно на многополосных трассах, почему то оказывается виноват. Может это я родился в СССР, но меня ПДД учили по другому - перед переходм проезжей части посмотри по сторонам перед тем, как переходить улицу. Просто как лопата. И тем не менее, никто не считает нужным это делать. Отсюда и высокая сметность. От баранов пешеходов.

Да у нас на каждом углу сплошные населенные пункты, какие 30км/ч???
И никакие программы по БДД не помогут столице.
Все многомиллионные средства необходимо кинуть на ОБУЧЕНИЕ водителей.
У нас через одного дегенераты за рулем, которым на все нас рать.
Культуру вождения надо вбивать силовыми методами в головы водителей, а не дороги перестраивать.

Очередная программа для "освоение" российского бюджета))

А пешеходов учить не надо?
Надо ужесточать ответственность за нарушение ПДД пешеходами.
И снимать с водителей любую ответственность если пешеход переходил дорогу в неположенном месте или на красный свет, а не как сейчас.

Господин Варламов, перелогиньтесь.

Сегодня утром джип на моих глазах чуть не заутюжил пешехода.

Ломоносовский проспект у МГУ.

Ваша блин мечта:
Наземный переход со светофором, разделитель потоков, длинный зеленый.

Но этот мудак-студент БЕЖАЛ на красный свет через поток машин. И джип поворачивающий налево на свой зеленый его бортанул, ибо не видел даже.

Такого мудака не спасет ни светофор, ни шлем, не подземный переход.
Надо додуматься БЕЖАТЬ на красный, спиной к потоку машин.

Да кстати и боковые стойки у джипов как правило шире, обзорность ниже. Особенно в поворотах.

Говорят, дьявол кроется в деталях. То, что вы сейчас говорите - это чертовщина. Объясняю.
Политика Vision Zero - она правильная. У америкосов, кстати, даже есть журнал с таким названием. Но это лирика.

Так вот. Перенимать у американцев ничего не нужно. Проверено, в России это не сработает. А вот брать здравые идеи и дорабатывать её под наши условия нужно. Но это уже куда более сложная задача, чем взять и скопировать. А иначе - вспоминаем Алису в стране Чудес и королевство кривых зеркал.

По существу какие предложения?

Кстати, на улице уже тепло.
Ожидаю в скором времени от господина Шумского пропаганды велосипедизма/велодорожек и вот этого всего прочего модного урбанизьму (несомненно со ссылками на международный опыт).

да! спасибо, что напомнили!

?

Log in

No account? Create an account