?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Платная парковка во дворах!
proboknet
Сегодня поговорим о дворах, точнее о том, во что мы их превратили, устроив в них парковку для своих автомобилей. Говоря мы, я имею ввиду и себя, и вас.  В Москве на 12 миллионов жителей приходится уже более 4 миллионов автомобилей. Возможно, лично у вас нет автомобиля, но, наверняка, он есть у вашего супруга или у ваших родителей. Так что автомобилисты – это не кто-то там, а так или иначе – это все мы.

Радуясь покупке новой машины, никто всерьез не задумывается о том, где же ее парковать. Очевидно же, что во дворе! Вот поэтому мы и имеем то, что имеем. Уверен, в вашем дворе, также как и в этих (обратите внимание и на задний план), вечером не остается ни одного свободного места.

02
По-моему, комментарии излишни… Тут есть все: парковка на тротуаре, и на газоне (поэтому наши улицы такие грязные ), и целиком превращенный в стоянку крайне правый ряд дороги. Парковка внутри двора выглядит так.

Такую картину мы наблюдаем из-за того, что парковка во дворе для владельцев всех этих автомобилей абсолютно ничего не стоит. Но давайте рассмотрим всю картину более подробно.


Практически идеальный (в смысле парковки) московский двор. Пишу это без иронии, ведь машины не залезают на газоны! Но, даже тут, дорожка, идущая вдоль дома, занята машинами. Чтобы выйдя из подъезда и попасть на детскую площадку, необходимо пройти сквозь ряд припаркованных автомобилей.

01

Но, как я уже сказал, это практически идеальная ситуация. Район старый, застроенный пятиэтажками, поэтому людей и машин тут немного. Гораздо интереснее смотреть на районы, застроенные домами в 25 этажей (еще раз полюбуйтесь на первое фото).

Теперь несколько слов о гаражах. Как вы понимаете, их гораздо меньше, чем машин. То есть по законам рынка мы должны наблюдать повышенный спрос на гаражи. Однако ничего подобного не происходит. Зачастую, машиноместа в многоэтажных паркингах (которые появились в последние годы) остаются невостребованными. Дело в том, что автовладелец, имеющий гараж, оказывается в более проигрышном положении, по сравнению теми, кто его не имеет.

Во-первых, гараж – это недвижимость, которая стоит приличных денег (часто даже больше, чем сама машина). Во-вторых, за ее содержание нужно нести дополнительные расходы: коммунальные платежи, охрана, налоги. В-третьих, чаще всего гаражи находятся в некотором отдалении от дома, поэтому, оставив там машину, еще приходится тратить время на дорогу до дома. Гораздо проще и удобнее оставлять автомобиль под окном своего дома. И, в-четвертых, самым обидным для владельца гаража является невозможность КРАТКОВРЕМЕННО припарковать машину около своего дома, ибо, все свободные места давно заняты автомобилистами-халявщиками. Когда я упомянул, что арендую машиноместо на платной парковке, то получил несколько язвительных комментариев на тему того, что я глупо поступаю: машину можно оставлять бесплатно во дворе.

Многие ли при таком раскладе, будут покупать гараж? Нет. В этом смысле очень показателен пример maxkatz. Многие его знают, как довольно состоятельного бизнесмена, который призывает навести порядок с парковкой в Москве (сделав ее платной). Однако в одном из последних его постов на эту тему, мы узнаем, что Максим почти всегда находит место для машины на расстоянии 50 метров от подъезда. То есть даже состоятельный человек, который еще и регулярно агитирует за наведение порядка в сфере парковки, продолжает бросать машину во дворе (надеюсь, хоть не на тротуаре, на газоне или детской площадке), а не пользоваться гаражом. Ибо, халява! Это ни в коем случае не наезд на Максима, так поступает большинство.

Как видите, простые призывы к порядку не действуют даже на тех, кто их произносит. Необходимо переходить к репрессивным мерам. Однако тотальный запрет на парковку во дворах соблюдаться не будет. И ничего поделать с миллионами автовладельцев (избирателей) никто не сможет. Но проблема нехватки мест для машин сама по себе не исчезнет. Надеюсь, что уже все понимают, что это проблема. Ведь места для стоянки машин хватает не всем. Начинается битва за парковочное пространство. Некоторые, «особо умные» граждане, присваивают несколько квадратных метров ОБЩЕЙ территории.

03

Баклашка с водой, привязанная веревочкой к ограде – это, конечно, смешно, но ведь порой доходит и до настоящих конфликтов, иногда с применением силы или порчи имущества.

Порой автовладельцам удается договориться и они вскладчину устанавливают шлагбаум.

04

Однако эта схема работает только в районах малоэтажной застройки и несквозных дворов. Когда же машин становится больше, они начинают занимать все прилегающее пространство.

Например, тротуары
05

06

или газоны
07

Посмотрите, пешеходная дорожка превращена в проезжую часть, а газон стал парковкой. Зимой еще полбеды, а весной он превращается в месиво, куда даже джипы будут бояться ставить.

08

Ну, собственно, вы уже можете оценить стоимость, которую мы платим за бесплатную парковку. Но это еще цветочки. Как я уже писал, в Москве зарегистрировано больше 4х миллионов автомобилей, уровень автомобилизации составляет где-то 330-350 автомобилей на 1000 жителей. А ведь в развитых странах (на которых мы хотим быть похожи) в 2-3 раза больше. Ежегодно столичный автопарк пополняется на 200-300 тысяч автомобилей. Это значит, что уже через 15 лет в Москве будет около 8 миллионов автомобилей. Если уже сейчас машину поставить негде, то, что будет всего через несколько лет?
Что же делать? Строить гаражи и стимулировать автомобилистов покупать в них машиноместа. Кстати, лучше строить подземные гаражи (тогда на земле остается место под детские или спортивные площадки, а не уродские многоэтажные паркинги.

20
Вершина архитектурной мысли

Однако как же заставить автомобилистов покупать дорогие гаражи, когда парковка остается халявной? Правильно, нужно вводить плату за стоянку машин во дворе. Платную стоянку на улицах сейчас обсуждать не будем. Подождем окончания эксперимента по внедрению пилотной зоны платной парковки в центре Москвы. Сейчас обсудим только ситуацию во дворах. Предвижу хор возмущенных граждан: это что же теперь и из магазина продукты бесплатно домом на своей машине не привезти и придется платить за парковку? Вы, конечно, извините, но уже сейчас к подъезду, зачастую, не то чтобы подъехать, даже подойти нельзя! Все заставлено автомобилями.

09

10

11
На последней фотографии уже не Москва, а область. Как видите, проблема характерна не только для столицы

Для инвалидов всегда можно выделить ОДНО-ДВА бесплатных места у подъезда (обычно больше и не надо). Они в этом действительно нуждаются.

Ну, это мечты, а в реальности дворы уже во всю обживают небольшие грузовики и микроавтобусы. И они не на пару часов приезжают (мебель привезти жильцам). Их ставят на несколько дней, а то и недель. Зачем оставлять газель где-то на платной стоянке, если можно бесплатно оставить ее во дворе. Даже на тротуаре…

14

Спасибо, что фуры во дворах не ставят. Хотя, мне кажется, это лишь потому, что они там не проедут. Иначе ставили бы.
Но и помимо грузовиков во дворах хватает машин. Причем некоторые из них годами стоят на одном месте! Почему нет? Бесплатно-же! Сколько лет эти машины стоят неподвижно?

22

Это уже не транспортные средства, а автохлам, который регулярно эвакуируют префектуры (кстати, Probok.net тоже участвует в этом, подготовлено уже 4 программы Автохлам-автохам). Однако к сожалению, иногда выясняется, что у этого металлолома находится хозяин, который не разделяет мнение префектуры о своем драндулете. И ведро с гайками остается стоять во дворе еще на несколько лет…

Впрочем, машина может быть и не автохламом, а просто редко используемой. Думаю, всем очевидно, какой из этих двух автомобилей всю зиму простоял на месте, а какой регулярно ездит.

13

Кажется несправедливым, что автохлам месяцами или годами занимает место во дворе, а ты на нормальной машине не можешь найти место для парковки. Но "ведро с гайками" и новенький автомобиль забирают одинаковое пространство под свою стоянку. И есть только один справедливый механизм распределения парковочного пространства – это ввод платы за него. На самом деле, это один из немногих инструментов регулирования неконтролируемого спроса на автомобили, те, кому автомобиль нужен раз в неделю, много раз подумают, стоит ли его заводить.

Еще раз, это нужно не городским властям, а нам самим. Ну, посмотрите на свой собственный двор!

Теперь наиважнейший момент: кто будет получать деньги за парковку во дворе. Это не должны быть никакие управы или префектуры. Этим должно заниматься исключительно Товарищество собственников жилья того дома, в котором организуется платная парковка (или управляющая компания после решения общего собрания). В таком случае деньги не будут уходить в далекие бюджеты, а оставаться у жителей дома. Собранные суммы можно будет пускать или на благоустройство тех же дворов, или на содержание и ремонт дома. Появятся, наконец, деньги на установку тех же столбиков, против машин на тротуарах и газонах. И для этого не надо будет годами упрашивать какого-нибудь чиновника.

Не будем сейчас углубляться в детали администрирования прав парковки. Это могут быть как месячные/годовые абонементы, так и разовые платежи за день или несколько часов. Необходимо также оставить место для бесплатной кратковременной (до часа) парковки у подъезда для подвоза тех же продуктов и т.д.. А вот взиманием штрафов и эвакуацией ТСЖ заниматься, естественно, не будет. Это право предоставляется властям города, а вовсе не ГИБДД.

Теперь посмотрим, насколько мне удалось убедить вас в необходимости введения платной парковки непосредственно в вашем дворе.  И самое интересное, сколько вы готовы за это заплатить. Я вижу три варианта:

Бесплатная парковка. Мы оставляем все как есть и наслаждаемся видом наших дворов, заставленных автомобилями.

Формальная плата. Например, 500-1000 рублей в месяц. Это совсем не много, меньше, чем одна заправка бака автомобиля. Но за год набегает приличная сумма, которая уберет автохлам от наших домов. Также это поможет собрать деньги на благоустройство именно вашего, а не чужого, двора.

Высокая (запретительная) плата. 3000-5000 рублей в месяц. За такие деньги уже можно арендовать машиноместо на охраняемом паркинге или в гараже. Многих это заставит купить гараж. В результате, дворы перестанут быть парковками, а станут удобным и красивым местом для проведения досуга.

Поддерживаете ли вы введение платы за парковку в своем дворе?

Нет. Хочу халявы.
200(26.6%)
Да. Но пусть стоимость будет небольшой.
301(40.1%)
Да. Пусть будет установлена серьезная плата.
250(33.3%)


UPD Хороший московский двор должен выглядеть как на картинке ниже (взято у moscovsky).




Follow proboknet on Twitter

  • 1
Спасибо, отличный пост!

Всё так и есть, редкий случай, но готов подписаться под каждой запятой.
Время халявы закончилось в 1991 году.
За удобство и комфорт в своём собственном дворе надо платить.
Хочешь квадратных метров перед подъездом лично для себя - одна цена. В 100 метрах - другая. И все вопросы - на решение собственников, чтобы было меньше шансов кивать на городские власти. Тут люди сами должны учиться договариваться, а тема - благодатная.

Халявщики же по сути - просто воры, которые бесплатно воруют у окружающих общую собственность.
И настаивают на своём праве пользоваться ей на исключительных основаниях.

Да, да , время халявы закончилось. Подскажите, воздух еще халявный, или я его уже бесплатно ворую?

Как только станет дефицитным - будете платить.

В 2010 году мне из-за границы присылали кислородные баллоны - потому что в Москве они вдруг закончились, были очень нужны двум людям в семье, а эвакуация заняла некоторое время.

Так что в вашей шутке только доля шутки :)

В загородном посёлке идея платной парковки выглядит так же глупо.
Зато никто не удивляется, что охраннику на КПП надо платить из собственного кармана, а не получать его бесплатно от МВД.

Кислород это все-таки не воздух. Тем более, его кто-то выработал, сделал баллон, сжал, в баллон закачал и т.д. Это товар. Также, как и охранник - хотите нанимайте, не хотите живите так. А вот когда за "живите так" вдруг оказывается надо платить, это уже начинается "бесплатно воруем". И в загородном поселке идея платной парковки выглядит точно также, как в городе. В загородном поселке кто-то должен ее содержать, иначе она будет завалена снегом и листьями, и перестанет быть парковкой. Как и в городе. Разница только в том, что в городе места мало, а значит есть возможность за что-нибудь пособирать денежки на волне ажиотажа.

Как только Вы вспомните, что земля тоже кому-то принадлежит (раз уж мы живём при капитализме) и она такой же товар - всё встанет на свои места.

Даже если весь двор в собственности жителей - у Вас есть законное право на некоторое число метров асфальта (помимо метров газона, площадок и тп). Если этих метров мало - то Вы либо соревнуетесь или воююте с соседями, либо вступаете в товарно-денежные отношения и арендуете недостающие. Рано или поздно мы придём к описанному Шумским варианту.

За городом Вы паркуете машину на собственной земле. Поэтому нет денежных отношений.
Если к Вам приехали гости и поставили машину на гостевой паркинг - возможно, что и заплатят за него.
Зависит от правил посёлка. В любом случае, Вы оплачиваете полностью или частично аренду этих метров в виде платы УК.

А, Вы про эту замануху, что члены ТСЖ владеют клочком земли под своим домом. Это совершенно неопределенный клочок земли, сделать с ним ничего нельзя, даже машину на него поставить, так что это тут не при чем. Товарищество конечно может договориться и сделать как считает нужным, но это опять же скорее всего приведет к взиманию платы за парковку - в той или иной формулировке. Если ее охраняют, как-то специально обслуживают, все в порядке. Но почему нужно платить за просто возможность поставить где-то машину? На том основании, что это чья-то земля? А если я по ней просто бесплатно пройду? Это можно? А если остановлюсь постоять? Чем в принципе отличается парковка автомобиля от сидения на лавочке с колясочкой? Только занимаемой площадью? Или там ребенок, а тут "повадились себе корыта покупать, трамвая им мало"? Извините, но дефицит ресурса не оправдывает назначения на него цены. Нужно просто толково организовывать пространство, так, чтобы на нем можно было жить, а не бороться за существование.

Этот совершенно неопределённый кусочек земли может быть разной площади.
Если дом маленький, а двор большой - это 20 условных квм и Вы спокойно ставите машину. И всем места хватает. Там достаточно и шлагбаума от соседних БЦ.
Если двор маленький, а дом больой - то это 2 условных квм, то этого хватает, чтобы спокойно погулять с коляской. А вот машины всех желающих уже не влезут.

Дело даже не в дефиците ресурса, а в решении проблемы землепользования в крупных городах, которая много в чём заключается. Парковка - лишь яркий штрих.
Дефицит ресурса лишь привлёк к этой проблеме внимание.

Это все понятно. Но большинство людей паркует автомобили не только в своем дворе, но и в других местах - в других дворах, у места работы, у магазинов и т.д. Всякий раз автомобиль оставляется на чьей-то земле, она стоит денег, так что платить, получается, все же надо. Ну раз у нас капитализм. Но ведь не только машина занимает место, сам человек тоже по ней ходит, топчет, сорит иногда даже. Так почему с парковки надо брать плату, а с человека нет?
Понимаете, у нас как всегда проблема в одной стороне, а решать мы ее пытаемся совсем с другой. Посмотрите, как все застроено, как организованы дороги, дворы. Что с ТСЖ, что без - это никакая не панацея. Далеко не в каждом ТСЖ можно договориться, обычно есть УК или какие-нибудь заинтересованные люди, которые проталкивают выгодные кому-то, но абсолютно неудобные жителям решения. А платить за все бездарные принятые кем-то решения опять предлагают самым бесправным - рядовым автовладельцам. Капитализм капитализмом, но соцгарантии какие-то должны быть.

Я б не называл автомобилистов "самыми бесправными" :)

Проблемы Москвы понятно, но они взаимосвязаны.
Точечная застройка высокой плотности - она ведь нашими деньгами оплачена. Каждый хочет жить в отдельной квартире в черте МКАДа. Застройщики и чиновники набили свои карманы тоже по требованиям трудящихся, а не наоборот.

Социальные решения тут состоят совсем в другом.
У нас в доме одинокие пенсионеры с согласия жителей освобождены от платы за консьержа и видеонаблюдение.
Думаю, что и с парковкой конкретному инвалиду или дедушке - тоже пойдут навстречу. Людьми надо оставаться.
Важно не плодить льгот, когда на новом джипе деда станет ездить внук, на машине инвалида - его жена.
Вряд ли будет много недовольных льготам именно колясочникам и именно дедам на старых шкодах.
Пусть жители сами их наделяют таким правом, а не город.

"Я б не называл автомобилистов "самыми бесправными"" - в данной пищевой цепочке (по сравнению с чиновниками, владельцами УК, девелоперами) самые незащищенные - рядовые автомобилисты. И кстати другие участники дорожного движения, проблема касается всех.

"Точечная застройка высокой плотности - она ведь нашими деньгами оплачена. Каждый хочет жить в отдельной квартире в черте МКАДа" - Ну так это как раз рынок работает, тот самый, за который тут многие ратуют, что он мол все урегулирует. Да как же! Никак не контролируемый рынок приводит как раз к тому, что мы наблюдаем.

"У нас в доме одинокие пенсионеры с согласия жителей освобождены от платы за консьержа..." - Думаю, обобщение тут неуместно. У Вас в доме все договорились, а вот у нас к созданию ТСЖ лезло откровенное ворье. Причем неумное - воровать начало собираемые деньги еще до создания ТСЖ. И жители все равно все радостно голосовали - кто почему. Пока не дошло до аварии, и все не кончилось. И таких историй по Москве видимо-невидимо.

А потом это снова вопрос парковки в своем дворе. Но вопрос имеет бОльшие масштабы - есть парковка у работы, у магазина, гостевая парковка. Принципиально есть два решения:
1)(что предлагает автор поста) ставим везде заборы по границам владений и взимаем плату за проезд (а по желанию проход, пролет, заглянуть внутрь)
2) (что предлагаю я) убрать заборы, организовать достаточное количество парковок на средства, взимаемые в качестве налогов.
Очевидные плюсы моего решения:
- нет дурацких заборов, из-за которых и сейчас нигде не пройти,
- нет двойной оплаты (налоги никуда не денутся и в первом случае, просто к ним добавится еще почасовая оплата за владение автомобилем),
- платные парковки с охраной и проч. вполне могут быть, но часть обязана оставаться бесплатной - для дедов на старых шкодах,
- жителям не нужно заниматься не своим делом - собираться, решать, что делать с парковками при доме, когда кто-то все равно останется недовольным, кто-то воспользуется не своими льготами,
- созданием парковок будут заниматься не жители, а архитекторы, которые могут все правильно рассчитать. Я ни разу не видела нормальной удобной парковки, организованной силами ТСЖ. Обычно в них не продумано ни как подъезжать службам, ни что делать в случае аварии, а часто просто неудобно пользоваться.

"(что предлагаю я) убрать заборы, организовать достаточное количество парковок на средства, взимаемые в качестве налогов"

Достаточное для кого?
Вот в посте есть последняя картинка с идеальным по размерам двором.
В большинстве московских районов площадь двора на один дом меньше.

Сколько там машинок помещается перед каждым подъездом?
20-30
А в подъезде 17 этажей, 58 квартир.
60-100 машин в лучшем случае.
+ автохлам, который жаль выкинуть.
Вот это и есть единственная причина картин, которые на улицах.

Чтобы разместить достаточно парковок нужна площадь, равная этому дому, положенному на бок.
Хотите ли Вы жить во дворе, где одна автостоянка.
Я нет, я готов платить за нормальные условия.

С чего Вы взяли, что последняя картинка в посте идеальная? Вы пробовали посчитать, сколько там машин нарисовано? Из около 70! А дом рядом явно этажей в 15-17. Зато есть фонтан. Ну какой же двор без фонтана?
Ну а если серьезно, то я не имела в виду парковки во дворах Есть пустыри, абсолютно никому не нужные ТЦ, газоны, имеющие вид грязевых источников. Последние уже начали осваивать под парковки, немного бездарно, но вполне успешно.
А потом вот это непонятно в Вашем высказывании:
"Чтобы разместить достаточно парковок нужна площадь, равная этому дому, положенному на бок. Хотите ли Вы жить во дворе, где одна автостоянка. Я нет, я готов платить за нормальные условия."
Что, оттого, что парковки станут платными, сразу место что ли появится для всего? Вроде бы не должно. Места освободятся за счет того, что люди, которым будет не но силам их оплачивать продадут машины и пересядут на ОТ. А Вы как, будете в их числе? Или Вы это предлагаете, потому что уверены, что сами сможете за парковку заплатить, и для Вас главное, чтобы Ваше авто дожидалось Вас там, где Вам удобно?

Чтобы улучшить картинку с парковкой я считаю приоритетным следующее:
1. Убрать грузовики и хлам (это по заявкам жителей делается)
2. Убрать малоподвижные машины (это должно стать невыгодным) - куча людей покупает новую машину, а старую продавать не торопится - если всё равно перед окном стоит
3. Стимулировать спрос на платные паркинги при сохранении существующих ёмкостей (в том числе нарушителей)
4. По мере создания платных паркингов - сокращение числа нарушений парковки, а затем и плавное сокращение парковочных мест в пользу общественных зон. Сначала первые три пункта и только потом - четвёртый.


Пункты 2 и 3 невозможно решить без платной парковки в рамках капитализма. Либо драконовских мер к автолюбителям, что куда большее зло. Ну или предлагайте.

Можно - в рамках социалистической плановой экономики, но там ограничивается предложение машин и чёткое планирование потребностей.

Совершенно непонятно, причем тут капитализм и социалистическая плановая экономика? Капитализм (примитивно) подразумевает наличие частной собственности и свободы предпринимательства. Это совершенно не исключает ни социальных гарантий со стороны государства, ни его обязанности регулировать подобные вопросы, оно на это налоги собирает.
С пунктом 1 у вас и спорить особо не нужно, все есть, только вот как сделать, чтобы работало? Пункты 2 и 3 прекрасно решаются - машина в отстое постепенно гниет, ее и так выгодно продать быстрее. Конечно бывает, во двор местные бомбилы свозят разбитые машины и устраивают для них отстой, латают их постепенно. Но и для этого все есть, только не работает. Платные паркинги будут привлекательными, когда в них будет понятно, за что именно берутся деньги. Не просто та же площадка, только теперь за деньги или расположенный в километре от дома бетонный куб со сквозняками, из которого машину могут запросто угнать, а какое-то обслуживание. Тогда да, есть смысл, есть инструменты. Но автор поста писал совсем не об этом.

для пропитания своего авто

да. воруешь бесплатно.

  • 1