?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Почему в Праге, в отличие от Москвы, почти нет пробок?
proboknet
Перед вами одна из центральных улиц Праги (ул. Вильсона). С некоторым допущением ее можно сравнить с Тверской улицей в Москве. Несмотря на рабочее время, на светофоре стоит не очень много машин. На той же Тверской, впрочем, как и на многих других улицах нашей столицы, мы можем наблюдать непрекращающийся поток машин практически в любое время суток.

01

На самом деле, в Праге бывают пробки. Однако все познается в сравнении. И если сравнить количество заторов в столице Чехии и в Москве, то можно сказать, что в Праге пробок практически нет.

02


В чем же причина? Может быть, в Праге просто мало машин? Отнюдь. Вот типичный спальный район в столице Чехии.

03

Практически все свободные места заняты припаркованными автомобилями. А теперь самое интересное: фотография сделана в рабочий день, а не в выходной! То есть жители уехали на работу, но почти все оставили автомобили у своих домов. Впрочем, в Москве даже в выходной день на парковке около дома гораздо пустынней, чем в рабочий в Праге.

04

В центре Праги машины, конечно, есть, однако, в отличие от Москвы, дорожная ситуация совсем не пробочная. А причина этого феномена заключается в том, что количество парковочных мест в городе сильно ограничено. А в центральной части Праги найти место для стоянки своего автомобиля вообще крайне затруднительно.

05
Все свободные места на парковках заняты.

Да, в центре Москвы припарковать машину в рабочий день тоже не тривиальная задача. Однако за небольшим исключением в нашей столице стоянка автомобилей бесплатна, а в центре Праги за парковку придется отдать 1.2-1.6 евро/час. Что самое интересное, несмотря на немалую стоимость стоянки, желающих оставить автомобиль настолько много, что приходится вводить ограничение по времени парковки.

06
Парковочный автомат и знак, предупреждающий об ограничении времени стоянки.

Но ведь правила можно нарушить и бросить свой автомобиль на тротуаре (как это повсеместно происходит в Москве). Не стоит думать, что все пражские автомобилисты сплошь законопослушные. Если места под легальную парковку нет, то водители легко позволяют себе перегородить чуть ли не весь тротуар. Их не останавливает ни угроза высокого штрафа, ни даже эвакуация.

07

08
Судя по тому, что такие картины носят единичный характер, дорожная полиция в Праге работает (в отличие от той же Москвы, где порядок могут навести только на Тверской, да и то не везде)

Очевидно, что тротуары созданы не для машин, а для пешеходов. Но и на дорогах Праги автомобилисты тоже не самые главные. Приоритет имеют… велосипедисты! Перед стоп-линией автомобилей имеется место для остановки велосипеда. То есть первыми, при загорании зеленого сигнала светофора, уезжают байки, а вовсе не машины. И не один водитель не считает себя "самым умным" и останавливаются перед своей стоп-линией, даже когда велосипедистов нет.

09a

Край проезжей части на многих дорогах вне центра города отдан для велополосы. У нас автомобилисты восприняли "в штыки" даже полосы для общественного транспорта, представляю себе, как они отнеслись бы к велополосам.

09

Посмотрите как устроена проезжая часть: место для стоянки автомобилей, велодорожка, и две полосы для автомобилистов.

10
Да - да, и в Европе не без уродов. Однако я привел эту фотографию вовсе не для того, чтобы сообщить о моральных качествах человека, оставившего свой автомобиль на велополосе. Это фото показывает небольшое количество парковочных мест даже за пределами центральной части города, ведь автомобилист не стал бы бросать свою машину на велополосе (рискуя получить штраф), если рядом было бы свободное место для стоянки.

Теперь давайте затронем одну из самых болезненных тем наших автомобилистов – цену на бензин. Перед вами фото ценника с местной заправки. Учтите, что стоимость топлива указана не в рублях, а чешских кронах (для пересчета в рубли сумму надо умножить на 1.6). Цена 95 бензина получается около 57 рублей за литр! Это почти вдвое дороже, чем в России (при том, что ВВП на душу населения в наших странах практически одинаков).

11

Итак, пражские автомобилисты находятся явно не в привилегированном положении: дорогой бензин, платная парковка в центре (если посчастливится вообще найти место для машины), и высокие штрафы за стоянку в неположенном месте.
Какая же альтернатива предлагается автомобилистам? Правильно, общественный транспорт. Подробно о нем рассказывать не буду. Отмечу лишь, что турникетов нет в нем нигде, даже в метро.

12

Перед вами вход в метро. Турникетов нет, но есть валидаторы. Кончено, можно пройти бесплатно. Однако штраф за безбилетный проезд (в метро регулярно ходят контролеры) сравним со стоимостью месячного проездного на все виды транспорта. Хотя бы один раз за месяц заяц попадется, поэтому проще купить единый, чем каждый раз нервничать.

Теперь самое интересное: стоимость проезда в общественном транспорте Праги. Для тех, кто еще не знает: со 2 апреля этого года в Москве вводятся новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Системы оплаты становятся очень похожи, давайте теперь сравним цены (пражские цены пересчитаны в рубли по курсу 1.6 рубля за чешскую крону).

tab

На общественном транспорте Праги отлично реализован принцип, чем больше ездишь, тем дешевле тебе обходится разовая поездка (в отличие от стоимости поездки на личном транспорте, ведь цена бензина с увеличением пробега автомобиля не понижается). Если билет на 90 минут стоит чуть дешевле литра бензина, то проездной на месяц обходится всего в 15.5 литра топлива. Для сравнения, стоимость разовой поездки в Москве в 1.5 раз дороже литра бензина, а стоимостью единого на месяц составляет аж 69 литров бензина (что в 4.5 раза больше чем в Праге!).

Подведем итог. В Москве принцип "больше ездишь на ОТ – меньше платишь", тоже работает, но не так ярко, как в Праге, ведь месячный проездной стоит в 2.5 раза дороже, чем в чешской столице. Я понимают, что Москва по площади в несколько раз больше Праги и поэтому проезд в общественном транспорте должен стоить больше. Но не в 2.5 раза же! Зато бензин у нас почти вдвое дешевле. А парковка в центре вообще пока остается бесплатной и оставить машину можно почти в любом месте, даже перегородив весь тротуар. В результате, автомобилем в Москве пользоваться гораздо дешевле, чем в той же Праге. Вот поэтому в нашей столице мы ежедневно наблюдаем пробки 8-9 балов, а чешская даже в час пик остается довольно свободной.

Ни в коем случае не призываю слепо копировать чужой опыт, но поразмышлять над ним стоит.
Например, в Праге велосипедисты попадаются, но крайне редко, хотя инфраструктура для них имеется в большом количестве. Это говорит о том, что любые изменения, в том числе и "у них", происходят очень медленно.

P.S. Не могу не привести в сравнение информационные плакаты о тарифах проезда в пражском и московском метро. Даже совершенно не владея чешским языком и зная всего несколько слов по-английски, вы за пару минут разберетесь во всех тарифах общественного транспорта Праги.

16
На фото только часть с тарифами, пояснения и дополнения не привожу. Плакат имеет размер А2 или больше.

Сравните с нашим, явно кустарно изготовленным, "информационным плакатом" формата А4. Даже приезжие из других регионов России не сразу разберутся что к чему. А уж про иностранцев и говорить не приходится.

17


Follow proboknet on Twitter

Очень показательное сравнение цен на ОТ. Переплачивая в два с половиной раза мы имеем на порядок худший сервис.

Edited at 2013-01-31 06:00 am (UTC)

И в чём его худьшесть? В Праге те же номерные вагоны метро и те же Татровские трамваи, что и в Москве. Да и дешевле там транспорт только местным жителям обойдётся - сравните цену на одну поездку.

Стыдно за Администрацию метро за такой дизайн информационного листа!

Позорищщще! И это в столице самого крупного в мире государства!

Если со схемой метро всё получится, можно будет и развить тему.

А еще в Праге хорошо ходит общественный транспорт, в т.ч. много трамваев, которые ездят чётко, по расписанию, минута в минуту. Это удобно - сел и поехал, куда надо.

Вот, автомобилисты говорят - прежде чем ограничивать парковку, сделайте так, что ОТ и Москве регулярно ходил, по расписанию. НЕВОЗМОЖНО выдерживать расписание, пока на дорогах такое количество автомобилей, и такие регулярные пробки. Последовательность может быть только такая - ограничил парковку и ввёл ВП -> стало меньше машин -> НОТ стал работать регулярно по расписанию. В обратном направлении схема не работает.

это правда. правда и в том, что у нас обычно ограничить могут, а ввести потом ОТ забудут.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Сейчас автомобилисты взвоют! :)))

да не взвоют. когда система удобная транспортная - ее с удовольствием будут пользоваться водители. на примере выделенных полос в Москве мы увидели, что внедрение хороших предложений наталкивается на суровость российских реалий

Иотересно, как ОТ в Праге вечером ходит?

конечно, не с такими интервалами, как днем, но есть специальные маршруты трамвая, которые ходят именно ночью! можно вообще не использовать автомобиль.
я не говорю про цивилизованное (относительно, конечно, ушлых чехов) такси

Листок приклеенный скотчем к стеклу, говорит о многом!

Отличный понятный пост. Единственно вопрос. Фото №6
"Парковочный автомат и знак, предупреждающий об ограничении времени стоянки". Насколько я знаю этот знак не ограничивает платную парковку. Он ограничивает бесплатную парковку на два часа при наличии в автомобиле специальных часов. Так вот остановившись на такой парковке, нужно положить эту штуку(часов) под стекло и выставить время на которое вы остановились. Полицейский проверяет не просрочили вы время.
c7406e4f30

Парковочный автомат выдаёт чек, на котором указано время оплаты. Этот чек водителя обязан положить на торпеде так, чтобы это время было видно.

>Посмотрите как устроена проезжая часть: место для стоянки автомобилей, велодорожка, и две полосы для автомобилистов.

Безопаснее когда порядок другой: тротуар, велодорожка, стоянка, полосы для автомобилистов.

А в Африке негров едят. И чего?

Реквестирую такой же пост, с сравнением цен на бензин, общественный транспорт и стоимость парковки в центре столиц таких государств как Венесуэла, Иран, Азербайджан. Казахстан, Мексика, Китай и т.д.

И обязательно с далеко идущими выводами.

Бгывгыгы, еще один с претензией "если в стране есть нефть - значит, мне всё должны дать бесплатно".

> Почему в Праге, в отличие от Москвы, почти нет пробок?

Москва - 11 977 988 человек
Прага - 1 241 273
(wiki)

А давайте сократим население Москвы и области раза в два (опыт есть) - пробок сразу станет меньше )

И это правильно. Кроме Губернатора Артамонова в Калужской области никто не занимается развитием своих областей.

Вы в метро сами давно спускались? Про пробки тамошние слышали? Нет?
А давайте туда еще людей натолкаем! Пусть они с платформ валятся доже не в час пик :-))

+1 Общественный транспорт надо развивать и прежде всего!

Может сначала не будем запрещать парковку, а общественным транспортом озаботимся. Очень понравилось фото на входе в МЕТРО. у нас такое количество пассажиров можно встретить на очень редких станциях ночью.
Если говорить о выделенных полосах ОТ, по тому, что я наблюдаю каждое утро на Севастопольском, то там они не работают. Ибо люди едут к МЕТРО по перпендикулярным улочкам. Поток транспорта по Севастопольскому небольшой и троллейбусы не загружены...

+1 по поводу Севастопольского проспекта!
Я сознательно игнорю эти гребаные полосы для ОТ. Катаюсь по ним, как и прежде:). Только перед камерами перестраиваюсь. И не я одна так делаю. Полно машин по ним едет каждый день!

Очень странно, википедия считает по другому
Из статьи Прага:
В настоящее время все большее значение приобретает автомобильный транспорт, включая личный легковой. Прага стала первым городом в Восточной Европе, превысившим уровень 500 автомобилей на 1000 человек населения. Это приводит к значительной нагрузке на дорожную и уличную сеть города и ведёт к длительным заторам и пробкам на основных коммуникациях. Положение предполагается исправить посредством полного запрета на въезд личного транспорта в исторический центр города, взиманием платы за въезд в центральные районы, дальнейшим развитием и повышением комфортности общественного транспорта с устройством доступных накопительных стоянок у важнейших транспортных узлов и станций метро, а также строительством внутригородского и внешнего транспортного кольца.

Сравним еще несколько цифр. Площадь Праги 496 кв. км (при этом площадь застройки 48,7 кв. км), а площадь Москвы 2511 кв. км. В Москве (агломерации) 11,9 млн. человек (15 млн. человек), в Правге 1,2 млн. человек. В Москве 3 млн. автомобилей, а в Праге 0,6 млн. автомобилей. Еще есть вопросы?

Вот именно что количество автомобилей на душу населения в Праге в 2 раза больше. А запрет на въезд в исторический центр основан на том, что старая Прага - сплошь средневековая историческая застройка. На некоторых улочках не то что два, один автомобиль то не всегда проедет.

Все-таки нельзя забывать, что Прага - город на порядок меньше, чем Москва.
Поэтому, к примеру, на трамвае, который идет со всеми остановками, можно за разумное время добраться до центра. Не говоря уже про метро.
Кстати, карта довольно-таки мелкомасштабная, на ней не только Прага, но и близлежащие города. На самом деле, практически весь центр справа от Влтавы - "желтый", а самый центр (Прага1) и мосты через Влтаву - "красные". Так что я бы сказала, что лозунг "в Праге нет пробок" - некоторое преувеличение.

Прага по площади всего в 2 раза меньше, чем Москва (не считая присоединенных в прошлом году территорий).

Александр, а по поводу билетов в метро. У вас в посте была табличка, где написано, что единый 60 поездок 1200 рублей, что подтверждается и другими СМИ. Сейчас в метро висят плакаты про единый билет, где написаны старые цены (1245 руб за 60 поездок). Это кто обманул? Дептранс? Или ошибка метрополитена?