proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Северо-Западная хорда: есть ли идеальный вариант?
proboknet
Один из участников проекта Probok.net (Андрей) написал заметку о необходимости строительства Северо-Западной хорды в Москве. Я согласен не со всеми высказанными утверждениями, однако, считаю, что любые разумные точки зрения заслуживают внимания. Обещаю в скором времени написать и свои соображения по этому вопросу.

1
Алабяно-Балтийский тоннель – ключевой участок Северо-Западной хорды

Дорог в Москве катастрофически не хватает. Плотность улично-дорожной сети в столице (в границах до расширения) всего 4,4 км на кв. км территории. Это в 2 раза ниже, чем в Лондоне. И в 3 раза ниже, чем в Нью-Йорке.

Кроме того, в Москве очень плохая связность дорожной сети. Мало мостов и тоннелей через железные дороги и реки.
Это приводит к очень большим перепробегам. Бывает так, что между точками, расположенными в 1 км друг от друга, приходится ехать 10 км! Средний перепробег - 1,5 раза (в европейский столицах - 1,2 раза). Кстати, это касается не только автомобилистов, но и пользователей общественного транспорта. Зачастую гораздо проще из одного окраинного района в другой доехать на метро через центр, нежели на наземном общественном транспорте. 

Неудивительно, что строительство новых связок в наиболее востребованных местах становится приоритетом дорожно-строительной политики Москвы. И шаги в этом направлении уже сделаны. Важнейшим из них является как раз строительство хорд (или, как их называли ранее, рокад) - Северо-Западной, Северо-Восточной, Южной и Юго-Восточной. Система хорд приходит на смену Четвертому Транспортному кольцу, что более чем оправдано с точки зрения градостроительства.


Hords
При щелчке на картинку в новом окне открывается подробная карта

Первой из этих хорд стала Северо-Западная. Ее строительство должно решить большой комплекс проблем СВАО, САО и ЗАО. В частности, появится долгожданная полноценная связь между Ярославским, Алтуфьевским и Дмитровским шоссе, что разгрузит перегруженный северный участок ТТК. Появится отличная связка ЗАО и САО через Алабяно-Балтийский тоннель, минуя перегруженный мост Победы на Ленинградском шоссе.

Большой резонанс среди жителей ряда районов, прилегающих к Северо-Западной хорде, вызывает ее прохождение по городским улицам с их расширением, особенно у жителей ул. Народного Ополчения и Большой Академической. Вместе с тем, теперешняя трассировка хорды во многом вынужденная. Дело в том, что правительство Собянина в наследство от прошлой "команды" получила циклопический объект - строящийся Алабяно-Балтийский (а по сути - Алабяно-Балтийско-Академический) тоннель. Это уникальное с инженерной точки зрения сооружение, проходящее под тоннелями метро, Ленинградским проспектом и железной дорогой, конечно, вышло неоправданно дорогим (около 60 млрд. рублей). Безусловно, с транспортной точки зрения разумнее было бы построить на эти деньги участок магистрали вдоль трассы Малого кольца Московской железной дороги (МКМЖД) по планируемой трассировке Четверного Транспортного Кольца. Однако на момент прихода Собянина, тоннель уже строился, десятки миллиардов рублей потрачены.

Соответственно, у новой команды при приемке дел было ровно 3 варианта:

1. Сразу остановить строительство тоннеля и забросить его. Тем самым "зафиксировав убытки" в размере ранее вложенных 30-40 миллиардов рублей, признать их потраченными впустую. И к тому же оставить соседние районы без нужной транспортной связки.

2. Достроить тоннель и далее использовать его под сугубо локальный трафик, оставив без расширения улицы по обеим его сторонам (Народного ополчения и Б. Академическую). Практически параллельно построить для транзита участок магистрали по "старой" трассировке Четвертого Транспортного Кольца - от Дмитровского шоссе вдоль Малого кольца Московской железной дороги с выходом на ул. Народное ополчение с ул. Берзарина. Как показывает опыт строящегося участка Четвертого Транспортного Кольца от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (который уже строится 5 лет и будет строиться еще 2 года), это означало бы потратить еще 50-100 млрд. рублей и еще 5-7 лет. Устроило бы такое решение местных жителей? Наверняка. Но устроит ли оно остальных жителей Москвы? Они вправе задать вопрос: а почему 100-150 миллиардов рублей в течение 10 лет концентрированно "зарываются" в один район Москвы, когда проблемы в остальных никак не меньше? Транспортный бюджет Москвы большой, но не бездонный. А накопившихся проблем сотни.

2
зеленый цвет – старая трассировка Четвертого Транспортного кольца, красный – новая трассировка Северо-Западной хорды

3. Наконец, выбранный вариант - достроить тоннель и использовать его для транзита, проведя через него Северо-Западную хорду. Этот вариант создает ряд проблем жителям Щукина и Коптева. Возможно, пропускная способность "Алабяно-Академического" участка хорды будет несколько ниже, чем была бы у эстакадного вдоль МКМЖД.
Но он точно на порядок дешевле (около 15 млрд. на всю Северо-Западную хорду) и гораздо быстрее (около 2-3 лет, с открытием первого участка уже через полгода-год).

Как видно, все варианты не идеальны. Вопрос, какой является наименьшим из зол. Если вынести этот вопрос на общегородской референдум, то большая часть жителей наверняка выберет третий (именно тот, что и реализует мэрия). Однако, жители Щукина и Коптева с ним скорее всего не согласятся. Поэтому власти обязаны сделать все от них зависящее, чтобы уменьшить последствия прохождения трассы по жилой зоне. В частности, предусмотреть сохранение связности местной дорожной сети, продумать маршрутную сеть общественного транспорта; обеспечить максимально развитую систему шумозащитных экранов (не ограничиваясь одной лишь положенной сменой окон на стеклопакеты); обеспечить полноценное озеленение прилегающих к трассе территорий. Это можно и нужно сделать в диалоге с инициативными группами жильцов.

UPD: Наш проект продолжает участвовать в "битве" за премию рунета. Мы прошли второй этап и вошли в ТОП-30 участников. Теперь наша задача попасть в первую десятку. Пройдите по этой ссылке (открывается в новом окне) и проголосуйте за нас. Probok.net находится в первой колонке («ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ»), в середине списка.


Follow proboknet on Twitter

Новый маршрут парконов

Уделите пожалуйста этому комментарию внимание
Пришло 5 (ПЯТЬ!!!) писем счастья за неправильную парковку. Все за прошлую неделю. При этом на односторонней улице знак 3.27 с табличкой 8.2.4 стоит только в конце односторонней улицы и развернут против движения (остался с тех пор, когда дорога была еще двусторонней). Надо официально разрешить здесь парковаться, т.к. как бы это парадоксально не звучало, но запрет остановки в этом месте только усугубит дорожную ситуацию.
А ведь люди еще не знают, что за парковку в этом месте штрафуют, и продолжают тут парковаться.

Ну, пиар-поддержка проекта СЗ хорды, видимо, щедро оплачивается из бюджета - на фоне вбуханных в неё 60 льярдов будет не заметной.

Вот только никто не подумал, что связь округов происходит по трассе, лежащей за пределами проблемного района. Если посмотреть самое пробочное место на Ленинградке - оно сосредоточено у Войковской. А разгружать предлагается совершенно другие потоки и улицы. То есть, самую затычную проблему СЗАО эта хорда не решает.

Проблеме могла бы помочь связка Ленинградки и Волоколамки в районе станции Покровское-Стрешнево (вдоль жд-путей), в перспективным выходом в сторону Б.Академической с одной стороны и Народного Ополчения - с другой стороны. То есть, примерно так, как проходила зеленая трассировка.

Текущий проект создает бутылочное горло у Сокола (три потока - Ленингградка, Волоколамка и Нар.Оп. сходятся там), при этом все равно "выплевывая" поток из АБ-тоннеля налево, на затычный мост Победы, где его еще и подпирает поток с ул. К.Царева. Зачем? Это и так узкое место, в то время как после Войковской Ленингградка в область худо-бедно едет благодаря 10-полосному шоссе.

Если бы поток вылетал на Ленинградку ПОСЛЕ моста Победы, это решило бы уйму проблем района, вместо создания массивного транспортного узла у Сокола.

Я понимаю, что Собянину проект достался таким, какой есть. Однако это не избавляет от необходимости делать перемычку Волоколамки и Ленинградки - либо по тоннелю, либо в объезд парка, через Иваньковское шоссе и Никольский тупик. Кроме того, если соединить Никольской тупик с улицей Свободы (перебросив мост или мини-тоннель длинной 50м под каналом им Москвы) - это создаст прекрасную связанность районов, разделенных водохранилищем.

Ничего подобного.

"Собянину проект достался таким, какой есть" - как раз наоборот, трансформация 4ТК в хордорокады полностью является идеей Пробянина. Похороненный ныне проект 4ТК предусматривал именно "зеленую" трассировку, под которую и был заточен проект сугубо локальной связки "Алабяна-Балтийская-Большая Академическая". Никто не планировал делать там транзитную магистраль - предполагалось, что основной поток пойдет по 4ТК вдоль МКМЖД.

Позволю себе поспорить

"Система хорд приходит на смену Четвертому Транспортному кольцу, что более чем оправдано с точки зрения градостроительства." - да ни хрена не оправдано! 4ТК было бы практически наполовину новой дорогой, т.е. с его постройкой плотность УДС (да-да, та самая, которая у нас ниже парижей и лондонов) хоть немного, но величилась бы.
Хордорокады же идут преимущественно по уже имеющимся улицам, что, разумеется, и дешевле, и быстрее, но с точки зрения транспортного строительства в корне неправильно. Ибо превращение районной улицы в бессветофорную магистраль крайне негативно сказывается на транспортной ситуации - ликвидируются одноуровневые пересечения, из-за чего возникают те самые перепробеги и городская магистраль перегружается локальным "разворотным" трафиком: на каждом перекрестке тоннель или эстакаду не построишь.

Кроме того, проект 4ТК предусматривал создание двух переходов через Москву-реку - в районе Нагатинского затона и в месте соединения Минской ул. с ул. Народного Ополчения, не говоря уж о пересечениях с ж/д. Теперь всех этих переходов не будет - а ведь их Москве, как справедливо было замечено, не хватает. Это что, тоже "оправдано с точки зрения градостроительства"?

Я уж не говорю о том, что материалов по исследованию транспортных потоков, из которых бы следовало, что дорога от Ярославки до Сколково будет пользоваться мега-востребованностью, а проехать напрямую с Народного Ополчения на Минскую никому не надо, лично я не встречал. А если учесть тот факт, что транспортная матмодель Москвы находится только в стадии создания, рассуждения о какой-либо оправданности, по-моему, выглядят несколько... голословно.

(Deleted comment)
Мне вот интересно: видно, что в дороги закапывают миллиарды рублей. А вот вкладывается ли что-то вообще в общественный транспорт, вообще не понятно. Слышно только возню с выделенными полосами, ну да станции метро новые открывает. А как насчет тех же трамваев?

А типа автобус и троллейбусы и те же трамваи по воздуху летают? Тот же А-Б-А туннель позволит пустить нормально ОТ между например войковской и полежаевской. Сегодняшний 43 троллейбус собирает все самые пробочные места и полчаса катается вдоль ленинградского проспекта туда обратно, что на метро через центр становится быстрее.

Ваш проект навсегда консервируют жопу Рязанки и Волгоградки.. Там пересечение хорд получается слишком близко к центру. Может быть красный участок там провести по ЖД отклонив в область, а не в центр?

+1. Как то логично кажется предлагаему хорду вывести к волжскому бульвару и дальше по краю кузьминского леса к капотне, там кстати задел под проспект есть, вся траектория гаражами заставлена. А южный участок предлагаемого проекта вывести на южнопортовую с реконструкцией оной.

И если смотреть на схему на рисунке в посте, то между предлагаемым мостом каспийская-шоссейная и мостом на андропова хочется воткнуть еще одну переправу, тогда речка будет более-менее равномерно покрыта мостами.

Edited at 2012-11-20 08:13 am (UTC)

Совершенно верно! Хорды - это расширение существующих улиц путем превращения улиц, идущих, на минутку, в жилой застройке в многополосные псевдомагистрали, которые еще больше ослабят связность районов. Далее, у нас 10% населения - люди с ограниченными возможностями. http://inmsk.ru/news_social/20120124/342194330.html (пруф)
23% - пенсионеры (данные Росстата по Мск за 2010 год)
Им, видимо, предлагается, жить по одну сторону баррикад, не имея возможности воспользоваться наземными переходами?
В городе сделать нормальную магистраль не получится, нужно увеличивать связность путем строительства большого количества нешироких улиц (даже паралельных). Концентрация потока на хордах приведет к тем же самым пробкам, что наблюдаются на МКАД, а также третьем транспортном кольце.

я не являюсь жителем щукина вообще или народного ополчения в частности. равно как не являюсь и жителем большой академической. но я за второй вариант: тоннель следует использовать только для местного траффика.

но я бы ещё добавил вариант 2а. и вот бы каким он был.

вообще мне очень хотелось бы, чтобы чтк было построено, причём как полноценный хайвей, а не как торговая улица мкад или непонятный гибрид ттк. по промзонам, по мкмжд и т.п. так что если бы на действительно хорошую дорогу потратили неплохие деньги, то само по себе меня как москвича это бы не расстроило.

но. я понимаю, что деньги это действительно огромные, и на эти деньги можно было бы сделать что-нибудь более полезное для транспорта нашего города в целом. ну, там, метро понастроить, трамваев, продуманных выделенных полос для экспрессных маршрутов. и прочая. поэтому бы согласился вариантом 2а, когда бы тоннель стали использовать только для местного трафика, а чтк бы по прежним планам строить не стали. ну или пока не стали бы.

тоннель бы помог связать районы, что хорошо. и не испортил бы сильно (больше чем они уже испорчены его строительством) нынешние улицы, что тоже неплохо. да, можно говорить, что, например, народного ополчения слишком узкая, чтобы вместить весь дополнительный трафик, который попрёт из тоннеля. но я бы возразил, что она и сейчас не со всем трафиком успешно справляется. а с новым трафиком дело такое - если проехать не будет получаться, то никто туда и не поедет. та что хуже не станет.

а если на сэкономленные деньги придумать как более удобно доставлять людей к метро октябрьское поле, а также от метро октябрьское поле куда-нибудь на большую академическую на общественном транспорте, то пробки можно было бы даже уменьшить. теми же разумными выделенками, если трамвай слишком дорог.

4ТК обречено быть "гибридом"

Ибо только половина его проходит по промзонам и/или вдоль МКМЖД - северо-восточная, та самая, которую начали строить от шоссе Энтузиастов.
Юго-западная же в виде Минской улицы, Ломоносовского и Нахимовского проспектов и Коломенского проезда уже проходит по жилым районам - и ничего с этим не сделаешь.

В CЗХ есть только один положительный момент - строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, который образует новую удобную транспортную связь (и позволит вернуть 105 маршрут автобуса на удобную историческую трассу).

Всё остальное - головная боль и ухудшение качества жизни населения по всей длине СЗХ. Проект СЗХ мной рассматривается, как преследование сугубо экономических интересов застройщиков и "игрушка" Медведева и правительства Москвы. Искренне сочувствую всем жителям, попавшим в зону СЗХ.

В кои-то веки с Вами соглашусь.

Как локальная связка, каковой он и планировался, АБТ хорош.
Но транзитная хорда там совершенно никуда не уперлась.

ИМХО все эти мегадорогостоящие проекты - борьба с симптомами болезни, а не с причинами. А основные причины, на мой взгляд, это
1)Феерическая разница в качестве жизни в столице и регионах. Вот и получается, что 15% населения огромной страны живет в круге диаметром 40 км. Люди бегут из регионов.
2)Пробки, как не парадоксально, выгодны власть имущим. В пробках сгорает огромное количество топлива. Так что стоя в пробках обыватель зарабатывает копеечку алигархату. А эти ребята дураки чтоли, себе поток кэша урезать?
Если не побороть эти две причины - любая борьба с пробками будет Сезифовым трудом. ИМХО.

1) - это общемировая тенденция, увы
2) пробки - ничуть не выгодны, т.к. экономические потери города из-за излишних временных затрат населения выше, чем прибыль по причинам указанным вами.

Мне кажется этот вариант с проходом рокады через район Октябрьского поля окончательно убьёт привлекательность улиц там. Окончательно. Я думаю нужно сразу после моста через МКМЖД закапывать эту хорду под землю, но это-ж блин деньги! А может лучше было построить BRT/LRT и тогда не нужно будет столько места отжимать и останутся газоны, деревья и всё остальное?

Да за те бабки, что они собираются закопать в эту хорду, можно было вообще метро с нуля проложить по той же трассе.

Северная рокада не проектируется. От куска от буденного до академика Королева отказались же, его заменит участок ЧТК и из всего этого получится Северо-Восточная хорда.

Имхо по маршруту СЗХ нужен скоростной общественный транспорт, идеально трамвай. Плюс связка через ленинградку и ЖД для локального трафика. Для бессветофорной магистрали там совершенно не место.

Там должен пройти участок Большого кольца метро.

Трасса которая полностью проходит прямо через м. Октябрьское поле в любом случае превратится в местную дорогу. Просчитайте математически что там будет, и станет понятно, что пробок меньше не станет.
Вариант Каца в плане рокады был более разумным.

> Неудивительно, что строительство новых связок в наиболее востребованных местах становится приоритетом дорожно-строительной политики Москвы. И шаги в этом направлении уже сделаны. Важнейшим из них является как раз строительство хорд (или, как их называли ранее, рокад) - Северо-Западной, Северо-Восточной, Южной и Юго-Восточной. Система хорд приходит на смену Четвертому Транспортному кольцу, что более чем оправдано с точки зрения градостроительства.

Северо-Западная хорда - не является строительством новых связок.
По её трассе связки уже есть - это городские улицы.
Хорда не добавляет новой связки района Кунцево с Крылатским, например, она только расширяет имеющуюся.

Связка районов Сокол и Коптево в виде соединения Большой Академической и Алабяна была запроектирована ещё в мохнатые годы. И будет реализована именно в составе проекта СЗХ.

Экий пиар этой хорде развели, нет чтобы подумать дальше, чем на один шаг вперёд, и таки перестать делать хайвэи из улиц. Особенно умиляет способность прямо противоречить самому себе в рамках одного текста: на входе плакать про перепробег, а дальше пиарить хорду, которая только усиливает рассечение микрорайонов и потерю связности.

Тоже подметил это противоречие, только выразил не так явно.

?

Log in

No account? Create an account