proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Московскому метро исполнилось 80 лет!
proboknet
Проведем экскурс в историю. Ровно в этот день, 15 мая 1935 года открылась первая линия (ныне красная) Московского метрополитена. Поезда ходили от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до станции «Смоленская».

Первая схема столичной подземки


Кажется, что столичная подземка с годами не меняется, но с момента открытия первые станции претерпели ряд существенных изменений, причём как на платформах и залах, так и в плане вестибюлей. Мы совершим по ним "прогулку" и сравним то, что было 80 лет назад с тем, что видят пассажиры этих станций сегодня.

Первый пассажир столичного метрополитена рабочий П.Н.Латышев предъявляет билет A№0001


Кстати, разменных автоматов и турникетов 80 лет назад не было. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные— до «Сокольников», желтые — обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут.


Начинаем с Сокольников.


Вестибюли всех станций первых линий венчала большая крупная надпись «МЕТРО» и неоновая буква «М». Позже она сильно менялась во внешнем виде, но продолжала оставаться неизменным атрибутом столичной подземки.

Нынешний вид.


Спустимся по подходному коридору в вестибюль. Перрон станции «Сокольники». Обратите внимание на светильники. На их конструкцию и то, с какой любовью они были сделаны. Пол станции покрыт асфальтом – в те времена это считался очень передовой материал.


Сейчас станция выглядит совсем не так. Нет ни асфальта, ни светильников.


Следующая станция «Красносельская».
Наземный вестибюль станции.


Наши дни.


Платформа станции. «Красносельская». Станция относится к достаточно редкому для Москвы типу двухпролётных станций с одним рядом колонн. Обратите внимание на табло на потолке, указывающее маршрут поезда.


Сейчас платформа станции выглядит так. Исчезли светильники и исторические указатели.


Станция «Комсомольская». Наземный вестибюль.


Ныне этот павильон не существует. Он был снесён и сейчас здесь находится совмещённый вестибюль Сокольнической и Кольцевой линии.


Подземный зал станции. Станция также имеет необычную для Москвы конструкцию фактически «двухэтажной» станции: помимо платформенного уровня, вдоль всей станции идут еще балконы, с которых существуют сходы на основную платформу. Это было сделано в связи с большими прогнозируемыми пассажиропотоками, так как на «Комсомольской» расположены три вокзала. Лишь в последнее время в Москве появились еще несколько станций со вторым уровнем для пассажиров: «Бульвар Дмитрия Донского», «Выстовочная», «Деловой центр» и «Зябликово».


Современный вид станции.


«Красные ворота».
Наземный вестибюль станции, выходящий на Красноворотскую площадь. Такое название площадь носила до 1941 года.
Видно, что уже начато уничтожение палисадников с целью расширить Садовое.


А так площадь выглядит сегодня. Для этого снимка мы воспользовались свои авиапарком ;)


Кстати, именно на станции «Красные ворота» появились первые опытные турникеты.


Перронный зал станции. Обратите внимание на глухую стену в торце зала. Второй выход откроют только в начале 50-х годов. Он будет встроен в высотное здание МПС на Красных Воротах.


Станция в наши дни.


«Чистые Пруды»
На Момент открытия она имела название «Кировская». Её вестибюль – одна из визитных карточек Московского метро.
(без названия)

Надпись «МЕТРО» на нём сохранилась и по сей день.


Платформенный зал станции. «Кировская» как и следующая за ней – «Лубянка» на момент открытия не имели центральных залов. После эскалатора был небольшой распределительный зал для прохода в боковые залы с платформами для ожидания поезда. Центральный зал на этой станции был полностью сооружен лишь в 1971 году.
(без названия)

Путевой зал станции в наши дни.
(без названия)

Центральный зал станции в наши дни.
(без названия)

Станция «Лубянка».
При открытии носила название «Дзержинская» (что логично, т.к. площадь тогда именовалась именно так). Вид её вестибюля при открытии.


Сейчас на крыше вестибюля сделана пристройка на мансардном этаже и там размещается гостиница.


«Дзержинская», как и «Кировская», не имела центрального зала и состояла из небольшого аванзала перед эскалаторами и двух параллельных перронных залов.


Однако, в отличие от «Кировской», где уже позднее, при раскрытие центрального зала, архитекторы полностью сохранили стиль и архитектуру станции, на «Лубянке», при строительстве центрального зала была проведена полная реконструкция, которая значительно изменила весь архитектурный облик станции. Лишь в конце боковых залов сохранился фрагмент старой отделки станции.


Станция «Охотный ряд»

До недавнего времени, это была одна из немногих станций первой очереди сооружения, которая практически не претерпела изменений внешнего вида с момента открытия (если не считать замену покрытия пола и демонтаж светильников в центральном зале).


Нынешний вид станции.


К сожалению, в 2007-2009 годах была проведена реконструкция путевых стен станции, в результате которой облицовка путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки была заменена на светлый мрамор. Это значительно исказило восприятие станции, путевой зал которой вместо круглого свода, стал восприниматься ломанным.


Примечательно то, что ранее станция имела отдельные вестибюль, встроенный в здание бывшей гостиницы «Москва».


Вместе с закрытием гостиницы и фактически её полным демонтажем, был закрыт и вестибюль. В новом здании гостиницы, места для него уже не нашлось.


Станция «Библиотека им. Ленина»
Отличительной особенностью этой станции было то, что в первые годы после открытия пол станции был паркетным! На этом фото запечатлён еще один примечательный момент – на станциях метро раньше стояли урны! Справедливости ради, отметим, что урны в метро исчезли после 1989 года. Так же на станции еще отсутствуют пересадочные мостики в центре зала (сооружены при реконструкции станции в 1965 году).


Наши дни.


Наземный вестибюль станции. На первый взгляд, он ничем не отличается от того, что есть сейчас.


Но присмотритесь внимательно к современному фото. Различия есть и достаточно существенные. Существующий вестибюль обрёл свой итоговый вид после строительства нового совмещённого кассового зала со станцией «Боровицкая».


Следующая станция – «Кропоткинская»
При открытии и потом еще долгие-долгие годы она носила название «Дворец Советов» - рядом со станцией планировалось возведение грандиозного небоскреба, куда даже должны были вести отдельные ходки прямо со станции (именно поэтому в конструкции станции 4 пары колонн имеют квадратное сечение и усиленный свод между ними).


Современный вид.


Вестибюль станции, сохранившийся до наших дней. Кстати, есть мнение, что вестибюль на самом деле проектировался как временный, пока не будут введены в строй выходы через Дворец советов. Но, увы, он так единственным и остался.


Современный вид


«Парк Культуры» – последняя станция на основном участке первой очереди
Платформенная часть станции претерпела, как можно заметить, уже традиционные изменения: исчезли светильники и асфальт с покрытия пола.


Нынешний вид


Станция была открыта с двумя вестибюлями. Северный сохранился до нынешних дней в практически первозданном состоянии, а вот второй (южный), выходящий на Садовое Кольцо, был снесен в процессе строительства выхода со станции «Парк Культуры» Кольцевой линии. Сейчас в этом месте стоит другое здание совмещенного вестибюля.




На этом заканчивается исторический экскурс по станциям первой очереди Сокольнической линии и вернёмся к участку ответвления от Охотного ряда до станции «Смоленская». Сейчас этот участок входит в состав Филёвской линии, а ранее входил в состав Сокольнической, затем Арбатско-Покровской линий.

Движение было организовано по «вилочному» принципу. Часть поездов после «Охотного ряда» шли к «Парку Культуры», а часть – к «Смоленской». Подробнее об этом месте можно прочитать тут.

[Вот так выглядела раньше схема тоннелей в этом месте под землёй.]



А мы прибываем на станцию «Александровский сад».
В момент открытия, станция носила название «Ул. Коминтерна». Отличительной особенностью станции является то, что станция построена с боковыми платформами и расположена на криволинейном участке пути. такое расположение станции было продиктовано заложенной изначально трассировкой тоннелей (станция «Ул.Коминтерна» отсутствовало в первоначальных проектах линий). Нужно было провести тоннели между Манежем и Кутафьей башней без затрагивания их фундаментов.

[Схема]



Так станция выглядела 80 лет назад.


Так сейчас.


У станции был также свой наземный вестибюль.


К сожалению, так же снесённый примерно в 1965 году при строительстве нового общего кассового зала со станцией «Арбатская» и подземного перехода.


Следующая станция – «Арбатская»
Её наземный вестибюль в форме звезды (так как рядом находилось и находится Министерство обороны) хорошо знаком каждому Москвичу.


Тут мы опять снимали с воздуха.


Закончим нашу экскурсию станцией «Смоленская»
Именно она была конечной этого ответвления линии, а к Киевскому вокзалу через метромост линия была продлена уже позже.


Сегодняшнее состояние.


Станция «Смоленская» ныне относящаяся к Филёвской линии, имела в прошлом два вестибюля. Примечательно, что ни один из них не сохранился.

Восточный вестибюль выходил на середину Смоленского Бульвара.


Трудно поверить, но тогда это был действительно бульвар. А вестибюль просуществовал всего 2 года. Он был снесен уже в 1937 году при расширении Садового кольца.


С тех пор Садовое кольцо превратилось в автомагистраль.


[схема даёт представление о расположении вестибюлей]



Западный вестибюль простоял не многим дольше. Он был снесен при строительстве жилого дома.


Сейчас этот выход строен в жилое здание.


Как видите, некоторые станции метро изменились настолько сильно, что в нынешнем виде их не узнали бы даже создатели.

Вот такая у нас получилась экскурсия сквозь года. И на последок крайне позитивная песенка про метро.


P.S. Материал для поста подготовил участник проекта Probok.net Александр chek_pipinda Чекмарёв.




  • 1
Зарубежные товарищи наверняка заинтересуются, есть ли фоточки здания минобороны сверху в хорошем качестве?)) Как не сбили-то :)

Зарубежные товарищи все, что хотели, уже увидели на картах Гугла.

К сожалению, ничего красивее и удобнее первой очереди, построить у нас так и не смогли. Самое ГЕНИАЛЬНОЕ решение это короткие участки, не вызывающие депрессии. Ну и безусловно впечатляющая архитектура.

И маленький P.S про Смоленскую, факт интересный, но вы про него не упомянули. Она облицована "сотовой плиткой", которая в реальности старше метро где то на полвека +/-. Когда копали, обнаружили огромный склад этой самой плитки, т.к на месте или рядом был рынок, короче купец какой то хранил. И нашли ее в настолько товарных количествах, что пустили в облицовку. При некотором дефиците отделочных материалов, было актуально.

Это Смоленская АПЛ?

А как вы считаете, насколько удачен был выбор цвета для линий метро? У меня небольшая дискуссия прошла несколько лет назад: http://wasapp.livejournal.com/89203.html

(Если кому лень по ссылке пройти - самым неудачным мне кажется выбор оранжевого цвета для КРЛ, а также фиолетовая Ждановско-Краснопресненская)

Edited at 2015-05-15 09:46 am (UTC)

Эх раньше романтика, а сейчас муравейник...
Ну я в нем и не езжу.

В высотке на Красных воротах не МПС размещалось, а Минтрансстрой. Недавно его наследник ("Трансстрой") оттуда съехал на окраину, а здание собирался сдавать в аренду. Кроме того, часть здания - жилая.
Урны из метро исчезли, как я слышал от старших, не в 1989, а в 1977 г. (после теракта, устроенного, по официальной версии, армянскими террористами).
Что до замены кафеля на "Охотном ряду" на мрамор, то это, считаю, правильно. Кафель такой часто сыпется и выглядит некрасиво. Нужного оттенка не найти, на фото и белый, и желтоватый, и бежевый, и темно-желтый вперемешку.

И не в 1989, а даже позже.

Огромное спасибо, очень познавательно!

Незаслуженно забыт вестибюль Арбатской, сохранившийся до наших дней во дворе "Белого дома" — здание ГШ (см. спутники Гугла).



Это другая Арбатская.

Спасибо за экскурсию! Про отличную пару колонн и причину изгиба на платформе не занл. Было бы интересно посмотреть такое исследование и по остальным станциям (хотя бы внутри кольца).

В Москве, получается, и раньше денег особо не считали. Построить, снести, опять построить, опять снести.

Мне всегда было интересно вот что. Зачем вообще в 30-е годы снесли пол-Москвы ради расширения дорог, получив в результате огромные широченные дороги, по которым ездили полторы машины?.. Даже в этом посте на всех старых уличных фотографиях это наглядно видно — огромные пустые проезжие части. Не думаю, что тогда предполагался скачок числа автомобилей в сколь-нибудь обозримой исторической перспективе. Да и впоследствии машин на этих дорогах не было ещё лет 30; судя по старым фильмам, только годам к 60-70-м дороги в Москве заполнились.

Спасибо, очень интересно!

Что за ненависть к круглым потолочным светильникам? Надо бы восстановить.

Раньше не умели делать компактные люминисцентные лампы, которые можно было бы поставить в существующие потолочные светильники, а яркости ламп накаливания под изменившиеся требования к освещённости не хватало.

Так я и не смог понять всю прелесть желтой туалетной плитки на Охотном Ряду. А вот чего реально жаль - это надписей "метро" на вестибюлях, они зачастую были частью архитектурного замысла, а их так безжалостно снесли.

в 2007-2009 годах была проведена реконструкция путевых стен станции, в результате которой облицовка путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки была заменена на светлый мрамор. Это значительно исказило восприятие станции, путевой зал которой вместо круглого свода, стал восприниматься ломанным.

Плитка на "Охотном Ряду" - не аутентичная, а результат замены облицовки в 60-х (аналогично историческую плитку сначала заменили на другую плитку в 60-х и уже в 90-х на мрамор на "Чистых Прудах")


Спасибо за интересный пост! Да, вот так вот можно сравнивать...
"Туалетную плитку" на Охотном ряду я никогда не любил. Так что я позитивно отнёсся к тому, что её стали менять на нормальную. Но могли бы и округлость сохранить.

Спасибо. Особенно было интересно про станции без центрального зала, совсем не представлял себе такого. Если не ошибаюсь, именно эти станции одновременно и самые короткие, из-за чего на красной линии поезда только 7-вагонные, вместо 8 вагонов почти во всем остальном метро (не считая "Русичей" с другой компоновкой).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account