Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Сферический трамвай в вакууме

Наверняка многие были в Европе и видели там местные трамваи. Как и большинству, мне они очень понравились. Вот как выглядит современный трамвай, например, в Германии.

01

03
Красота! В такой трамвай нельзя не влюбиться!

Естественно, очень хочется и у нас в Москве сделать трамвай таким же современным и удобным. Видимо поэтому Максимом Кацем maxkatz овладела идея опутать всю столицу трамвайными линиями. Не долго думая, Максим (или кто-то из его коллег по Городским проектам) изрисовал в графическом редакторе всю карту столицы красными линиями – будущими маршрутами рельсового транспорта. Более того, было высказано предположение, что при нормальном руководстве города, все эти планы можно воплотить буквально за 3-5 лет. Видимо, после этого все автомобилисты должны пересесть в трамвай, и проблема пробок, следовательно, навсегда уйдет в прошлое.


Схема трамвайных линий от Максима Каца.

Мне, как и многим, тоже нравятся современные, комфортные и скоростные трамваи. Поэтому считаю, что нынешнюю московскую систему необходимо срочно модернизировать и оснастить современным подвижным составом. Однако в гигантской Москве (с населением 12 млн. человек), в отличии от, например, Цюриха (400 тыс. человек), транспортную проблему одними трамваями не решить. И распространение трамвайной сети по всей столице не только не улучшит значительно транспортную ситуацию, но и потребует гигантских затрат. Ведь рисовать красивые картинки гораздо проще, чем потом все это реализовать на практике.


Но давайте обо всем по порядку.

Трамвай условно можно разделить на магистральный и местный. Первый обладает очень большой провозной способностью в 15-25 тыс. человек в час. Второй перевозит в несколько раз меньше, всего 7-8 тыс. человек в час. Это при благоприятных условиях, в реальности его провозная способность будет еще меньше, около 5 тыс., немногим больше чем у автобуса.

Какую же трамвайную сеть хочет создать в Москве Максим? Магистральную или местную? Правильный ответ: ни ту, ни другую. Это будет гибрид. По широким проспектам поедет скоростной трамвай, однако, как только он доберется до улиц поменьше, трамвай станет обычным. Соответственно и провозная способность всей этой системы будет минимальна, ведь она лимитируется именно узкими местами. Хочу напомнить, что московский метрополитен, одна линия которого перевозит до 80 тысяч человек в час, уже давно и сильно перегружен.

Кстати, метрополитен строился в Москве потому что трамвай уже физически не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Рекомендую всем очень интересный пост "Трамвайный коллапс в центре Москвы" vanchouzzz на эту тему.

Конечно, современный трамвай совсем не тот что был в 20-30 годы прошлого века. Современный рельсовый транспорт обладает потрясающей провозной способностью. Поэтому, во многих городах мира, действительно, для трамвая наступила эпоха ренессанса. Но это в идеальных условиях. Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть этот ренессанс в Московских реалиях.

Первое с чем мы сталкиваемся в российской столице – это катастрофическая нехватка места. За два лужковских десятилетия застроен каждый клочек земли. Дома, офисы и прочие сооружения стоят вплотную к дорогам. Где же в таких условиях прокладывать трамвайные пути? Правильно, только в одном месте – на проезжей части. Я бы хотел обсудить, как это будет выглядеть на практике. Для примера возьму два места: Ленинский проспект и Бирюлево (район где я знаю каждый закоулок). Максим, правда, просил не придираться к трассировке (мол, это детали и их можно уточнять, изменять и т.д.). Но я не согласен с такой позицией. Как известно, дьявол кроется в деталях. И сейчас я покажу, что эти детали меняют всю концепцию трамвая в Москве коренным образом.

Ленинский проспект

В данном случае нам повезло. У нас есть не просто картинка, а целый макет того, как представляет себе Максим будущий Ленинский проспект с трамваем.

vk
Фото макета с выставки Городских проектов Варламова и Каца.

Очень красивый макет, даже трамвайчик по рельсам ездит. Однако это тот самый сферический трамвай в вакууме. Никаких 15 тысяч человек в час он перевозить не сможет, так как светофоры просто физически не дадут это сделать. Если же отдавать приоритет проезда трамваям, то это убьет все остальное движение, включая пешеходное. Или люди должны перебегать пути, каждый раз рискуя попасть под колеса трамвая? Скажете, что сейчас такого не происходит. Ну, это пока трамвай не скоростной. Если же он будет ходить с большой скоростью, то нас ждут десятки жертв ежегодно. Почитайте о людях, задавленных электричками на переходах.  Впрочем, успокою будущих пешеходов, с большой скоростью трамвай ходить не будет. Частые остановки (через 300-400 метро) и светофоры просто не дадут этого сделать.

Есть и другой вариант подхода к трамваям - это сделать подземные переходы. В таком случае, пешеходы не будут рисковать жизнями. И трамвай сможет быстро ездить. Только вот другая беда получается. Скоростной трамвай будет также разрывать город на анклавы, как и вылетные или хордовые автомагистрали.

Бирюлево
Как я уже говорил, я в отличии от Максима, в этом районе каждый закоулок знаю и о-о-очень хорошо представляю себе, как пойдет трассировка трамвая по улицам. И, согласно представленной схеме, пройдет она следующим образом:

scheme
Рельсы идут по улице Подольских Курсантов, Харьковской улице, Булатниковскому проезду, пересекают МКАД и уходят в сторону г. Видное.

Недостаток такой трассировки заключается в том, что от многих домов до ближайшей трамвайной остановки придется идти около километра. Офигительная пешеходная доступность. Не многие готовы идти даже до станции метро такое расстояние, а уж до остановки наземного общественного транспорта, который отвезет к ближайшей станции метро, подавно. Может кто-то думает, что жители будут ездить на нем в центр? Ничего подобного. Трамвай – это наземный общественный транспорт и остановки не его маршруте частые, и пойдет он окольными путями, и пересадку (а может и не одну) с одного трамвая на другой придется делать. Короче, неудобно. Между прочим, сейчас можно доехать из Чертаново до Медведково, использую только трамвай. Но так никто не ездит, ибо очень долго и неудобно (быстрее и комфортнее доехать на метро).

Трассировку можно, конечно, изменить и пустить трамвай, например, по Медынской и Булатниковской улицам, но в таком случае трамвайные пути пройдут вдалеке от двух железнодорожных станций (никаких пересадочных узлов вообще не получится). Лишь опутав все бирюлевские улицы рельсами, можно добиться удобного доступа жителей к трамваю. То есть, по сути, трамвай должен полностью вытеснить собою все автобусы. И так по всей Москве. Иначе люди будут ездить на автобусе до трамвая, потом на нем до метро и только потом попадать в центр города. Полное безумие. И уже очень не дешевое.

Но это еще цветочки. Сейчас начнутся ягодки.
Проехав через все Бирюлево, трамвай пересекает МКАД и уходит в сторону г. Видное. Интересно, когда рисовали красивую схему, хоть кому-нибудь пришел в голову вопрос, как трамвай будет пересекать кольцевую автодорогу? А я скажу как: он должен проезжать через единственный прокол под МКАДом. Вот он:

t2
фото из Яндекс-панорам.

Глядя на красивую схему, представленную Максимом, хоть кто-нибудь задумался, сможет ли тут разместиться контактная сеть для трамвая? И как она будет уживаться с постоянным потоком автомобилей, в том числе и грузовиков? А если один из них зацепит контактную сеть или произойдет ДТП? Транспортный коллапс обеспечен.

Для того, чтобы избежать таких опасностей, нужно делать новый прокол под МКАДом или строить через него эстакаду. А это уже значительно удорожает проект трамвая.

Но и это еще полбеды.
Посмотрите на схему трамвая в районе Бирюлево. Рельсы проложены только в западной его части. И это не ошибка художника, который просто забыл нарисовать несколько лишних линий в восточной части (где, кстати, живет большая часть жителей). Тут имеется серьезная проблема. Называется она железная дорога. Чтобы пустить через нее трамвай, потребуется или строительство тоннеля длинной несколько сотен метров, или сооружение эстакады. И тот и другой вариант приведет к многократному удорожанию проекта.

Как видите, всего одни район, а для нормальной трамвайной системы требуется сооружение тоннелей или эстакад. И так по всей Москве. Именно поэтому, например, трамвай не сможет напрямую попасть из Красногорска в Строгино (рельсы делают крюки через Новорижское и Волоколамское шоссе). Прямая связка потребовала бы строительства эстакады через МКАД и моста через Москву-реку.

Как вы видите, в действительности вылезает множество проблем, которых на картинке никак не видно!

Есть и еще одна проблема. Это недостаточная провозная способность трамвая. Да, конечно, она гораздо больше, чем у автобуса, но гораздо меньше, чем требуется уже сейчас. Не говоря уже о перспективе на будущее.

Например, район Куркино и Новые Химки. Там живет более 100 тысяч человек. Очень многие ездят на работу в Москву. И почему-то почти все в одно и тоже время, создавая пассажиропоток в несколько десятков тысяч людей в час. И только метро сможет их всех перевезти. Трамвай сразу-же после строительства не будет справляться с перевозками. А что будет через несколько лет, когда население этих районов еще вырастет? Вот и я о том же.

Ситуацию может спасти только тяжелый рельсовый транспорт: метро и железная дорога (на обе эти темы я обещаю вам два больших поста). Да, метро стоит дороже трамвая (кстати, он тоже оказывается не дешев, если учесть все затраты), но обладает в несколько раз большей провозной способностью. Посмотрите, Сокольническая ветка строилась в 30-е годы прошлого века, но до сих пор справляется с нагрузками. Да, проблемы имеются, но представьте вместо нее трамвай! :-)

Подведем итог.
Просто положить трамвайные рельсы на всех дорогах Москвы – это не решение транспортных проблем столицы. Это лишь трамвай ради трамвая. Значит ли это, что ему не место в Москве? Конечно, нет! Как я уже писал выше, трамвайную сеть можно и нужно модернизировать. Например, ее нужно продлить от м. Университет по Ломоносовскому проспекту и дальше. Это же полный абсурд, когда трамвай не доезжает пары километров до места основного притяжения трафика - МГУ! Вот этот проект абсолютно реальный и заслуживает детального рассмотрения и обсуждения. И к нему отнесутся серьезно и в департаменте транспорта и в мэрии Москвы. Кстати, время его реализации как раз и будет 3-5 лет. А схема Максима так навсегда и останется лишь красивой картинкой, нарисованной в графическом редакторе.

UPD: Судя по комментариям, не все поняли, что я хотел сказать. Я не обсуждаю трассировку трамвайных линий. Я на конкретных примерах показываю сложности, с которыми придется столкнуться. Можно, конечно, восхищаться 300 километрами новых трамвайных линий в столице, не обращая внимания на проблемы.

Три (и даже 5 лет) – это нереальный срок для прокладки 300 км. новых путей. И дело не в бюрократии, а в сложности проектирования и строительства. К сожалению, реальные сроки для создания такой системы – это 10-15 лет, 3-5 – это демагогия. Если подходить к трамваю в Москве взвешенно, то выясняется, что стоимость его будет очень приличная. Никто точно не знает, во сколько обойдется современный скоростной трамвай в Москве (с учетом всех туннелей и эстакад), потому что его еще никто не строил.

Максим, ты обижаешься, но при этом, наотрез отказываешься обсуждать, где будут проходить все эти 300 км. новых линий. «случайном порядке взятые 400 километров линий, и разбросанные по карте города в случайном порядке с целью просто показать масштаб» - это и есть сферический трамвай в вакууме.

Еще раз. Я не обсуждаю точную трассировку. Я на примере одного района (Бирюлево) показал, что все не так безоблачно, как хотелось бы. Что уж говорить про всю Москву.


Follow proboknet on Twitter
Tags: Кац, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 351 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →