proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Кто ответит за 27 000 трупов или зачем нужна ГИБДД
proboknet
В прошлом году на дорогах России погибло 26 963 человека. Это приблизительно в восемь раз больше, чем гибнет в ДТП в Германии, где количество автомобилей даже больше, чем в нашей стране. Но самое интересное, что пару десятилетий назад разрыв между нашими странами по этому страшному показателю был всего лишь трехкратный. За эти годы немцы снизили смертность в автокатастрофах в три раза. У нас она практически не изменилась.



Почему так происходит и почему на дорогах России гибнет так много людей? У нас имеется множество профессоров, экспертов и даже чиновников, занимающихся организацией дорожного движения. А результата нет. Все они находятся на пике своей карьеры, генеральских званий. У них есть достаточное количество ресурсов и полномочий. Существует даже целое ведомство, единственной основной функцией которого является обеспечение безопасности дорожного движения (ГИБДД). Но толку то.

Вот смешной плакат на здании ГИБДД Москвы. Раньше тут была другая надпись: наша главная задача - обеспечить безопасность дорожного движения, но, видимо, слишком оптимистично звучало и плакат сменили.




Очевидно, что ГИБДД не может решить эту задачу. С 1 июня 2014 года эта структура перестала принимать даже минимальное участие в процессе организации дорожного движения, формально все полномочия перешли к регионам. Однако обеспечение безопасности почему-то выделили в отдельную функцию и оставили за ГИБДД.

Представьте себе, что ваша личная задача обеспечить безопасность на 100 тысячном митинге, но есть одно условие. Вы его не организовываете, а только отвечаете за его безопасность. Но это же невозможно, это же абсурд! Обеспечить безопасность за других людей. В вашем арсенале останется только штрафовать тех, кто вышел за какое-нибудь ограждение или вовремя вызвать скорую. Но предотвратить какое-нибудь ЧП вы будете не в состоянии.

Странно, но эту логику никто не усмотрел и организацию и безопасность именно дорожного движения почему-то разделили. В результате, никто ни за что и не отвечает.

Когда в прошлом году в московском метро в ходе страшной трагедии погибло 24 человека, сразу же последовали организационные выводы: был снят глава столичной подземки. А на московских дорогах ежедневно гибнет несколько людей. За прошлый год только в столице в ДТП погибло 888 человек!. И ни один чиновник или ГАИшник не лишился за это своей должности, даже наказан не был. Странно, нет?

ГИБДД – бессмысленная структура
От кого зависит безопасность дорожного движения? Очевидно, от его участников: от водителей и пешеходов. А от инспектора ГАИ безопасность никак не зависит. ГИБДД никак не может повлиять на участников, только угрозой штрафа. Т.е. чтобы люди боялись. А когда человек чего-то боится, то он фокусируется на предмете страха и другие детали ему становятся не интересны. Это превращается в игру: увернуться от наказания.

Единственное, что может сделать инспектор – это оштрафовать водителя, нарушившего ПДД. В 2014 году было выписано 72 миллиона штрафов (!). В этом году будет еще больше. ГИБДД считает, что это показатель качественной работы, а я считаю, что это провал.

В такой ситуации у каждого сотрудника и поздраздения ГАИ имеется даже план по поимке нарушителей, который он и выполняет. Его задача заключается не в том, чтобы предотвратить аварию, а в том, чтобы наказать. Да и о какой безопасности может идти речь, если формально растет количество нарушителей? Напротив, уменьшение такого пристального внимания к автоматическим камерам и началу диалога с водительским сообществом - вот дорога, куда надо двигаться.

Что делают эти ГАИшники: повышают безопасность или выполняют план?


Нельзя сказать, что ничего не делается
Существует целая федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. С 2013 по 2020 год на неё выделено аж 32 миллиарда рублей. Между прочим, к 2020 году, согласно программе, смертность на дорогах должна снизиться на 28.8% (какая точность).

Каким же способом удастся добиться таких замечательных результатов? Вы не поверите, но это сделают с помощью (цитата из отчета за прошлый год ):
Изучения существующих положений и построение научно обоснованных моделей разграничения полномочий (сфер ответственности) органов исполнительной власти различного уровня, органов местного самоуправления.

На эти замечательные цели уже потрачено немало сотен миллионов рублей. Я сделал небольшую подборку для вас.
[Посмотреть на этот ужас]
Сначала несколько сот миллионов в "молоко":

  • Создание (модернизация) автоматизированных систем сбора, учета, анализа показателей состояния безопасности дорожного движения (179 млн.рублей)

  • Проведение комплексных научных исследований, направленных на создание аналитических методов поддержки принятия решений и управления в сфере безопасности дорожного движения, а также разработка механизмов комплексной оценки и анализа эффективности и результативности текущей и программной деятельности (59.6 млн.рублей)

  • Разработка действенных механизмов по привлечению внебюджетных финансовых средств в приоритетные проекты обеспечения безопасности дорожного движения (27.9 млн. рублей).

  • Выполнение комплексных научных исследований с применением методов математического анализа в области систематизации и оценки эффективности средств повышения, в том числе разработка типовых решений и макетов для практического внедрения (39 млн.рублей).

Тут мое любимое - пропаганда. Где эти телепередачи и ролики?

  • Организация в печатных СМИ тематических рубрик для освещения вопросов по безопасности дорожного движения -  (25 млн. рублей)

  • Создание пропагандистских телепрограмм для федеральных каналов (72 млн. рублей), (и еще на 36.7 млн.рублей).

  • Создание учебно-методических пособий, фильмов и игр для участников дорожного движения разных возрастных категорий (70 млн. рублей)

  • Проведение информационно-пропагандистских кампаний, использующих наиболее действенные каналы коммуникаций (38 млн.рублей)

Если вы спросите, а как конкретно повышается безопасность, вот ответ:

  • Системы автоматического выявления нарушений правил дорожного движения в Центральном федеральном округе. (56.6 млн.рублей)

  • Строительство пешеходных ограждений в Воронежской области в 2014 году (34.5 млн.рублей)



Но есть и практические решения, которые можно потрогать руками. Например, в прошлом году было построено 809 километров пешеходных ограждений. У нас главное и универсальное средство безопасности – это забор (разновидность запретительных мер).

То есть вместо того, чтобы для людей сделать удобный пешеходный переход, принято решение понаделать ограждений. Но если людям надо перейти проезжую часть именно в этом месте, они сделают это несмотря ни на какой забор.


Аналогично и с автомобилистами. Если им надо именно в этом месте совершить левый поворот или разворот, то они будут это делать, несмотря на двойную сплошную. Но вместо того чтобы его организовать, ГИБДД устроит засаду.

Выход есть!
У некоторых читателей могло сложиться впечатление, что для повышения безопасности дорожного движения ничего нельзя сделать. На самом деле надо менять концепцию и подходы к дорожному движению. Во главу угла надо ставить не безопасность, а удобство. Если движение станет удобным и комфортным, оно автоматически станет и безопасным. Просто не надо будет нарушать ПДД. Зачем, если удобно перейти дорогу по правилам. А если автомобилисту разрешить ездить по дорогам с комфортной скоростью, то он не будет её превышать.

Удобство - начало безопасности. Вот это и надо добавлять во все федеральные программы. И пока мы этого не сделаем, то не сможем догнать по уровню безопасности на дорогах Германию, даже, если она остановится и подождет нас. Мы просто идем не в ту сторону.



Может стоить распустить это структуру по бездействию, а часть бездельников отдать в нужные службы для перекрытия дорог для проезда чиновников.
Всем хорошо.

Так вашими молитвами уже сделано!

Москва забирает полномочия ГИБДД по 38ми нарушениям. Подставы гаишников? Палочная система ? Все это скоро останется в прошлом, начнется НАСТОЯЩИЙ рэкет, но ведь вы этого хотели.

Несколько примеров:

1. На Барклая установили пешеходный светофор в январе. Он до сих пор не включен.

2. На университетском проспекте-Минской улице по всей длины разделитель. Но! В одном месте с горки в повороте его как специально убрали, чтобы удобнее вылетать на встречку с трамплина было.

3. Постоянные пробки на пересечении крупных магистралей. Всегда рядом стоит машина ГИБДД. И мусор (генетический) вместо того, чтобы регулировать движение и отсекать хвосты, стоит спиной к пробке и ловит за выделенку.

За регулировку взятку не дадут.

И так далее.

Александр, Вы не совсем правы по Германии!

Смертность там НИЖЕ, это ФАКТ. Но аварийность ВЫШЕ примерно в ДЕСЯТЬ!!! раз чем в РФ. Это очень хорошо характеризует. В РОССИИ шанс попасть в аварию в 10! раз НИЖЕ, но последствия чаще хуже.

Re: Александр, Вы не совсем правы по Германии!

А в чем я неправ. Меня интересует только смертность и пострадавшие в ДТП. Просто аварийность к безопасности не относится

мда, в Афгане погибло 15т наших ребят.
Концепцию менять и впрямь пора
Глянул статистику с 90г у нас снижение смертности на 15% (посл годы не падает), в европе на 45%

Edited at 2015-05-14 08:39 am (UTC)

А давайте взглянем на ситуацию с другой стороны.

Гипотетически предположим, что я честный сотрудник ГИБДД и с меня не трубуют план. Я честно, каждое утро выезжаю на дорогу смотреть за соблюдением правил дорожного движения. Теперь считаем, сколько человек ежедневно в одном условном транспортном узле нарушает правила? 500? 1000? 3000? Сколько ездит по обочинам, тротуарам, сколько ездит задним ходом по Волгоградке? А я один или с напарником. Мне их всех как за хвост схватить? Всех всё равно не отловишь.

Дальше. Согласно закону о полиции ГИБДД теперь действительно будет выполнять функции только надзорного и карающего органа.

Проекты по установке барьерки или её демонтажу, разметке, знакам и т.д. раньше ГИБДД согласовывало вместе с ЦОДД. Думаю, теперь эти функции отошли Деп.Транспорта (поправьте меня, если ошибаюсь). Глядя на организацию системы эвакуации уже понятно, почему в городе столько ляпов.

Наконец, последнее по смыслу, но наиболее важное по значимости. Может быть, давайте начинать с простого, с себя? Не хами, не нарушай, не превышай. Ровно три правила, которые спасли бы жизни многим людям. Каждому попробовать их соблюдать - и немцы сами начнут рыдать глядя на нашу стастистику.

Немцы не потому такие аккуратные, что такие хорошие, а потому что наказание неотвратимо. Оставил машину на пешеходном переходе - и по приходу тикет на 100 Евро почти гарантированно обеспечен. Проехал на красный - глядь, а сзади уже и полиция едет :) Это оба случая из моей реальной жизни "там", при том что почти не нарушаю и оба нарушения были случайными и неосознанными.
И быстро как-то начинаешь ехать по правилам.

Нет. Вопрос не в удобстве (хотя это тоже важно). Вопрос в том, чтобы система контроля за движением (в том числе и карательная) работала постоянно и без исключений.
Можно сколько угодно говорить, что камеры работают плохо, некачественно, и так далее, но скорость движения в черте города на любой магистрали снизилась до 80 км (или до 100, там где можно). Никто больше по 120-140 не гоняет. Сработал принцип неотвратимости наказания.
Если на конкретном съезде с МКАД, где есть пробка из-за поворота с 5 рядов, поставить полиционера и штрафовать под копирку всех подряд, то через 2 недели там будет ровный один ряд и немножко дебилов, а при постоянной такой работе весь МКАД будет ехать спокойно. И так далее.

Но главное - разделительные барьеры и нормальные дороги. Из-за их отсутствия большинство ДТП. А это уже совсем другая история.

Бред. Гоняют все.

МКАД вечером, ТТК, радиальные трассы.

Расположение камер и муляжей известно и не меняется.

Лично я сегодня с утра, был грех, втопил 120 на минской на пустой дороге. И там топят все - свободный от пробок километр.

А на московских дорогах ежедневно гибнет несколько людей.
"— Гена, Гена, там человеки яму выкопали!
— Сколько раз тебе говорить, Чебурашка, что не человеки, а люди...
— Вот я и говорю, что там один людя в яму провалился!"

Ви ещё заголовк пропустили ГИБДД - это инспекция, слово женского рода, так что она "нужна", а не "нужно".

(Deleted comment)
Начали тут у нас рисовать разметку под платную парковку по весне.

Так, они парковочные места нарисовали в притык к переходу на перекрестке (к стоп линии). %-/

в принципе, все ответы в посте же и даны, но я жежумный!

безопасность на дорогах - это не ответственность ГИБДД или еще какой-либо правоохранительной организации. Это действительно, принцип организации движения, причем, как посредством регулирующей системы - ПДД + тех, кто контролирует их исполнение (и только!), так и посредством застройки, инфраструктуры движения в самом общем виде. и еще один фактор - выращивание законопослушного населения.
поэтому обвинять ГИБДД в том, что они не уменьшают количество аварий бессмысленно, они реально никак не влияют на этот процесс. вся их работа - контроль за соблюдением правил. которые, кстати, не они устанавливают.
а вот про разумность правил и инфраструктуры... кто у нас отвечает? кто вообще устанавливает критерии разумности, удобства и эффективности?

Кажется, про Канаду читал, что там 13-ая зарплата всем чиновникам, ответственным за организацию дорожного движения, выписывается в зависимости от одного параметра -- изменение количества смертей на дороге -- и внедрение такого подхода изменило внутреннюю мотивацию чиновников.

Дык то Канада. Там чиновники, видите ли, на зарплату живут. Невероятно, но факт.

Про аварийность России и Германии.
У нас в стране на 45 млн. полисов ОСАГО приходится 2,5 млн. страховых случаев. Уже много лет частота колышется вокруг 5%. Это грубо шанс водителя стать виновником ДТП. Если даже в каждом ДТП пострадает только два автомобиля, то шанс водителя попасть в ДТП в России - от 10%. Если бы в Германии аварийность была в десять раз выше, то там каждый водитель попадал бы каждый год в ДТП, да и не по одному разу.


На деле аварийность очень сильно зависит от уровня урбанизированности территории (в городах в разы чаще бьются, чем на селе) и порядка урегулирования мелких ДТП.


Для сравнения - в братской Украине частота 1%, что в 5 раз лучше, чем у нас. Это более сельская страна + там франшиза и по мелочи дтп не оформляют. Если есть немецкие цифры - делитесь.


А безопасность корректнее оценивать по смертности и пострадавшим все же, как в исходном посте.



Edited at 2015-05-14 09:01 am (UTC)

Похоже что германцы под ДТП понимают любое зарегистрированное полицией происшествие, оно же страховой случай. Поэтому у них несколько миллионов ДТП. Наша статистика с сайта ГИБДД дает число ДТП меньшее (200 тыс), чем число раненых людей (300 тыс). Это значит, что за ДТП у нас считаются только автокатастрофы, в которых погибли или пострадали люди. Вот и вся разница. 2,5 млн. страховых случаев более соответствует действительности, реально больше т.к. улет в кювет или дерево - не ОСАГО.

И - да - у нас в стране есть те, кто искренне (материально) заинтересован в снижении числа и тяжести ДТП. Это страховщики по ОСАГО. Просто они об этом почему-то не догадываются. Ведь страховка обязательна и тариф (доход СК) фиксирован. А расходы (убытки в терминах СК) зависят от количества и "качества" ДТП. Вот пусть и лоббируют реальные, действенные меры по повышению безопасности - ресурсов у них достаточно.

ГИБДД – бессмысленная структура

Конечно! Но в ней есть генералы и они хотят хорошо кушать, красиво и богато жить и ни за что не отвечать. Очень полезные для общества люди! :)

Во главу угла надо ставить не безопасность, а удобство

Это - первое. Второе: передать все функции ГИБДД районным отделам внутренних дел, ГИБДД упразднить, а с генералов снять все звёзды за профнепригодность.

Edited at 2015-05-14 09:02 am (UTC)

Погибло 6 459 людей. Примерно в 4 раза меньше, чем сообщил неполжывый блохер.
ИМХО ему стоило написать 5 000 000, так намного круче.

ГАИ - единственное управление НКВД, дожившее до наших дней.
Это было, по сути, следственное управление в части слижения и расследований законностей на государственном транспорте.
У ГАИ изначально не было функций организации и безопасности дорожного движения.
Эти функции навязали ГАИ в 50-е годы.
И что от них хотите при таких раскладах?
Вы от них требуете качественной работы, исполнения каких-то функций, а ГАИ этому, просто, сопротивляется, они не хотели заниматься безопасностью ДД и не будут.
Никогда.

Потому что быдло ездит за рулём. Каждая грёбаная свинья считает что самая умная и можно вклиниться вторым рядом или проехать по обочине. Пока у этих скотов не начнут отбирать права за малейшее нарушение и не введут минимальный штраф в 5000 р- ничего не изменится.

Если водителям надо ехать по обочине, то они будут это делать! Вместо того, чтобы штрафовать их - лучше ликвидировать обочины как класс и сделать везде дополнительную полосу движения. Кому надо остановиться - встанет в полосе с аварийкой.

?

Log in

No account? Create an account