?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Про ширину полос
proboknet
Каждый, кто бывал в Европе, обращал внимание на то, какими милыми и дружелюбными, практически игрушечными, кажутся их дороги. Пешеход возле них чувствует себя хозяином, а не гостем, а перейти через дорогу не составляет никакого труда. Сравните две 4-полосные дороги: в Эйндховене и Москве:





Разница не только в качестве исполнения или деревьях. Основная причина, по которой их дороги выглядят дружелюбнее - это ширина полосы. У нас стандартом для городов считается 3,5 метра, у них - 3. В бывших странах социалистического лагеря, даже в Минске и Киеве на центральных улицах 3-метровые полосы. А Россия, как обычно, позади планеты всей. Почему так, если мыслить с точки зрения здравого смысла, а не ГОСТов и СНИПов?


Конкретного ответа на данный вопрос найти не удалось, но, вполне возможно, что широкие полосы являются следствием заточенности дорог в СССР под общественный транспорт и грузовые перевозки. В этом есть своя логика, т.к. легковой автомобиль проедет везде, где проедет грузовой. Но при этом не учитывается обратный эффект. Ширина полосы, комфортная для грузового автомобиля является слишком широкой для легкового. Что же значит - слишком широкая полоса?

Немного теории
Транспортные ученые давно обратили внимание на связь ширины полосы и скорости движения. В книге "Организация дорожного движения" Г.И. Клинковштейна и М.Б. Афанасьева приводится формула расчета оптимальной ширины полосы движения:

Ширина полосы = Расчетная Скорость*0,015 + ширина ТС + 0,3.

Согласно приведенной зависимости, скорость, с которой водитель средней квалификации длительно и уверенно может вести автомобиль, ориентировочно составляет: при управлении легковым автомобилем и ширине полосы 3 м около 65 км/ч, а при ширине полосы 3,5 м около 90 км/ч; при управлении автомобилем с габаритной шириной 2,5 м и ширине полосы 3,5 м около 50 км/ч.

Получается, что 3,5-метровые полосы в городе с преимущественно легковым движением (доля грузовых автомобилей в Москве не больше 10%, еще столько же автобусов-троллейбусов), разрешают ехать со скоростью 90 км/ч, что многие и делают на широких дорогах. Причем, часто это происходит непроизвольно, т.к. скорость не ощущается.

Обратите внимание на то, что данная формула позволяет рассчитать безопасный коридор для длительного и уверенного вождения. То есть, когда водитель условно не замечает машины на других полосах, они ему не мешают. В этом есть и плюс - водитель может спокойно ехать, следя за обстановкой впереди, не задумываясь о том, что происходит по краям. В этом же и минус. Бдительность снижается, водитель забывает, что едет по дороге полной опасностей и либо невольно ускоряется, либо его мозг переходит в автоматический режим с пониженным энергопотреблением. То есть, когда, вдруг, на дороге произойдет необычная ситуация на которую надо быстро реагировать, мозгу необходимо сначала выйти из автоматического режима и лишь потом начать реагировать, уж так мы устроены. Поэтому важно найти баланс между уверенным вождением и состоянием легкого напряжения, при котором водитель не будет скучать. Так что формула хорошая, но скорее для магистралей, нежели для городов, где внимания требуется в разы больше.

Есть и другой минус широких полос. На двух 3,5-метровых полосах может уместиться 3 автомобиля (средняя ширина автомобиля с зеркалами - 2,10 м). К чему это приводит, мы все знаем: протискивание между рядами на светофоре, опасные обгоны по полосе разметки. 3-метровые полосы эту проблему решают.

Московская практика
Иногда ширина полосы выбирается исключительно по ширине проезжей части. Досталась в наследство 16-метровая проезжая часть, на которой нужно сделать четыре полосы, т.к. до перекрестка их тоже четыре - ну и ничего, много не мало. Пусть будут три по 3,75, а правая - все, что останется после разметки. И все равно этим намекнули, что по этому участку можно ехать быстрее и спровоцировали хаотичное движение и парковку. Таких примеров в Москве масса, даже в пределах Садового кольца. Например, Цветной Бульвар. У него как раз всё, как я написал. Обратите внимание, какая при этом унизительная ширина тротуара, еще и с мачтами освещения.



Согласно нашим отечественным ГОСТам и зарубежной практике, ширина полосы должна выбираться по преимущественному транспорту. Это означает, что в пределах ТТК, куда въезд грузовым автомобилям запрещен и скорость ограничена 60 км/ч, ширина полосы должна быть 3 метра. Везде. Если где-то ширина не делится на 3, то там нужно не рисовать полосы пошире, а отдать оставшееся после разметки расстояние под парковку, поменять ее с параллельной на диагональную или вообще расширить тротуар. Исключение может быть лишь для полос общественного транспорта, трех метров всё-таки недостаточно для автобусов, учитывая нашу зиму. Скептики скажут, что в центре все равно иногда ездят и грузовики, и уборочные машины, и мусоровозы. Да, ездят, но вы не поверите, их 2,5 метра вписываются в 3-метровую полосу, так что им ничего не мешает. Да, им будет немного некомфортно, тем, кто едет рядом скорее всего тоже, но их такое мизерное количество в центре, а неудобство настолько малозаметное, что можно спокойно закрывать на это глаза. Что и делают в Европе, где в городе всегда 3 метра, вне зависимости от того, сколько передвигается грузовиков.

Кстати, про заграницу. В автомобилизированных США широкие полосы. У них там все меряется в футах, поэтому типичная ширина не, 3,5, а 3,6 м (12 футов). Однако в последнем руководстве по проектированию дорог ассоциации NACTO говорится о том, что сужение полос не приводит к повышению аварий. И для города, с ограничением скорости 65 км/ч (40 миль/ч), рекомендуются 3 метра для легковых автомобилей и 3,3 метра для грузовых автомобилей и автобусов. Другие зарубежные исследования (кому интересно - можете поискать в гугле по запросу Lane width research) также подтверждают, что изменение количества аварий после сужения или расширения полос находится в пределах статистической погрешности.

Сужаем полосы
Сужение полос является средством с огромным потенциалом для города. Некоторых реконструкций и расширений можно было бы избежать, если изменить ширину полосы.

Возьмем тот же Проспект Мира, на котором мы планируем вернуть трамвай. Прежде чем резать-убивать, давайте посмотрим, что с полосностью. Ого, 42 метра! При этом по 5 полос в каждую сторону.



Построим профиль улицы:



Опять полосы по 3,75 при разрешенной скорости 60 км/ч. В городе, да еще и напротив жилых домов полосы шире чем на МКАДе. Это нормально? Давайте посмотрим, что можно сделать. С учетом того, что по этому участку ездят и грузовые автомобили тоже, сделаем полосы по 3,25 м, а выделенки, на которых все равно нельзя парковаться - по 3,5 метра. Получится вот что:



То есть, всего лишь, изменив разметку и перенеся разделительный отбойник, мы смогли выгадать целых 7 метров, которых как раз достаточно для трамвая. При этом повышаем безопасность, т.к. полосы стали уже и надо быть более внимательными. Затраты на реализацию минимальные, можно обойтись локальными ремонтами, переходы двигать не надо. Ну не красота ли?

А сколько можно выделить места под парковки, под тротуары, там, где они очень нужны, под дополнительные полосы движения или накопительные полосы перед перекрестками? Возможно еще и временное сужение полос перед пешеходным переходами. Оно позволит установить полноценные островки безопасности, которых по какому-то недоразумению до сих пор нет в Москве. При этом, снижается скорость автомобиля, уменьшается дистанция и соответственно время перехода. То есть, на отдельных переходах, где светофор установлен только ради перехода, его можно будет убрать, т.к. людям нужно будет переходить две узкие полосы за раз, а не четыре широкие. В итоге, меньше ждут друг друга и пешеходы, и водители.

Не так давно на Алтуфьевском шоссе переразметили полосы, сделав вместо трех полос 3,5+3,5+5 четыре - 3+3+3+3,5. Таким образом, людям вернули полосу, отобранную под выделенку. Хочется пожать руку тому смелому гаишнику, кто не побоялся сделать это, учитывая что по трассе ездят фуры. Даже я бы вряд ли осмелился. С другой стороны, ездят по Берлину фуры по таким же 3-метровым полосам, почему бы у нас им не ездить? Специально опрашивал своих друзей, кто ездит по Алтуфьевке, все заметили что полос стало четыре, но никто не заметил, что полосы стали уже. Так что никакой катастрофы в сужении полос нет, если некоторые даже не замечают этого.

Выводы
Итак, какой же должна быть ширина полос в Москве? На мой взгляд расклад такой:
Внутри ТТК - 3 метра, в особо узких местах можно 2,75 (это даже наши ГОСТы допускают).
На магистралях с разрешенной скоростью 80 км/ч - 3,5.
На магистралях с разрешенной скоростью 60 км/ч - 3,25.
В жилых кварталах с наземными переходами 3-3,25.
Полосы для общественного транспорта - 3,5.

Я ни в коем случае не утверждаю, что надо бросаться перерисовывать полосы по всей Москве. Нет, просто надо относиться к сужению полос, как к эффективному средству получения полезной для города площади. И, если где-то можно перерисовать три полосы в четыре, расширить тротуар, добавить полосы для велосипедистов, это нужно без зазрения совести делать. 3 метра - это не страшно. Доказано Тверской улицей, на которой полосы по 3 метра уже больше 10 лет. А вы не знали? :)

P.S. Статья написана участником проекта Probok.net terrific_jams. Идеи, высказанные в данной публикации, могут не совпадать с мнением других участников проекта.


Follow proboknet on Twitter

Всё то ты знаешь :)

Хорошо написано, правильно. Ведь можно на ровном месте "расширить дорогу", "сделать парковку" или "расширить тротуар". Но одно резануло: "Таким образом, людям вернули полосу, отобранную под выделенку." Что значит "отобранную"? А пассажиры ОТ считаются людьми? Учитывая провозную способность разных видов транспорта, резоннее говорить что-то вроде "Таким образом, для НОТ появилась выделенная полоса, при этом для проезда автомобилей три полосы остались".

Не все ездят на БЧД. На легковушке даже стыки на третьем вполне ощущаются, не то что люки, ямы и ухабы.

Это убьет мотоциклетное движение. А жаль. По мне так скутеры и мотоциклы гораздо более реальный транспорт для Москвы, чем велосипед. Был в Риме, пробок нет, скутеров больше, чем автомобилей..

да не убьёт

в европе же не убило? а вот дебилов на 2 колёсах может станет и поменьше.
Кстати, для информации...за 2800 в крайнюю поездку по германии, меня всего 2 байка обогнало, едущих вместе. а ездил я на задроте 1.2 шкода фабиа в режиме экономии топлива. обгоняли 120-130. В основном все моты ходят не больше(те что попадались). в междурядье моты увидел только когда автобан встал в хлам. просто на месте стояли. моты пошли в междурядье. Очень аккуратно. около 20-30км/ч, никто под 60-80 не закладывал. У нас бы - шли бы 200+ в том же междурядье лавируя между машин пока автобан ехал, и на 60+ когда встал. медленнее эффект гироскопа видимо не так выражен - падают =)))))

Edited at 2013-05-22 03:33 pm (UTC)

Полосы для общественного транспорта ужасно нарисованы. На них помещается автобус и легковушка. Надо что-то менять

вот с этим и нужно боротся

с несуществованием велодорожек

Нормой? отнюдь. но люди которые видели как оно бывают - меньше ноют что дороги у нас говно. да они говно. в сравнении с европейскими. и они шикарны в сравнении со среднероссийскими. и я безусловно хочу дороги как в германии...думаю ям там нету, т.к. в случае оных люди с кактусом найдутся. но будьте реалистом - у нас намного больше проблем, нежели чем дураки и дороги. дороги вооооообще на сотом месте в том клубке проблем что нам мешает в итоге иметь нормальные дороги)

вот я и говорю, что говно считается нормой. потому что позиция : а за углом говнявее - позиция как раз в говно. и этим пользуются чиновники : ах, посмотрите, какое говнецо там за углом, и по сравнению с ним наше говнецо не экскримент, а конфетка!
ок, ваше право верить, что говно - это конфетка.

а решение проблем начинается с малого. в прошлом году ввели штрафы за непропуск пешеходов. да, те, кто считал пешеходов чем-то ниже плинтуса, продолжают не пропускать. но кто-то стал чуточку вежливее. пусть немного ,но уже прогресс.

вы в городе едете 60?

или бывает больше 80? формально стрелки присылают за 80+. и кому-то приходило 5 штрафов за неделю. а мне и многим - не приходит ни одного за год. неотвратимости нету. поэтому и нарушают массово.

Re: вы в городе едете 60?

Если пробка отсутствует, то обычно еду не быстрее 69. Совершенно недавно пришёл штраф (второй за 3,5 года, первый в городе) с нового арбата с 91 км/ч. Оспаривать не стал, но был очень сильно удивлён. Неотвратимость есть.
Опять же - совершенно необоснованное и невыгодное превышение даже на трассе (по киевке проводил эксперимент на примерно 110 км расстояния - разница по времени между 120+ и 90-100 (круиз-контроль) составляет не больше 8 минут. Расход топлива при этом повыше+вероятность штрафа.

вот что в стране не нужны, так это дураки)

а не велодорожки. а велосезон у многих с апреля по сентябрь-октябрь(6-7 мес). а кто-то ездит круглогодично. и таких было бы больше, если бы условия ездить зимой были бы лучше.
Даже в отсталой азии правда по другим причинам пронюхали плюсы от лисапеда в городе. а уж европа так вовсю тащится. если всех европейцев убрать с велосипедов, как у нас - и у них пробки будут огого в городах.

Re: вот что в стране не нужны, так это дураки)

я правильно понимаю, что вы из тех кто приезжает на работу грязный как свинья и воняет потом, садится работать в коллективе, кладя болт на коллег?
я правильно понимаю что на дачу за 100 км от места жительства вы едете с холодильником, тещщей и рассадой на велосипеде?
я правильно понимаю, что жены и детей у вас нет?
я правильно понимаю, что вы студент и закупаете упаковку доширака в неделю, чтобы увезти на велосипеде?
я правильно понимаю, что вы не ездите по мкад-ттк и прочим вылетным магистралям, поворачиваете только направо и удлинняете маршруты в несколько раз на велосипеде?

++ там левая полоса образцовая

Re: Согласен практически со всем, но...

--Ну просто посмотри пару сотен дорог в Москве и убедишься, что 3,5 метра почти везде. 3,75 даже на МКАДе не делают. Только вот по недоразумению, на отдельных улицах, когда ширина слишком большая. По Европе также посмотри любой город в спутниковом режиме и померяй линейкой ширину.
По Москве:
- На МКАД 4 полосы по 3,75 и левая - 3,5 м. Можешь убедиться:
http://maps.yandex.ru/-/CVVr4D1h , померил 4 левые полосы (дальше разметка стерта), вышло 14,7=3,75 м х 3 + 3,5 м.
- На Каширке: 3 полосы, 11 метров http://maps.yandex.ru/-/CVVr4T1~ , это 3,67 примерно.
Насколько помню, там тоже левая чуть уже правых.
- Тобой же приведенный пример - Крестовский (3,75).
- На ул. Москворечье (2+2 в основном) по-разному - есть участки с полосами 3,5, есть 3,75. На сотнях улиц ширина полос 3,75.
- Кстати, на сотнях улиц у нас ширина полос 4,5-5,5 метров. Например, Кантемировская. 2 полосы по 5,5 м! Что делать с ней - тема отдельного обсуждения. Я бы расширил на 1 метр и сделал честные 2+2 полосы по 3 метра с запретом парковки (на ней все равно почти никто не паркуется, кроме фур).

Еще раз - это деталь. Я не отрицаю, что ряд улиц имеют полосы по 3,5 м. Но утверждать, что так по умолчанию везде, нельзя. Да, как и написано - практика у нас хаотична. И не только по отношению к ширине правой полосы (от 3,5 до 5-6 метров), но и по отношению к остальным!

-- Внутри ТТК магистралей нет, есть широкие улицы, по которым передвигаются только легковые автомобили со скоростью 60 км/ч. Не вижу причин там делать шире.
Раз уж ты предлагаешь "В жилых кварталах с наземными переходами 3-3,25." - ИМХО, нет никакой причину делать Ленинский, Звенигородское, Б. Каменщики, Волгоградку принудительно 3 метра. Я бы сформулировал также - 3-3,25. А 3 или 3,25 - зависит от геометрии п/ч и условий безопасности.

Re: Согласен практически со всем, но...

Ну ты задался задачей найти полосы по 3,75 и их нашел :) На МКАДе скорее всего две крайние полосы по 3,5, остальные по 3,75 для грузовиков. Там это нормально. Вообще скорее ряд улиц а-ля магистрали имеют полосы по 3,75 и их все-таки меньшинство, а в основном все-таки 3,5.

Тут важно то, что если ширина позволяет - делают по 3,75. Если стеснения есть - 3,5. Но меньше делают очень редко, как будто боятся, хотя и Тверская, и Новый Арбат и еще несколько улиц в центре имеют такие ширины. Эту ситуацию и надо надломить.

По поводу 4,5-5,5 метров - они и сделаны как раз для парковки. Автобус+припаркованная легковушка = 4,5 метра как раз. По поводу них тоже думал, но пока решил оставить как есть. Всё-таки это решение мудрое с точки зрения соотношения ширины к эффективности. По 5-метровой дороге могут две машины или даже автобус+машина проехать, а если делать две 3-метровые полосы, то уже на полтора метра надо расширять. А если автобусы ходят, то им нужно уже 3,5 метра. Получается на 2 метра с каждой стороны надо расширить. Не всегда есть такая возможность и главное, какой толк от этого? Ехать будут так же в два ряда, просто будет посвободнее.

В жилых кварталах у нас и грузовики могут передвигаться, там может понадобиться 3,25. В пределах ТТК грузовиков условно нет, поэтому и предлагаю 3. В любом случае если сужение полос до трех метров не даст ничего особо полезного, то можно и 3,25 оставить, фанатизма никакого в трех метрах нет, главное чтобы польза была от сужения и не боялись на той же Звенигородке, если понадобится, сделать из четырех широких полос пять по 3 метра.

Здравая идея.

Отличный разбор. Надеюсь ребята из "Городских проектов" тоже прочитают эту статью.

Вам важно мнение дилетантов, самозванцев и лузеров?

Может лучше сначала подумать о скоростном режиме, а из него определять ширину полос, а не наоборот.
Почему в Европе на любом приличном прямом участке (я не говорю про магистрали) даже локально увеличивают скоростной режим, а у нас практически весь город 60.
Взять тот-же Проспект Мира, кто реально по нему 60 едет? Определите реальную скорость и установите скоростной режим, и ширину полос, исходя из него.
В Европе на перекрестках число полос увеличивается, у нас, как правило, остается тем-же, надо подходить к ширине полосы избирательно.


Я ездил по Германии и не заметил ничего подобного.
На локальных участках скоростной режим не увеличивают. В большом или малом городе можно встретить знаки ограничения скорости. Ну, на городских эсткаадах-автобанах, конечно, скоростной режим может отличаться - но всё равно ниже, чем на том же автобане за пределами городской черты.

Должна меняться ширина полосы. Обычно в Европе однополосное движение перед перекрестком имеет ограничение скорости, расширение до трех полос

На некоторых дорогах, помимо описанного в посте, есть еще и неестественно широкая правая полоса, в которой при желании могут поместиться два автомобиля, что не прибавляет безопасности движению.
Например, на Кутузовском в районе Парка Победы.