proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Самый спорный обгон: по правилам или нет?
proboknet
Такая ситуация случалась, если не с каждым из нас, так через одного точно. На загородной трассе вы начинаете обгонять грузовик, запрещающих знаков нет, разметка прерывистая, гашетка в пол, но... внезапно начинается сплошная, оказывается, за грузовиком был знак "обгон запрещен". Как же трактовать такую ситуацию?



По злой иронии, после такого обгона вас всегда останавливает экипаж ДПС с записью случившегося и начинает "шить" дело, за которое предусмотрена вилка наказания: штраф 5 т.р., либо лишение прав от 4 до 6 месяцев (ст.12.15.4 КоАП РФ).

Но разве есть тут нарушение, ведь водитель не знал и знать не мог, что дальше начнется сплошная? Этот случай я сейчас и разберу с юридической точки зрения, это вам пригодится на дорогах. Это должен знать каждый: за такой обгон водителя наказать нельзя.
Придется использовать юридическую терминологию, но буду ее упрощать, чтобы вам было легче ее использовать в подобной ситуации. Для начала скажу, что статья 12.15.4 КоАП РФ наказывает за "Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения..." Однако здесь кроется самая большая проблема, потому что ПДД России не знают такого понятия, которое я выделил контурным шрифтом чуть выше. Что это, выезд на встречку: всем кузовом машины, одним колесом? Да что там, у нас суды умудряются лишать прав водителей даже за движение задним ходом по односторонней дороге (хотя это разрешено ПДД). Отсюда все проблемы с непониманием, как и кого можно наказывать.



Но даже без этой формулировки можно смело сказать, что водителя легковушки штрафовать, а уж тем более, лишать прав незаконно! Та же статься 12.15.4 КоАП наказывает за выезда на встречку в нарушение Правил, а наш то водитель выехал туда без нарушений. Более того, он не знал, и не мог знать, что во время обгона начнется "сплошная".

Фраза о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, которую мне однажды сказала судья, не подходит под эту ситуацию. Схема организации дорожного движения, четкое расположение знаков и разметки не относится к понятию закона.

Реконструкция спорного обгона



Как водитель может знать, что будет впереди? Теоретически ему об этом подсказывает разметка 1.6 (длинная, но прерывистая линия), она предупреждает, что водитель приближается к месту, где начнется сплошная. По ГоСту разметка 1.6 должна быть не менее 100 метров, хотя я не раз встречал и короче. Но даже эти 100 метров машина на скорости 90 км/ч преодолеет за 4 секунды, т.е. она ему не поможет.



Мы выяснили, что водитель заранее практически не может определить, что дальше обгон будет запрещен (только если это не видно издалека). В таком случае, мы имеем ситуацию, когда водитель выехал на обгон, почти опередил грузовик, и увидел, что дальше сплошная. Что же ему делать, чтобы не стать нарушителем?



Этот вопрос ставит в тупик как гаишников, так и судей. Ведь никто в здравом уме не предлагает водителю резко остановиться или вообще сдать задом, чтобы вернуться назад?! Получается, что водитель не может избежать нарушения ПДД, которое происходит именно в этот момент, когда он возвращается на свою полосу.

Это принципиальный момент. Правонарушение состоит из субъективной и объективной стороны дела. Объективная есть в виде выезда на встречку. А вот субъективная сторона выражена в форме вины правонарушителя (ст.2.2 КоАП), которая бывает двух видов: по умыслу и по неосторожности. Был ли умысел у водителя легковушки, специально ли он выехал на встречку? Нет. Была ли неосторожность в действиях водителя, мог ли он предусмотреть, что дальше двигаться по встречке ему будет нельзя? Нет, он не ясновидящий. Следовательно, виновных действий у водителя просто не было.



П. 2.1 КоАП четко закрепляет, что "Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица...". Поскольку мы установили, что у водителя виновных действий не было, то и применить к нему наказание по. ст.12.15.4 просто невозможно. Хоть правонарушение фактически и имело место, но такое дело подлежит закрытию в связи с отсутствием состава правонарушения. Этой же позиции придерживается Верховный суд, поэтому позиция железобетонная.


Распространяйте, это должен знать каждый! Если накинете другие интересные спорные ситуацию, также сделаем их подробный разбор.


Tags:

Ссылку на решение ВС дайте, пожалуйста.


Вот меня как раз за такое и штрафовали. Хорошо, тогда были штрафы еще. Но доказать так просто в суде ничего не получится. Тем более наш суд всегда стоит на сторону полиции.
То есть судится придется долго и в нескольких инстанциях.

автор неверно трактует закон. точнее, как это часто бывает, изо всех сил пытается трактовать норму закона в свою пользу, при этом делая умозаключения, основанные на ложных предпосылках.

в данном конкретном случае ложная предпосылка кроется в фразе "Ведь никто в здравом уме не предлагает водителю резко остановиться или вообще сдать задом, чтобы вернуться назад?!". нет, уважаемый автор. если вы, начав маневр по обгону, не смогли разглядеть дорожные знаки, запрещающие обгон, например по причине плотного потока длинномерных фур - обратите внимание на разметку. увидев, что впереди начинается сплошная линия и оценив, что вам не хватит времени закончить обгонный маневр - вы именно что должны прекратить маневр и вернуться в свою полосу. и это может выразиться в сбрасывании скорости и перестроении ЗА обгоняемой фурой, как на картинке в этом посте. ничего сложного в этом нет - просто потрудитесь ехать с вменяемой скоростью, и нефиг летать на скоростях свыше 100 км/час. обычно наши водятлы на трассах именно что летают на скоростях 140-150 км/час. учитывая убогость российских дорог - это не только самоубийство, это еще и непосредственная угроза окружающим. обгоняемые фуры при этом обычно едут со скоростью 80-100 км/час. и это для российских дорог - нормальная адекватная скорость. а обгоняют их обычно - люди с интеллектом подростка, и отсутствием уважения к окружающим. им вечно "некогда". ну а потом они попадают в истории, которыми еще и бахвалятся иногда.

с уважением ко всем кто эту телегу прочел,
всем добра, внимательности и терпения на дорогах.

и, пользуясь случаем, посылаю лучи поноса российскому правительству за его отношение к строительству дорог, мостов, и дорожной инфраструктуры.

Вот буквально вчера я столкнулся с аналогичной ситуацией - теперь такая беда может с каждым случиться в городе Москве на пешеходном переходе. Один к одному - ты должен предвидеть что впереди есть переход!

И хрен чего докажешь на самом деле.
Судам плевать на все эти выкладки! Из реальной практики, что я нашел в инете. Отнимают права и все тут.
К счастью мне попался понимающий ДПС, просто пожурил.

Жаль, надо было полицейскому тысяч 10 рубануть. Как вас, убийц пешеходов, еще лечить.

Фигню не пишите. Святому Петру вы тоже будете говорить про отсутствие состава?

Edited at 2015-12-16 09:15 am (UTC)

Я думаю, аргументация должна быть следующей:
- обгон был начат, когда он был разрешен. Если в процессе обгона появляются знаки и/или разметка, запрещающие обгон, то обгоняющий не попадает под их действие, так как он завершает обгон, а не начинает его.
- можно привести аналогию с красным светом сфетофора. Автомобиль выезжает на перекресток на разрешающий сигнал светофора, чтобы повернуть налево и пропускает встречные автомобили. За время ожидания на светофоре загорелся красный свет. Автомобиль завершает поворот уже на красный, но никто его не штрафует за проезд на красный.
Здесь речь идет о завершении маневра при запрещающих знаках, сигналах, разметке. Насколько я понимаю наказывается только начало манера.


плохая у Вас аналогия - в ней Вы нарушаете ПДД (Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении )

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну есть же вот такая новомодная разметка типа "вернись, я всё прощу":
https://old.maps.yandex.ru/-/CVDqvUPX
Может я уже додумываю, но мне кажется, что я её и возле сплошной видел. И логично её там видеть на таких трассах. Как написали выше - мы же завершаем обгон, который был начат по правилам. Либо и правда 1.6 надо раньше до сплошной рисовать начинать.

А правило "не уверен - не обгоняй" давно отменили? И про разметку - должен остановиться и вернуться в полосу.

Где остановиться? На встречной?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
>Та же статья 12.15.4 КоАП наказывает за выезда на встречку в нарушение Правил, а наш то водитель выехал туда без нарушений.

Конечно с нарушением. Сначала ехал по правилам, а когда началась сплошная - в полный рост 12.15.4.


>Более того, он не знал, и не мог знать, что во время обгона начнется "сплошная".
>Как водитель может знать, что будет впереди? Теоретически ему об этом подсказывает разметка 1.6

Кому теоретически, а мне практически. Увидел, что зона обгона кончается - сбавил скорость и вернулся в свою полосу.


>Ведь никто в здравом уме не предлагает водителю резко остановиться
Да хоть плавно, хоть резко - сплошные не для веселья рисуют, а потому что там опасно ехать по встречке.


>Был ли умысел у водителя легковушки, специально ли он выехал на встречку? Нет.
Ну а как, случайно чтоли? Разметка есть, знаки есть, глаза открыты, педаль тормоза тоже должна работать.


Вообще слабое объяснение - "А что мне было делать, я нечаянно". Под любое нарушение подходит.

Глупость пишете. Тем более что сплошную рисуют с большим запасом и начинают намного раньше опасного места.

Когда учился в автошколе, помню такой пункт был, что пересечение сплошной линии возможно только в одном случае, когда возвращаешься в свою полосу после обгона. Но это было только про разметку 1.11 сплошная с прерывистой.
"Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда."

дык никто тут и не запрещает пересечь при возврате. Только это будет стоить денег.
Как и с объездом препятствия по встречке; и выездом из двора налево.
Бред, но вот такой у нас закон

Edited at 2015-12-16 07:26 pm (UTC)

Имел однажды такой случай - сейчас уже не помню как разошлись с гайцом. "Вы должны были видеть по разметке, что зона обгона заканчивается" что С тех пор опасаюсь таких ситуаций.
Что же ему делать, чтобы не стать нарушителем?

Тормозить и возвращаться в свою полосу пока ещё прерывиста полоса не совершив обгона. Получается так

а если ваше место место за фурой уже занято другим автомобилем?

Ну и логика у Вас...

И что-же по Вашему обгоняющий должен в такой ситуации завершать обгон через сплошную? Т.е. типа ПДД сами нарушились, поэтому за нарушение уже не считается и можно так ехать дальше :)
И как далеко Вы ему разрешаете продолжать ехать по встречке? А если он обгоняет фуру с разницей в скоростях 5 кмч - тоже продолжать обгон?
Мое мнение - надо снижать скорость и перестраиваться обратно за фуру.

Re: Ну и логика у Вас...

На представленном ролике он обгоняет 14метровую фуру 7 секунд.
Разница скоростей - 7 км/ч :)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Полная ерунда. Основной причиной нарушения, является пересечение сплошной. А почему, так кого это волнует ? Кого не надо и так не накажут, а остальные сами виноваты. Чего тут либерастию разводить . Хочешь логики и приоритета права - ехай к пендусам , а тут люди зарабатывают. Купил тачку-плати, ибо ...

(Deleted comment)
А если реакция не торможение, а продолжение движения после начала сплошной?
Как далеко, по вашей версии, можно уехать по встречке?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Бред.

Во-первых, состав 12.15.4 не материальный, а формальный, не зависит от того, видел или не видел, создали или не создал – по факту нарушения, и точка.

Во-вторых, помимо знаков имеется разметка, которая дает полную информацию о действии запрета выезда на встречку. В том числе информирует заранее удлиненными штрихами.

В-третьих, нет никакой разницы, грубо говоря, с какой стороны выезжать на полосу встречного движения там, где это запрещено. Хоть с боков, хоть с торца. ПДД запрещают не пересекать сплоншную, а выезжать на встречку.

Так что лишение на 100%.

Вариант тут всегда один: сбрасывать скорость и возвращаться на свою полосу. Тем более что провидению в лице встречного Камаза пофигу, по правилам выезжал для начала обгона водитель или нет.

Да, это самое лучшее решение. Но тут речь идет о юридической казуистике)))

?

Log in

No account? Create an account