proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Коллапс автобусного сообщения
proboknet
Все чаще в ежедневных новостях можно встретить сообщения о резонансных ДТП с человеческими жертвами с участием общественного транспорта.

Столица не является исключением. Первого июня этого года на Новощукинской улице рейсовый автобус въехал в трамвайную остановку и сбил семерых человек. Двое из которых скончались на месте, пятеро с тяжелыми травмами были отправлены в больницу.

Авария на Новощукинской улице


24 июня в Омской области в результате ДТП автобуса и КАМАЗа погибло 16 человек, еще 9 пострадали. 7 июля на участке трассы Кызыл – Красноярск лоб в лоб сошлись рейсовый автобус и микроавтобус Mercedes. Жертвами этой аварии стали 11 человек, еще 4 человека оказались в больницах. Печальная статистика пополняется ежедневно.

ДТП с автобусом под Омском 24 июня 2015


В России начались массовые проверки транспортных предприятий: технического состояния техники, условий работы водителей и т.д.. "Мосгортранс" не стал исключением. Проверка выявила массовые случаи переработки водителей сверх нормы.


Транспортная отрасль, как и любая другая, имеет свою специфику. Одной из таких особенностей являются переработки водителей сверх установленных нормированных часов. После стандартной рабочей смены (например, 8 часов), водителю предлагают еще пару часиков поработать. И как правило, они обычно соглашаются, ведь это дополнительные деньги.

Ключевым элементом этого явления является то, что переработки сами по себе выгодны всем
Во-первых, они выгодны самому водителю. Зарплаты у водителей автобусов в Москве около 45-50 тыс. рублей. Для Москвы это очень не много. Переработки позволяют легко поднять планку на 10, а то и 20 тысяч рублей. Это заметная прибавка к зарплате.


Во-вторых, переработки выгодны самим транспортным предприятиям. Это позволяет не увеличивать штат сотрудников (соответственно и общий размер фонда оплаты труда), а так же сдерживать рост заработной платы для тех, кто уже работает у перевозчика. Это примерно как, когда вы просите повышение зарплаты у руководства, а оно вам просто предлагает больше работать.

В-третьих, этот подход выгоден и простому пассажиру. Ведь при росте расходов у перевозчика, в первую очередь это находит отражение в цене проезда.

Такой симбиоз сложился годами в транспортной отрасли, и далеко не только в одном Мосгортрансе. Переработки являются совершенно обыденным делом, например, на железной дороге или в метрополитене. Исходя из этого составляются графики движения, рассчитывается количество выходящего на линию подвижного состава и т.д. Переработки настолько плотно вошли в жизнь, что к ним стали относится как к нормальному обыденному явлению.

Однако работа сверх нормы приводит к усталости водителей, и, как следствие, к авариям с человеческими жертвами
Трудовой кодекс запрета переработки не содержит (официально они именуются «сверхурочной работой»). В нем даже установлены ограничения – не более 4 часов в течение 2 дней подряд и не более 120 часов в год суммарно (Ст. 99 ТК РФ). Но проблема в том, что обычно водители перерабатывают больше. Нынешние проверки это и установили. По всей стране перевозчиков начали наказывать штрафами. Однако дело не в деньгах. Ситуация, сложившаяся во многих городах страны, грозит обернуться транспортной катастрофой.

Необходимость отказа от переработок, может вынудить Мосгортранс сократить ежедневный выпуск на линию около 600 автобусов!
Каждый день в городе выходят на маршруты около 5000 автобусов, теперь подумайте, что будет, если их число сократиться на 600? Это почти 12% от общего числа. Каждого десятого автобуса не будет.

К счастью, сокращения не затронут трамваи и троллейбусы. Штат вагоновожатых укомплектован почти полностью. По троллейбусам недобор не очень большой. Поэтому основной удар на себя принимают именно автобусы.

Деваться некуда: обложат штрафами
Это приведёт к тому, что транспорт станут ходить реже, а некоторые маршруты будут вообще закрыты – просто некому будет работать. Разумеется, об этом не станут писать пресс-релизов, и СМИ об этом, скорее всего, сообщать не станут. Но рядовой пассажира почувствует изменения лично.

Первой жертвой сокращения должны были стали ночные маршруты
Ночные маршруты востребованы москвичами, особенно в выходные дни – ведь основной вид транспорта – метро в это время не работает. Зато по пустым ночным улицам Москвы, автобусы и троллейбусы едут на полной скорости, совершая остановки только по требованию пассажиров.

Для автобусов был установлен интервал 30 минут – вполне стандартный и довольно удобный для подобного рода маршрутов. Однако было принято решение увеличить интервал движения до одного часа.


Такой график движения сделает наличие ночных маршрутов в городе чуть более, чем бесполезным, ибо ни один нормальный пассажир стоять ночью час на остановке в ожидании автобуса не будет.

Поднявшаяся в интернете шумиха и поток жалоб по этому поводу заставили отказаться от сокращения выпуска ночных маршрутов. Однако проблема никуда не делась. Теперь сокращать могут дневные маршруты автобусов.

Стоит добавить, что речь идёт об отсутствии 600 автобусам на маршрутах именно сейчас, летом, когда количество выходов на маршруты и так всегда сокращается из-за общего уменьшения пассажиропотока. С осени по весну всегда добавляются дополнительно 300-400 автобусов ежедневно. Но в этом году этого ожидать, видимо, не стоит – просто нет водителей. А значит, к зиме, город может не досчитаться уже примерно 1000 единиц подвижного состава  или каждого пятого автобуса. Сокращение наземного общественного транспорта на 20% - это крутовато. Однако надо отдать должное Мосгортрансу, он как-то пытается решить проблему. Стараясь по минимуму сокращать выпуск подвижного состава.

Конечно, нельзя однозначно говорить, что переработки – это правильно и их должно быть как можно больше. Усталость водителя напрямую связана с безопасностью движения, это тоже важный вопрос. Однако и нормы работы и заработная плата водителей должны быть адекватными. В текущей ситуации у города может быть только два выхода: либо срочно увеличивать штат водителей (но где же их взять сразу столько?), либо максимально быстро инициировать поправки в Трудовой кодекс с изменениями норм сверхурочной работы (но это по понятным причинам, не будет реализовано раньше осени, да и не факт, что Правительство с этим согласится). Других путей мы пока не видим.

Пост подготовлен участником проекта Александром chek_pipinda Чекмаревым.



Может, стоит посмотреть в сторону сокращения административного персонала? Все равно они ничего не делают. Целый день протирают штаны, да еще и зп получают многократно больше водителей, которые трудятся аки рабы. Давно же известно, что самые бесполезные люди сидят в высоких кабинетах. Вот и МГТ нужно посмотреть в сторону бездельников. Сократить замов, помощников замов, помощников помощников замов. Глядишь, появится конкурентноспособная зарплата для водителей. И не придется сокращать маршруты.

Еще можно организовать перекрытие дорог недовольными пассажирами. А то гайки с авто закручивают, а вместо того, чтобы пустить множество ОТ, наоборот его убирают. Т.е. альтернативы авто как не было так и нет. Электричками всерьез в нашем государстве заниматься некому. Все профессионалы либо померли, либо не допускаются до уровня принятия активных действий в этом направлении.

К сожалению сокращение административного персонала решит как максимум финансовый вопрос.
Пару сотен водителей автобусов это из воздуха не породит.

Почему нет проблем с водителями троллейбусов и трамваев? Потому что там женщины работают в большом количестве. почему они не идут на автобусы? Неужели троллейбус легче водить?

Так исторически сложилось.

Есть еще одно решение. Отдать часть маршрутов частникам. В мае 2013 года в прессе писали, что один маршрут автобуса 22 в целях эксперимента передается из Мосгортранса в частную фирму Автолайн (ссылка), при этом частники за свои деньги покупают автобусы и т.д. Что-то мне подсказывает, что частники решат проблему быстрого увеличения штата водителей. И проблему переработок решат -- ведь штрафы за переработки (если таковые случатся) частнику придется платить из своего кармана. Да и в случае аварии по вине водителя оплачивать всем пострадавшим лечение и порванные куртки -- тоже будет не бюджет РФ, а конкретный частник. Имею гипотезу, что на этом экспериментально переданном маршруте 22 аварийность ниже, и в целом все гораздо лучше, чем когда автобусами управляет государственный Мосгортранс. Например, расходы на ремонт подвижного состава -- Мосгортранс (предполагаю) намного менее эффективно тратит деньги на ремонт, чем частная фирма.

Но все это гипотезы. Было бы интересно узнать факты. Прошло уже 2 года, как там 22-ой маршрут, по-прежнему ли ходит под Автолайном? Есть ли возможность сравнить какие-нибудь объективные числа на 22-ом маршруте под государственным управлением и после передачи в частные руки (количество аварий, количество переработок водителей, статистику опозданий и несоблюдений графика, расходы и т.д.) ?

Edited at 2015-07-24 08:25 am (UTC)

Весной было объявлено 67(!) лотов с пакетами маршрутов, разыграли только два, на остальные внезапно никто не заявился. Лискутов и компания до сих пор чешут затылки и не знают, что делать в этой ситуации и никаких комментариев после этого провала не выдают.
Не хотят частники легализовываться.

С пакронов этих дармоедов в автобусы пересадите!

Точно!!! И с эвакуаторов зеленых.

Edited at 2015-07-24 08:40 am (UTC)

Казалось бы, в чём проблема поставить водителям такую зарплату, чтобы не нужны были переработки.
Ах да, нам же на самые длинные в мире эстакады денег не хватает.

Важное уточнение: есть переработки за смену, и это действительно нехорошее явление. Нет ничего хорошего в том, что водила крутит баранку 12 часов и более. Но если бы сократили только это, не было бы такой большой проблемы.

А сократили переработки в месяц, т.е. водила теперь не может работать столько дней в месяц, сколько хочет, а может только не более установленного нормативами. Вот это уже никакого особого влияния на безопасность не оказывает, а на падение выпуска - оказывает огромное.

Набирать водителей, конечно.
И повышать зарплату текущим.
Ездить более 8 часов по нашему городу в пик - врагу не пожелаешь.
Водилы тоже люди.



Edited at 2015-07-24 08:41 am (UTC)

А зарплату повысили....аппарату - на 50%,а 30% сотрудников из тех.служб сразу же сократили, причем выборочно-пальцем тыкали и говорили-это будешь ты.на вопрос почему я, отвечали -давай по-хорошему, иначе по статье


1) Квиток за январь 2014 года - вполне нормальная зп для водилы.
2) Сокращать автобусы - надо, в дневное время. Пик пассажиропотка когда?
3) Убрать выделенные полосы в дневное и ночное время - автобусов-то нет.
4) Убрать платные парковки - автобусов нет, пробки общественному транспорту не мешают.

2) вы, видимо, ни разу не видели толпы людей в дневное время. Причем не только на ОТ, но и в метро. Такое впечатление, что все едут домой на обед :)
3) тоже плохая мысль. У нас автобусы ходят каждые десять минут. И если, не дай бог, где-то авария, то тут же забивается и выделенка, на которой стоят десятки автобусов. Наоборот, выделенки нужно делать и на более узких улицах.
4) вы предлагаете вернуть бардак в центр? 2-3 ряда с авариечкой? Уж лучше гарантированная парковка за деньги, чем идиоты, мешающие проезду.

Пока не будет оптимизирован график движения автобусов, толку от них очнеь не много.
Могу как пример привести несчастную и не широкую улицу Островитянова и остановку около метро коньково.
Начиная с примерно 17.00 ежедневно наблюдается вечное затруднее при заезде на оную с профсоюзной улицы.
Причина одна единственная.
минимум 3 автобуса стоят на погрузку пассажиров, забивая собой весь проезд.
Я так понимаю автобусные парки меж собой не дружат от слова совсем, при создании график движения. иначе как объяснить, что то по 20 минут нет ни одного автобуса, то их там 5 штук друг за другом?

Пирмерно тоже самое происходит на никулинской улице. то густо табануми, то 20 минут ни одного нет.

Отдать часть маршрутов частникам это пожалуй самая правильное решение, город к сожалениию не справляется категорически.

Они дружат.
Это так специально - 6 автобусов в час это означает что интервалы должны быть в "пассажироориентированном" парке - 1,1,28,1,1,28
В "обычном" - 1,1,1,1,1,56

У нас на 895 маршруте сокращение выпуска еще совпало с удлинением маршрута более чем в два раза после продления центральной дороги Коммунарки в Южное Бутово. Плюс еще работы по реконструкции Калужского шоссе и развязки МКАД-Профсоюзная вошли в активную фазу, усугубляя пробки. В итоге пассажирский коллапс полный.

И главное экстренно мало, что можно придумать. Отправили предложения на Ликсутова по улучшению ситуации, но ничего радикального предложить не можем, точнее можем, но в рамках изменения принципов функционирования например диспетчерской службы МГТ, что достаточно утопично. Объективно ситуация тяжелая.

Edited at 2015-07-24 08:58 am (UTC)

Наглядные данные в БУДНИ по одной и той же остановке, как было и как стало по маршрутам севера и юга Москвы. Высота скриншотов отлично намекает. Обратите так же особое внимание на дырки у 672 маршрута днём и с 19:50 по 20:42.

Маршрут 137 в апреле и с 22 июля:


Маршрут 298 в апреле и с 22 июля:


Маршрут 672 в апреле и с 22 июля:



Edited at 2015-07-24 09:00 am (UTC)

А снять турникеты не пробовали?

Ага, МГТ надо увеличивать ФОТ и при этом собственными руками себе выручку уронить, а потом идти и клянчить дотации из городского бюджета, что бы дыры затыкать из-за роста не оплаты проезда. Не готова Москва к отказу от турникетов, при всех негативных моментах их существования.

А что за запись с BMW вываливалась? о0

Доступ запрещён же!
И вообще - не мешайте человеку кататься на БМВ и запускать квадрокоптеры.

Мне всегда очень нравится:
Когда в ДТП с жертвами попадает маршрутка, сразу из всех жоп лезут активисты с призывами запретить маршртуки. Когда в дтп попадает автобус гортранса, то они чё то молчат и не призывают запретить автобусы.

Давайте запретим автобусы чо. И метро. И электрички. И машины.


Нужно реально пересматривать маршрутную сеть. А проблем тут несколько:
- маршруты призраки, они как бы есть, но реально ходят они раз в 40-50 минут, естественно потока на них них. Часто такие маршруты ходят по одному участку трасс вместе значительное расстояние, но приходит на остановки в разницей в 5 минут, а потом опять 40 минут ничего нет. Естественно пассажиров на них них.
- маршруты с сильным дублированием, у них расписания не увязаны друг с другом, часто ходят паровозиком в результате первый идет забитый, а второй уже пустой. Если грамотно поправить их
- менять трассы маршрутов, много мест, где автобус идет по некой трассе, ибо так исторически сложилось, а реально толку от него нет. А надо его в паре мест подправить и сразу пассажиры появятся.

В комплексе все эти меры помогут значительно сократить ЛИШНИЙ выпуск на маршруты не теряя при этом сам факт обслуживания.

?

Log in

No account? Create an account