proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Как возникло лево и правостороннее движение
proboknet
Ещё в древности люди догадались, что если договориться по какой стороне дороги ездить (левой или правой), то это сильно сократит количество столкновений и заторов. Но, несмотря всю очевидность этого, на сегодняшний день 72 % всех дорог являются правосторонними, а остальные 28 % — левосторонними. Т.е. договориться не удалось. Соответственно и машины бывают как с левым, так и с правым рулем.

Универсальный автомобиль для любых стран:


Красным отмечены страны с правосторонним движением, синим с левосторонним.



История, как это часто бывает, запутана и уходит корнями в далекое прошлое. Большинство людей правши. Пешеходы, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество, инстинктивно прижимались к правой стороне дороги. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. А вот воинам (как конным, так и пешим), наоборот, лучше расходится по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику. Как видите, уже возникают две противоположные системы.

Доподлинно известно, что в Римской империи было левостороннее движение, видимо, из-за большого количества постоянно перемещающихся войск. Раскопки древней каменоломни показали, что левая колея более разбита, чем правая. Значит, по ней вывозили груз, а по правой по направлению к каменоломни двигались пустые повозки.

После того, как человечество прекратило подозревать в каждом встречном врага, на дорогах стало складываться правостороннее движение. Как уже было сказано, это связано с физиологией человека. Имеются исторические свидетельства, что еще во времена Петра было принято принимать вправо при разъезде со встречной каретой или санями. А официально правостороннее движение было введено в 1752 году императрицей Елизаветой Петровной.

Однако в Англии в 1776 году, оказавшейся верной древнеримским традициям, был принят "Дорожный акт", вводивший левостороннее движение. В остальных странах по этому вопросу наблюдался разброд и шатание. Принято считать, что в континентальной Европе правостороннее движение ввел Наполеон, распространив на весь континент французские правила дорожного движения. Правда, это касалось лишь стран, которые были под его подчинением. Британия, Швеция, Австро-Венгрия и Португалия продолжали оставаться левосторонними.

Где-то в Лондоне


Именно Англия стала главной причиной распространения левостороннего движения по всему миру. Прежде всего речь идет о её колониях: Индия, Австралия и другие. Япония стала левосторонней после того, как британцы построили у них первую железную дорогу. Кстати, в нашей стране тоже есть железная дорога с левосторонним движением. Это участок Москва-Рязань. Строили её под руководством специалистов англичан.

Но вернемся к автомобильным дорогам и первым машинам. Первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом. Сила для него требовалась немалая, потому водитель сидел слева и управлял правой рукой.

Benz Velo


Неудобный рычаг со временем был заменен на рулевое колесо. Крутить его нужно двумя руками, но для этого приходилось сидеть прямо за ним. Но к какому боку лучше сместить рулевое колесо? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги — справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю. Но машин становилось больше, и основное внимание шофёра стали занимать встречные и обгоняющие авто. Поэтому его и пересадили. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.

Легендарный Форд Т


К 1920-м годам на подавляющем большинстве автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Постепенно большинство стран принимало и правостороннее движение: Бельгия в 1899, Португалия в 1928, Испания в 1930, Австрия и Чехословакия в 1938 году.

Швеция поправела лишь в 1967 году. Она была последней страной в континентальной Европе, в которой сохранялось левостороннее движение. Это создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно в сельской местности, где она часто просто не была обозначена. К тому же в Швеции все машины были с левым рулем. Производители просто не хотели делать праворульные машины для такого маленького рынка.

Самое интересное, что всех людей это устраивало. На референдуме 1955 года 83% шведов высказались за сохранение текущего положения дел. И только через восемь лет парламент, не спрашивая жителей, принял постановление о переходе с 5 утра 3 сентября 1969 (день "Н") года на правостороннее движение.

Центр Стокгольма в День "H"


Все автомобили просто переехали на другую сторону дороги и стали ездить по новым правилам. В первый месяц аварийность упала почти до нуля – водители были предельно аккуратными. Но затем число ДТП вернулось к прежнему уровню. В 1968 году, воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.

Сейчас в Европе только четыре страны до сих пор имеют левостороннее движение: Британия, Ирландия, Мальта и Кипр.

Государства, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. На крупных магистралях приходится строить причудливые развязки.

Мост Лотос, связывающий континентальный Китай и автономную территорию Макао, бывшую португальскую колонию


Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален. Куда сложнее неправильному автомобилю получить регистрацию. В Австралии леворульные машины просто запрещены — те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. В Новой Зеландии надо получать специальное разрешение. А в Словакии и Литве праворульные машины просто не регистрируют. В нашей стране еще несколько лет назад раздавались призывы к приобретению праворульных автомобилей. Во многом это было связано с ввозом подержанных машин из Японии. Но с ростом благосостояния люди стали предпочитать покупать новые автомобили. А их поставляют уже с левым рулем. Так что проблема сама собою исчезла.

Если у вас от частой смены право и лево голова пошла кругом, запомните одно простое правило: на левой ноге большой палец находится справа, а на правой ноге слева ;)



  • 1
Кипр - Азия)

В каком месте?

Что в каком месте? Целиком Кипр в Азии, включая Северный.

А у Шумского "сейчас в Европе только четыре страны до сих пор имеют левостороннее движение: Британия, Ирландия, Мальта и Кипр".

Edited at 2015-09-03 06:44 pm (UTC)

Вопрос не про географическое расположение. Кипр - европейская страна.

С чего вы взяли? Азиатская.

Кипр - член ЕС.
Основная часть населения -греки-киприоты.
Как минимум эти два факта говорят о том, что это европейская страна.

Основная часть населения Австралии — британские каторжники и их потомки. Язык, замечу, — английский. Вместе с Кипром член Австралийской группы по мониторингу химического и биологического оружия. Я доказал, что Австралия — европейская страна?)

Австралия участвовала в Евровидении - еще одно доказательство, что Австралия - це Европа.

Мост Лотос, связывающий континентальный Китай и автономную территорию Макао, бывшую португальскую колонию.

Вы верно имели в виду мост между Гонконгом и Китаем. В Гонконге левостороннее движение, в континентальном Китае - правостороннее. А Макао бывшая португальская колония, откуда там взяться левостроннему?

Брал на Кипре авто напрокат. В принципе особых проблем с привыканием не было. Только в местах разъезда (перекрестки круги) приходилось напрягать мозги. Как правильно было сказано, в такой ситуации становишься максимально аккуратным, не обошлось, конечно, без пары выездов на встречную на перекрестках, по инерции...
Это все касается машины с АКПП. На ручке, думаю, мне было бы трудно.

Они там, кстати, в прокатах выдают авто с красными номерами, чтобы местные понимали с кем имеют дело.

Познавательно, спасибо!
Вот только вопрос - в Москве что инфраструктуру метро на 50% проектировали англичане?! Почему половина станций имеет левосторонние входы-выходы для пассажиров, а многие - даже разносторонние - северный выход левосторонний, южный - правосторонний! Откуда со сталинских времен в Москве взялось такое количество британских шпиенов?
Вообще, после того как посмотришь как люди в Москве ходят, понимаешь, что ездят на авто очень прилично!

Тоже интересно, почему в метро для пешеходов так часто устраивают левостороннее движение. Иногда это неудобно и на первый взгляд неоправданно.

Про то, как люди ходят, +100)

Чтобы пешеходные потоки пересекались не в центральном зале, а на улице?

Вот "Северный" Южный (всегда их путаю, южный кажется более северным) вестибюль станции Бибирево - с платформы ведут эскалаторы в левостороннем движении, выходишь левосторонним движением из "стеклянных дверей" и в узком-преузком проходе вынужден пересекать встречный поток под прямым углом, чтобы выйти на улицу. Там ещё и поворот, т.е. для всех участников движения пересечение потоков является неожиданностью. Лишняя толкотня на пустом месте.

Вот как сейчас:



А как было бы логично:



Edited at 2015-09-04 08:21 am (UTC)

Когда два выхода разные всё очень просто: входящие люди в большинстве своём идут на поезд в центр, выходят же из центра. Поэтому, чтобы потоки не пересекались, стараются выходящих держать со стороны поездов из центра, выходящих - наоборот.
Такая же фигня еще есть на переходе Третьяковская - Новокузнецкая, там на одном из путей нет посадки из-за этого движение сделано левосторонним, чтобы поступающие на станцию пассажиры сразу оказывались со стороны пути Калужско-рижской линии.

Причем лишь лет 15 назад так стало. Помнится, несколько раз до этого писал об этом месте в метрополитен с требованием подумать.

Edited at 2015-09-04 07:50 am (UTC)

А в Центре тогда зачем? Переход с Пушкинской на Тверскую и много ещё где

А хрен его знает, исторически сложилось.

"Принято считать, что в континентальной Европе правостороннее движение ввел Наполеон, распространив на весь континент французские правила дорожного движения. "

- он просто ненавидел Англию, и специально сделал движение наоборот.

А вот железка во Франции левосторонняя, хотя в Эльзасе, который под Германией бывал, правосторонняя.

Железные дороги и выделенные трамвайные линии можно строить как удобнее.

Пример - метротрам Волгограда. Чтобы можно было использовать обычные трамваи на островных платформах.

> Во многом это было связано с ввозом подержанных машин из Японии. Но с ростом благосостояния люди стали предпочитать покупать новые автомобили.

Пошлины на подержанные иномарки как бы не при чем?

>Кстати, в нашей стране тоже есть железная дорога с левосторонним движением. Это участок Москва-Рязань. Строили её под руководством специалистов англичан.

Ещё участок Ленинградский вокзал - Останкино у пригородных электричек тоже левосторонний.

Октябрьская железная дорога изначально была вся левосторонняя, частично правосторонней её начали делать при реконструкциях и этот процесс до сих пор продолжается.

Но на железной дороге и в метрополитене это непринципиально, в отличии от автодорог.

справа руль или слева без разницы. ездил и так и так, сейчас езжу на правом руле. а в странах что запрещен правый руль - он запрещен не в целях безопасности, а с целью чтобы импорт ограничить праворульных машин из Японии... европейские хитрые способы борьбы с ненужными конкурентами.

Edited at 2015-09-04 05:14 am (UTC)

Но с ростом благосостояния люди стали предпочитать покупать новые автомобили. А их поставляют уже с левым рулем. Так что проблема сама собою исчезла.

Были тут во Владивостоке, леворуких машин там по-прежнему нет. И новые модели тоже ездят с правым рулём.

Новые модели все равно из-под японца, а не из салона. А вообще мне кажется, проблема никуда не исчезла, и даже в Москве праворуких не меньше, чем лет 10 назад.

Есть автомобили, альтернативы которым просто нет. Например, японские микроавтобусы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account