proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Новая маршрутная сеть центра
proboknet
Ну, вот и дождались еще одного важнейшего транспортного события в городе. В эту субботу, 8 октября, в центре города будет введена полностью новая сеть наземного общественного транспорта.



Мы уже неоднократно писали, что существующий наземный транспорт в центре представляет собой ни что иное как остатки былого величия удобной и продуманной системы, которая существовала до перевода большинства улиц центра на одностороннее движение. С тех пор как 1993 году в центре было введено одностороннее движение вокруг Кремля, маршруты исказились до состояния невозможности их использования. Позднее были введены еще несколько изменений, окончательно добившие общественный транспорт: перекрыты ряд пересечений Садового кольца, закрыты встречные выделенные полосы, отменёны левые повороты, ряд улиц переведен на одностороннее движение, либо вовсе улицы стали пешеходными.


Существующая схема движения наземного транспорта в центре.

Всё это привело к тому, что транспорт стал ходить странными и непонятными трассами. Это сказалось на снижении пассажиропотоков и увеличении интервала. Транспорт, который ходит разными маршрутами, предоставляет сугубо односторонний сервис, а значит человек не может на него рассчитывать, поскольку он является неполноценным и неудобным.



Классический пример: троллейбус маршрута №1 следовал в центре города разными трассами из-за того, что Моховая улица является односторонней. Как результат, добраться с Тверской улицы до Якиманки можно только на метро, но потратив при этом около получаса, да еще и пройдя значительную часть маршрута пешком. Конечно же такая ситуация совершенно неприемлема для города, который старается сделать общественный транспорт удобным, доступным и привлекательным, в том числе и для автомобилистов.

Мы уже неоднократно предлагали необходимые реорганизации дорожного движения в центре, чтобы дать возможность общественному транспорту ездить понятными, прямыми и удобными маршрутами. К счастью, проведённая в этом году реконструкция центральных улиц города, позволила изменить схему организации дорожного движения и коренным образом поменять маршрутную сеть в центре.

Первое и главное событие – организация встречной выделенной полосы на участке Театрального проезда, улиц Охотный Ряд и Моховая.



Второе важное событие – восстановление сквозных пересечений Садового кольца в створе улиц Малая Дмитровка – Долгоруковская и на Кудринской площади. На Кудринской площади вдобавок к этому восстанавливается левый поворот с внутреннего Садового на Баррикадную улицу. Оба пересечения будут организованы только для общественного транспорта.


Кудринская площадь


Долгоруковская улица

Помимо этого, были сделаны еще несколько также важных изменений: ввод выделенной полосы на Воздвиженке, Большом Каменном мосту и Малой Дмитровке. Первоначально на Воздвиженке планировалось организовать и встречную выделенную полосу. Но не успели получить все необходимые согласования, поэтому встречная выделенка на Воздвиженке появится, но уже в следующем году.


Участок выделенной полосы на Малой Дмитровке (varlamov.me).

Увы, не всё получилось сделать в 2016-м году с точки зрения инфраструктуры. Были отложены до следующего года работы по реконструкции Лубянской и Славянской площадей, а так же улиц Сретенка и Большая Лубянка. Впрочем, по крайней мере первый этап новой сети общественного транспорта будет запущен и тут.



Работа над новой сетью наземного общественного транспорта началась летом. На площадке Департамента транспорта была организована рабочая группа с привлечением транспортных экспертов, специалистов Департамента транспорта, Мосгортранса и городских проектных институтов. Без преувеличения, удалось собрать лучших специалистов по этим вопросам в городе. Руководил работой группы Jarrett Walker – мировой лидер в разработке маршрутных сетей наземного транспорта.





Наконец, после нескольких дней практически круглосуточной работы, были сформированы итоговые предложения, которые с небольшими доработками и дополнениями сформировали новую маршрутную сеть в центре.

Итак, встречайте! Проект «Магистраль». Всё это уже с 8 октября!


Кликабельно.
[Все маршруты теперь будут разделены на три типа.]Магистральные маршруты - основные и самые длинные. Они соединят сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например, Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семёновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Интервал движения: 5 – 10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.

Районные маршруты - более короткие: они соединят районы с центром. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения: 10 – 15 минут.

Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров «Мои документы», поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Интервал движения: до 30 минут.


Изменился и сам подход к графику движения: транспорт переходит на тактовое расписание. Например, пассажиры будут знать, что в пиковое время магистральный автобус с Тверской улицы на Ленинский проспект ходит каждые восемь минут. И если человек пришёл на остановку, а перед ним закрылась дверь автобуса, то через восемь минут приедет следующий.

Помимо этого, общественный транспорт вернётся на ряд улиц в центре города, откуда он исчез в предыдущие десятилетия: на Неглинную улицу, Петровку, Большую Никитскую улицу. Плотность сети наземного транспорта увеличится, появятся новые остановки. Всё это так же повысит привлекательность общественного транспорта в центре.

Есть очень распространённое и ошибочное убеждение, что наземный транспорт в центре не нужен, потому что там высокая плотность станций метро. На самом деле, это не так. Пешеходная доступность станций метрополитена в центре, наоборот, очень низкая. Вот, например, схема с изохронами, показывающими расстояние от станций метро, которое можно преодолеть за 5 минут. Согласитесь, не очень много.


Схема 5-минутной пешеходной доступности станций метрополитена в центре.

Как видно, в центре присутствуют места, куда от метро придётся идти, потратив 10-15 минут (а то и больше, если ждать на каждом светофоре). Заметьте, что автомобилисты столько времени до своих парковок не ходят, а необходимость проводить много времени на улице (особенно в плохую погоду) считают одним из основных недостатков передвижения по городу без машины.

В ЦАО проживает более 700 тыс. человек, еще больше миллиона приезжают туда на работу. В сумме – это уже население целого города. У каждого человека (живущего или работающего в центре) постоянно возникает потребность перемещения в пределах района. Метро? А метро в этом совершенно не помогает! Метро – это магистральный транспорт, чтобы доставить в центр тех, кто живёт где-то на окраинах, а для передвижения внутри центра оно крайне неэффективно.

Во-первых, станции подземки в центре есть не везде. Во-вторых, до метро и от него почти наверняка придётся идти пешком (иногда больше километра). В-третьих, метро в центре очень глубокое. На спуск от тротуара до платформы тратится в среднем 3-4 минуты. В-четвёртых, далеко не всегда место назначения находится на одной линии со станцией, где вы зашли в метро. Это значит, что нужно делать еще и пересадки.

В итоге, маршрут пассажира по центру выглядит в среднем примерно так:
пешком до метро (10 мин), спуск (3-4 мин), 1-2 станции на метро, потом пересадка, потом еще 1-2 станции, потом выход в город (3-4 мин) ну и пешком до искомого места. И вот таким парадоксальным образом поездка из одного места в центре в другое занимает полчаса, а иногда и больше.

При этом, поездка включает в себя множество спусков-подъёмов и пересадок, что очень выматывает и никак не добавляет привлекательности подобному виду передвижения. Поэтому, если две точки находятся относительно недалеко друг от друга, людям проще пройти пешком. Так и ходят по несколько километров в центре, как два столетия назад.

Простейший маршрут с Тверской улицы на Якиманку занимает 25 минут. Из них более километра пешком:



Нужные ли к этому комментарии? По-моему, ситуация очевидна: в центре города должен быть удобный и надежный наземный общественный транспорт. И теперь он будет!

После реализации такого проекта логично задать вопрос: а что же дальше?

Сеть, вводимая в эти выходные, – это лишь первый этап реорганизации. В 2017 году пройдёт второй этап, который будет связан со следующим списком улиц, реконструируемых в рамках программы «Моя улица». Так, например, помимо уже упомянутой выше Воздвиженки, будут организованы встречные выделенные полосы на улицах Сретенка и Большая Лубянка. Это позволит спрямить маршрут автобуса М9 и пустить его в центр напрямую без оттянутого круга по улице Мясницкой и Садовому кольцу.

Будет развиваться и сеть выделенных полос. Поскольку теперь число маршрутов в центре увеличится, а интервалы уменьшатся, нет ни малейшего сомнения, что возрастёт их востребованность. Совершенно неправильно будет, если новый маршрут застрянет в какой-нибудь пробке. В этом плане в центре будет сделано еще достаточно много инфраструктурных изменений.

Продолжается изменения с общественным транспортом и на Садовом кольце. В рамках продолжающейся программы благоустройства «Моя улица», движение общественного транспорта будет выведено из тоннелей и эстакад, что позволит организовать удобные пересадочные узлы с маршрутами, пересекающими Садовое кольцо, либо со станциями метрополитена.



Наконец, когда будет налажена стабильная работа запущенных маршрутов, те из них, которые имеют конечные пункты в центре, будут объединяться в диаметральные маршруты. Так, например, Маршрут М9 планируется к объединению с маршрутом М2 и так далее. Скорее всего, эта сеть заработает полностью уже в 2018 году.


Сеть магистральных маршрутов к 2018г.

И напоследок, пара ответов на самые часто задаваемые вопросы.

Зачем потребовалась перенумерация маршрутов?
Перенумерация маршрутов преследовала несколько целей. Во-первых, выделить частоходящие маршруты в группы с отдельным обозначением. Теперь, увидев литеру «М» в названии маршрута, пассажир может не сомневаться, что это магистральный маршрут, который курсирует с минимальным интервалом. А маршруты, с литерой «С», наоборот, обозначают социальные маршруты, курсирующие редко. Кроме того, маршруты "М" будут иметь общую нумерацию для автобусных и троллейбусных маршрутов. Это позволит начать сейчас обслуживание маршрута автобусами, а со временем перевести какие-то из них на обслуживание электробусами или троллейбусами с автономным ходом. Кстати, маршрут М1 уже зимой будет обслуживаться на 30% троллейбусами с увеличенным запасом автономного хода.



Почему так и не появился общественный транспорт по Рождественскому и Сретенскому бульварам?
Раскрывая подробности, скажу, что при обсуждении этого вопроса было потрачено много часов. Никаких технических или нормативных препятствий для пуска там, например автобуса, нет. Но есть другие факторы. Во-первых, реконструкция Бульварного кольца еще не окончена. В следующем году будет реконструироваться внешняя его часть, что приведёт к сужению проезжей части, в том числе и на Рождественском бульваре, который из-за рельефа является довольно сложным участком маршрута. Во-вторых, на этот участок, возможно, вернется трамвай, который ходил там ранее. Это пока всё на уровне проектов, хотя проведённая реконструкция внутренней стороны Рождественского и Сретенского бульваров это учитывала, и никаких коммуникаций в зону перспективного прохождения трамвайной линии не закладывалось. Правда, со сроками тут пока нет никакой ясности.

В результате пока решили пустить маршрут автобуса А через Цветной бульвар и Садовое кольцо, а в будущем возможно появление какого-нибудь нового маршрута для обслуживания этого участка, с трассой в центре. Например, Краснопресненская – Б.Никитская – Бульварное кольцо – Покровка – Бауманская (как вариант, изменение маршрута Т25). Повторюсь, это недостаток схемы, создатели которой в курсе. Но нельзя было сделать всё и сразу.

Что ж, а пока ждём субботы и новых маршрутов в центре! Разобраться с ними, кстати, вам поможет отдельный сайт, посвящённый новой маршрутной сети.

Будете пользоваться ими?

Материал для поста подготовлен Александром chek_pipinda Чекмаревым.


Ого!
Трамвай с Чистых прудов идет на Три вокзала!

Это специальный автономный трамвай. Переодевается на резиновые колёса и едет, едет.

Неужели нельзя просто получать зарплату и не мешаться людям? Обязательно надо чего-то такое отчекрыжить?
На Лубянке будет какая-то автобусная пробка; все в автобусах и ничего кроме них. Я так понимаю, что просто недоуменного хихиканья над пустыми автобусами на выделенных полосах мало, надо, чтобы они реально мешались? Ну так не всем Лубянка нужна, надо еще чего-то придумать.

Надо на Лубянке эстакаду большую построить, чтобы уважаемым автолюбителям не мешали всякие там автобусы

И будет на Комсомольской автобус А и трамвай А?)

> движение общественного транспорта будет выведено из тоннелей и эстакад,

Это относится и к новому автобусу А при пересечении Нового Арбата?

Сейчас, разумеется, нет.

Долго же Дт запрягал. Наверное года с 2013-го, если не раньше. Еще когда торги ООО "Аеком" выиграла по этому вопросу, и все заглохло.
Масштаб новой схемы не увеличивается. Ничего не видно.

И вот еще вопрос. По Севастопольскому проспекту будет что-нибудь ходить "магистральное", а то выделенка одна из самых продолжительных в городе, а поскольку формально не вылетная магистраль, то забывает про него.

А в целом - спасибо Вам за участие в проделанной работе!

Выглядит хорошо, особенно если такты и правда будут выдерживаться.
Хотя есть пара вопросов:
1. м9 идет до Владыкино, но, в целом, можно было бы его продлить и до м. Алтуфьево по Алтуфьевскому шоссе. Так ли будет для него востребована пересадка на Владыкино? И нельзя сказать, что этот участок будет дублировать метро, оно там сильно в стороне.
2. Что станет с бывшим маршрутом А, ходившим от Университета до Ленинского? Который, в идеале, бы продлить, что бы он до самого метро доходил.
3. И что, действительно, мешает прямо сейчас м2 и м9 объединить?
4. Да и продлить м5 в Ясенево, например, по выделенке на Севастопольском было бы полезно. Возможно в виде экспресса в этой части маршрута.
И что на счет ночных маршрутов? не планируется ли все, или хотя бы большинство магистральных маршрутов сделать и ночными? Вот это было бы очень и очень удобно.

Edited at 2016-10-05 11:50 am (UTC)

2) Специальные люди его обзовут С10.
Один из магистральных уже совпадает с ночным. А нет, два.

Edited at 2016-10-05 11:51 am (UTC)

Метро для передвижения по центру и правда неудобно.  Но надо срочно решать вопросы с транзитом автомобилей через центр. Они забивают всё,  например Тверскую.  И никакая выделенка там не поможет,  выезды через каждые 100 метров!  Стоп!  Так в следующем году второй этап реконструкции Тверской!  Ох и поторопились с этим нововведением.


Автомобили не должны ехать через центр транзитом, они должны его объезжать. Транзит авто через центр как раз вреден для города.

(Deleted comment)

Ага, щазз фиг у них что получится, малейшая задержка и всё как всегда в кучу собьется.


(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Буду пользоваться.
В целом, ребята молодцы, их логика понятна, а задача мегасложная.


Замечания больше связаны с тем, что интересы жителей за пределами центра не успели просчитать.


Я думаю:


1. Автобус 101 следовало спрямить до Мегаспорта через Динамо и Сухого. Без кругов 12ц через боткинские дворы. Как вариант - сделать заезд к хабу Авиапарка и через мкр. Ходынское поле.


2. Автобус 39 явно торопятся сокращать. Когда-то его следует сделать социальным и убить совсем, но вот он сегодня во внепиковое дневное время отъезжает от южного вестибюля (закрытого) Полежаевской в сторону области. Битком. Метро закрыто, т.е. люди шли на эту остановку и набивались специально в этот маршрут. При этом магистральный м6 сразу перед этой остановкой сворачивает налево в промзону. Имхо, сначала надо распрямить м6 до Жукова, а только потом убивать адскими интервалами старый 39 маршрут. Вот такой просчёт и подобные ляпы могут потом утопить в критике этот в целом хороший проект.


101 поедет через ТТК и Боткинские пр-зды.

Все вроде бы хорошо расписано, разжевано. Потрачена куча денег на разработку, новые автобусы, остановки, полосы и тд. А в самом конце сайта висит картинка с изохронами, судя по которым не изменилось по сути почти ничего в плане времени необходимого чтобы добраться из точки а в точку б...

Кстати, да. Патриаршие и переулки Арбата остались недоступными. Очень круто, что развиваются Радиальные маршруты, но почему нет кольцевых и хордовых не через Лубянку. От Чистых Прудов до Пушкинской, например, всё равно придется ехать на метро.

>На Кудринской площади вдобавок к этому восстанавливается левый поворот с внутреннего Садового на Баррикадную
А на Народного Ополчения левый поворот для ОТ грохнули. Так как же правильно?

Правильно первое.  Но второе лоббирует строительная мафия(((


Очень круто! Мне так не хватало этих маршрутов, когда работал в центре! Молодцы!


Почему всё делается через жопу? Я про то, что прямой переезд Садового в районе Долгоруковской и Баррикадной планируется открыть только для автобусов, а на автомобиле, как и раньше, придётся кататься кругами, как и на связке Новокузнецкая-Дубининская. Почему для всех блин нельзя открыть, раз уж светофор поставили???

Чтобы водятлы, летающие на желтый свет пробки не создавали на перекрестке.

Про сквозной проезд через садовое для ОТ: На картинках и яндекс-маршрутах выглядит хорошо, а как будет работать сходу сказать сложно. Насколько сильно это затормозит движение по самому садовому?

На сайте проекта есть картинка на которой отмечены области до которых можно добраться за 30 минут от выбранных точек в центре. С введением сети эти области не увеличиваются почти никак -))

На том же сайте проекта декларируется, что для перевозок на дальние расстояния альтернативы метро нет. Зачем тогда эти дублирующие метро магистральные маршруты?

Гораздо полезнее казалось бы развитие связей между районами минуя центр.

Так же еще несколько лет назад на проекте посвященом новым маршрутом объявляли. что длинные маршруты увеличивают риск сбоев расписания и задержек. Как на таком расстоянии будут выдерживать интервал.

Попытка неплохая. Улучшит ли она что-то значительно пока не очевидно.

На самом Садовом с обеих сторон есть светофоры.
Безсветофорные участки длиной 3-4 километра заканчивались бутылочными горлышками и пробками.

Например, троллейбус № 62 от «Ударника» до «Тёплого Стана» теперь называется М4, это магистральный маршрут с интервалом движения каждые четыре минуты.

эээ? А ведь этот текст кто-то читал, подписывал, размещал...

Опять девочка дизайнер?:)

Еще непонятно, зачем букву А присвоили одноименному маршруту? Да ещё на бульварном кольце. Истории с маршрутами 12 мало было? Когда на Белорусской были: автобус 12, 12к, 12с, троллейбус 12.
И всё это были разные маршруты.

Непонятно (точнее, понятно) - почему часть магистральных маршрутов от центра и до окраин (м4, м7), а часть обрывается посередине.

Вроде бы ничто не мешает М9 довести до Алтуфьево итд..

Edited at 2016-10-05 03:27 pm (UTC)

не понял: тролль 1 полностью исчезает и от кремля по полянке до нагатинской будет ездить ничто? или вариант 1к (от ударника до нагатинской) оставят?

Тролль 1 уже давно исчез, его реинкарнация под номером Т1 тоже исчезнет. От Ударника до Нагатинской и далее будет ездить троллейбус 8, а не далее автобус М6.

По центру привык ходить пешком, но за новый НОТ всё равно спасибо.

Сколько труда, сколько сил, сколько благих намерений и громких слов. А в результате ожидание автобуса на остановке по 40 минут, там где можно было раньше на маршрутке за 10 минут доехать.

Внимательно слушаю Вас про маршрутки внутри Садового.

Не будет в центре удобного транспорта, и причин на то несколько.

1) ни Мосгортранс, ни чиновники города не ориентированы на создание удобной траспортной инфраструктуры. Приведу пример: 2 года назад в Коммунарке жители ЖК Эдальго попросили сделать им дополнительную остановку. Для этого было все необходимое: асфальтированная площадка и рядом с ней фонарный столб, на котором можно было бы повесить табличку. Прошло уже 2 года, чиновниками написано около полсотни отписок, остановки так и нет. При желании могу найти ссылку на форум Новой Москвы, где вот эта вот ситуация обсуждается. Видимо, на создании остановки нормальных денег не своруешь, в отличие от запиливания города плиткой, поэтому и не делают.
2) все дорожные изменения, которые делаются, ориентированы на то, чтобы автомобилистам сделать хуже, а не улучшить ситуацию с общественным транспортом. Чего ж на Долгоруковской прокол только для общественного транспорта сделали? Его там в ручном режиме будут пропускать что ли? Нет конечно, никто там гайца только на эту задачу ставить не будет. Значит, Садовое и так стоит, и еще жестче будет стоять.
3) Мосгортранс в принципе не способен организовать движение. Ровно сегодня ждал Бк 40 минут, хотя в расписании написано, что ходит раз в 11 минут. Пришли 2 сразу, естественно.
4) В центре города до любой точки можно за 15 минут дойти от метро. Никто не будет ждать автобус, кроме пенсов да детей, которым некуда спешить, если автобус нужно ждать дольше, чем 15 минут. Это просто бессмысленно!
5) И да, еще немного про профессионализм Мосгортранса. Если уж они не смогли найти "специалистов", которые названия остановок без ошибок впишут, то что уж про остальное говорить!


По п 3 скажу что пока будет пробки и водителями будут живые люди МГТ никак не удастся организовать регулярность, что бы там они не обещали. Самое смешное что после введения ГЛОНАСС управление транспортом только ухудшилось ибо на диспетчер управляет таким количеством машин, что в критической ситуации из-за задержки он просто физически не может справиться, плюс система регулярно иногда тормозит и сообщения от него просто опаздывают, а попытки дозвониться до водителей по мобильным сейчас очень часто не удаются из-за того что они просто не берут трубку, а потом говорят, а я в движении по инструкции не имею права говорить по телефону. Частенько бывает да впереди машина поехала я это вижу, но у меня на экране написано время и я поехал, и пофиг сфотографировал то что там написано и пошли они все, это не мои проблемы и так обложили со всех сторон, за любую фигню цепляются. Если обед так вообще всё отключаю и пускай как хотят так меня и ищут.

Edited at 2016-10-06 06:18 am (UTC)

А по проспекту Сахарова / Маши Порываевой так общественного транспорта и не появилось. Прямо мёртвая зона какая-то.

Там обещают в светлом будущем трамвай.

Вопрос такой: не логичнее ли сделать магистральные маршруты полуэкспрессными? Хотя бы за пределами Садового кольца. Наличие самих маршрутов - это здорово, но сколько времени займет поездка по такому маршруту?

Это в любом случае надо смотреть индивидуально.
Если есть часто ходящие другие маршруты - то можно. А вот, к примеру, на Кутузовском - я считаю, нельзя.

Центр - это, конечно, прекрасно, но и на окраинах живут люди. Надо бы хорошенько продумать схему движения общественного транспорта для спальных районов. Правильно писали выше: нужно насыщать автобусами/троллейбусами/трамваями районы, максимально связывая их между собой. И магистральные маршруты пускать от районов без метро куда-нибудь в центр. Или подальше. Главное, сделать на пути следования любого магистрального маршрута выделенную полосу. И поработать со светофорами, чтобы не было перекоса в одну из сторон.

> Почему так и не появился общественный транспорт по Рождественскому и Сретенскому бульварам?
Раскрывая подробности, скажу, что при обсуждении этого вопроса было потрачено много часов. Никаких технических или нормативных препятствий для пуска там, например автобуса, нет.

На краудсорсинговом проекте специалисты "Мосгортранса" говорили, что есть.

Нет, просто Мосгортрансу это не нужно. Если они за 2 года не могут остановку дополнительную сделать в месте, где все для этого есть, то уж новый маршрут прокладывать будут только по личному указанию Собянина.

Путаница с нумерацией

Логика нумерации маршрутов мне не понятна. М совпадает с нумерацией дорог РФ. Логично было бы пронумеровать маршруты в соответствии с дорогами:
М1 пустить на Кутузовский, М8 на Проспект Мира, М10 на Ленинградку и так далее.
А вы что сделали? Путаница одна - дорога М2 идет на юг, а маршрут М2 на север. Называется "Привет приезжим".

Edited at 2016-10-07 07:27 pm (UTC)

Re: Путаница с нумерацией

Нормальным пассажирам ОТ срать на нумерацию дорог.
А если следовать той же логике, то и нельзя иметь автобус первого маршрута, т.к. уже есть такой трамвай в другом районе.

Я не думаю, что Вам понравились бы цены как в Германии. Точнее уверен, что не понравились бы. Не надо этих групповых билетов, за скидки по этим билетам платят все остальные. И Германия в этом отрицательный пример. Там так разгрузили цены по групповым билетам и месячным абонементам, что за обычный билет на одну поездку приходится платить в полтора-два раза больше чем, например, во Франции. Не берите в пример Германию в вопросах тарифной политики, это тупик.

?

Log in