proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Почему в России самый дорогой бензин в мире?
proboknet
При обсуждении цен на бензин в разных странах, читатели резонно замечают, что надо сравнивать не абсолютную стоимость, а относительную. То есть нужно считать сколько литров топлива можно купить на среднюю зарплату в той или иной стране.
Если подходить с такой позиции, то выясняется, что в России цена на бензин является одной из самых высоких в мире. Давайте разберемся, почему так получается.




Посмотрите на таблицу, на ней указаны средние зарплаты и цены на бензин в разных странах, а также вычислено, сколько литров топлива человек может купить на свой ежемесячный доход. Учтите, что из-за постоянных изменений стоимости нефти и колебаний курсов валют, все цифры приблизительные.



Первое, что бросается в глаза – это разброс абсолютных цен на бензин в нефтедобывающих странах (помечены звездочкой) от минимальных до максимальных. Единых стандартов нет. Россия со своими 0.67 центами за литр попадает в середину списка. То есть в нашей стране бензин не самый дешевый, но и не самый дорогой. Специально для тех, кто сильно ностальгирует по советскому прошлому, приведена также стоимость бензина в СССР. Как видите, он был крайне дорог.

Кстати, не стоит завидовать низкой стоимости топлива в Венесуэле. Там действительно можно заправить любой внедорожник менее чем за 100 рублей. Вот только со средней зарплатой в 200 долларов вы вряд ли смогли бы на него заработать, даже копя всю жизнь. Вообще, Венесуэла крайне чудная страна. У них дефицит всего, в магазинах часто продуктов нет. Правительство посылает в супермаркеты полицию и войска, чтобы как-то сдержать толпы голодных людей.

Очередь в Венесуэле, чтобы купить хоть что-нибудь


Но зато топливо не просто самое дешевое в мире, оно дармовое. Бензин превратили в какой-то фетиш. Продукты будут безумно дорогие или они вообще отсутствует, но зато бензин доступен всем и каждому. Это абсолютно нерыночное явление. Даже в Саудовской Аравии, где себестоимость добычи черного золота минимальная, бензин стоит в восемь раз дороже.

Правильнее сравнивать Россию не с экзотическими арабскими королевствами, а с более-менее сопоставимыми с нами странами, в частности с США или Канадой. С ними мы очень похожи и по географии, и по размеру, и по способу добычи нефти. Самое интересное, что в течение последних нескольких лет долларовая стоимость бензина в России и США практически одинаковая.

Казалось бы, нашим водителям не на что жаловаться. Но это пока мы сравниваем абсолютные цифры. Если мы будем считать стоимость топлива с учетом средних доходов, то картина перестает быть такой радужной.

Даже в Москве с её доходами на среднюю зарплату можно купить менее 2000 литров бензина, тогда как в Канаде и США можно приобрести 4000-6000 литров соответственно. Наша столица и её жители, в плане стоимости бензина, могут считать себя стопроцентными европейцами. В ЕС на среднемесячную зарплату можно купить столько же литров топлива, как и у нас.

А вот среднему россиянину повезло гораздо меньше. На его зарплату можно приобрести около 900 литров бензина. Ровно столько, сколько можно себе позволить купить на средний доход в Казахстане, Азербайджане, Ираке, Мексики и Туркмении. Эти страны, если кто не знает, не только добывают нефть, но и экспортируют её в больших количествах.

В итоге доступность бензина в основных нефтедобывающих странах выглядит следующим образом.



Россия, за исключением Москвы и еще пары-тройки ресурсно-богатых регионов, попала в группу стран, где на среднюю зарплату можно купить менее 1000 литров бензина. И хотя мы опережаем по этому показателю некоторые слаборазвитые страны, такой результат почему-то не радует. Увы, но наличие больших запасов собственной нефти в стране вовсе не гарантирует низкую стоимость бензина для её автомобилистов. Это логично. В конце концов, мы же не требуем установить цену на хлеб в 10 рублей на основании того, что пшеница и рожь выращивается в нашей стране.

Нравится нам это или нет, но мы, в отличие от венесуэльцев, живем в рыночной экономике. Нефть надо добыть (зачастую в крайне суровых условиях), доставить на перерабатывающий завод, потом продать бензин на заправочных станциях. Все это требует колоссальных усилий и финансовых затрат, которые сказываются на цене топлива.

Не забудем и про налоги. Впрочем, нефтяные платежи в цене бензина занимают не такую уж большую долю, как некоторые думают. Налог на добычу полезных ископаемых и топливные акцизы дают прибавку к цене литра бензина в восемь рублей.

Приятно, конечно, платить за топливо не по 35 рублей, а всего по 27. Но, во-первых, выигрыш не такой большой. В пересчете на доллары цена бензина составит 53 цента. Это все равно дороже, чем даже в Нигерии с её 0.48 центами за литр. А во-вторых, строить и содержать дороги будет просто не на что. Или вы хотите такое же качество дорог, как в Нигерии?

В Африке хотя бы зимы нет…


Как ни крути, а нынешняя цена на бензин вполне себе рыночная. Государство может, конечно, напрячься и симулировать заботу об автомобилистах и уменьшить цену на бензин на рубль или даже два. Но принципиально легче от этого никому не станет.

Что же тогда делать? Ответ прост – больше зарабатывать. В Москве бензин стоит как и в других регионах России, но на столичную зарплату можно купить вдвое больше топлива. Как говорится: "это не цены у нас высокие, это зарплаты у вас маленькие". В Норвегии бензин втрое дороже, чем у нас, а купить его на их зарплату можно вдвое больше. Они больше зарабатывают, разница принципиальная. В 2014 году ВВП Норвегии на душу населения составил более 65 тыс. долларов, в России – всего 14 тыс.

О том, как больше зарабатывать поговорим в следующий раз.



потому что мы великая держава, а обама чмо!

Правильнее было выстроить табличку не по цене на топливо, а по тому сколько можно купить бензина, Александр.

Не так меня волнует стоимость бензина, как транспортный налог. Нужно сделать всё, чтобы его отменили. Он должен быть в топливе. Это стимулирует покупку автомобилей в масштабе страны. А по избыточной мощности отсекать должна страховка. За пределами крупных городов люди должны иметь возможность покупать автомобили. При том, что я активно продвигаю тему зеленого ОТ Швейцарии хочу напомнить, что там более 700 авто на тысячу человек. Но еще раз подчеркну - автомобиль это вспомогательный транспорт, а не на каждый день. Кроме того речь о глубинке и вовсе не отменяет стратегию номер 1 - развитие хай-тек шнельбанов.

Из плюсов в России - у нас больше любят бензин, чем дизельное топливо. Страшно представить во сколько раз ухудшились бы города, если бы как в Европе люди покупали дизеля. Это ужасно. И без того катализаторы выпиливают на бензине, а тут сверхтоксичный дизель.

В тему об автомобилях. Nemihail выбирает себе советский автомобиль вместо БМВ 7-й серии. Я решил немного отдохнуть от инфраструктуры и помочь выбрать ему достойный автомобиль учитывая историю советского автомобилестроения. Посмотрел то, что он решил брать и за голову схватился. Подготовил то, чем можно гордится в мировом масштабе. Плюс вопросы комфорта и престижа:

"Автомобили для nemihail. Лучшая альтернатива из СССР."

Edited at 2015-04-20 10:08 am (UTC)

если цена на российский бензин вполне себе рыночная, то почему не падает вместе рыночной ценой на нефть? )))

рынок - такой рынок


Забавно, что еще летом прошлого года, такой пост был бы иным из-за того, что бензин в долларах был дороже. Так к чему эта искажающая реальность писанина?

Ну надо же пиар подсоснуть властям

Ну надо же пиар подсоснуть властям, иначе бложек могут прикрыть

Не бензин сейчас дорогой, а общественный транспорт.
В СССР одна поездка на метро стоила 5 копеек = 1/8 литра бензина согласно таблице.
В РФ одна поездка на метро стоит 50 руб = 1,4 литра бензина.

Подорожание в 11 раз!!!

Вот потому что общественный транспорт такой дорогой, на дорогах пробки, а Ликсутов предлагает гражданам велосипеды.

Edited at 2015-04-20 07:46 am (UTC)

У сраных буржуев примерно такое же соотношение.

66 тысяч в Москве средняя с учетом олигархов?

Это средняя среди олигархов.

Над 33т.р. средней зп в России и 66т.р. в Москве ржут 89% населения.

В москве я зарабатывал $600 ещё в 2003, с минимальным опытом работы, правда работал не на шахте, а в IT. Так что при желании зарабатывать более $1000 при хоть каком-то образовании и желании работать несложно.

(Deleted comment)
У меня есть информация, от гендиректора ПТК, что "самая большая доля в структуре розничной цены у акциза - около 70%." Недавно писал большой пост на схожую тему: http://2dar.livejournal.com/35456.html может кому будет интересно

Только 70% это налоги ВСЕХ уровней (НДПИ, мес.-фед. налоги, пени и.т.п.)
И самое смешное что часть налогов приравнена к УЕ,
а платится в казну в рублях...
То есть, сейчас налогов в цене бензина под 75%...

По мимо акцизов на бензин, надо еще учесть налоги, которые ложаться на плечи российских автолюбителей: транспортный налог, налог на роскошь...



...платные дороги.

Упущен еще один важный момент.

"Средняя зарплата" в 3400 долларов в Германии существует только в головах наивных чукотских мальчиков.

Я не знаю, откуда берутся эти цифры, но по своему личному опыту, могу сказать, что ни о какой фактической средней з/п в данном случае речь не идет.

Во-первых, никто никогда не указывает в таких исследованиях, это зарплата "брутто" (что скорее всего) или "нетто" - т.е. до уплаты налогов или после. А налоги совсем не российские... Более того, аргумент в стиле "на самом деле в России высокие налоги, потому что львиную долю платит работодатель" не работает, потому что в Германии абсолютно то же самое - и подоходный налог высокий и работодатель платит всяких отчислений до хрена. Ну и на этом фоне, например, работник макдональдса получает около 800-900 евро (на Юге!!!), которых ему едва хватает. А зарплата в 2000 евро нетто считается уже очень даже неплохой.

Кстати, приводить в качестве примера з/п слесарей и прочих работяг в германии тоже неверно. Точнее, верно, но для иллюстрации другого - что труд рабочего должен достойно оплачиваться, т.к. работяги получают очень неплохо, на уровне офисного планктона, поэтому народи не рвется так массово в вузы.

Во-вторых, 1.48 бензин в Германии тоже стал стоить совсем недавно, а до этого он стоил все больше как-то 1.58-1.6. Евро. Не долларов.

В-третьих, что дает эта цена на бензин, если, напр, в Германии есть мега-развитый общественный транспорт, а, скажем, в средней полосе США его нет? Или там если обсудить всякие транспортные налоги? Или еще чего-нибудь, что так или иначе влияет на жизнь автомобилиста и не только?

Короче я к чему. Сравнение бульдога с носорогом, реально.

Ничего она не рыночная
Где Вы видите рынок.
В 1998г. (перед кризисом) бензин стоил 1/3 долл. - 2,20 р при курсе 6,4 р/долл и при цене нефти менее 20 долл.

Рынком не пахнет.
Сейчас после падения курса, цена на бензин не изменилась, но это не значит, что "рынок" влияет. Первыми кто завопил, что нужно повышать цены на бензин были нефтияные компании. Но им сделали предложение, от которого они не смогли отказаться помня дело Ходорковского. Где тут рынок. Им сказали - ужаться в издержках, а не повышать цены. Наша нефтиянка монополизирована и рынка там нет, они произвольно увеличивали свои издержки (как и в Юкосе). Хотели поднять цены, но им не позволяют.

Кроме монополии в нефтянке, там много иностранных фирм (В основном американских), сейчас говорят об "импортозамещении и правильно, поскольку через иностранные фирмы легче выводить прибыль и завышать издержки, речи о технологиях не идет. Они говорят о доле импорта в нефтянке 60%-80%, но это дутая туфта. Spydell правильно сказал, что сами нефтяные объявляют себестоимость добычи 40-45 долл., но спокойно могут ужаться до 15-25 долл. только за счет импортных фирм.

Цены на бензин - все таки больше политика, рынка там мало.

Если говорить о "справедливой" цене (с учетом наших расстояний и климата), то она и должны быть где-то на уровне 1/3 долл., как в 90-х. После 1998 г. была и того меньше (после роста доллара) и медленно поднималась. Сравнялась долларом где-то в 2005 г (точно не помню), но не потому что "рынок", а потому, что нашелся какой-то "умный дядя", который решил, что у нас цена на бензин должна быть на уровне Америки. Фактически даже была выше, чем в Америке.

1. Зарплаты приведены за вычетом налогов или как?
2. По акцизам и налогам:
Ндс 15,25% с 35 руб это 5,34
Акциз с бензина 3 класса 12879 на тонну т.е. 12,88 руб на кг. (грубо говоря 10 руб на литр)
НДПИ 530 руб на тонну нефти. Выход бензина с тонны будем считать 50% Т.е. получается 1060 руб на тонну. или где то 80 коп на литр.
Итого получаем 10+5,34+0,8=16 руб. (грубо)
Т.е. бензин мог бы стоить 20 руб за литр. а только без акцизов 25 руб за литр.


А добычу, транспортировку, переработку,
зарплату сотрудников "нефтянки", электричество,
коммунальные платежи и.т.п. считать не будем,-
нефть что из скважины по "щучьему велению"
в бак в виде бензина попадет...!!!
И со ВСЕГО вышеперечисленного государство берет налоги...

Да к слову НДС в РФ 18%...
Правильнее писать на сумму 29.5 р начисляют НДС (18%) 5.34 р


у нас самый лучший и качественный бензин , не то что в гейропах какая-то моча ослиная.
поэтому нам все завидуют , а госдеп еще и козни строит


Edited at 2015-04-20 08:19 am (UTC)

Ну рядовому москвичу вряд ли нужны 2000 литров бензина в месяц. Тогда уж интересно сравнивать между странами долю расходов на бензин среди всех расходов. А еще корректней - долю расходов на авто, а затем как влияет цена бензина на этот показатель. Бензин не едят, это лишь маленький кусочек образа жизни.


Ты сравниваешь Москву и Казахстан. Вот нахуя так криво считать?
Давай ради справедливости сравнивать Москву с Астаной или Алматой, в этих городах сопоставимая с Москвой зарплаты.

И еще, сколько нефти экспортирует Туркменистан? Интересно просто )

Edited at 2015-04-20 09:27 pm (UTC)

(Deleted comment)

Вполне раельная цифра

для замкадышей типа меня.
младший инженерный состав, старший состав офисных работников столько и получает. "Начальники" больше, "секретари" меньше..

Сравнение грязной зарплаты без учета налогов и местных особенностей бессмысленно.
Тем более без учета специфики такой как цена автомобиля, дорожный налог, налог на выброс СО, другие дополнительные налоги, цена страховки, платные дороги, цена парковки, стоимость тех обслуживания итд. Бензин нужен чтобы ездить?
Расклад будет совсем другой. Реальный британец (я) на свою среднестатистическую зарплату после уплаты ВСЕХ налогов сможет купить гораздо меньше бензина чем отрапортовали в таблице. Россияне просто слишком привыкли либо к серой зарплате без налогов либо к плоской шкале и в любом случае для них разница между грязной и зарплатой на руки не слишком заметна, они не видят подвоха такого сравнения.

Другая мысль, что даже если где то бензин и сильно дешевле то это опять ниочем, ибо например в Венесуэлле можно легко пулю в башку отхватить и даже дешевый бензин вроде как не радует.

Я как профессиональный мигрант (4 страны) постоянно только тем и занимался что сравнивал цены на фиксированные группы товаров и пришел к выводу что это 146% бессмысленное занятие. Все завязано и переплетено вместе так плотно что концов не найдешь.

Оценивать надо качество жизни вцелом, не только тупо бензин но и инфраструктуру, образование, медицину, безопасность, экологию итд. Не в бензине счастье.

В Венесуэле этот бензин наверное и даром никому не нужен, потому и дешевый. Основной расход топлива - это промышленность и грузоперевозки. А если жрачки нет, то бензин на её перевозку не нужен.

?

Log in

No account? Create an account