?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Новый скоростной режим в Москве
proboknet
Улично-дорожная сеть в городах развитых стран состоит из двух контуров. В первый входят местные или локальные улицы, во второй магистральные дороги (хайвеи, фривеи). Функции этих двух контуров принципиально различаются. 

Локальные улицы предназначены для движения автомобилей с малыми скоростями на небольшие асстояния. Более того, пешеходам на таких улицах создаются условия для комфортного и безопасного перемещения (зебры, лежачие полицейские и т.д.). Напротив, магистральные дороги предназначены для обеспечения быстрого передвижения транспорта. Поэтому максимальная скорость движения машин по местным дорогам обычно не превышает 50 км/ч, а на магистралях она гораздо выше (75-120 км/ч).

Сравните фактическую пропускную способность местной и магистральной сети в Москве на замечательной карте, выполненной Яндексом на основе своей статистики. Чем толще линия - тем больше транспортных средств проезжает.

Яндекс
Мы видим, что на местных улицах транспорта намного меньше. Они должны быть приспособлены прежде всего для людей.

В Москве, как и во всех других городах России, такое разделение дорожной сети практически отсутствует. Это приводит к тому, что максимальная скорость движения автомобилей на всех дорогах столицы ограничена 60 км/ч (исключения: МКАД, ТТК и некоторые участки вылетных магистралей). А ведь адекватный скоростной режим позволяет значительно сократить время в пути из одного места города в другое, повышает пропускную способность дороги (до определенных пределов, разумеется), снижает аварийность и смертность (понятные всем правила скорости выполняются водителями более охотно, чем хаотично установленные знаки).

Для упорядочивания скоростного режима в городе Probok.net предлагает установить новые правила игры. Повысить разрешенные скорости на МКАДе, ТТК, Садовом кольце и вылетных магистралях, одновременно с этим, необходимо понизить ее до 50 км/ч на местных улицах. 

Карта предлагаемых скоростей на дорогах Москвы:
moscow_highway_666_big
Ограничение в  50 км/ч показано на схеме пока только для центра, однако, в будущем его следует распространить далее, на остальные локальные улицы. Вопрос ограничения скорости - крайне деликатный и важным фактом является именно реальное соблюдение установленных ограничений, к чему водители привыкают не сразу.

Если с местной сетью более менее все понятно, то магистрали должны иметь определенный набор характеристик:

1. Должны наименьшим образом "разрезать" жилые районы города. К примеру, сейчас попасть с одной стороны Беговой ул. на другую (нынешнее ТТК) крайне затруднительно. Поэтому надо искать компромисс, который позволит в полной мере использовать городское пространство, но при этом не терять возможность перемещаться на большие расстояния.

2. Исходя из первого пункта, на магистралях не должно быть пересечений с пешеходами в одном уровне. Невозможно останавливать движение на 8 полосах дороги на 40 секунд перехода и чтобы при этом не возникало заторов, в которых кроме личного, стоит еще и общественный транспорт. Нужны внеуличные, прежде всего, подземные (как наиболее удобные) переходы. Напротив, на местной сети, особенно в центре, внеуличный переходы должны быть сведены к минимуму!

3. Количество светофоров должно быть также сведено к необходимому минимум, который позволит иметь дополнительные связи внутри района (для пересечения магистрали поперек), но не будет создавать новых заторов.

4. Общественный транспорт должен иметь обособленные полосы с удобными остановочными пунктами.

Собственно все эти задачи и решает реконструкция московских магистралей.

Сейчас стало модно говорить о том, что город для людей, а не для машин. Кто бы спорил. Но магистрали в столице - это необходимость передвижения огромного количества населения Москвы. С нашей плотной застройкой мы можем очень долго мечтать, чтобы у нас были небольшие улочки со светофорными переходами и лавочками, но жителям огромного мегаполиса нужно каждый день ездить на работу. При этом мы вынуждены использовать уже сложившуюся систему дорог, которая иногда, увы, проходит рядом с жилыми домами.
 
Что позволит дать дифференциация скоростного режима:
Во-первых, это четко установленные правила игры, которые водители будут принимать и исполнять.
Во-вторых, это позволит узаконить повышенные скорости на многих дорогах. Раньше вопроса узаконить их не возникало, так как практически не было контроля. Теперь же на каждом перекрестке установлены камеры, фиксирующие нарушения, и вопрос стоит остро, как никогда.

На примере увидим пользу:
Представим себе путь из моего любимого Бирюлево в центр, на Таганку .

Из моего маршрута в 20 км, 5 км - это местные улицы в Бирюлево и в центре (где я смогу двигаться со скоростью 50 км/ч), остальные 15 км - это магистрали (Варшавка, Проспект Андропова), где моя скорость будет в 80 км/ч.
При старой скорости движения 60 км/ч, я проеду 15 километров магистральных дорог за 15 минут, а при новой скорости 80 км/ч за 11. Выигрыш по времени на этом участке вроде бы 4 минуты (но это целых 26%)!

Естественно, снижение скорости до 50 км/ч на местных улицах (оставшиеся 5 км моего пути) приведет к увеличению времени в дороге с 5 до 6 минут.
То есть суммарный выигрыш будет 3 минуты (или 15%).

Многие скажут, что экономия времени незначительная, ибо 15% - это пустяк. Отнюдь! Представьте себе, что вам повысили зарплату на 15%, вроде пустяк, но это ваш пустяк. Вы его каждый день ощущаете. А если бы понизили зарплату на те же проценты? Вы бы и вовсе очень расстроились! 

А пробки?
Действительно, пробки на дорогах сильно меняют время в пути, иногда делая его не прогнозируемым. Но давайте посмотрим на любое шоссе. К примеру, в сторону центра оно "стоит" от силы 4-6 часов. Но ведь в сутках 24 часа! Нельзя же водителей лишать возможности ездить быстрее в остальные 18-20 часов! 

Теперь самое интересное.
Когда мы озвучили эти планы Максиму Ликсутову (зам. Мэра по транспорту), то получили дикий отпор от его подчиненных.  Смысл замечаний был один - скорость надо сделать на всех дорогах не более 60 км/ч. Да, и на Трешке, и на Варшавке, Звенигородке и др., разве что кроме МКАД. 

Я тогда немного обомлел. Как же так? А потом нам честно признались, что это корпоративные интересы. Меньше скорость - меньше ДТП, проще управлять движением, то есть на самом деле - просто меньше работы! Хороший способ избежать аварии - просто запретить движение. Но это не выход!

Нас попросили более подробно изложить мысли о скоростном режиме и обосновать, почему собственно наш подход должен быть воплощен. Поэтому я на примерах постарался донести и разобрать свои тезисы. Получилось? 

UPD: Скорость движения пешехода - 5 км/ч. По мнению ученых, для наибольшего комфорта и безопасности людей, скорость автомобилей в районе жилой застройки не должна более чем в 10 раз превосходить скорость движения пешехода, то есть быть в пределах 50 км в час.

Follow proboknet on Twitter

первая картинка страшная. с эстетической точки зрения. да и вторая не лучше.

вторую ща поправим. Первая очень точно отражает пропускную способность! вам, иногородним, не понять)

ога. 110-90. если вспомнить что за +20 у нас не штрафуют в принципе, на на след. диапазон всем массово покласть - то то мкаду будут летать под 150 - превед аварии на все ряды и полная жопа в результате


На МКАДе и так ограничение 100, так что разница небольшая.
А вот когда мне приходит штраф за езду 83 кмч на ТТК - это выглядит смешно. Да и на Живописном мосту ограничение 60 выглядит странновато

(Deleted comment)
Да, получилось. В целом согласен. Может быть, максимальная разрешенная скорость должна быть 100 - это и достаточно быстро, и безопаснее, учитывая реальность того же МКАДа. А вот за пределами Москвы, конечно, на всех нормальных трассах нужно разрешать минимум 110.

Много ли за пределами Москвы "нормальных трасс", на которых можно безопасно установить такой режим?

Не очень понятно только, почему 50, а не привычные 60 (как и 80 вместо 90). В остальном всё аргументировано и разумно.

средняя скорость движения пешехода - 5 км в час, ученые выяснили, что комфортная разница в скорости между пешеходом и транспортом - не более чем в 10 раз.
поэтому и вышли на цифру в 50 км/ч.

Да, Дмитровку полоса для ОТ совсем убьет, если даже сейчас такая низкая пропускная способность. Я, например, перестал пытаться по ней ездить в сторону МКАД от ТТК. Как можно вводить полосы для ОТ на таких разных по пропускной способности магистралях как Ленинградка и Дмтровка в одинаковом масштабе?

ну, когда мозга у чиновников нет, а есть указивка сверху - вот тогда такая хрень и получается

Вот теперь я начинаю понимать, почему до сих пор на Краснопресненском проспекте до сих пор не сделали 80!
Как обидно, что управленцы у нас такие дремучие.
PS Хорошая и грамотная идея, кстати, при правильной реализации снизит аварийность.

А Постановление Правительства Москвы № 483-ПП от 1 июля 1997 года разве отменили? Там и так уже прописаны разрешения на 80 км/ч по многим вылетным магистралям - Кутуза+Можайка+Рублёвка, Алтуфьевка, Ярославка и т.д.

Edited at 2013-01-11 07:33 am (UTC)

Каким пунктом разрешено?

Чинуши даже не удивили )))

На локальных улицах скорость надо снижать.
Сейчас ограничение 60км/ч, но все ездят 70-80.
Будет 50 - значит может будут ездить уже 60-70.
Хотя у нас никто не соблюдает особо скоростной режим, если нет камер и радаров.
И по локальным улицам у нас иногда под 100 носятся.
Я бы вообще на многих жилых улицах, где много переходов, выездов со дворов, остановок, + вечно перебегающие улицу пешеходы, ввел ограничение в 40 км/ч.

сейчас камер оч много стало даже в спальный улицах. Даже на ул.Борисовский пруды 3 или 4 камеры повесили. так что соблюдать будут.

От того что на МКАД повысить до 110 он быстрее не поедет в час пик. Как стоял так и будет стоять из-за развязок. Когда свободно тоже повышение ничем не скажется. Что эти 10км/ч лишние? Их и не заметишь. Есть другая проблема. Тупые грязнухи-ползухи лезут во все ряды и стопорят нормальное движение. Вот поскольку у нас культуры движения нет надо ограничение нижнего порога по полосам вводить. Левая - не ниже ста, вторая слева не нижен восьмидесяти например и т.д. И строже наказывать фуры, грузовики и просто тихоходы кто левее положенных им полос суётся.

Насчёт фур совершенно верно. Это как раз тот случай, когда нужны какие-то драконовские меры, чтобы неповадно было.

50 кч/ч > 3-я скорость МКПП и высокие обороты > повышенный СО > дети с врожденными болезнями > мы все умрём.

а на четвертой не судьба 50 катится?

Описана идеальная ситуация.
Не будет такого у нас лет 50 ближайших.
Потому как у нас у половины водителей менталитет в городе откручивать до сотни со старта, если есть возможность, и все равно какая дорога.
Должно поменяться что-то в сознании людей. А спид-камеру или идпс на каждом перекрестке не поставишь, чтобы все это контролировать. Кроме того, в ближ. время, насколько мне известно, в планах Пр-ва Москвы не значится ликвидация нерегулируемых пешеходных переходов на магистралях вроде Вернадского, Севастопольского и т.п. Все сведется в лучшем случае к "карманам" на остановках и на поворотах. Поэтому сделать на них +20 км/ч вообще будет убийством для пешеходов.

>Потому как у нас у половины водителей менталитет в городе откручивать до сотни со старта, если есть возможность, и все равно какая дорога.
Опыт Республики Беларусь показал, что "менталитет" водителей меняется за год-два

В целом разумно. Пара комментариев:
1) все это актуально, если действительно будут штрафовать за 10+ и не на 100р, а хотя бы на 300-500 (уже за 10+) и на >1000 за 20+.
2) есть опр участки на вылетных трассах, где дб ограничение 60, но, пожалуй, они должны быть исключением (пресловутые нерегулируемые пешеходные переходы через 6 полос и тп).

Ага - как на Ярославке - за последние 3-5 лет по-моему аж до Пушкино нашлепали знаков ограничение скорость 50 км. То сначала торговый центр на обочине сделают, то потом машины паркуют, то на другую сторону дороги бегать нужно - в итоге фед.трасса превратилась чуть ли не в придомовую дорогу. Интересно - есть хотя бы один нормативный акт - который описывает _научную методику_ оценки допустимой скорости для установки ограничений - в зависимости от кривизны траектории, ширины полос, дорожного покрытия, рельефа окружения ?

Пропускная способность дороги максимальна при скорости потока 50-60 км.ч. При большей скорости пропускная способность дороги уменьшается, т.к. водители начинают увеличивать дистанцию до впереди идущего авто. Так что эти меры никак не помогут в борьбе с заторами. Штрафов за превышение меньше будет, аварий с тяжелыми последствиями станет больше, это да.

это общие слова. Если уж бросаться цифрами - то нужно идти от 0,1 гипотезы Фишера. Т.е. оценивать вероятность как прямой гипотезы, так и обратной (водители "не увеличивают дистанцию) - обычно наши статистики предпочитаю про это забывать.
А лет через 5 будут уже машины с активным взаимодейтсвием - адаптивный круиз контроль, car-2-car и car-2-governance взамиодействием, обменивающимися между собой траспортной и маршрутной информацией. Тогда как ? тоже дистанция будет ?
При таком подходе - дай волю - и можно вновь вводить закон лондонского парламента - что перед каждой машиной должен идти человек-глашатай и предупреждать всех об опасности :-)

к сожалению, не очень получилось

а) нельзя менять скоростной режим, пока дороги остаются прежними - со светофорами, переходами, не отгороженными от тротуаров и с парковками.

б) ОТ останавливается на каждой остановке, поэтому пускать его по настоящим магистралям немного неправильно. Исключение - экспрессы.

в) доказан факт, что пропускная способность дороги является МАКСИМАЛЬНОЙ при скоростях 40-45 км/ч.

г) "Во-первых, это четко установленные правила игры, которые водители будут принимать и исполнять."
текущие камеры, насколько мне известно, и так настроены не менее 80 км/ч. предлагается их перенастроить на 100? )

д) 15% выигрыша во времени не будет, т.к. у вас неравномерная скорость. итоговая средняя не равна максимально разрешённой, а лишь нелинейно зависит от неё.

Re: к сожалению, не очень получилось


>в) доказан факт, что пропускная способность дороги является МАКСИМАЛЬНОЙ при скоростях 40-45 км/ч.

Кем и когда ? Ни в Сеуле, ни в Берлине, ни в Лондоне так не ездят. Возможно было решено какое-то оптимизационное уравнение при определенных граничных условиях - но все ли константы и предположения в нем на 2013 год остались актуальны ?