proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Паромные переправы через Москва-реку
proboknet
Для улучшения транспортной ситуации просто критически необходимо строительство новых мостовых и тоннельных переходов через Москва-реку. Но это очень дорого. Есть и более дешевые решения – организация паромных переправ. И в этом нет ничего невозможного.



Разберемся что к чему
Москва-река является одним из символов столицы и её главной водной артерией. Но в тоже время, с точки зрения связанности улично-дорожной сети, она является одним из основных препятствий для связи между районами города.

Всего в черте МКАДа через Москву-реку, Канал им. Москвы и Водоотводный канал перекинуто 49 мостов, из которых 7 железнодорожных, 10 пешеходных, 2 совмещённых метро -автодорожных моста, а также один метромост. Все остальные 29 мостов являются автодорожными. Именно на них то и держится связнность улично-дорожной сети.

Схема кликабельна:



Если откинуть мосты через Водоотводный канал и Канал им. Москвы, то на автотранспорте реку можно пересечь по 23 мостам (включая совмещённые с метро). Учитывая, что протяжённость основного русла реки составляет в пределах МКАДа 75 км, легко вычислить среднее расстояние между мостами – 3260 м., но эта цифра совершенно не показательна, т.к. плотность их размещения по городу сильно различается. Так, в пределах Садового кольца среднее расстояние между мостами составляет менее километра, в пределах ТТК уже около 1900 м, а вот в зоне между ТТК и МКАДом почти 4,8 км! Особенно в этом плане выделяется, конечно, нижний участок русла от ТТК до МКАДа, где на протяжении 25 км реку можно пересечь лишь 4 раза, то есть среднее расстояние между мостами более 6 километров.

Связность и связи. Результат компьтерного моделирования
Дефицит мостов на северо-западе от МКАД до ТТК
на юго-востоке от ЗИЛа до МКАД


Конечно же, такая связнность является совершенно неудовлетворительной. Как для личного транспорта, так и для общественного. Да для пешеходного сообщения тоже: ведь большинство пешеходных мостов расположены в центре, а проход по подавляющему числу железнодорожных мостов для пешеходов закрыт.

Как уже было сказано, строить мосты - долго и дорого. Организация паромных переправ - быстрое и недорогое решение проблемы.

Немного истории
В Москве в середине ХХ века уже существовали две речные переправы, позволяющее значительно сократить маршрут передвижения:
- Северный речной вокзал – Захарково
- Серебряный бор – Троице-Лыково.

Обе они были закрыты в 90-х.

Переправа Северный речной вокзал – Захарково:


Переправа Серебряный бор – Троице-Лыково:


Конечно, годы не проходят совсем в пустую, надобности в переправе в Серебряном бору с транспортной точки зрения уже больше нет – направление продублировано Живописным мостом и магистралью Краснопресненского проспекта, но зато есть другие точки в городе, на которые стоило бы обратить внимание.

Первым из таких мест является связка между Нагатино и Печатниками.


До ближайшего моста здесь примерно 3,5 км. Расстояние между двумя набережными составляет 500 м, но при этом, что бы проехать между ними на машине, нужно совершить путь длинною в 13 км и потратить минимум полчаса времени.

Не сильно лучше обстоят дела и у тех, кто решит поехать на общественном транспорте. Снова либо пусть на автобусах в объезд, либо можно применить некоторую хитрость и поехать на метро с пересадкой на железной дороге. Это может быть быстрее, чем стоять в пробках на улично-дорожной сети.



А вот в случае организации переправы в этом месте между набережными, этот путь будет занимать всего 10-15 минут.

Успех переправы будет предопределён несколькими важными условиями:
1. Интервал движения должен быть не более 15 минут. Иначе будет быстрее поехать в объезд, чем ждать следующего парома.

2. Оплата проезда должна быть реализована по единому общегородскому тарифу, с использованием проездных билетов типа «Единый», «90 минут» и транспортной карты «Тройка». (Хотя, для увеличения популяризации, в первое время можно вполне возить пешеходов бесплатно).

3. В точках прибытия и отправления должны быть организованы удобные мини-терминалы, где можно будет подождать следующего парома в плохую погоду, одновременно с этим, в них же можно будет ожидать наземного транспорта, подвозящего к нему. Все предлагаемые нами переправы достаточно удобны: в пределах 5 минут ходьбы расположены остановки наземного транспорта, через которые курсируют несколько маршрутов с минимальными интервалами.

Отдельным пунктом стоит обозначить возможность пуска автобусного маршрута непосредственно через паромную переправу, например, весьма интересным мог бы получиться маршрут №219, если его продлить до м. «Печатники». Но такой вариант несёт сразу ряд сложностей.


Во-первых, нужно сразу использовать паром с возможностью перевозки транспортных средств. Это уже намного дороже простого пассажирского теплохода.
Во-вторых, пассажирам всё равно придётся в обязательном порядке совершать высадку из автобуса на время переправы и потом садиться в салон обратно. Просто потому, что, если судно начнёт стремительно тонуть, пассажиры автобуса рискуют утонуть раньше, чем успеют из него выбраться.

Нагатино-Печатники:


Вообще, использовать ли эти переправы для простых личных автотранспортных средств это отдельный дискуссионный вопрос. C одной стороны да, это будет полезно. С другой стороны, погрузка-выгрузка автотранспорта будет занимать продолжительное время, а значит, скорее всего это скажется на интервалах курсирования. В пиковое же время и вовсе возможно формирование очередей на погрузку. Хотя, вот тоже, если будут очереди – значит это показывает востребованность этой транспортной связи и стоит уже подумать об увеличении пропускной способности.

Второй востребованной переправой мог бы стать маршрут уже существовавший ранее: Захарково – Северный речной вокзал.


Тут, правда, есть проблема, что со стороны Речного вокзала очень затруднительно организовать удобный подъезд автотранспорта и еще сложнее – вывоз пассажиров. Причина: бессветофорная Ленинградка, разрывающая район на две части, которую общественный транспорт, движущийся, например, к метро «Речной вокзал», не сможет пересечь…

Тушино - Речной вокзал:


Можно, конечно, сдвинуть причал севернее, в район Северного порта с выводом трафика на развязку с Беломорской улицей. Такой вариант приемлем для автотранспорта (хотя как мы помним, его наличие – вопрос дискуссионный), но весьма неудобен для транспорта общественного. Учитывая транспортные потоки в этом районе, пассажиров с переправы нужно обязательно вести к ст. метро «Речной вокзал», являющейся важным транспортно-пересадочным узлом. Немного бы исправило ситуацию, наличие станции «Беломорская» на участке продления Замоскворецкой линии в Ховрино, но как мы знаем, от её строительства отказались.

Видимо, тут более подходящим будет просто короткий подвозящий кольцевой маршрут. На всем удобно долго идти через парк, а вот расписание такого автобуса, подвозящего с пересадочным остановкам на Ленинградке, вполне возможно состыковать с расписанием переправы.


И такой маршрут снова сократит путь на существующих автобусах, ибо даже несмотря на то, что между «Сходненской» и «Речным вокзалом» есть прямой маршрут, реально, конечно, он не очень прямой.


Кстати, уже предвидим в комментариях страсти на тему того, что зимой реки Москвы несудоходны и потому вся эта затея будет работать только в тёплое время года, а потому никому особенно не пригодится. На самом деле, нет никакого препятствия закупить для этих целей технику ледового класса, как например, яхты флотилии «Radisson», которые курсируют по центральному участку реки Москвы в круглогодичном режиме.


В принципе, примеров использования регулярных паромных маршрутов в разных дорогах мира достаточно большой. Есть свои модные маршруты в Нью-Йорке, Торонто, в Стамбуле вообще целая сеть паромных переправ, причем как для пассажиров, так для автомобильного транспорта.

Паром в Стамбуле


Схема маршрутов паромов Стамбула


Хотя, бесспорно, Москва река – вовсе не такая большая водная артерия, как пролив Босфор, но с другой стороны, об использовании речного транспорта для перевозки пассажиров идёт уже очень давно, а конкретных решений, которые бы стали полезны горожанам, так и не было предложено. Может быть, пора начинать?

А вы поддерживаете идею организации паромного сообщения? Где бы вы предложили её сделать?

Материл поста подготовлен участником проекта Probok.net Александром chek_pipinda Чекмаревым.



Мосты пусть возводят.

Нижегородская канатная дорога через Волгу.



Есть иное решение -- канатная дорога. В 2012 году открыли нижегородскую канатную дорогу через Волгу. Срок окупаемости 4 года. Пропускная способность 500 человек в час. Есть возможность докупить кабинок и увеличить пропускную способность до 1000 человек в час.

И это через весьма широкую речку Волга (длина канатной дороги 3661 метр и это самая длинная в мире канатная дорога из числа используемых в транспортных, а не в туристических целях). Москва-река намного уже. Можно ожидать, что срок окупаемости канатки через Москва-реку будет меньше (или стоимость билета можно сделать гораздо ниже, в Нижнем Новгороде было 50 рублей обычный билет, 25 льготный, сейчас по случаю кризиса подняли).

Edited at 2015-08-26 01:09 pm (UTC)

В первую очередь нужны эстакады через ЖД переезды. Никто по этой части не работает. Каждый день убытки и простои.

Или тоннели под

Што это было???

Гон какой-то это был. Автор хочет открытия второго монорельса в Москве.

на таком куцом ручейке как Москва-река швартовка займет бОльшую часть времени переправы.

вы никогда не были в венеции или Бангкоке?

На фото с Нагатино - вдали виднеется мост платины, почему как раз его-то и нельзя использовать для движения автобусов? А на самом шлюзе достроить небольшой однопролетный мост, там река узкая

Потому что режимный объект. Навскидку еще один такой вспоминаю - рублевский водозабор (там тоже есть плотина)

Интересная мысль

Только реализовывать в Москве ее совсем некому. Знаний и квалификации не хватает. Мы же на Запад равняемся исключительно по части хамона и пармезана. А в остальном - увы. Самое печальное, что к переменам не готовы даже ярые крикуны, заполонившие рунет своими слезными излияниями :)

Re: Интересная мысль

чо сказать-то хотел?

В дополнение к теме предлагаю послушать замечательный материал Игоря Пронина с транспортной Яндекс-конференции о состоянии речных перевозок в России: https://yadi.sk/i/JDjalp7UeybUF

Игорь Пронин уже несколько лет плотно занимается развитием водной навигации в Москве.

Edited at 2015-08-26 08:49 am (UTC)

Именно переправа вряд ли будет сильно востребована. Тех, кому надо вот именно с одного берега на другой, мало. А для тех, для кого это часть более длинного маршрута, отпугнут две дополнительных пересадки (на паром и с парома). Пересадки доставляют гораздо больше неудобства пассажирам ОТ, чем даже длительное время поездки, так что желающих ездить маршрутом, скажем, "метро - автобус - паром - другой автобус" вряд ли будет много.

А вот пассажирское движение по реке, если грамотно продумать маршруты и стыковку с другим ОТ, может, и не помешало бы. Правда, интересно, какие тут технические пределы пропускной способности, и не будет ли это настолько небольшой каплей в море, что не стоит и связываться.

Пересадки никогда не отпугивают, если время ожидания транспорта сведено к минимуму. Собственно, потому и предложены именно эти связующие точки между берегами, т.к. с каждой стороны от них присутствует остановка, где наземный транспорт ходит примерно раз в 10 мин и даже чаще.

а перекрытая для транспорта дамба на Никольском тупике? Раньше по ней и ездили и ходили

Дамба была закрыта осенью 1999 г. после терактов. Да, по ней ходили. Но по ней никогда не было транзитного трафика, так как, во-первых, ещё не стояла проблема пробок, а во-вторых, путь через остатки деревни Иваньково был очень тяжёл и извилист.

Кроме того, для сколь-либо разумного пешего маршрута эта дамба непригодна, так как более короткий и быстрый путь от пешеходного моста над шлюзом №7 до Войковской или Водного Стадиона лежит через сам лесопарк и занимает от 30 до 50 минут в зависимости от маршрута и скорости пешехода.

или канатную дорогу через химкинское водохранилище

Паром через Химкинское водохранилище удобнее сделать к м. Водный стадион. Там проще пересечь Ленинградку, и есть подъезд для машин.

Вполне возможный вариант.

Никогда не воспринимал москву-реку как препятствие, будь то пешком, на авто или велосипеде... а вот ЖД пути и, для пешеходов и велосипедистов, ТТК - это да!
Нужно в первую очередь ЖД путями заниматься.

ЖД пути как раз для пешеходов и велосипедистов препятствиями не являются. А вот река - является.

Может сначала регионы паромами обеспечим? На Свири в Вознесенье, к примеру, паром такой - что на него просто страшно заезжать. На Шексне паромы не в лучшем состоянии.

неделю назад вернулся из Стокгольма - паром прекрасный транспорт там. Большинство паромов городские - можно по обычной карте SL проплыть. Экономило кучю времени. Есть так же частные паромы - но их очень мало и они как правило плавают на маленькие острова.


Паром СРВ - Захарково работал как минимум до осени 2004 г.
Лично пользовался им несколько раз в 2003 и 2004 гг., проезд стоил 10 рублей, выполнялось по три пары рейсов утром и три вечером, но больше 20-25 человек на пароме не наблюдал ни разу.

Одним из больших его минусов была пристань Захарково, которую ещё найти надо.
С другой стороны, организация нормальной пристани в заливе водохранилища на углу Свободы и Химкинского бульвара несколько затруднена, но именно этот угол - самый пассажироёмкий из числа возможных.

Со стороны СРВ более лучшей точки чем сам СРВ придумать сложно. Во-первых, время в пути до Беломорской пристани будет больше, чем до СРВ. Во-вторых, основная активность и станция метро с кучей маршрутов транспорта - это Речной вокзал. Поэтому пройти пешком от СРВ до Речного вокзала будет всяко быстрее, чем плыть к Беломорской и потом возвращаться на бусе к метро.

Зимой (при нормальных минусовых температурах) видеть работающий паром не хотелось бы, так как, во-первых, водохранилище и так можно перейти пешком в разных местах, во-вторых, многочисленным отдыхающим (рыбакам, лыжникам, снегокатчикам и т.п.) станет сложнее из-за поперечной дыры посреди водохранилища. Либо, как вариант, устроить хотя бы один нормальный "разводной мост" (по образцу подобных "мостов" в северных краях с ледокольным движением) по осевой водохранилища.

?

Log in

No account? Create an account