proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России
proboknet
Смертность на отечественных дорогах превышает все разумные пределы несмотря на постоянные попытки её снизить. При этом власти каждый раз пытаются заново "изобрести велосипед" вместо того, чтобы обратиться к успешному зарубежному опыту.

Одна из многих смертельных аварий на Кутузовском


Не единственный, но очень показательный пример - Германия, где на 10 000 автомобилей приходится 0.69 погибших в авариях (для сравнения в России эта цифра составляет 6.13). Самое интересное, что в 1970 году в ФРГ количество жертв смертельных ДТП зашкаливало за 21 тысячу человек (вполне сопоставимые с отечественными показателсями), а сейчас им удалось снизить эту цифру до 3339 погибших. Действительно, есть чему поучиться.


За четыре десятилетия немцы проделали большой путь и продолжают двигаться дальше, стремясь довести уровень смертности в автоавариях до нуля. Умелое сочетание "кнута и пряника" позволило добиться поразительных результатов. Приведенные данные, а так же полезные комментарии любезно предоставлены нашим автомобилистом из Германии a_tribunskiy:

График снижения количества погибших в ДТП в Германии с течением времени

1957 ограничение скорости до 50 км/ч в населенных пунктах.
1972 ограничение скорости до 100 км/ч на региональных трассах.
1973 ограничение содержания алкоголя в крови до 0,8 промилле.
1974 введение рекомендуемой скорости на автобанах 130 км/ч
1980 мотоциклисты обязаны использовать шлем
1984 штраф за неиспользование ремня безопасности
1998 допустимое содержание алкоголя в крови снижено до 0,5 промилле.


Начнем с пряника
Всю страну с севера на юг и с запада на восток пронизывает сеть скоростных магистралей (13 000). Между прочим, это 4-я по протяжённости национальная сеть скоростных автодорог в мире, после Китая (111 950 км), США (77 017 км) и Испании (16 583 км).



Типичная магистараль в Германии, Bundesautobahn 20:


Отличительной особенностью немецких автобанов является отсутствие ограничение скорости. Это важный момент. Любой немец имеет возможность погонять в свое удовольствие. В России другой подход. Ездить быстро нельзя нигде, поэтому нашим "летчикам" все равно где устраивать гонки: на шоссе или прямо на улицах городов. Если немцы выплеснув свой адреналин на трассе, в городе вдут себя очень благопристойно соблюдая все ПДД, то наши водители компенсируют строгость законов необязательностью их соблюдения.

Сколько стоит "пряник"?
Не стоит думать, что скоростные магистрали достаются немцам просто так. Каждый автомобилист в Германии платит за их строительство и содержание немалые деньги. В цене каждого литра бензина "сидит" 0.6 евро одних только топливных акцизов (плюс НДС и НДПИ). Это 44 рубля. Мы же платим топливных акцизов всего пять рублей за литр топлива и потому имеем те дороги, что имеем. Тот факт, что Россия нефтедобывающая страна (как и газо, угле, железо и т.д.) строительству магистралей это никак не способствует.

Правильная организация дорожного движения
Выплеснув весь свой адреналин на автомагистралях, немецкий водитель в городе ездит крайне медленно и аккуратно. Даже при всем желании разогнаться на улице не получится. Частые перекрестки, светофоры, переходы, островки безопасности и узкие полосы все это сильно успокаивает трафик и сокращает аварийность.

Один из миллионов городских перекрестков в Германии. Быстро проехать его нельзя при всем желании:


Островок безопасности на улице всего с двумя полосами движения.


А вот Москва, где островки безопасности отсутствуют как класс:


Даже на тихих улицах "летчики" имеют возможность насмерть сбивать людей:


Чтобы сделать переход проезжей части безопасным, в нашей стране во всех городах усиленно копают подземные пешеходные переходы, даже через самые узкие улицы:


Увы, но это не только не помогает, но, как показывает статистика, только вредит. В Германии, где в городах почти нет подземных переходов, сбитые пешеходы составляют всего 13% от общего числа погибших в ДТП. У нас эта цифра составляет страшные 33%. Как видите, бесконечное строительство внеуличных переходов безопасности пешеходам не добавляет.

Кнут, кнут и ещё раз кнут
Однако как бы хорошо не было организовано движение, от ДТП это не спасает. Что в Германии, что у нас наибольшее число аварий происходит из-за нарушения правил дорожного движения. В Москве есть хорошие дороги: МКАД, ТТК, Ленинградка. Знаете сколько автомобилистов там погибает? В среднем один человек в год на каждый километр магистрали. И статистика остается стабильной в течение многих лет. Основная причина - несоблюдение ПДД, в частности, скоростного режима.

В Германии тоже есть нарушители. Но с ними эффективно борются. Для водителей-нарушителей предусмотрено два вида наказаний: высокие денежные штрафы и баллы. Набрав всего 8 (до мая 2014 года надо было набрать 18) баллов водитель теряет право управления. Баллы, полученные за употребление алкоголя и наркотиков, сохраняются 5 лет, остальные — два года. Повторные нарушения продлевают накопленные баллы на соответствующий срок. Спорить с немецким полицейским, как правило, бесполезно, а попытка решить вопрос за деньги приводит к тюремному заключению.

Чтобы вы имели представление, что по чем. Привожу "расценки" на некоторые нарушения. За информацию опять же спасибо a_tribunskiy:
- обгон при запрещающем знаке - 70 евро, 1 балл
- обгон справа вне населенного пункта - 100 евро, 3 балла
- неиспользование ремня безопасности - 35 евро
- создание помех пешеходам или велосипедистам - 60 евро, 3 балла
... с созданием опасной ситуации - 75 евро, 3 балла
- проезд на красный сигнал светофора (менее одной секунды) - 90 евро, 3 балла
... с созданием опасной ситуации - 200 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
... с причинением материального ущерба - 240 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
- проезд на красный сигнал светофора (более одной секунды.) - 200 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
... с созданием опасной ситуации - 320 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
... с причинением материального ущерба - 360 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
- переход пешеходом на красный сигнал светофора - 5 евро
... с ДТП - 10 евро

Превышение скоростного режима также строго наказывается. Немецким полицейским не чужды "засады" в кустах или наблюдение за нарушителями из частных машин (последнее фото):



Интересно отдельно сравнить тяжесть наказания за превышение скорости в Германии и в России. В нашей стране это наиболее распространенное нарушение. В таблице приведены суммы штрафов, штрафные баллы и срок лишения водительского удостоверения:

у немцев последняя ступень превышения скорости  - это 70 километров в час, а у нас 80.

Это еще не все. За превышение скорости на 50 км/ч и более в населенном пункте водителя скорее всего обяжут пройти медико-психологическое обследование (в народе "идиотен тест"), справедливо полагая, что только ненормальный может летать по городу с такой скоростью. Задача эксперта-психолога удостовериться, что испытуемый действительно разобрался в причинах своих действий и их возможных последствиях и вероятность рецидива крайне мала. При отрицательном результате автомобилиста лишат права управления. В России за превышение скорости 50 км/ч грозит максимум 2500 рублей штрафа...

Достаточно один раз превысить скорость в населенном пункте на 20 км/ч и заработаешь штраф в 80 евро, да еще и 1 балл в придачу, чтобы всю оставшуюся жизнь быть очень внимательным за рулем.

Сможем ли мы когда-нибудь догнать Германию и остальную Европу по уровню аварийности?
Даже если нас подождут, это не поможет. Россия просто движется в другую сторону.
Вместо строительства новых дорог и установки светофоров, мы строим новые подземные и надземные переходы. Штрафы с автомобилистов вместо того чтобы предотвращать нарушения превратились лишь в очередной способ зарабатывания денег. Водительское удостоверение воспринимается многими, как "права" автомобилиста, в дополнение к обычным правам человека, поэтому пешеход становится второсортным участником дорожного движения. Водители сетуют на коррупцию в ГИБДД, но при этом сами спешат сунуть взятку инспектору. И никаких глобальных улучшений в этой картине не наблюдается.

Поэтому в России на дорогах и гибнет в десять раз больше людей, чем в Германии. И разрыв с годами только увеличивается.



Не надо много слов. Надо начать с одной простой вещи.

Неотвратимость наказания.

Все.

И наказывать нужно крайне строго! Чтобы думали

"это 4-я по протяжённости национальная сеть скоростных автодорог в мире, после Китая (111 950 км), США (77 017 км) и Испании (16 583 км)"
Ошибка какая-то. Не может быть в Испании больше автомагистралей, чем в Германии.

Просто откройте яндекс или гугл и удостоверьтесь сами

А вот где можно сравнить статистику по количеству/смертности в ДТП на Кутузовском проспекте и на остальных магистралях, особенно оборудованных разделительными барьерами?

Здесь же пол-года или год назад была. Помню писалось, что сама безопасная дорога - Звенигородское шоссе.
Можно написать запрос в ГИБДД.

Отличный обзор и логичный вывод. Но хочется уточнить - Россия не просто движется в другую сторону, Россия движется в жопу.

Россия уже давно там

... с созданием опасной ситуации

сотрудники ГИБДД в нетерпении...

В идеале, после каждого смертельного ДТП должен проводится анализ, какие меры могли бы помешать ему произойти.(наличие разделительного барьера, меньший лимит скорости, правильная организация движения, освещение, ещё что-нибудь). Это была бы более наглядная статистика, чем деление по принципу "кто виноват в ДТП".

анализ не для наших тупых чиновников и служб, они только умеют велодорожки рисовать в деловом центур куда люди ездят на работу за 15-30км и тепло 5 месяцев в году.
а также менять одни бордюры на другие, одни отбойники не другие.

Жесткость наказания работает.
Неотвратимость необязательна.


Зы. Естественно, я думаю чуть иначе, но они понимают только так :)


всегда думал, что жестокость наказания при отсутвии её неотвратимости генерирует коррупцию и невозможность защиты прав граждан, отказывающихся вносить коррупционную плату

>Между прочим, это 4-я по протяжённости национальная сеть скоростных автодорог в мире, после Китая (111 950 км), США (77 017 км) и Испании (16 583 км).
А смысла так считать? Тут, скорее, надо по протяжённости магистралей на площадь страны - а то дорожные сети одинаковой протяжённости на территории Германии и Штатов - две очень большие разницы.

просто аФФтар тупо пересказал статью из вики

просто аФФтар тупо пересказал статью из вики про автобаны.
немецкую версию, фото тоже оттуда

ps. про то, что помимо автобанов есть "автобаноподобные" участки федеральных дорог, которые от автобанов мало чем отличаются - аФФтар, видимо, не в курсе.

В Европе нет тазов. Тазы смертельно опасны.

Есть и прекрасно продаются и чувствуют себя на европейских дорогах.

ограничение скорости до 50 км/ч в населенных пунктах.
Хоть до сорока, если эти населенные пункты не транзитные.

Выехал себе из Москвы на автобан, и едешь с рекомендованной скоростью 130 до самой Казани.

Но у нас разве так? Надо сперва понять простую вещь, что одна и таже дорога НЕ может одновременно быть федеральной трассой и деревенской улицей.

в Германии полно таких дорог

в Германии полно таких дорог федерального, земельного и окружного значения, которые проходят через населённые пункты.

аФФтар жжот.
при прочтении сего рыдал в голос

четырёхполостной пустой автобан - это "типичный", 18 баллов, лишение водительского удостоверения - в общем, аФФтар жжот.

ps. и не слова про то, что грузовики платят за каждый километр.

Про грузовики вы правы, с 01.10.2015 грузовики с общей массой св. 7,5 т. должны платить за пользование автобанами. И про количество баллов, необходимых для лишения права управления вы тоже правы - их с 01.01.05.2014 стало восемь. Автор основывался на данных, указанных в моем посте, написанном в 2013 году.
Неточности не смертельные, и на саму суть поста не влияют. Я считаю, что посыл верный, нужно выстраивать сбалансированную систему регулирования дорожного движения и простых решений здесь нет.

Мне вот другое интересно, когда наконец дойдет, что знаки должны показывать реальную ситуацию, а не 60 пишем 80 в уме.
Ну если автомобилисты хотят, проведите эксперимент - разрешите в городе 80км/ч, но верните штрафы с превышения на 5 км/ч (если автомобилист жалуется на спидометр - не штрафуйте за скорость, штрафуйте за выезд на неисправном авто в кратном размере).
И если число раненных сократится за счет перевода их в число трупов, то можно будет уже начать обсуждение снижения скорости до реальных 50-60 км/ч с сохранением допустимой погрешности

Тут такая проблема: едешь себе по какой-нить ровной и прямой Горьковке, которая визуально как автобан на этой фотке, только "непустой" и асфальт слегка хуже. Вокруг поля и леса. Хоть самолет сажай, если убрать разделители...
И тут бах: знак на белом фоне и Стрелка. И вся страна у нас так....
Вы правы, но из двух зол я выбираю +20. Но буду только "за", если с явлением начнут бороться (например, дополнив коап статьями с +5 для городов с населением свыше 100 тыс.)


были у нас дырки (не застал), были баллы (застал с саомго начала ввода), было и "60 на знаке 70 в уме".
Вопрос - почему было и что побудило снизить строгость?

Была коррупция и НОНД
Не было регистраторов
Была вера, что автомобилисты - лучшая часть человечества :)


в както спросите месте 5 рублей в цене бензина если налоговая нагрузка в этой цене уже за 65% перевалила сначала года? или у нас бензин по 8 рублей стал?

а сколько из налоговой нагрузки идет в дорожный фонд?

В России две беды: Идиотская тупая воровская власть и раздолбаные дороги. И если первых закатать в асфальт, то дороги станут идеальными!

А потом неожиданно обнаружиться, что на заправке нет бензина, в магазине нету пива, стреляют... И нахрена тогда нужны ровные дороги, все одно же танки попортят?

?

Log in

No account? Create an account