?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Платная парковка во дворах!
proboknet
Сегодня поговорим о дворах, точнее о том, во что мы их превратили, устроив в них парковку для своих автомобилей. Говоря мы, я имею ввиду и себя, и вас.  В Москве на 12 миллионов жителей приходится уже более 4 миллионов автомобилей. Возможно, лично у вас нет автомобиля, но, наверняка, он есть у вашего супруга или у ваших родителей. Так что автомобилисты – это не кто-то там, а так или иначе – это все мы.

Радуясь покупке новой машины, никто всерьез не задумывается о том, где же ее парковать. Очевидно же, что во дворе! Вот поэтому мы и имеем то, что имеем. Уверен, в вашем дворе, также как и в этих (обратите внимание и на задний план), вечером не остается ни одного свободного места.

02
По-моему, комментарии излишни… Тут есть все: парковка на тротуаре, и на газоне (поэтому наши улицы такие грязные ), и целиком превращенный в стоянку крайне правый ряд дороги. Парковка внутри двора выглядит так.

Такую картину мы наблюдаем из-за того, что парковка во дворе для владельцев всех этих автомобилей абсолютно ничего не стоит. Но давайте рассмотрим всю картину более подробно.


Практически идеальный (в смысле парковки) московский двор. Пишу это без иронии, ведь машины не залезают на газоны! Но, даже тут, дорожка, идущая вдоль дома, занята машинами. Чтобы выйдя из подъезда и попасть на детскую площадку, необходимо пройти сквозь ряд припаркованных автомобилей.

01

Но, как я уже сказал, это практически идеальная ситуация. Район старый, застроенный пятиэтажками, поэтому людей и машин тут немного. Гораздо интереснее смотреть на районы, застроенные домами в 25 этажей (еще раз полюбуйтесь на первое фото).

Теперь несколько слов о гаражах. Как вы понимаете, их гораздо меньше, чем машин. То есть по законам рынка мы должны наблюдать повышенный спрос на гаражи. Однако ничего подобного не происходит. Зачастую, машиноместа в многоэтажных паркингах (которые появились в последние годы) остаются невостребованными. Дело в том, что автовладелец, имеющий гараж, оказывается в более проигрышном положении, по сравнению теми, кто его не имеет.

Во-первых, гараж – это недвижимость, которая стоит приличных денег (часто даже больше, чем сама машина). Во-вторых, за ее содержание нужно нести дополнительные расходы: коммунальные платежи, охрана, налоги. В-третьих, чаще всего гаражи находятся в некотором отдалении от дома, поэтому, оставив там машину, еще приходится тратить время на дорогу до дома. Гораздо проще и удобнее оставлять автомобиль под окном своего дома. И, в-четвертых, самым обидным для владельца гаража является невозможность КРАТКОВРЕМЕННО припарковать машину около своего дома, ибо, все свободные места давно заняты автомобилистами-халявщиками. Когда я упомянул, что арендую машиноместо на платной парковке, то получил несколько язвительных комментариев на тему того, что я глупо поступаю: машину можно оставлять бесплатно во дворе.

Многие ли при таком раскладе, будут покупать гараж? Нет. В этом смысле очень показателен пример maxkatz. Многие его знают, как довольно состоятельного бизнесмена, который призывает навести порядок с парковкой в Москве (сделав ее платной). Однако в одном из последних его постов на эту тему, мы узнаем, что Максим почти всегда находит место для машины на расстоянии 50 метров от подъезда. То есть даже состоятельный человек, который еще и регулярно агитирует за наведение порядка в сфере парковки, продолжает бросать машину во дворе (надеюсь, хоть не на тротуаре, на газоне или детской площадке), а не пользоваться гаражом. Ибо, халява! Это ни в коем случае не наезд на Максима, так поступает большинство.

Как видите, простые призывы к порядку не действуют даже на тех, кто их произносит. Необходимо переходить к репрессивным мерам. Однако тотальный запрет на парковку во дворах соблюдаться не будет. И ничего поделать с миллионами автовладельцев (избирателей) никто не сможет. Но проблема нехватки мест для машин сама по себе не исчезнет. Надеюсь, что уже все понимают, что это проблема. Ведь места для стоянки машин хватает не всем. Начинается битва за парковочное пространство. Некоторые, «особо умные» граждане, присваивают несколько квадратных метров ОБЩЕЙ территории.

03

Баклашка с водой, привязанная веревочкой к ограде – это, конечно, смешно, но ведь порой доходит и до настоящих конфликтов, иногда с применением силы или порчи имущества.

Порой автовладельцам удается договориться и они вскладчину устанавливают шлагбаум.

04

Однако эта схема работает только в районах малоэтажной застройки и несквозных дворов. Когда же машин становится больше, они начинают занимать все прилегающее пространство.

Например, тротуары
05

06

или газоны
07

Посмотрите, пешеходная дорожка превращена в проезжую часть, а газон стал парковкой. Зимой еще полбеды, а весной он превращается в месиво, куда даже джипы будут бояться ставить.

08

Ну, собственно, вы уже можете оценить стоимость, которую мы платим за бесплатную парковку. Но это еще цветочки. Как я уже писал, в Москве зарегистрировано больше 4х миллионов автомобилей, уровень автомобилизации составляет где-то 330-350 автомобилей на 1000 жителей. А ведь в развитых странах (на которых мы хотим быть похожи) в 2-3 раза больше. Ежегодно столичный автопарк пополняется на 200-300 тысяч автомобилей. Это значит, что уже через 15 лет в Москве будет около 8 миллионов автомобилей. Если уже сейчас машину поставить негде, то, что будет всего через несколько лет?
Что же делать? Строить гаражи и стимулировать автомобилистов покупать в них машиноместа. Кстати, лучше строить подземные гаражи (тогда на земле остается место под детские или спортивные площадки, а не уродские многоэтажные паркинги.

20
Вершина архитектурной мысли

Однако как же заставить автомобилистов покупать дорогие гаражи, когда парковка остается халявной? Правильно, нужно вводить плату за стоянку машин во дворе. Платную стоянку на улицах сейчас обсуждать не будем. Подождем окончания эксперимента по внедрению пилотной зоны платной парковки в центре Москвы. Сейчас обсудим только ситуацию во дворах. Предвижу хор возмущенных граждан: это что же теперь и из магазина продукты бесплатно домом на своей машине не привезти и придется платить за парковку? Вы, конечно, извините, но уже сейчас к подъезду, зачастую, не то чтобы подъехать, даже подойти нельзя! Все заставлено автомобилями.

09

10

11
На последней фотографии уже не Москва, а область. Как видите, проблема характерна не только для столицы

Для инвалидов всегда можно выделить ОДНО-ДВА бесплатных места у подъезда (обычно больше и не надо). Они в этом действительно нуждаются.

Ну, это мечты, а в реальности дворы уже во всю обживают небольшие грузовики и микроавтобусы. И они не на пару часов приезжают (мебель привезти жильцам). Их ставят на несколько дней, а то и недель. Зачем оставлять газель где-то на платной стоянке, если можно бесплатно оставить ее во дворе. Даже на тротуаре…

14

Спасибо, что фуры во дворах не ставят. Хотя, мне кажется, это лишь потому, что они там не проедут. Иначе ставили бы.
Но и помимо грузовиков во дворах хватает машин. Причем некоторые из них годами стоят на одном месте! Почему нет? Бесплатно-же! Сколько лет эти машины стоят неподвижно?

22

Это уже не транспортные средства, а автохлам, который регулярно эвакуируют префектуры (кстати, Probok.net тоже участвует в этом, подготовлено уже 4 программы Автохлам-автохам). Однако к сожалению, иногда выясняется, что у этого металлолома находится хозяин, который не разделяет мнение префектуры о своем драндулете. И ведро с гайками остается стоять во дворе еще на несколько лет…

Впрочем, машина может быть и не автохламом, а просто редко используемой. Думаю, всем очевидно, какой из этих двух автомобилей всю зиму простоял на месте, а какой регулярно ездит.

13

Кажется несправедливым, что автохлам месяцами или годами занимает место во дворе, а ты на нормальной машине не можешь найти место для парковки. Но "ведро с гайками" и новенький автомобиль забирают одинаковое пространство под свою стоянку. И есть только один справедливый механизм распределения парковочного пространства – это ввод платы за него. На самом деле, это один из немногих инструментов регулирования неконтролируемого спроса на автомобили, те, кому автомобиль нужен раз в неделю, много раз подумают, стоит ли его заводить.

Еще раз, это нужно не городским властям, а нам самим. Ну, посмотрите на свой собственный двор!

Теперь наиважнейший момент: кто будет получать деньги за парковку во дворе. Это не должны быть никакие управы или префектуры. Этим должно заниматься исключительно Товарищество собственников жилья того дома, в котором организуется платная парковка (или управляющая компания после решения общего собрания). В таком случае деньги не будут уходить в далекие бюджеты, а оставаться у жителей дома. Собранные суммы можно будет пускать или на благоустройство тех же дворов, или на содержание и ремонт дома. Появятся, наконец, деньги на установку тех же столбиков, против машин на тротуарах и газонах. И для этого не надо будет годами упрашивать какого-нибудь чиновника.

Не будем сейчас углубляться в детали администрирования прав парковки. Это могут быть как месячные/годовые абонементы, так и разовые платежи за день или несколько часов. Необходимо также оставить место для бесплатной кратковременной (до часа) парковки у подъезда для подвоза тех же продуктов и т.д.. А вот взиманием штрафов и эвакуацией ТСЖ заниматься, естественно, не будет. Это право предоставляется властям города, а вовсе не ГИБДД.

Теперь посмотрим, насколько мне удалось убедить вас в необходимости введения платной парковки непосредственно в вашем дворе.  И самое интересное, сколько вы готовы за это заплатить. Я вижу три варианта:

Бесплатная парковка. Мы оставляем все как есть и наслаждаемся видом наших дворов, заставленных автомобилями.

Формальная плата. Например, 500-1000 рублей в месяц. Это совсем не много, меньше, чем одна заправка бака автомобиля. Но за год набегает приличная сумма, которая уберет автохлам от наших домов. Также это поможет собрать деньги на благоустройство именно вашего, а не чужого, двора.

Высокая (запретительная) плата. 3000-5000 рублей в месяц. За такие деньги уже можно арендовать машиноместо на охраняемом паркинге или в гараже. Многих это заставит купить гараж. В результате, дворы перестанут быть парковками, а станут удобным и красивым местом для проведения досуга.

Поддерживаете ли вы введение платы за парковку в своем дворе?

Нет. Хочу халявы.
200(26.6%)
Да. Но пусть стоимость будет небольшой.
301(40.1%)
Да. Пусть будет установлена серьезная плата.
250(33.3%)


UPD Хороший московский двор должен выглядеть как на картинке ниже (взято у moscovsky).




Follow proboknet on Twitter

  • 1
Стоимость такого решения гигантская. И это получается использование общих средств в пользу более обеспеченных: у кого-то в семье машин ноль или одна, а у кого-то три или пять. Также это стимулирует использование автомобилей, а место на дорогах тоже ограничено. В итоге приходим к городу, заполненному парковками и магистралями и всё равно стоящему в пробках. Такой подход давно устарел.

Так она в любом случае гигантская, она никуда не денется, сколько стоит, столько стоит. Только можно попытаться все сделать на налоги, а можно к налогам собрать еще денег и сделать то же самое. В результате мы просто заплатим за устройство парковок два раза. Это конечно всегда актуальный подход, даже сомневаться не приходится.
Кстати о стимулах в использовании автомобилей. Никогда не приходилось торчать на остановках по часу в ожидании распрекрасного ОТ и смотреть, как невытерпевших пыток пассажиров развозят ни разу не легальные такси с ни разу не легальными водителями внутри? Они ведь тоже место на дорогах занимают. А какой стимул!
Вам не кажется, что мы пытаемся искать кошелек там, где светло, а не там, где потеряли?

Речь о стоимости для городского бюджета, конечно. То есть либо места покупают (арендуют) сами автовладельцы, либо это делают все во благо автовладельцев. Насчет двух раз я вашу мысль не понял.
Профессор Шуп в видео у Каца хорошо сказал: если вы купили автомобиль за 5000 долларов, значит ли это, что город должен построить подземную парковку за 50000 и предоставить её вам бесплатно?

Вторая ваша реплика приводит к мысли, что общественный транспорт далеко не идеален и развивать его конечно надо. Если вместо этого постараться пересадить всех на автомобили, как раз и получится, что потеряли в одном месте, а ищем в другом. Например, бабушка, которая машину не водит и купить не может, всё так же поедет на нелегальном такси. Только у нее уже вообще не будет шансов дождаться автобуса (ведь деньги город пустил не на развитие ОТ, а на подземные парковки).

Edited at 2013-03-21 12:02 pm (UTC)

"Насчет двух раз я вашу мысль не понял."
Очень просто. Городской бюджет наполняется из налогов и прочих разных отчислений. Поэтому за благоустройство парковок с автомобилистов (и дргуих, парковки нужны всем - не будет машин у подъезда, будет проще ходить) плату в виде налога взяли. То, что на устройство парковок деньги город тратит видно из того, что парковки появляются. Бесплатные. И довольно удобные. Деньги городу как раз для этого и нужны, - чтобы делать город удобным для жизни. И если проблема в том, что все заставлено машинами, надо тратить на решение этого вопроса. И стоимость машин, которые там ставятся тут не при чем. Джип за 3 млн. ничем в этом смысле не отличается от шестерки за 20 т.р. Оба занимают место, оба эксплуатируются (если не автохлам, конечно). Попытка привязать возможность парковаться удобно к цене автомобиля через два хода приводит к принципу "Москва - для богатых".
Ваше суждение об ОТ тоже не совсем понятно. В данном случае деньги вообще не надо вкладывать - автобусы есть, дороги есть, контролирующие организации есть, много. Проблема только в том, как автобусы выходят на рейс. Это не "далеко от совершенства". Это просто не работает - все делается так, чтобы наполнялся чей-то карман, не важно, что пассажиры переплачивают или ждут подолгу транспорт. Это как раз результат никак не регулируемого рынка, который Вы предлагаете еще и в области парковок организовать.

Главное понять цель: если ей является повышение пользования автомобилями для всех, кто может себе их позволить, то в это надо вкладывать деньги, например через бесплатные парковки. Возможно, лет через 30 подземными гаражами всех желающих обеспечат (весь бюджет Департамента строительства на развитие транспортной системы - около 260 млрд - примерно 300 тыс парковочных мест). Параллельно строим магистрали вторым уровнем, с развязками и т.п., чтобы эти автомобили могли передвигаться, а не только стоять. Можно сделать что-то типа Лос-Анджелеса, причем в процессе придется снести порядка половины зданий в центре (не в центре тоже, но меньше).

А если цель - сделать город в целом более удобным, и для тех, кто не хочет или не может ездить на автомобиле, и для тех, кто на нём ездит по необходимости, то предпочтительным вариантом передвижения может быть только ОТ, и его надо финансировать в первую очередь, пользование автомобилями при этом должно быть ограничено экономическими мерами. В городе это всё-таки роскошь, а не средство передвижения.

Регулирование ОТ через контракты с частными "маршруточными" компаниями собираются внедрять как раз. Уже есть понимание того, что тут чисто рыночные механизмы, да еще с серыми финансовыми схемами, точно не нужны.

  • 1