proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Про скорость в городах
proboknet
Современные Европейские и Американские города имеют обоснованную и эффективную скоростную градацию на дорогах. Нет ни одного города, где на всех без исключения дорогах была бы только одна предельно допустимая скорость.

Начнем с основного - 50 км/ч
В зонах плотной застройки, где дома приближены к дороге, переходы расположены в 100-150 метрах друг от друга - пешеход является главным участником дорожного движения, поэтому, в тех же европейских странах принято устанавливать верхний предел ограничения скорости в 50 км/ч.

Это происходит по ряду причин. Различные исследования выявили, что человек чувствует себя комфортно при разнице в скорости между собой и автомобилями не более чем в десять раз. В среднем пешеход ходит со скоростью 5 км/ч., следовательно, скорость машин на маленьких улицах не должна превышать 50 км/ч. В противном случае, человек старается избегать пересечения с автомобилем и меньше гулять по тротуарам, меньше сидеть в уличных кафе, и т.д.

Пятницкая улица - яркий пример, где разрешенная скорость должна быть не более 50 км/ч!
p
Спасибо Яндекс-панорамам

Но не все дороги в городе одинаковы! Где-то и 50 км/ч слишком много, а где-то слишком мало.

30 км/ч
В городах имеются жилые зоны, где детские и спортивные площадки, школы, расположены вплотную к дорогам, поэтому, к примеру, дети могут выбежать за выкатившимся мячиком, или велосипедист выскочить из-за угла. Обычно пешеходных переходов здесь не бывает, так как это просто бессмысленно: вся улица и есть один большой переход. Поэтому здесь особенно важно, чтобы скорость была очень медленной. На таких улицах (все в той же Европе) максимально применяются средства успокоения трафика.

Ограничение в 30 км/ч выбрано не случайно! Есть четкая зависимость между скоростью автомобиля и вероятностью гибели пешехода при ДТП. И эта зависимость начинает резко (!) расти при скорости выше 30 км/ч. Как вы видите, при скорости уже в 50 км/ч вероятность смерти пешехода более 80%!  А при скорости хотя бы в 60 км/ч (общее ограничение скорости в наших населенных пунктах) у человека почти нет шансов выжить (см.график).

22

1-м Монетчиковский переулок - яркий пример улицы, где нужно применять средства успокоения трафика.
mm
Спасибо Яндекс-панорамам

Причем городская дорога особенно чувствительна к транспорту, который движется даже с небольшим различием к средней скорости. Сразу растет вероятность ДТП. На загородных дорогах такая связь менее чувствительная. Поэтому важно в городе поддерживать спокойный и прогнозируемый скоростной режим.

gr

> 60 км/ч
Есть категории городских дорог, где предельно допустимая скорость может быть выше. Ведь, по-хорошему, она определяется не только нормативно установленным ограничением, а еще и техническими характеристиками дорог:количеством полос и их шириной, наличием разделительного барьера, отсутствием нерегулируемых пересечений (в том числе с пешеходами).

Поэтому на таких дорогах устанавливается более высокий предел разрешенной скорости, что позволяет быстрее и комфортнее осуществлять транспортные корреспонденции (перемещения).

br
Барселона, тут и далее спасибо Google-панорамам

mad
Мадрид, Вообще, эта автострада с разрешенными 110 км/ч. Кстати, самым непосредственным образом, «разрезающая» жилой район

lo
Лондон и его 50 миль в час, т.е. ровно 80 км/ч

pa
Париж, город влюбленных. Их кольцевая.

Капиталисты совсем не смущаются устанавливать адекватный скоростной режим на дорогах, которые проходят в городе. Одни мы стесняемся на самой современной московской магистрали ввести 80 км/ч.

za
Снова выручил родной Яндекс

В связи с новыми урбанистическими веяниями стало модно тыкать пальцем во всякие исследования и путать все на свете. Ну, есть же пределы применимости любой научной работы. Нельзя использовать данные на Звенигородке, изначально полученные на 4-х полосной дороге с нерегулируемыми переходами. Это просто непрофессионально.

Сразу отвечу на незаданные вопросы:
Звенигородка и Ленинградка частично проходят по жилому массиву (особенно последняя). Это правда, но от этого они не перестают быть городскими магистралями, где совершенно безопасно может ходить общественный транспорт (не путать с автомагистралями, там и другой скоростной режим, и другие технические требования).

Тут еще обычно вспоминают про вредные выбросы: чем быстрее, тем их больше. Стоит внимательней присмотреться к данным исследований:

e

Во-первых, показатели на 50 км/ч и 80 км/ч практически идентичны, если не считать, что при последнем режиме они порой даже ниже.
Во-вторых, при 30 км/ч выбросов даже больше, что не мешает устанавливать такую скорость в самых густонаселенных районах. Ведь всегда важен компромисс интересов, а не величина одного показателя. В малых улицах безопасность важнее.

Ну и мое любимое, пропускная способность:
Были проведены многие исследования путем изучения дорог, где датчики в постоянном режиме фиксировали фактическую пропускную способность, пик которой был достигнут при 50 км/ч (+/- 5 км). И это совершенно логично, если вспомнить, что при больших скоростях возрастает необходимость держать больший динамический габарит от других транспортных средств.

pop

Однако максимальная пропускная способность дороги к предельно допустимой скорости отношения имеет мало. Скорость потока определяется и диктуется, прежде всего, интенсивностью и плотностью, а не наоборот!

Обратите внимание, что когда едете по МКАДу, плотный поток может двигаться со скоростью не более 70-80 км/ч (при разрешенных 100), без видимых на то причин (ДТП, к примеру). Все потому, что на загруженной дороге быстро двигаться не комфортно, и поток транспорта без всяких императивных требований начинает снижать среднюю скорость, приводя ее ближе к значению максимальной пропускной способности. Происходит саморегуляция участников движения, примеров таких много и в других ситуациях. Поэтому, если на МКАДе повысить максимальную разрешенную скорость, днем быстрее общего потока вы не поедите. А вот в часы, когда интенсивность движения мала, гораздо быстрее и приятнее добраться до дома с адекватной скоростью.

Кстати, автомобили достаточно шумный транспорт, это правда, но разница в шумности при 50 км/ч и 80 км/ч всего.... нет, не в два раза, а лишь около 13%. Вы этого даже не почувствуете. Гораздо большее значение будет иметь количество единиц транспорта на дороге.

А вот еще факт, который мало кто вспоминает. Когда технические характеристики дороги рассчитываются на скорость 120 км/ч (как Звенигородка, к примеру) психологически не комфортно двигаться по ней со скоростью вдвое меньше. Это приводит к разрушению правосознательности граждан, так как входит в разрез со здравым смыслов. Это провоцирует нарушение ПДД! Не надо забывать, что на 16 (!) московских магистралях уже действует скоростной режим в 80 и 100 км/ч и это совершенно адекватно приветствуется участниками дорожного движения (список тут и тут).

В вопросах скорости нельзя подходить формально. Есть город с урбанистической точки зрения (жилые массивы, деловые центры), а есть с юридической (как границы населенного пункта). У нас Москва граничит с Калужской областью, это не значит, что на каком-нибудь 37 км Киевского шоссе (теперь столичной дороги) надо установить скорость в 50 км/ч. Кстати, ситуация с аварийностью в столице заметно радует, за год количество ДТП сократилось сразу на 20%! Связано это с успокоением трафика, вызванного работой системы автоматической фиксации нарушений.

Подведем итог. Нынешние 60 км/ч в населенных пунктах - это скорость ни для кого. Для пешеходов это почти стопроцентная гибель на маленьких улочках, а для водителей - это не комфортная езда по магистралям. Нужно взвешенно подходить к теме скоростного режима в населенных пунктах. Поэтому Probok.net выступает за разумное скоростное зонирование московской дорожной сети.

P.S. Напоминаю, что на сайте Департамента транспорта идет опрос общественного мнения по поводу скоростного режима на магистралях Москвы, стоит высказаться и вам.


Follow proboknet on Twitter

С мадридской картинкой конфуз - в подписи пишете про 110, а на фото хорошо виден знак 90 :)

Все равно не 60)))).

Прекрасный пост (куда ставить лайки?), печаль вызывает лишь то, что лишь предворяет предстоящее увеличение скорости на лениградке и звенигородке.

Т.е. даже после этого поста вы считаете, что на Звенигородке хоть каким-то образом оправдано ограничение ниже 80 км/ч?

Интересно, а как Мадридцы справляются с шумом огромной автострады под окнами?
Московские власти позаботились бы и расставили огромные грязные пластиковые заборы по краям трассы.

Судя по фото, достаточно зелёной полосы, ну и наверное хороших пластиковых окон в домах.

Карфаген должен быть разрушен Ленинградку в районе Войковской нужно реокнструировать ВЧЕРА. На тамошних мостах пробки практически круглые сутки. Сейчас строится новая Ленинградка, куда ее упрут? В стоячую Дмитровку или в стоячую Ленинградку?

Edited at 2013-03-14 08:32 am (UTC)

"В зонах плотной застройки, .... переходы расположены в 100-150 метрах друг от друга"
В Москве таких нет, так что можно не беспокоиться.

Вопрос не в тему по первой фотографии. Если парковка на этой улице разрешена, то почему крайние полосы размечены как для движения, а не как для парковки, а если запрещена, то почему там стоят машины и занимают две полосы движения?

это отставание техники организации дорожного движения. мы скоро догоним мировые стандарты.

Отличный пост!
наш ответ урбанистам-самоучкам

Бгыгыгы, а сами-то кто?

Про скорость пешехода аргумент смешной.... в среднем пешеход ходит со скоростью 3.4 км/ч, 5км/ч и более носятся только лоси (навроде меня). Теперь до 34км/ч ограничивать? Это бессмысленно. Там где можно ехать, - никто соблюдать не будет, там где все заставлено припаркованными авто - быстро и не получится. А еще учитывайте, что 50км/ч это 3-я передача и больше вредных выхлопов, нежели на на 60км/ч и 4й передаче. Лучше бы светофорами с кнопками и удобным расположением пешеходным переходов озаботились. И разобрались бы уже с парковкой на тротуарах рядом с торговыми центрами, у м. Калужская пройти, к метро, собственно, невозможно - всё заставлено поперек, - либо в сугроб, либо по проезжей части обходить. Жалобы и в управу Черемушки, и Собянину на сайт ни к чему не приводят.

У ТЦ "Щука", что на Щукинской, постоянно вижу припаркованные авто на тротуарах, хотя подземная парковка данного ТЦ позволяет бесплатно ставить машину первые 3 часа, а дальше по 50 рублей за час. Логика данных индивидуумов на тротуаре мне не понятна.

Хороший пост.
Тоже считаю, что скоростной режим должен быть разный на разный улицах. Мне вот по центру (кроме Садового), например, комфортнее ехать не более 50 км/ч наслаждаясь поездкой. На Ленинградке наоборот - хочется побыстрее проехать данный участок, так как такое безжизненное пространство не располагает к комфортному передвижению.
Про фото из Мадрида. В отличии от Ленинградки, где дома стоят вплотную к шоссе из 15 полос, в Мадриде существует достаточно большая разделительная зеленая зона между домами и дорогой, которая снижает шум, количество вредных веществ и вносит эстетический элемент в организацию дорожного движения данного участка.

"В связи с новыми урбанистическими веяниями стало модно тыкать пальцем во всякие исследования и путать все на свете."
+1000
Очень грамотный разбор, спасибо.

вроде обсуждали уже,нагатинский мост отличный пример как можно ограничивать скорость 60кмч)

трамплинами? сурово как-то слишком

1-м Монетчиковский переулок - яркий пример улицы,.... где нужно поставить вдоль дороги столбики, чтобы наглые автолюбители не перекрывали тротуар.

Александр! Очень хорошо что вы просвещаете людей. Но может быть уже настало время как-то экспертам всем вместе договорится и выдвинуть инициативу про 50(+5) км/ч на обычных городских улицах? Как считаете? Готово автосообщество на такую реформу?

Саш, предлагаю рассмотреть идею банера с "пешеходной разметкой"
http://clip2net.com/clip/m95533/1363257290-clip-264kb.jpg
для Москвы (где полно спешащих людей, нерегулируемых переходов и грязи) оч. актуально.

По пятницкой у нас целая программа, скоро опубликуем

А откуда график по пропускной способности?
Уж слишком завышены цифры.. даже на теоретическую не тянет.

Вообще теоретическая пропускная способность одной полосы 2800 единиц в час.

?

Log in

No account? Create an account