?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Велосипед как средство передвижения в США
proboknet
Многие привыкли, что американцы – это автомобильная нация. Каково же будет ваше удивление узнать, что велосипед – довольно распространенное транспортное средство в США.

Куратор направления велосипедной инфраструктуры в проекте Probok.net – Диана недавно вернулась из Сан-Франциско и поделилась своими впечатлениями о развитии велодвижения в Америке. Текст написан нашими совместными усилиями, фото Дианы.

В Калифорнии не на словах, а на деле пытаются вести здоровый образ жизни. Властям этого штата удалось создать особую атмосферу, в которой велосипедная культура занимает чуть ли не первое место. Существуют даже специальные карты в каждом крупном городе Калифорнии, на которых показаны все велосипедные маршруты. Более того, разным цветом отмечаются велодорожки физически обособленные от дорог и полосы для велосипедистов на проезжей части.

Карта велодорожек в Сан-Франциско:
01
это часть карты, полную смотрите тут

Велодорожки пользуются популярностью/

02

03

В небольших городах почти каждая улица оборудована велодорожкой. Стоянки для велосипедов есть в каждой школе и у любого магазина. А если речь идет о спортивном магазине, то велопарковки не только на улице при входе в магазин, но и внутри него!

04

На дорогах между соседними городами тоже есть полосы для велосипедистов.

05 дорога в соседний город

В отличие от России, в США велосипедист такой же участник движения, как и автомобилист. Для него существует своя шкала штрафов. Например, детям до 12 лет запрещено ездить без шлема, (в противном случае родителям придется заплатить штраф в 500 долларов). Также запрещено ездить без переднего и заднего фонарей в темное время суток (штраф 100 долларов). Если повезет с полицейским, то можно отделаться устным предупреждением. В случае встречи со злым служителем закона, все может закончиться ночевкой в местной тюрьме. В любом случае, в следующий раз вы тысячу раз подумаете, прежде чем ехать в темное время суток на велосипеде без работающих фонарей.

06

А если вы не можете преодолевать большие расстояния на велосипеде и пока готовы только к небольшим поездкам? К вашим услугам ОТ, в котором велосипедист чувствует себя вполне комфортно. Самое главное: перевоз велосипеда осуществляется бесплатно. Оплачивается только проезд человека из пункта А в пункт Б.

Если речь идет об электричке, а они в Америке двухэтажные, то в ней целых два вагона для велосипедистов: в начале и в конце поезда.

07

08

09 заходим в вагон для велосипедов

Каждый вагон может перевозить 40 велосипедов, которые едут на первом этаже. В целях обеспечения безопасности при перевозе велосипеда в электричке велосипедный вагон оборудован стойками, куда нужно прикреплять свой велосипед во время движения поезда. Крепление осуществляется при помощи растяжек с крючками. Стойки и растяжки уже есть в вагоне, с собой ничего приносить не надо.

10

Мест для велосипедистов, расположенных на втором этаже, всего 20. Если сидячих мест в вагоне для велосипедов не хватило для всех желающих, то они могут пройти в другие вагоны. Оставлять свой велосипед без присмотра совершенно безопасно. Желательно повесить на свой велосипед бирку с указанием начального и конечного пункта следования. Тогда меньше шансов, что ваш велосипед закроют остальными байками, ведь к стойке можно прикрепить до четырех велосипедов.

11 второй этаж вагона для велосипедистов в электричке

Если речь идет об автобусе, то и тут все готово для комфортного перемещения велосипедиста. В передней части автобуса есть стойки, куда можно поставить свой велосипед. На сайте транспортной компании выложены инструкции с фотографиями по использованию этих стоек.

12

Наконец, метро. В нем также выделены специальные вагоны, в которых можно припарковать свой велосипед. Если желания кататься в метро на велосипеде отсутствует, то любая платформа оснащена стойками, куда можно прикрепить свой велосипед при помощи троса или замка.

В каждом виде общественного транспорта существуют правила перевоза велосипедов. При грубом нарушении этих правил водитель автобуса, кондуктор электрички или метро вправе высадить вас на ближайшей остановке. В крайних случаях непослушания вызывается полиция.

12a

Развитая велосипедная инфраструктура позволяет проводить массовые мероприятия по стимулированию отказа от перемещения на автомобиле. Информация о грядущем мероприятии распространяется через велосипедные сообщества, сайты и из уст в уста. Выбирается день, приглашаются спонсоры и волонтеры. Последний раз подобное мероприятие проходило 10 мая 2012 года в Сан-Франциско.

13

Мероприятие назвали "На велосипеде до работы" (Bike to Work Day). На карте города отметили «пункты подкрепления», на которых волонтеры бесплатно раздавали стилизованные под мероприятие сумки. В сумках можно было найти: карты веломаршрутов города и округа, правила поведения велосипедиста, инструкции по легкому ремонту велосипеда, светоотражающие ленты, фонарик на шлем, энергетические батончики и напитки, а также рекламные буклеты спонсоров, так или иначе, связанные с велосипедной или спортивной тематикой. Поскольку Сан-Франциско находится в «Силиконовой долине», то среди спонсоров можно было найти известные всему миру имена: Adobe, Google, Symantec и HP.

Велосипеду подвластны все возрасты. Маленьких детей возят в велоколясках.

14

Более взрослые дети ездят уже на своих собственных байках.

15

Велодвижение в Калифорнии настолько популярно, что никто не шарахается от удивления при встрече человека в велошлеме в магазине, офисе и т.д.

Заранее понятно, что скажут скептики: Калифорния – это не Москва с ее дождями весной-осенью и зимними морозами. Вы правы. Однако ветра в Сан-Франциско гораздо сильнее, чем в Москве, а два месяца в году (январь и февраль) длится сезон дождей. Для таких случаев предусмотрены специальные непродуваемые и непромокаемые костюмы, состоящие из штанов и курток. Велосипедисты спокойно надевают подобные костюмы сверху повседневной одежды и продолжают пользоваться байком.

А зима? Езда на велосипеде в 20-градусный мороз - занятие для экстремалов. Но ведь не круглый год в нашей полосе длится зима. С мая по сентябрь погода для езды на велосипеде подходит для всех. А многих не останавливает и «наш сезон дождей», такие люди ездят на велосипедах с апреля по октябрь-ноябрь (пока снег не выпадет). Никто не требует от вас ездить на байках зимой, но в теплое время года велосипед мог бы стать полноценным транспортным средством (для многих уже стал).

Опросы показывают, что байки есть у подавляющего большинства людей, находящихся в активном возрасте. А это значит, что горожане готовы пользоваться велосипедом, вопрос лишь за развитием велоинфраструктуры. Тем же, кто сомневается в прямой зависимости наличия велоинфраструктуры и количества людей, пользующихся велосипедами на постоянной основе, будут полезны статистические данные из Сан-Франциско:
за последние 6 лет (начиная с 2006 года) количество велосипедистов в городе выросло на 71%. За это же время появилось 334,74 километра велодорожек.

Каждый день на улицы города выезжает более 10 тыс. велосипедистов (при населении 800 тысяч человек). Цифры кажутся небольшими. Однако если их экстраполировать на Москву (с 12 млн. населением), то мы получим 150 тыс. байкеров, которые ежедневно (в теплое время года) будут использовать велосипед как транспортное средство. Кстати, приблизительно такое количество людей перевозит московский трамвай.

P.S. Наши друзья из движения Let’s bike it! впервые проводят в Москве фестиваль фильмов о велосипедах.

Bicycle Film Festival уже 12 лет собирает вокруг себя любителей велосипедов более чем в 30-ти странах мира. В списке фестивальных городов этого года: Афины, Буэнос-Айрес, Вена, Кейптаун, Лиссабон, Лондон, Лос-Анджелес, Мадрид, Мехико, Милан, Нью-Йорк, Сан-Пауло, Сан-Франциско, Сидней, Стамбул, Токио, Торонто и другие города.

Кинопрограмма обещает быть одной из лучших за всю историю — представлены фильмы из нескольких десятков стран. Захватывающие гонки, путешествия и любовные истории, но главными героями везде являются велосипеды. Помимо кинопоказов состоится велосипедная выставка, велозаезды, выставка необычных велосипедов, фотовыставка о велосипедной культуре Дании и многое другое.

Все желающие приглашаются на фестиваль, который пройдет 28-30 сентября (подробности тут и тут). Все кинопоказы пройдут в кинотеатре 35 мм.

Однако фестиваль – это не только кинопоказы, но и масса сопутствующих велосипедных активностей и одна из них - гонка на "фиксах" BFF FIVE RAYS RACE. Подобные гонки (на сленге - alleycat) проводятся велокурьерами крупных городов по всему миру как соревнование, в котором побеждает тот, кто отлично знает город и способен чертовски быстро по нему передвигаться. Именно из-за скорости участники чаще всего выбирают фиксед гир - легкий трековый велосипед с одной скоростью и без тормозов. В Москве велокурьеров как таковых нет, зато есть множество людей, которые так же обожают этот тип велосипедов. Чтобы лучше понять, как это обычно выглядит, просто взгляните на трейлер, кстати, этот фильм также будет показан на нашем фестивале.

Если у вас возникло желание увидеть или поучаствовать в чем-то подобном в Москве, то вы можете сделать это 29 сентября (подробности тут). Победителей ждут призы!

Для проведения гонки требуются волонтеры (примерно с 11 до 16 часов). Задача волонтера - присутствовать на чек-поинте и ставить отметку в чек-листе гонщика. Кроме того, на некоторых точках волонтерам придется дать определенное задание участнику. Прошу всех, кто мог бы помочь, написать Максиму Кочанову (i@maxkochanov.com).

UPD: Продолжаем сбор подписей за отмену доверенности на право управления автомобилем на сайте Probok.net. Осталось собрать 23 742 голоса.


Follow proboknet on Twitter  
Tags:

это все хорошо. только в тех штатах про которые ты говоришь нет зимы и снега. в северной дакоте или монтане летом до -25 градусов, там нет велоструктуры в принципе )))

вот фотки выложены где вело в транспорте. когда я ездил в американском трансперте я не могу понять зачем перевозить вело на транспорте если можно по улице ехать. а вот не все так просто. например в детройте, солт-лейк сити, лос анжеле, лас вегасе (прото нет велодорожек), нью йорке я не видел не одной вело дорожки. я конечно подозреваю что они есть но не в центрах городов точно. ну на манхэтане есть вело дорожка по пятой авень вроде или по бродвею но тоже не по все улице. только в районе таймс сквер.

все парки и велоинфраструктура находится за городом. поэтому общтранспорт преспособлен под вело транспорт, что бы его доставить за город.

а уж про чикаго, феникс или другие крупные города я вообще молчу. там нет никаких велодорожек в городах.

Edited at 2012-09-26 06:37 am (UTC)

Летом -25? А зимой там сколько? Как там люди живут? -) В Антарктиде теплее -)

Велосипедистом мало, т.к. нет велодорожек. А их не делают, объясняя это никто ездить не будет. Замкнутый круг -). Надо его разорвать сделав велодорожки.

Несколько лет назад в СФ (не смотря на теплый климат) было мало байкеров, пока не сделали велодорожки.

В Калифорнии зимой +25, так что ничего удивительного в этом нет.

Вы ошибаетесь! В Калифорнии зимой всего +15. А летом на термометре доходит до +25 +30, но ветер дует холодный и сильный. У нас зимой не всегда дуют подобные ветра! Это, во-первых. А, во-вторых, посмотрите на Данию. У них зима ничем не уступает нашей, но ведь ездят на велосипедах! А Канада! В общем, есть страны с похожим на наш климат. Калифорния всего лишь пример того, к чему можно стремиться в плане инфраструктуры.

Из крупных американских городов наиболее прогрессивным в велосипедном плане считается Портленд (штат Орегон). Там велоинфраструктуру развивают с середины 90-х и на сегодняшний день доля велосипеда в структуре поездок составляет 9%. Не очень много по европейским меркам, но очень много по американским.

Другие города тоже подключаются. В Нью-Йорке очень хороший прогресс. Вашингтон, Чикаго, Миннеаполис, Сиэтл. Небольшие университетские городки вроде Боулдера и Кембриджа тоже хорошо выглядят. В Канаде активно велоинфраструктурой занимаются в Монреале и Ванкувере, насколько я знаю. Торонто как-то отстает.

Владимир, я много читаю про необходимость создания у нас велоинфраструктуры, но нигде не вижу исследований обоснования ее необходимости.

Везде вижу предложения переносить опыт других стран, но это как выращивание кукурузы, может не сработать. Я не очень понимаю, как при том, что в гололед народ не идет по нечищенному тротуару, а выбирается на проезжую, можно надеяться на убранную зимой ото льда и снега велодорожку. Я не вижу ни одного исследования, сколько у нас велосипедистов. Не вижу исследований по модели использования велосипеда и по экономике вопроса (не столько про стоимость строительства, сколько про отдачу от создания такой системы).

Знаю, что мое недоумение разделяет как минимум ваш председатель комитета по строительству :)


Это как бы не смешно уже.

2 месяца дождей в Калифорнии и 5 месяцев мороза (т.е. снег, лед и отрицательная температура окружающего воздуха по шкале Цельсия) + 4 месяца дождей - это ахренительно похоже, ага.
Почему бы куратору Диане не поинтересоваться велосипедным движением в Америке на более близких к Москве широтах - например, на Аляске? Ну или в Канаде?

Re: Это как бы не смешно уже.

Монреаль: www.flickr.com/photos/joelmulligan/5184112392/ - почти так же холодно, а снега выпадает в 3 раза больше, чем в европейской России в среднем.

если активное время велосипеда - 4-5 месяцев, с мая по октябрь, то простите - зачем тратить время и средства на то, что не будет использовано по назначению 8 месяцев в году?

Ответ очевиден

Потому что "мировой опыт". На внедрении которого можно неплохо попилить.
А что в наших краях этот опыт, мягко говоря, неприменим, никого не волнует. Вон, в Калифорнии же все в шоколаде, значит, и у нас можно. Действительно, подумаешь - фигня какая, полгода зимы...

(Deleted comment)
Весь Сан-Франциско вместе с парками (кстати на картинке в посте именно парк, а не жилая застройка) в ширину 10 км, про климат и говорить нечего, в их сезон дождей осадков выпадет чуть больше, чем в июле в Москве.
Сравнивать надо с мегаполисами с холодным климатом.

А зачем нужно сравнивать с мегаполисами? СФ маленький, это правда, но а) от него расходятся велодорожки глубже на полуостров и тянутся довольно-таки долго. А иногда выходят на скоростные шоссе. И б) СФ можно воспринимать как район Москвы. Если в каждом районе Мск сделать приличную велоинфраструктуру, то вся Мск, в итоге, станет велосипедной. Американцы уже выяснили, что порядка 70% передвижений на машине внутри района происходят не далее, чем 7 км. На велосипеде это полчаса. На машине можно ехать полтора!.. (9 баллов сегодня, однако)
Если же нужен пример мегаполиса это это Нью-Йорк (НЙ). На сайте Злоказова выложен целый ролик о том, как в НЙ закрыли улицу ради пешеходов, причем проект датский (Gerh Architects, кажется). Плюс фестиваль (фильмов о велосипедах), на который всех призывают, в первый же день показывает кино про НЙ.

Опыта использования такого транспортного средства ни у кого нету!
Мы будем первыми!
На нас будет равняться весь мир!
Никакой инфраструктры не надо!
Никаких парковок (сложил и в метро)!
Зимой колеса отстегнул - и хреначь по снегу как на лыже!
Автомобили в топку!
Даешь самокаты!

Пойду подарю идею Кацу и Варламову.

Re: Самокаты!

не забудьте смнить ник на Вучик

(Deleted comment)
Сан Франциско находится в Кремниевой (а не силиконовой) долине?!
Автор точно там побывал?

Сезон дождей там не сильно хуже нашей осени.

Задайтесь вопросом почему в мск ничтожно мало ездит даже не мотоциклов, а скутеров? Казалось бы даже педали крутить не надо, а места занимает и топлива потребляет сильно меньше автомобиля. Воровская страна с диким населением. Все что легко украсть в роиссе будет гарантированно украдено. Оглянитесь внимательно вокруг если вы в москве и перестаньте дрочить на страны, которые на недосягаемо более высоких цивилизационных ступенях находятся.
Расскажите лучше о сан-пауло в бразилии, чтобы читатели поняли, что у нас тут еще не самый пиздец с транспортной ситуацией.

На самом деле, в Европе тоже есть бомжи, которым нечего есть, и многие из них с радостью украли бы велосипед, продали бы его и купили бы себе поесть и выпить.
Не надо делать так, чтобы велосипед было легко украсть.
Велосипед нужно пристегивать на специальную цепь из каленой стали. Ни в коем случае нельзя пристегивать велосипед на тросик. В странах, где все ездят на велосипедах, никто не использует тросики, никогда.

Александр, на досуге почитайте ПДД Калифорнии на русском с оффициального сайта http://apps.dmv.ca.gov/pubs/foreign_hdbk/dl600R.pdf Много интересных моментов для наших забитых дорогах можно применить

О, да! Я на этих маршрутах в СФ себе все жилы сорвал, что потом даже ходил с трудом. Но тут претензия не к дорожкам, дорожки действительно сделаны на высшем уровне. Дело в ландшафте, он там малопригоден для перемещения по городу на велике, там местами даже страшно пешком ходить, такой уклон.

Там всегда есть объездные пути! Необязательно же пилить в горку! Зато посмотрите на тамошних бабулек. Лет по 60 с копейками, а гоняют на скорости 40км/ч! Между прочим, это в два раза быстрее, чем на машине по Москве сегодня, ибо бортовой компьютер кажет 18-20 км/ч.

Очень порадовала возможность перевоза велосипеда на ОТ. Мечта в московских реалиях

(Deleted comment)
А обычных водительских прав у тебя нет?

(Deleted comment)
А зачем тебе велодорожки в парках?

(Deleted comment)
А теперь расскажите, как в калифорнийских аналогах московских хрущёвок дома хранятся велосипеды, особенно вроде того, на котоом везут двоих детей. особенно не на первых этажах.

А зачем ходить в Калифорнию, чтобы узнать, как они хранят велосипеды. У нас в доме (в Москве) все соседи хранят велосипеды в предбаннике или холле, который прячется за дверью с замком. Кто-то хранит на балконе, кто-то в гараже, кто-то на стене на крюке прямо в квартире.
Что касается америкосов, то у них нет особо высоток. Не зря же Америка называется одноэтажной. Велосипеды хранятся прямо на улице. Либо также в предбаннике или на балконе. Они, америкосы, ничем не лучше нас.
Кстати, одно из велосообществ мусирует тему организации велопарковок, в виде велогаражей. Так что ждать осталось недолго. Они уже на муниципальный уровень вышли и были поддержаны :)