proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
На сколько подорожают продукты после 15 ноября?
proboknet
Именно в этот день вступают в силу новые правила проезда большегрузных автомобилей по российских трассам. Говоря проще, все фуры массой больше 12 тонн должны будут платить по 3.06 рубля за километр проезда. Спутники будут отслеживать машину. Для этого каждый грузоперевозчик должен установить специальный прибор в машину или купить маршрутную карту для проезда.



Для тех, кто не платит - предусмотрены штрафы до 1 млн. рублей. Отсюда закономерные вопросы: изменится ли стоимость перевозок в связи с нововведениями, будут ли массовые протесты водителей-дальнобойщиков? И самое главное, станем ли мы, в конце концов, как потребители, оплачивать весь этот банкет.

Откуда берется колея
В Росавтодоре считают, что основной ущерб дорогам наносят автомобили массой от 12 тонн и выше: один проезд такого грузовика эквивалентен ущербу, наносимому проездом от 10 до 25 тысяч легковых машин. Если к этому добавить такое частое явление, как перегруз - то ситуация становится и вовсе плачевной. Колея - это результат движения тяжелых грузовиков по российским дорогам, ямы, выбоины - все туда же. При этом, в Росавтодоре заявляют, что в стране передвигается не более 2 млн. грузовиков свыше 12 тонн, но на них приходится аж 56% всего ущерба дорожному покрытию.

Стоит отметить, что разница между налогами, оплачиваемыми хозяевами грузовых авто (плюс сюда можно включить расходы на топливо, в которые тоже заложены налоги), всего в несколько раз превышает расходы водителей легковушек. Получается, что легковушки дотируют расходы на ущерб, причиненный грузовиками.

Кого это коснется
Это можно смело назвать новым налогом,который будет браться в качестве возмещения вреда дорожному покрытию. Поэтому его хотят брать именно с тяжелых грузовиков, типа самосвала, либо с автопоездов - всего, что выше 12 тонн. На дороге вы их безошибочно отличите.



Поднимутся ли цены?
Пожалуй, это самый интересный вопрос. Как подсчитал "Коммерсант" (инфографика в посте оттуда), грузоперевозки автомобильным транспортом имеют неоднородный состав, например, продовольственные товары и предметы народного потребления (бытовая техника, одежда) перевозятся всего лишь в каждой десятой фуре, большинство автопоездов возят стройматериалы, уголь и другие навалочные грузы.




Отсюда устроители всего этого проекта делают вывод, что хоть здесь и действует принцип "потребитель заплатит за все", но новый налог коснется, прежде всего, не массового покупателя из "Пятёрочки", а крупные компании, которые занимаются строительством, отделкой и иными работами.

Вся эта система по сбору средств получила яркое название «Платон». Оператором ее является компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (структура госкорпорации «Ростех»), где заявляют что "хлеб 12-тонниками не возят". Перевозка продовольственных товаров чаще всего осуществляется по дорогам регионального значения (а плата будет браться только за движение по федеральным дорогам) и приходится на менее габаритные транспортные средства. Поэтому, конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе негативных последствий.

Нам дают хоть немного и заезженный, но конкретный пример: 20-тонная фура возит молоко на расстояние 100 км (20 тыс. пакетов молока). Поэтому стоимость доставки этого груза обойдется дороже всего на 306 рублей или 1.5 копейки за каждый пакет. Это, конечно, совсем незаметно.

Но мы то с вами люди опытные, умеем считать свою копейку, поэтому давайте прикинем другой пример...Закажем 20-ти тонную фуру яблок из Махачкалы в Москву. Расстояние 1800 км, помножим на 3.06 рубля за километр, да еще и умножим на два (ведь фура обратно поедет порожняком, и эту стоимость тоже придется в наш счет вписать). Итого получилось 11 628 рублей или почти 60 копеек к цене каждого килограмма яблок. Это уже немного другие цифры, хотя все же не смертельные. Вывод прост - чем длиннее расстояния, тем заметнее будет разница в цене перевозки, в любом случае, это будет составлять не более 1% от цены продукта.

Российское ноу-хау или мировой опыт?
В Росавтодоре заявляют, что наша страна в списке отстающих по этому вопросу, даже в Белоруссии грузовики уже платят. Также в министерстве напирают на то, что в России плата за проезд грузовиков одна из самых низких в Европе.



Будут ли фуры перекрывать трассы?
В межрегиональном профсоюзе водителей-профессионалов заявляют о предстоящей акции протеста, где дальнобойщики просто будут перекрывать федеральные дороги: "Каждому дальнобойщику новый побор грозит потерей как минимум 400 тыс. рублей в год". Как мы понимаем, достаточно всего сотни фур, чтобы устроить транспортный коллапс в столице.

В компании-операторе системы платного проезда не согласны с обвинениями и заявляют, что большинство крупных перевозчиков уже подключились к новой системе, недовольны только мелкие перевозчики, которые зачастую не платят налогов и работают "в серую". Новая система через прозрачный механизм оплаты сделает саму отрасль грузоперевозок более открытой и конкурентноспособной.




Куда потратят деньги
Заявляется, что в год система будет собирать около 50 млрд.рублей, которые пойдут в дорожный фонд. Сам фонд оценивается в 500 млрд., поэтому сумма новых вливаний вполне значительная. На эти деньги должны быть построены новые развязки, дороги и другая инфраструктура. Во всяком случае, нам так заявляют.

Серый рынок
Пока отрасль автомобильных грузоперевозок в России почти не регулируется, в этой сфере нет лицензий. Поэтому часты случаи, когда у фирмы имеется парк на 100 машин, но все они формально зарегистрированы на физлица и ИП, сознательно уходят от налогов, не соблюдают условия труда и отдыха персонала. Фактически, это война без правил, где легальным и крупным компаниям приходится бороться с нелегалами. Это очень напоминает пример из такси, где еще до недавнего времени казалось, что тонированные шестерки с шашечками никогда не исчезнут с московских дорог. Однако с развитием электронных технологий и введения новых норм регулирования этого рынка, легальные такси стали вытеснять бомбил, причем, именно по тому сегменту, который казался заведомо проигрышным - по цене. Официальные такси стали дешевле нелегалов. Именно на такой же эффект от упорядочивания сферы грузоперевозок и рассчитывают авторы данных сборов с грузовиков: через наведение порядка - к увеличению честной конкуренции и снижению тарифов.

Как вы оцениваете нововведения для грузовиков? Справедливо ли брать плату с большегрузов за проезд по дорогам?

UPD: Правительство России приняло решение о снижении платы за проезд 12-ти тонных грузовиков по федеральным трассам в период с 15 ноября этого года по 29 февраля 2016 до 1,53 р/км, с 1 марта 2016 года стоимость проезда составит 3,06 р./км.



Раз фуры разбивают дороги, пусть сами за ремонт и платят

Очередной долбоклюй оправдывает очередные поборы? Мило.

Почему в России плохие дороги.ави

Что нам зарубежный опыт на эту тему говорит? Понятно, что Австралию с США рассматривать не будем, а вот загнивающая Европа как поступила?

В Европе очень маленькие расстояния.

один проезд такого грузовика эквивалентен ущербу, наносимому проездом от 10 до 25 тысяч легковых машин
Эм. Оптимистично.

Сколько люстр то понавешано на последнем.

Увидеть бы список того, что будет построено на собранные деньги.
Кстати, когда на мкаде запрещали днем ездить, тоже протестовать собирались, нравится им портить жизнь всем остальным

А то что им жизнь испортили это как? Они тебе же товары везут? Для тебя! Спасибо бы им сказал.

Здравая мера. Я бы еще увеличил штрафы за перегруз при существенном превышении.

Только вот по-хорошему бороться надо с причиной, а причина здесь - отвратительное качество грузовых ж/д перевозок. Навалочные грузы вообще не должны ехать трейлерами, они должны идти по рельсам. Сделайте грузовые ж/д перевозки удобнее, дешевле и предсказуемее - множество грузов перейдет туда.

И, Александр, начните уже использовать проверку орфографии, пожалуйста.

За перегруз и так штрафы по 300 тр, вполне приличные.

Нормальное решение. Остаётся довести его до логического конца и ввести конфискацию грузовика/груза если найден перегруз

Люди, суки такие, знаешь ли, имеют обыкновение дышать, чем наносят непоправимый вред экологии и кислородному фонду планеты. Думаю, стоит ввести почасовую тарификацию на дыхание. А спортсменов и вовсе штрафовать за перерасход. С конфискацией инвентаря конечно.

Очередная вредителськая инициатива от властей направленная против народа.
Продукты может и не подорожают а вот всё остальное точно подорожает.

И да нелегальные такси никуда не исчезли. Стоит просто проголосовать на дороге и ты увидишь сколько их.

Вы же можете взять калькулятор и посчитать, что и как может подорожать, и там будет максимум 1-1,5%.

А потом ещё учесть, что рынок высоконкурентный, и переложить плату на плечи потребителя не так-то просто, отсюда и переживания дальнобоев (частников в первую очередь), что не всё так просто и придется таки за свой счет нести ответственность за нанесение ущерба дорогам.

Про нелегальное такси вообще смешно) От них ничего не осталось практически, все в желтых машинках да убере.

Нормальное нововведение.
Цены не изменятся, там другие факторы важней.
Как заработает - оценим по делам через год.


Думаю, реальны эффект будет виден чуть позже, когда на собранные деньги хоть что-то построят

1) будет ли симметричное снижение налога на автомобили, ведь им больше не надо "дотировать"? Понятное дело, что нет

2) даже если перевозка продуктов занимает 12%, это не значит, что простые люди этого не почувчтвуют, что за бред. Налог с продуктовых фур ведь будет платиться!

3) основная проблема российских дорог - отсутствие контроля за подрчдчиками и массовое воровство. Чтото в этой сфере не видно подвижек

ты прочти текст-то, там цифры есть, 1-1,5% максимальное подорожание
это без учета высокой конкуренции на рынке, из-за которой так просто цены не поднимешь, да и рынок сам по себе серый, отсюда и движухи частников, типа дороги перекроем если система заработает. вот просто со стороны: чуваки ездят как хотят, катают с перегрузом, не платят налоги, уничтожают дороги, а потом собираются перекрывать что-то там - норм?
меня больше волнует дойдут ли деньги до реальных объектов, что будет построено и изменятся ли дороги

Про такси понравился пассаж. Как раз таки всякие нищеброд.такси вытеснили таксопарки из легальной сферы полностью в серую. Теперь ВСЕ таксисты - ИПшники, забившие на налоги болт - раз, работающие с дикими переработками и вытекающими отсюда последствиями - два. Даже КОМАНДИР уже предпочитает сдавать свои авто в аренду (меньше гемора, все проблемы на джамшуте), чем иметь собственный штат за которым нужно следить.

Справедливости ради: не видел ни одной фуры в крайнем левом на мкаде, зато колея там есть. И НАМИ это признает - колея в т.ч. и от высоких скоростей.

потому что дороги так делают, потому и колея. У нас в центре города колея см 5 была, если не больше, хотя никакие фуры там в принципе не ездят. Просто дороги говно

А почему никто не следит за экологическими нормами этих грузовиков?
Ну как едет какой-нибудь КАМАЗ по Москве - вонь за километр от него.

Следят. У нас же есть техосмотр ;)

они уже сейчас взлетели. десяток яиц, размером с голубиное - 60 рублей, охренеть. а вы про 15 ое говорите. получается и 15 ого опять подорожание?а там еще к новому году традиционное подоражание. мда, а зарплата как была 20 так и осталась. зато у ура-патриотов мы все в раю живем

Снизить бы расценки РЖД до приемлимых и, глядишь, и фур на дорогах поуменьшилось бы

Проблемы не столько в расценках - сколько в сроках.

?

Log in

No account? Create an account