?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Общественный транспорт Будапешта
proboknet
Продолжаю публикацию постов о транспорте в разных городах мира. Сегодня представляю рассказ участника проекта Probok.net (mousemaster2012) об общественном транспорте в Будапеште. Представляю вам немного отредактированный и дополненный материал. Оригинальный пост можно прочитать тут.

Будапешт состоит из двух частей - Буды и Пешта, расположенных напротив друг друга на противоположных берегах Дуная. Основная часть города - Пешт, где живет 1.2 из 1.7 миллиона жителей столицы. В Пеште - парламент, другие правительственные учреждения, офисы крупнейших компаний, магазины, банки, жилые кварталы. В Буде на центральном холме - королевский дворец, у его подножия несколько бестолковых автомобильных развязок, дальше - частная одноэтажная застройка, в основном весьма симпатичная. Не случайно основная часть транспортной системы города - 37 из 40 станций метро, три из четырех линий городской электрички, вся троллейбусная сеть, большинство маршрутов трамвая и автобуса - сосредоточена в Пеште. Зато на Будайских холмах, где обычным автобусам-троллейбусам тяжело справляться с крутыми подъемами и спусками, получила развитие всякая транспортная экзотика: фуникулер, зубчатый трамвай, канатная дорога.




Общая схема рельсового транспорта. Желтые линии потоньше - трамвай, красная, зеленая и желтая (потолще) это метро, зеленые - городская электричка. Видно, что среди рельсового транспорта трамвай имеет наиболее широкое покрытие. 



Метро имеет три линии. Старейшая (на схеме показана желтым) построена в 1896 году и является первой подземной линией метро в материковой Европе. Станции расположены с интервалом от 250 до 400 метров. На линии ходят короткие трехвагонные поезда выпуска 70-х годов прошлого века. Есть проект заменить их на современные, но многие против этого возражают.

В 70-е годы XX века построили еще две линии (красная и синяя). В 2004 году начали строительство четвертой линии, которая, как и вторая, должна пересечь Дунай, но конца этой стройке не видно.

На 2-й и 3-й линиях ходят потрепанные временем пятивагонные поезда типа Е Мытищинского завода со слегка модернизированным интерьером. В сентябре 2012 года их начали заменять на новые поезда Alstom, выглядящие изнутри так:



Обратите внимание на тройной вертикальный поручень напротив дверей. Держаться удобно, но только если нет привычной нам давки, в которой об этот поручень легко удариться головой. Так вот, давки в будапештском метро не бывает! Наполняемость вагонов в пиковое время примерно такая, как на снимке.

Все три линии пересекаются на центральной станции Deák Ferenc tér (площадь Ференца Деака). Вопреки ожиданиям, на этом узле также не возникает толчеи: все спокойно переходят на нужные линии. Почему? В Будапеште не действует привычный нам принцип "метро - наше все". Метро является одним из видов транспорта и не более того. Кому метро неудобно - ездят на автобусах, трамваях, электричках.

Следует добавить, что в будапештском метро, как и на других видах транспорта, нет турникетов. Вход в подземку:

У входа есть охрана, которая типа проверяет билеты, но, если билет далеко и его лень доставать - можно просто пройти мимо.

Трамвай

Один из основных способов перемещения по городу. В Будапеште находится (по данным Википедии) самая загруженная трамвайная линия в мире - полукольцо, огибающее центральную часть Пешта (условный аналог московского Садового кольца). По этому кольцу с интервалом 1-2 минуты ходят 54-метровые трамвайные поезда Siemens Combino. Вот как выглядят эти монстры. По сути - еще одна линия метро, только наземная:




На остальных линиях ходят вагоны попроще, но тоже очень удобные:


Несмотря на то, что не все трамвайные линии обособлены (на одной из картинок выше показан трамвай на совмещенке), трамваи не стоят в пробках и беспрепятственно следуют по своим маршрутам. Все они имеют двери с обеих сторон. На остановках открываются двери с той стороны, где находится платформа. Большая часть конечных остановок представляет собой оборотные тупики.



Но есть и привычные нам разворотные кольца.



Недалеко от этой площади начинается еще одна необычная линия. Это зубчатый трамвай маршрута 60. Вот его конечная остановка, совмещенная с депо:


Широкий салон позволяет перевозить велосипеды:


Однопутная линия с разъездами на некоторых остановках взбирается на будайский холм Сечени, куда из-за крутизны склона не мог бы забраться трамвай обычный. Верхняя конечная станция выглядит так:


Подробнее о трамваях Будапешта можно прочитать у grishasergei.

Электрички HÉV

В Будапеште два вида пригородных поездов. По путям общего назначения курсируют поезда государственной железнодорожной компании MÁV. Кроме того, есть четыре отдельных линии, соединяющие станции будапештского метро и другие городские пересадочные узлы (но не вокзалы) с ближайшими пригородами. Эти линии, которые легко перепутать с трамвайными, образуют систему HÉV.

Трех- и шестивагонные зеленые электрички ходят с утра до вечера каждые 7-10 минут. Дневного перерыва нет. Часть станций расположены под землей. В этом случае организована удобная одноуровневая пересадка на метро. 



Пригородные поезда MÁV

Сеть железных дорог опутывает весь город. Есть места, где кроме как на поезде не доедешь.  Линия однопутная, неэлектрофицированная, поезда ходят примерно раз в полчаса. Поезда вот такие:


Автобус и троллейбус

Как в любом крупном городе, в Будапеште много автобусов, особенно на окраинах. Среди них есть как привычные нам Икарусы, так и более новые модели, например Вольво. На большинстве линий ходят автобусы большой вместимости, маршруток нет. Есть несколько маршрутов, где ходят автобусы меньшего размера, в том числе с одной пассажирской дверью, - они ходят в Буде, забираются на замковый холм к королевскому дворцу (и на другие холмы) и крутят там по узким улочкам, где полноразмерная гармошка не могла бы развернуться. Некоторые маршруты имеют "двойников" с буквой Е (экспресс), которые идут с меньшим количеством остановок.

На крупных узлах, где сходится много маршрутов, сделаны удобные схемы и указатели. На всех остановках вывешены расписания, и они, как правило, соблюдаются.



Кроме обычных, в Будапеште есть также и ночные автобусы. На фотографии сверху номера обычных автобусов показаны синим, ночных - черным. Троллейбусов в городе немного, и все они сосредоточены в Пеште.

Речной транспорт

Будапешт - город на Дунае. Естественно, по реке ходит много всевозможных корабликов. И некоторые из них используются в качестве городского транспорта! Это маршруты 11, 12, 13. Транспортное значение этих маршрутов невелико в первую очередь из-за скорости: на велосипеде по набережной явно быстрее, да и пешком ненамного дольше получится.



Остановка теплохода:


Будайская транспортная экзотика

На будайских холмах есть несколько необычных транспортных систем. Самая доступная и заметная для туристов - фуникулер от берега Дуная к королевскому дворцу.


Транспортное значение нулевое, развлечение для туристов. От начальной до конечной точки маршрута можно пройти пешком за пять минут.

Но подальше от центра есть и более протяженные и полезные системы. Одну из них - зубчатый трамвай (см. выше). А дальше можно уехать... на детской железной дороге! Такая симпатичная узкоколейка на тепловозной тяге вьется по холмам.


Если сойти с поезда на станции Jánoshegy (Иванова горка) и подняться на одноименный холм высотой 527 метров (высшая точка Будапешта), то можно осмотреть Елизаветинскую смотровую башню начала XX века, а обратно в город спуститься... на канатной дороге! Средство передвижения, привычное для горнолыжников, в Буде за умеренную плату (800 форинтов) доступно всем.



Полная карта Будапешта со всеми маршрутами общественного транспорта.

Система оплаты и виды билетов

Система оплаты проезда подробно описана на сайте bkv.hu. Существуют следующие виды билетов:

Разовый за 320 форинтов (46 руб.)  - действует на одну поездку в метро, трамвае (в том числе зубчатом), автобусе, троллейбусе или электричке HÉV (но не MÁV) в пределах административных границ Будапешта. В том числе и для поездки в аэропорт.

Разовый на метро за 260  форинтов (37 руб.) - действует только на метро, позволяет проехать не более 3 остановок, в том числе с пересадкой - 2 остановки по одной линии, одну по другой.

Пересадочный за 490  форинтов (70 руб.) - действует на тех же видах транспорта, что и разовый билет, и позволяет пересаживаться с одного вида транспорта на другой в течение 90 минут.

Суточный за 1550 (221 руб.) форинтов - действует в течение суток на тех же видах транспорта, что и разовый билет, а также на речных теплоходах (но только в рабочие дни).

Трехсуточный за 3850 форинтов (550 руб.) - то же, но в течение 3 суток.

Недельный за 4600 форинтов (657 руб). Месячные, годовые и так далее. А теперь эта прекрасная картина будет испорчена большой ложкой дегтя.

Способы продажи билетов

Как и в большинстве крупных городов мира, билеты на общественный транспорт в Будапеште продаются в кассах и автоматах. Кассы есть только в метро, их мало и они рано закрываются. Автоматы есть в метро и кое-где в других местах (например, в вестибюле гостиниц). Но на остановках трамваев и электричек автоматов не видно (возможно, кое-где и есть).

Есть разные виды автоматов, которые отличаются выбором продаваемых билетов. Например, автомат в вестибюле гостиницы принимает только монеты и выдает только разовые билеты.



В метро стоят более сложные автоматы. Они позволяют выбрать нужный вид билета (но не любой - я ни разу не видел автомат, продающий 490-форинтовые пересадочные билеты), принимают кроме монет банкноты в 500, 1000 и 2000 форинтов, выдают сдачу (но только монетами).



Автоматы очень капризные. Одну и ту же денежную бумажку приходится заталкивать разными сторонами десятки раз, прежде чем он ее примет. Монеты тоже не всегда принимает с первой попытки (но в конце концов принимает). Я потратил не меньше 15 минут на битву с одним из автоматов, прежде чем вынудил его выдать мне желанный трехсуточный билет. Не случайно местные жители неохотно пользуются автоматами. Часто можно видеть очередь в кассу за билетами, а рядом свободный автомат.

Поэтому рекомендую всем туристам, приезжающим в Будапешт, сразу при первой возможности идти в кассу метро и покупать там билет на весь срок пребывания в городе. Если и не сэкономите деньги, то время и нервы - однозначно!

А городским властям рекомендую привести в порядок билетные автоматы, настроить их так, чтобы принимали бумажные деньги с первой попытки, и расставить на всех остановках рельсового транспорта (а желательно - и на автобусных остановках тоже). Если не принимать во внимание "криво" работающие автоматы, можно с чистой совестью утверждать, что в Будапеште хорошая транспортная система.

Читайте также:
Общественный транспорт Мюнхена

Общественный транспорт в Афинах


Follow proboknet on Twitter

  • 1
Вот кстати, хороший пример того, что ОТ должен состоять не только из одного метро, тогда это самое метро будет разгружаться и пользоваться в целом ОТ станет удобнее. При наличии такого трамвая я бы лично никогда бы в метро не полез и я думаю многие точно так же бы поступили.

>Желтые линии потоньше - трамвай, красная, зеленая и желтая (потолще) это метро, зеленые - городская электричка.

Вроде как ошибка, ветка метро вроде синяя же?

Именно так. Третья линия метро - синяя.

А карточки Visa\MasterCard он тоже не с первого раза принимает? :)

Там кардеры уже ждут ваши карты ))))

(Deleted comment)
В евросоюзе, но валюта своя.

"Обратите внимание на тройной вертикальный поручень напротив дверей. Держаться удобно, но только если нет привычной нам давки, в которой об этот поручень легко удариться головой."

Это как? :). Не могу придумать как об него удариться головой. Я бьюсь в мск об горизонтальные иногда, если забываю, а на картинке их как раз минимальное количество.
Вертикальные поручни - это то, чего в московском метро очень сильно не хватает. Особенно издевательски выглядят вагоны, где нету вертикальных поручней даже там, где двери.

Ну как - давкой тебя в него просто вопрут.

Не затронута тема стоимости парковок и накладности пользования авто.

Приехал на машине, поставил ее на гостиничную парковку, где она и простояла все время. Выкатывать не было необходимости ;)))

Будапешт очень маленький город, как и вся центральная Европа. Шутка ли, чуть более полутора миллионов жителей и при этом девятое место по численности населения.
Но обзор хороший, почитал с интересом.
Даже на схеме линий видно что у них большая плотность и они постоянно переплетаются. А вот у нас, увы.

Важно также, что билеты есть для совместных поездок, хоть они пока и дороже. Преимущество мск метро в том, что пересадки бесплатны. Чего не скажешь о НОТе (

Еще не отмечено, что с суточным и прочими проездными билетами можно ездить не только на автобусах, травмаях, троллейбусах и метро, но также в пределах административной границы города на HÉV и поездах MÁV - что очень удобно!

Правда нельзя проехать на детской железной дороге и Libegő - канатной дороге.

.

Edited at 2012-11-09 03:34 pm (UTC)

На HÉV можно, на MÁV нельзя. Специально в кассе уточнял.

Спасибо за пост, интересно!

Если ехать на фуникулёре снизу вверх, то сложно переоценить его транспортное значение )

А где покупать билеты на трам/автобус, если кассы есть только в метро и закрываются рано, а автоматов на остановках нет?) водители не продают?

Может кто знает, как контролируется 90 минут использования совместного билета? т.е. только на входе (нельзя входить в другой транспорт по истечению 90мин) или контролёрами тоже (нельзя дальше ехать по этому билету по истечению 90мин) :)

В автобусах водители продают билеты, но не во всех маршрутах, и стоят они вместо 320 форинтов 400. Ну и купить можно только один вид билетов. Также можно купить разовые билеты в газетных киосках, например.

90 минут контролируется и так и так. В метро при компостировании билета компостер пишет на билете время прохода - с этого момента и идут 90 мин. Проверить могут в любой момент, в т.ч. и на выходе

Ну тогда и мои пять копеек про троллейбесы в Будапеште
http://anna-bpguide.livejournal.com/44307.html
и про трамваи
http://anna-bpguide.livejournal.com/35033.html

  • 1