Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Про ширину полос

Каждый, кто бывал в Европе, обращал внимание на то, какими милыми и дружелюбными, практически игрушечными, кажутся их дороги. Пешеход возле них чувствует себя хозяином, а не гостем, а перейти через дорогу не составляет никакого труда. Сравните две 4-полосные дороги: в Эйндховене и Москве:





Разница не только в качестве исполнения или деревьях. Основная причина, по которой их дороги выглядят дружелюбнее - это ширина полосы. У нас стандартом для городов считается 3,5 метра, у них - 3. В бывших странах социалистического лагеря, даже в Минске и Киеве на центральных улицах 3-метровые полосы. А Россия, как обычно, позади планеты всей. Почему так, если мыслить с точки зрения здравого смысла, а не ГОСТов и СНИПов?


Конкретного ответа на данный вопрос найти не удалось, но, вполне возможно, что широкие полосы являются следствием заточенности дорог в СССР под общественный транспорт и грузовые перевозки. В этом есть своя логика, т.к. легковой автомобиль проедет везде, где проедет грузовой. Но при этом не учитывается обратный эффект. Ширина полосы, комфортная для грузового автомобиля является слишком широкой для легкового. Что же значит - слишком широкая полоса?

Немного теории
Транспортные ученые давно обратили внимание на связь ширины полосы и скорости движения. В книге "Организация дорожного движения" Г.И. Клинковштейна и М.Б. Афанасьева приводится формула расчета оптимальной ширины полосы движения:

Ширина полосы = Расчетная Скорость*0,015 + ширина ТС + 0,3.

Согласно приведенной зависимости, скорость, с которой водитель средней квалификации длительно и уверенно может вести автомобиль, ориентировочно составляет: при управлении легковым автомобилем и ширине полосы 3 м около 65 км/ч, а при ширине полосы 3,5 м около 90 км/ч; при управлении автомобилем с габаритной шириной 2,5 м и ширине полосы 3,5 м около 50 км/ч.

Получается, что 3,5-метровые полосы в городе с преимущественно легковым движением (доля грузовых автомобилей в Москве не больше 10%, еще столько же автобусов-троллейбусов), разрешают ехать со скоростью 90 км/ч, что многие и делают на широких дорогах. Причем, часто это происходит непроизвольно, т.к. скорость не ощущается.

Обратите внимание на то, что данная формула позволяет рассчитать безопасный коридор для длительного и уверенного вождения. То есть, когда водитель условно не замечает машины на других полосах, они ему не мешают. В этом есть и плюс - водитель может спокойно ехать, следя за обстановкой впереди, не задумываясь о том, что происходит по краям. В этом же и минус. Бдительность снижается, водитель забывает, что едет по дороге полной опасностей и либо невольно ускоряется, либо его мозг переходит в автоматический режим с пониженным энергопотреблением. То есть, когда, вдруг, на дороге произойдет необычная ситуация на которую надо быстро реагировать, мозгу необходимо сначала выйти из автоматического режима и лишь потом начать реагировать, уж так мы устроены. Поэтому важно найти баланс между уверенным вождением и состоянием легкого напряжения, при котором водитель не будет скучать. Так что формула хорошая, но скорее для магистралей, нежели для городов, где внимания требуется в разы больше.

Есть и другой минус широких полос. На двух 3,5-метровых полосах может уместиться 3 автомобиля (средняя ширина автомобиля с зеркалами - 2,10 м). К чему это приводит, мы все знаем: протискивание между рядами на светофоре, опасные обгоны по полосе разметки. 3-метровые полосы эту проблему решают.

Московская практика
Иногда ширина полосы выбирается исключительно по ширине проезжей части. Досталась в наследство 16-метровая проезжая часть, на которой нужно сделать четыре полосы, т.к. до перекрестка их тоже четыре - ну и ничего, много не мало. Пусть будут три по 3,75, а правая - все, что останется после разметки. И все равно этим намекнули, что по этому участку можно ехать быстрее и спровоцировали хаотичное движение и парковку. Таких примеров в Москве масса, даже в пределах Садового кольца. Например, Цветной Бульвар. У него как раз всё, как я написал. Обратите внимание, какая при этом унизительная ширина тротуара, еще и с мачтами освещения.



Согласно нашим отечественным ГОСТам и зарубежной практике, ширина полосы должна выбираться по преимущественному транспорту. Это означает, что в пределах ТТК, куда въезд грузовым автомобилям запрещен и скорость ограничена 60 км/ч, ширина полосы должна быть 3 метра. Везде. Если где-то ширина не делится на 3, то там нужно не рисовать полосы пошире, а отдать оставшееся после разметки расстояние под парковку, поменять ее с параллельной на диагональную или вообще расширить тротуар. Исключение может быть лишь для полос общественного транспорта, трех метров всё-таки недостаточно для автобусов, учитывая нашу зиму. Скептики скажут, что в центре все равно иногда ездят и грузовики, и уборочные машины, и мусоровозы. Да, ездят, но вы не поверите, их 2,5 метра вписываются в 3-метровую полосу, так что им ничего не мешает. Да, им будет немного некомфортно, тем, кто едет рядом скорее всего тоже, но их такое мизерное количество в центре, а неудобство настолько малозаметное, что можно спокойно закрывать на это глаза. Что и делают в Европе, где в городе всегда 3 метра, вне зависимости от того, сколько передвигается грузовиков.

Кстати, про заграницу. В автомобилизированных США широкие полосы. У них там все меряется в футах, поэтому типичная ширина не, 3,5, а 3,6 м (12 футов). Однако в последнем руководстве по проектированию дорог ассоциации NACTO говорится о том, что сужение полос не приводит к повышению аварий. И для города, с ограничением скорости 65 км/ч (40 миль/ч), рекомендуются 3 метра для легковых автомобилей и 3,3 метра для грузовых автомобилей и автобусов. Другие зарубежные исследования (кому интересно - можете поискать в гугле по запросу Lane width research) также подтверждают, что изменение количества аварий после сужения или расширения полос находится в пределах статистической погрешности.

Сужаем полосы
Сужение полос является средством с огромным потенциалом для города. Некоторых реконструкций и расширений можно было бы избежать, если изменить ширину полосы.

Возьмем тот же Проспект Мира, на котором мы планируем вернуть трамвай. Прежде чем резать-убивать, давайте посмотрим, что с полосностью. Ого, 42 метра! При этом по 5 полос в каждую сторону.



Построим профиль улицы:



Опять полосы по 3,75 при разрешенной скорости 60 км/ч. В городе, да еще и напротив жилых домов полосы шире чем на МКАДе. Это нормально? Давайте посмотрим, что можно сделать. С учетом того, что по этому участку ездят и грузовые автомобили тоже, сделаем полосы по 3,25 м, а выделенки, на которых все равно нельзя парковаться - по 3,5 метра. Получится вот что:



То есть, всего лишь, изменив разметку и перенеся разделительный отбойник, мы смогли выгадать целых 7 метров, которых как раз достаточно для трамвая. При этом повышаем безопасность, т.к. полосы стали уже и надо быть более внимательными. Затраты на реализацию минимальные, можно обойтись локальными ремонтами, переходы двигать не надо. Ну не красота ли?

А сколько можно выделить места под парковки, под тротуары, там, где они очень нужны, под дополнительные полосы движения или накопительные полосы перед перекрестками? Возможно еще и временное сужение полос перед пешеходным переходами. Оно позволит установить полноценные островки безопасности, которых по какому-то недоразумению до сих пор нет в Москве. При этом, снижается скорость автомобиля, уменьшается дистанция и соответственно время перехода. То есть, на отдельных переходах, где светофор установлен только ради перехода, его можно будет убрать, т.к. людям нужно будет переходить две узкие полосы за раз, а не четыре широкие. В итоге, меньше ждут друг друга и пешеходы, и водители.

Не так давно на Алтуфьевском шоссе переразметили полосы, сделав вместо трех полос 3,5+3,5+5 четыре - 3+3+3+3,5. Таким образом, людям вернули полосу, отобранную под выделенку. Хочется пожать руку тому смелому гаишнику, кто не побоялся сделать это, учитывая что по трассе ездят фуры. Даже я бы вряд ли осмелился. С другой стороны, ездят по Берлину фуры по таким же 3-метровым полосам, почему бы у нас им не ездить? Специально опрашивал своих друзей, кто ездит по Алтуфьевке, все заметили что полос стало четыре, но никто не заметил, что полосы стали уже. Так что никакой катастрофы в сужении полос нет, если некоторые даже не замечают этого.

Выводы
Итак, какой же должна быть ширина полос в Москве? На мой взгляд расклад такой:
Внутри ТТК - 3 метра, в особо узких местах можно 2,75 (это даже наши ГОСТы допускают).
На магистралях с разрешенной скоростью 80 км/ч - 3,5.
На магистралях с разрешенной скоростью 60 км/ч - 3,25.
В жилых кварталах с наземными переходами 3-3,25.
Полосы для общественного транспорта - 3,5.

Я ни в коем случае не утверждаю, что надо бросаться перерисовывать полосы по всей Москве. Нет, просто надо относиться к сужению полос, как к эффективному средству получения полезной для города площади. И, если где-то можно перерисовать три полосы в четыре, расширить тротуар, добавить полосы для велосипедистов, это нужно без зазрения совести делать. 3 метра - это не страшно. Доказано Тверской улицей, на которой полосы по 3 метра уже больше 10 лет. А вы не знали? :)

P.S. Статья написана участником проекта Probok.net terrific_jams. Идеи, высказанные в данной публикации, могут не совпадать с мнением других участников проекта.


Follow proboknet on Twitter
Tags: ширина полос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →