?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Эпоха маршруток подходит к концу!
proboknet
Маршрутки, которые спасли Москву от транспортного коллапса в конце девяностых-начале нулевых, уходят в прошлое. Пишу это без всякой иронии, ибо хорошо помню, как до их появления приходилось подолгу ждать автобус у метро, чтобы попасть к дому. Естественно, автобус всегда был переполнен! Уровень автомобилизации столицы тогда был еще не таким большим, как сейчас, поэтому, почти все ездили исключительно на общественном транспорте, а тогда он ходил особенно плохо. Вот маршрутки тогда и спасли ситуацию

Но жизнь не стоит на месте. Вчера многие СМИ разразились новостью, что власти Москвы хотят запретить все маршрутки. На самом деле, это уже давно не новость. Маршрутки, в существующем сейчас виде, никак не вписываются в транспортную концепцию города. И потому, они подлежат естественной ликвидации. 

marshrutka


Почему маршрутки, в существующем сейчас виде – это плохо?

1. В маршрутках не действуют проездные. Если человек, регулярно пользующийся ОТ в городе, имеет проездной, за проезд на маршрутке ему приходится всегда платить отдельно. Это неудобно, влечет увеличение расходов на транспорт, никакие скидки за большое число поездок не суммируются.

2. Маршрутки, в подавляющем своем количестве – маленькие и тесные. Расстояние между креслами всегда минимальное (чтобы впихнуть их побольше), с багажом или детской коляской сесть в маршрутку просто невозможно.

3. Отдельное удовольствие – система оплаты, когда весь салон сначала передает за проезд, а потом передает сдачу обратно.

4. Маршрутки ездят не по расписанию, а по наполняемости. На самом деле, это издевательство над пассажирами в чистом виде, которое они почему-то терпят и считают нормальным. Иногда можно 10-15 минут просидеть просто так в маршрутке, потому что она не заполнилась и не едет, за это время успевают пройти 2 автобуса.

5. Техническое состояние многих маршруток вызывает большие вопросы и опасения, а водители зачастую работают без всякого соблюдения трудового законодательства. 



6. Соблюдение ПДД водителями маршруток уже давно стало темой для анекдотов. Одновременно, причиной серьёзнейших ДТП с человеческими жертвами. По уровню безопасности маршрутка была и остается самым опасным видом общественного транспорта. 



7. Огромное количество средств остаются неучтенными перевозчиками.

8. Маршрутки нисколько не вкладываются в инфраструктуру (те же остановки или отстойные площадки), которой пользуются.

Существующие маршрутки с трудом играют положительную роль для достижения повышения привлекательности. К тому же, после 2 апреля, использование маршруток станет еще и не выгодным: ведь на них не будет действовать комплексный билет до 90 минут! Во что же трансформируются современные маршрутки? Да все очень просто, они выйдут на новый уровень и будут полностью интегрированы в систему городского общественного транспорта.

Сейчас в городе можно встретить ситуацию, когда есть маршрут Мосгортранса, который, при этом, полностью дублируется маршруткой. От этой концепции город уходит. Теперь будет новое правило: один маршрут – один перевозчик. Для того, чтобы этим перевозчиком стать, необходимо выиграть аукцион на маршрут, а чтобы на него попасть, нужно соответствовать всем требованиям. В качестве подвижного состава будут низкопольные автобусы большой вместимости, соответствующие Евро4 или Евро5 с кондиционерами. То есть, это будут полноценные городские автобусы, но принадлежащие не Мосгортрансу.

Выиграв аукцион, перевозчик будет обязан выполнять заранее предписанную транспортную работу в том количестве, который был прописан в контракте.  На этих автобусах будет также действовать вся новая система тарифного меню. Прибыль от оплаты проезда будет уходить городу. Город взамен будет платить перевозчику за каждый 1 км на маршруте. Для пассажиров не будет никакой разницы, обслуживается маршрут Мосгортрансом или частным перевозчиком. Качество сервиса будет одинаковым. 

Кстати, важное замечание, маршруты городского электротранспорта (троллейбусов и трамваев) ни на какие конкурсы выставляться, разумеется, не будут. Город останется единственным оператором электротранспорта. А вот многие маршруты, на которых сейчас работают только маршрутки, вполне могут обрести официальный статус и быть включенными в городскую сеть общественного транспорта.  

В Москве сейчас более 30 компаний-операторов маршрутных такси. Вероятнее всего, крупнейшие игроки рынка останутся те же.
Интересный вопрос, какой все-таки подвижной состав они выведут на маршруты? Поскольку завод Scania-Питер городские автобусы больше не производит, современные отечественные автобусы  крайне дороги (Мосгортранс закупает Лиаз-5292.21 по цене около 8-9 млн за одно транспортное средство), а зарубежные современные аналоги – еще дороже, можно ожидать несколько вариантов. 

Первое, что в Москву придет китайская техника. Она намного дешевле, а с точки зрения пассажира, различия незначительны. По такому пути, например, идет коммерческий ОАО «Третий Парк» в Санкт-Петербурге.


Здесь и далее фотографии fotobus.msk.ru

Кстати, есть на выставках и модели посовременнее.



Есть вариант, что коммерсанты будут пригонять поддержанные автобусы из Европы. В этом плане, положителен пример Перми, куда пригоняют из Европы поддержанные 7-10 летние машины, которые по уровню комфорта ничуть не хуже современных Лиазов.






Теперь с нетерпением ждем мая, когда должен будет стартовать пилотный проект по передаче в частные руки одного из городских автобусных маршрутов (№22), более чем вероятно, что после этого, в проект допуска коммерсантов на городские маршруты будут внесены какие-то изменения.

А маршрутки в существующем виде неизбежно уйдут в историю и останутся разве что в странах третьего мира.

Считаете ли вы, что с маршрутками в столице пора попрощаться?

Да
357(52.8%)
Нет
255(37.7%)
Я не из Москвы
64(9.5%)




Follow proboknet on Twitter

2 минуты назад опубликовал пост с разбором мифов о маршрутках. Забавно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
> Маршрутки, которые спасли Москву от транспортного коллапса в конце девяностых-начале нулевых

Не спасли, а поспособствовали.

(Deleted comment)
Цена нового билета на 1 поездку ОТ 50 р.
маршрутка 30 р....

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Вот у меня в районе интересная ситуация - к метро нормально едет автобус, а вот от метро им пользоваться невозможно, тк он едет по абсолютно идиотскому маршруту, раза в 3 увеличивая расстояние (и время). Большинство (все, кроме льготников по сути) пользуются маршрутками. Вопрос - что произойдет с этим маршрутом?

случаем не 715й?

(Deleted comment)

Коммунизм победил. Качество будет одинаковым

> Прибыль от оплаты проезда будет уходить городу. <...> Для пассажиров не будет никакой разницы, обслуживается маршрут Мосгортрансом или частным перевозчиком. Качество сервиса будет одинаковым.
----

Конкуренция, не влияющая на прибыли ее участников и не отражающаяся на качестве. Чудесное ноу-хау коммунистического Правительства Москвы.

(Deleted comment)
большинство пассажиров пользуются маршрутками из-за первых трех пунктов.
глупо ездить на автобусах, стоящих на всех остановках из-за очередей на вход. Стоишь дольше, чем едешь.
И давно уже маршрутки ездят не по заполнению, а по расписанию.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Не знаю, как в Москве - но в Омске маршрутки ходят до полуночи, в то время как автобусы и троллейбусы помирают сразу после девяти.
Так что на маршрутках рано ставить крест. по этому важному пункту альтернативы им нет ;/

оплата как в Москве через руки?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
По поводу единой оплаты - идея хорошая
(правда "билет на 90 минут" это какая то фигня, имхо)
по поводу того, чтобы заменить "ГАЗели" - идея хорошая (впрочем уже сейчас по многим маршрутам ходят комфортные "Мерсы" по моему на 20 или 25 человек)
а вот по поводу передачи городских маршрутов в частные руки - категорически не согласен. В конце 90-х ездил по стране, и видел, что творилось в Уфе и Ростове. Если начнут уже действующие маршруты отдавать частникам, там такое "кто в лес, кто по дрова начнется"... и по ценам и по парку автобусов и по интервалам движения...

А что будет с ценами, если с февраля будет действовать единый билет на все виды транспорта по единой цене?

>3. Отдельное удовольствие – система оплаты, когда весь салон сначала передает за проезд, а потом передает сдачу обратно

а у нас в Тюмени оплата за проезд в маршрутке - ПРИ ВЫХОДЕ
кажется это единственный город

В Твери на части маршрутов при входе, на части при выходе.

Я так понимаю, тут причина в п.7 - "Огромное количество средств остаются неучтенными перевозчиками". :)) И дальше можно уже не распинаться)).

Когда стоят эти беременные неповоротливые троллейбусы - как проехать по их маршруту? На каких оленях?

троллейбусы заменят на электробусы )

Особо цинично выглядит, когда маршрутка дублирует трамвайный маршрут и "наполняется", стоя на трамвайных путях конечной непосредственно перед трамваем. Ну, и маленькая деталь, когда маршрутная газель прёт по выделенному трамвайному полотну, и ГИБДД до этого нет никакого дела.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Кстати, встречный вопрос, а на каком тогда основании сейчас маршрутки пользуются полосами для ОТ, если они никакого отношения к Дептранспорта не имеют?

(Deleted comment)
А что будет с Мосгортрансовскими маршрутками, которые Fiat Ducato? Мне почему-то кажется, что не будут использоваться на всех маршрутах полноценные автобусы, а будут типа Ducato.

На маршрутах, где низкий пассажиропоток и нет смысла пускать большой автобус, они и останутся. Только станут принимать единый билет.

основное приемущество маршрутки - скорость движения.

От Выхино в Жулебино маршрутка идет 20 минут а автобус -50. До тех пор, пока в автобусах не отменят турникеты и не пересмотрят остановки - автобусами пользоваться будет невозможно.

Но, поскольку - дептранс мск - сборище скудоумных павианов - они, конечно же - все запретят.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А если просто ОТ отсутствует?
А если ОТ до метро довозит раза в три дольше, чем маршрутки из-за того, что по пути делает множество "крюков" по пути?
Что за бред?
Концепция такая - заставить автомобилистов пересесть на ОТ, заставить маршрутчиков отказаться от своего бизнеса в сторону ОТ. Т.е. в итоге организовать хороший транспортный бизнес.

Edited at 2013-01-29 10:39 am (UTC)

Такое ощущение, что комментаторы ничего не читают. Появятся новые маршруты. В частности, вы можете сами написать про него в Дептранс.

Edited at 2013-01-29 12:12 pm (UTC)

(Deleted comment)