?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Как бороться с пробками и почему Максим Кац дает неправильные советы
proboknet
Пост написан в ответ на публикацию Максима "Как бороться с пробками и почему мэрия сейчас делает это плохо". Есть принципиальные моменты, которые надо прояснить, чтобы простые жители не воспринимали неправильные идеи как план к реализации.

Основная идея Максима заключается в том, что автомобильные дороги в Москве строить не нужно (за редчайшим исключением), а все силы и деньги надо направить на развитие общественного транспорта ОТ (как наиболее эффективного).
Цитата из поста: То есть строительство скоростных дорог по умолчанию делает перемещение по городу более долгим и дорогим, эта мера (за исключением редких случаев, когда мы небольшой дорогой связываем районы и исключаем большой крюк) всегда приводит к ухудшению транспортной ситуации в городе.

Все это верно для Америки и Европы. Там строительство новых дорог не имеет смысла. Расширение старых магистралей и ввод новых вначале приводит к уменьшению пробок. Но увидев, что на машине стало передвигаться быстрее, пассажиры ОТ пересаживаются в автомобили. Количество транспорта на дорогах возрастает, и пробки возвращаются, только на этот раз стоит в них большее количество людей. Опять нужно строить новые дороги. Круг замкнулся.

Все это абсолютно верно описал Максим в своем посте. Я с этим совершенно согласен. Только к нам это не применимо (также как не применимы законы классической механики к объектам движущимся со скоростями сравнимыми со скоростью света)! Но не потому, что наш народ какой-то уникальный. Просто мы не дожили до того уровня развития транспортных систем, который существует в развитых странах.

Дело в том, что Европейских городах площадь улично-дорожной сети (УДС) составляет 20 %, а в Америке вообще 30%. А мы подбираемся к … 9! И основная проблема это вовсе не протяженность автомобильных дорог, а их связанность! Давайте посмотрим на карту Москвы.

1

В нашей столице реализована радиально-кольцевая транспортная система, причем как для метро и железных дорог, так и автомобильных магистралей. По словам Максима, строить дороги нельзя за небольшим исключением: соединение двух соседних микрорайона, чтобы не ездить в объезд. К сожалению, Москва это одно очень большое исключение. Как вы видите, Москва разорвана (реками, ЖД путями, парками и промышленными зонами) на отдельные транспортные кластеры. И попасть из одного района в другой часто бывает очень не просто.

Посмотрим на конкретные примеры. Возьмем любимый район Максима - Щукино. Между точками А и Б чуть больше одного километра. Но посмотрите, какой кривой дорогой нужно ехать на автомобиле, чтобы попасть из одного места в другое (кстати, расстояние увеличивается в 5 раз!).

2

Не будет проще тем, кто отважится поехать на общественном транспорте. Причем, пешком (от и до остановки ОТ) нужно будет пройти расстояние большее чем напрямую.

3

Почему бы не пойти пешком напрямую? Представьте себе пожилого человека, маму с ребенком (зимой, когда рано темнеет), перебирающегося через железную дорогу, гаражи и т.д.!

Может это особенный район такой? Смотрим другое место. Соседние районы Чертаново и Царицыно. Между точками А и Б всего два километра. Но на машине нужно ехать 12 км, 40 минут!

4

Если добираться пешком и на ОТ, то маршрут не будет выглядеть настолько кривым, но по времени он займет столько же. А уровень удобства будет не приемлем даже для здорового мужчины.

5

Еще один маршрут из Тушино к Речному вокзалу. Напрямую 1.5 км, но пешком не дойдешь. И сколько не вкладывай денег в развитие ОТ, но если не будет построена дорога (мост через водохранилище), эти два района так и останутся малосвязанными.

6

7

Вот еще несколько примеров: Бутово, Печатники. Каждый из вас может без труда найти десятки(!) таких парадоксов.

Именно поэтому многие фирмы стремятся открыть офис в центре! Потому что из многих районов Москвы в центр доехать быстрее и проще чем в соседний район! Поэтому у Максима офис на Пушкинской, а не на Щукинской (а у меня на Таганке, а не в Бирюлево). Пока в Куркино, в Бирюлево и в другие районы никто не может доехать за приемлемое время (ни на машине, ни на ОТ) там не будет офисов, а значит, они все будут в центре.

Именно поэтому нужно строить дороги и много дорог. И строить их надо на окраинах столицы (кстати, в центре Москвы вполне приемлемая плотность УДС, около 25%).

Ещё одно ошибочное утверждение Максима: на автомобильные дороги тратится слишком много денег по сравнению с общественным транспортом (57% против 43% всех расходов на транспорт). Действительно, согласно бюджету Москвы, на "развитие транспортной системы в столице" на развитие общественного транспорта (строительство метро и Транспортно-Пересадочных узлов и закупка нового подвижного состава для Мосгортранса) за три года будет потрачено 466 млр. рублей (43%), а на строительство дорог и создание новых парковок будет потрачено 558 млр. рублей (57%). Однако это совсем не так. Не нужно забывать, что по дорогам ездят не только личные автомобили, но и общественный транспорт .

Например, новая дорога, которая соединит улицу Подольских курсантов и Элеваторную улицу будет включать в себя как автомобильную дорогу, так и дорогу для автобусов, а также и … трамвайные пути! Но в бюджете все это идет одним пунктом: автомобильные дороги и УДС. А в пункт развитие наземного городского пассажирского транспорта попадает только содержание, ремонт и закупка нового подвижного состава.

8

В заключение, я хочу обратить ваше внимание, что я не против общественного транспорта. Наоборот, я двум руками за его развитие. Например, для решения транспортных проблем Бирюлева, я предлагаю построить там метро. Но пока общественный транспорт в Москве развит недостаточно хорошо, и Варламов, и Кац, и еще пара миллионов автомобилистов будут ездить на машинах. 

Зато уже сейчас, когда ОТ не устраивает многих горожан ни по скорости, ни по уровню комфорта, Кац дает совет мэрии дестимулировать(!) поездки на автомобиле (это все из того же поста). И к чему это приведет, например, в Выхино, где плотность людей (в автобусах и метро) даже сейчас достигает 9.2(!) человека на один квадратный метр?



Особенно мне понравился один из способов, с помощью которого Максим хочет пересадить автомобилистов на ОТ и победить пробки. Этот способ – демонтаж имеющихся дорог! Мне просто интересно, какую именно дорогу (или дороги) в Москве Максим и Илья предложили бы уничтожить? И какую реакцию это вызовет у москвичей?

К чему мой пост? Варламов и Кац занимаются очень правильным делом, популяризируют многие эффективные идеи, рассказывают, как устроены западные города. Люди их с удовольствием читают, однако будет правильно некоторые их позиции поправить с учетом российской реальности. А вообще, рекламирую и рекомендую: читайте блоги Каца и Варламова.


Follow proboknet on Twitter  


  • 1

Re: Мне одному кажется, что тут что-то не сходится?

> Если были готовы расчеты - то зачем вообще было рисовать полосы? Что, сразу не была видна их неэффективность?

В Европе эффективны, в Сингапуре эффективны, с чего бы это у нас они неэффективны? Чушь. Запущенные полосы у нас вполне эффективны, где-то менее эффективны, где-то более эффективны. Лучше всего работают полосы на Ярославке, Боровке, и, возможно, на Липецкой. Именно по тому критерию, что дорога за единицу времени стала пропускать больше людей. Где-то появились сложности, надо исправлять и думать, как их минимизировать. Я бы убрал временно участок ВП под мостом на Волоколамке на сужении. То есть автобус подъезжает к указанному месту по ВП, далее едет с общим потоком узкое место, затем опять по ВП.

> то почему вместо дальнейших мероприятий по запуску полос их промариновали в подвешенном состоянии
по мне тоже их следовало запустить (но не все). А почему не запустили - департамент не распространялся на эту тему, а гипотез столько много, что выбрать из них правильную не представляется возможным.

> И за это все автомобилисты должны срочно сделать мэрии "ку" 2 раза и радоваться.

Да. Сами же просили.

> к этим знакам табличек "только по рабочим дням",
Вот здесь я соглашусь полностью. Прикручивать на недействующей полосе знаки "по рабочим дням" - это странно. Какая разница, если знаки и так закрыты?

> просто создали пробку на ровном месте почти на год.
Кстати, будет прекрасная возможность сравнить, как изменится дорожная ситуация.

> Просто так, на "авось"? Или были хоть какие-то расчеты?
Расчёты были, как я понимаю.

> что ж в них было-то такое, что заставило сначала нарисовать полосы, а потом - через годик - убрать, даже не попытавшись их запустить?

Дело в просьбах автомобилистов, которые попросили их убрать, пока они не действуют. Дело не в расчётах.

> 850-й маршрут можно не считать, поскольку без него выделенка на Звенигородке вообще теряет смысл
Я вам секрет полишинеля расскажу - 850-ый маршрут не оправдывает запуск выделенки ни разу. Поэтому выделенка, хоть пустая, хоть только с 850-ым маршрутом, одинаково бессмысленна. Для ввода в эксплуатацию там выделенки нужно что-то посерьёзнее 850-ого маршрута.

> 5. Получается, что источник всех бед - кривые расчеты
Нет, никак не получается. То есть это только одна из версий, не обязательно правильная.

> Особо в этом свете радует лямовская информация по запуску полос: если ей верить, то в этом году полосе на Звенигородке таки быть

Кстати, я не верю, что в этом году на Звенигородке выделенка появится. Вероятность её появления там я оцениваю, как крайне низкую.
В других местах - может появится.

> А за косвенную отсылку на инсайд
Упаси боже - вся информация из открытых источников - новостей, блогов, форумов.

> понятна Ваша мотивация
Моя мотивация очень простая - пробки достали!

Тут одно из двух

То ли Вы - тролль, то ли прикидываетесь оным настолько искусно, что между Вами и настоящим троллем отсутствует всяческая разница.

Меня мало волнуют те полосы, которые введены в строй и действуют. К ним претензий мало - ну разве что к полосе по Волоколамке от Сокола до ул. Свободы, польза от которой представляется несоразмерной нанесенному этой полосой транспортной обстановке вреду.
Речь идет именно о тех полосах, которые были полностью размечены, простояли так почти год - и ликвидированы. Вернее, о понесенных городом затратах на нанесение разметки, монтаж знаков и последующую демаркировку и демонтаж. Которых, вполне очевидно, можно было избежать - если бы в мэрии и префектурах хотя бы немного подумали перед тем, как бежать исполнять указание главного оленевода.

Та же полоса на Звенигородке не дала ничего, кроме пробок на ровном месте. Которые, замечу, исчезли вместе с ликвидацией полосы. Зачем, спрашивается, было с ней вообще морочиться, если даже запущенный под нее 850-й маршрут не в состоянии обеспечить ее эффективность? Что, по расчетам этого изначально не было понятно?
Повторяю - я рад тому, что ее наконец-то убрали, но не могу взять в толк, зачем было ее вообще рисовать? Чтобы деньги выкинуть? Мне - как налогоплательщику - очень не нравится, когда бюджетные средства используются таким вот образом; мне хотелось бы гарантий, что оно не повторится. Но в свете отсутствия информации о каких-либо оргвыводах (более того - через СМИ пошла активно проталкиваться "опровергающая" информация, опровергаемая, однако, суровой реальностью) это представляется маловероятным - что и вызывает возмущение.
Равно как и то, что защищать мэрию пытаются люди, не обладающие никакой информацией и постоянно пытающиеся уйти от прямых ответов путем подмены понятий: ах, автомобилисты попросили ненужные полосы убрать, вот и убрали, скажите "спасибо"! А за то, что их год назад вообще нарисовали, создав пробку из ничего, и, как выяснилось, низачем, они тоже должны мэрию благодарить? Неужели нельзя было сначала рассчитать эффективность по каждой полосе и только потом уже заниматься рисованием и монтажом знаков?
Ну а уж коль ошибка с полосами таки была допущена - надо было ее признать, а не пытаться уйти от ответственности: уж больно жалко эти попытки выглядят. И ни популярности, ни уважения совершенно не добавляют - ни мэрии, ни Вам лично.

Re: Тут одно из двух

> То ли Вы - тролль, то ли прикидываетесь оным настолько искусно
Я не считаю себя троллем. Может другие считают, не знаю.

> Меня мало волнуют те полосы, которые введены в строй и действуют.
Это хорошо.
Я в ваш "позорный" список добавлю выделенную полосу на Севастопольском. Очень спорный вопрос, навредила ли она, или помогла.

> если даже запущенный под нее 850-й маршрут не в состоянии обеспечить ее эффективность? Что, по расчетам этого изначально не было понятно?
> не могу взять в толк, зачем было ее вообще рисовать?

Нет, у меня создаётся впечатление, что это вы тролль, потому что упорно не хотите меня слышать. Я еще раз могу повторить заезженное:
1) Зачем рисовали там ВП?
Ответ: очевидно, ожидали положительный эффект от ВП в этом месте в результате каких-то расчётов.
2) Как эта эффективность должна образоваться конкретно на Звенигородке?
Ответ: это, пожалуй, самый сложный вопрос. Но точно не только наличием 850-ого. Этого явно недостаточно. Можно заметить, что Хорошёво-Мневники - густонаселённый жилой район, жители которого достойны выделенной полосы к центру города по короткой трассе. Мне неизвестны точные планы по маршрутам, они не публиковались.
3) Почему стерли разметку, а не открыли?
Я уже отвечал.
И еще добавлю, что на мой взгляд, её полезней всего открыть не сейчас, а через пару лет, когда в городе будет больше полос, чем сейчас.
4) Почему нельзя было сразу не рисовать, а нарисовать тогда, когда реально запланируют запустить?
Почему нельзя, можно. Лоханулась мэрия. Может, не просчитала последствия. Может планы изменились и ввод перенесли на более поздний срок, а полосы так и остались нарисованы. Но вот в чём я уверен - не ошибается тот, кто ничего не делает.
5) Является ли такой очевидной ошибкой преждевременное рисование полос?
Тоже сложный вопрос. Сейчас понятно, что это создаёт определённые проблемы, практическим путём определено.
При этом я прекрасно помню, что об этом говорили в начале запуска гораздо меньше (больше говорили о самой целесообразности выделенок, а это другая тема).

Мне кажется, между нами не так и много противоречий, чем это кажется изначально.

Очень удобная позиция.

"Ничего не знаю, я не я и лошадь не моя, но все равно сделали все правильно".

А вот представьте себе - пришли Вы ко врачу-дантисту, он Вам поставил коронки, денег за них взял... неудобно, а что делать - здоровье дороже, верно? Но через год на очередном осмотре он (или его коллега) берет - и коронки снимает. И говорит - извиняйте, ошибочка вышла, зубы-то здоровые были, правда, в них кариес за год завелся, но ща мы его быстренько подлечим-запломбируем (не бесплатно, конечно!) - и будут, как новые.
Сильно сомневаюсь, что Вы в этом случае удовлетворитесь фразой "не ошибается лишь тот, кто ничего не делает": наверняка как минимум потребуете пломбировать зубы за счет клиники, а как максимум - еще и ущерб с нее взыщете.

С городом - ровно та же ситуация: сначала кто-то по неизвестно каким критериям лепит полосы, потом от части из них решают отказаться и даже успевают снять знаки и разметку, потом выясняется, что на самом деле все не так, как кажется и там, где разметку уже реально успели снять (причем вовсе не при смене асфальта, как тут некоторые нагло врут в интервью) вместе со знаками, полосы таки будут, хотя откуда возьмется достаточный пассажиропоток на той же Звенигородке при условии ликвидации полосы на Красной Пресне, где 850-е автобусы и застрянут - лично мне не очень понятно...

Но при этом не делается ровным счетом никаких шагов по выявлению и привлечению к ответственности тех, по чьей вине начался и продолжается весь этот бардак. Что, знаете ли, очень напрягает: в конце концов, если у города есть лишние 150 миллионов - почему бы ему просто не подарить их мне? Городу все равно, а мне - однозначная польза... ;-)

  • 1