proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Диета для московских дорог
proboknet
Дорогам необходимо не больше места, чем им реально нужно. Сначала небольшое предисловие от нашего аналитика:
«Как-то давно на очередном собрании Probok.net зашла речь об односторонних улицах центра. На них обычно четыре полосы, две из которых почти всегда заняты припаркованными автомобилями. Для движения остаются две, но во время пробок водители уплотняются и едут в три ряда.

pyatnickaya2
Москва, Пятницкая ул, Зеленым показаны полосы, реально используемые для движения, красным – неиспользуемое пространство.

Хорошо бы это узаконить и переразметить улицу под 3 узкие полосы + 2 ряда парковки. Но наши любимые советские нормативы не позволяют сделать это. Потом приходит мысль - если нельзя это сделать разметкой, то почему бы не сделать физические парковочные карманы вместо части крайних полос? Делают же парковочные карманы, расширяя улицы, вроде ничто не мешает сделать наоборот, расширив тротуары в отдельных местах. Да, номинально дорога лишается двух полос, но реально количество полос для движения даже увеличивается. И задача решена, и ГОСТы менять не нужно. По мере углубления в вопрос, стало ясно, что плюсы есть не только в более оптимальной организации движения и парковки, но и в самих расширениях тротуаров.
Этим инструментом пользуются заграницей уже достаточно давно, он входит в набор средств по «успокоению трафика» и "дорожной диеты", то есть более эффективного использования ширины дороги, да и вообще городской территории. Тем не менее, в Москве такой формат пока еще не применяется, поэтому мы подготовили специальную презентацию и рассказали о современных подходах к проектированию и реконструкции улиц нашим властям. А теперь рассказываем и вам».


Итак, на фотографии мы видим почти идеальную улицу, где четко обозначены места для парковки, а полосам для движения дана ширина, которая не разрешает гонять (3 - 3.2 м), но позволяет нормально ездить автомобилям. Все излишки отданы тротуарам, озеленению.

good-parking

При этом, здесь четко соблюдены правила запрета парковки, прописанные в ПДД, а именно:
- в пяти метрах от перекрестков, выездов из дворов, пешеходных переходов (и на них самих),
- в 15 метрах до и после остановок общественного транспорта,
- если от автомобиля до сплошной линии разметки менее трех метров,
- в других местах, обозначенных соответствующим знаками запрета остановки или стоянки.
Тем самым, мы не только сможем сделать карманы, но и решим проблему нарушений парковки. Чисто физически встать в данных местах уже не получится.

В процессе подготовки презентации отдельной темой для дискуссии стала необходимая ширина кармана. В Европе стандарт для парковки - 2 метра. У нас парковка, что рисуется разметкой, имеет ширину до 3х метров. Какую же ширину выбрать нам? Учитывая нашу зиму с сугробами у тротуаров, а также большое количество широких внедорожников, два метра - это впритык (например BMW X6 - 1,984 м). С другой стороны, 2,5 метра - это явно избыточно, потому что водители перестают париться над тем, чтобы припарковаться поближе к бордюру:

bad_parking-1
Это нерационально

Сошлись на том, что оптимально 2,25 - 2,3 метра. Этого достаточно для среднего автомобиля шириной 1,7 - 1,8 метров и еще 50 сантиметров остается на открытую дверь и для прохода водителя. В узких переулках можно делать и двухметровые карманы, не страшно, если какой-нибудь джип на 5-10 сантиметров вылезет за пределы парковки, припарковавшись не вплотную к бордюру.
Разобравшись с техническими вопросами, давайте посмотрим, какие преимущества дадут такие уширения тротуаров и превращение крайних полос в карманы.

Преимущества для водителей.
Что дает создание парковочных карманов для автомобилистов:
- Полосы для движения - всегда полосы для движения.
- Не нужно задумываться или смотреть на знаки, разрешена остановка или нет. Есть карман – стоять можно, нет – нельзя.
- Хорошо просматриваемые пешеходные переходы, повороты и выезды из дворов, где гарантировано никто не припаркован.
- Уютное и безопасное место на парковке, где автомобиль никому не мешает.
- Исчезает проблема с блокированием и затруднением выездов из дворов.
В общем, водители должны остаться довольны, так как станет явно удобнее :)

Преимущества для пешеходов
Но гораздо больше плюсов для пешеходов. И сами по себе они более существенные. Вот несколько слайдов:

peshehod1

peshehod2

peshehod3

Как видно, благодаря таким нехитрым изменениям, улица превращается из автомобильно-ориентированной в более человеко-ориентированную. Такие улицы мы привыкли видеть в европейских городах. Вот, например, небольшая улочка в Амстердаме с парковочными карманами:

amster2

Что еще интересно - улица обретает свой неповторимый вид с уникальным ритмом, образованным въездом во дворы, перекрестками, пешеходными переходами. Улица становится интересной! А интересные улицы кажутся короче, когда нужно пройти большое расстояние, они более безопасны и привлекательны для пешеходов. Каждое уширение тротуара - это дополнительная площадь для всяких нужных людям штук: лавочек, урн, клумб, деревьев, велопарковок, паркоматов и т.п. Туда можно будет убрать рекламные щиты и дорожные знаки, которые сейчас стоят посреди тротуара. То есть, по такой улице будет одинаково приятно идти по делам и прогуливаться или сидеть на лавочке.

Все эти меры происходят без реального снижения пропускной способности!

Реорганизация дорог
После того как мы определились с парковками, пришло время подумать о том, как использовать сэкономленные метры. Раньше же крайние полосы были по 3,5 метра, а теперь они превратились в парковочные карманы по 2,25 м. Место, отмеченное красным, для движения не используется и его нужно куда-то определить.

pyatnickaya2
Москва, Пятницкая ул.

Вот так выглядит улица сейчас:

4way1

Ее можно переразметить и она может быть с тремя полосами:

4way2

Если очень нужно - можно увеличить количество парковочных мест, сделав диагональную парковку:

4way5

Но можно освободившееся место отдать под велодорожки. На дороге:

4way3

Или отдельно, защищено на тротуаре.

4way4

Варианты с увеличением полос и добавлением парковочных мест не подходят для центра Москвы, т.к. они привлекают больше автомобилей. Поэтому оптимально будет отдать излишки ширины под велодорожки или просто расширить тротуары, что для центра города всегда благо.

Если вас удивляет такая непривычная ширина полос в 3 метра, то почитайте здесь, где мы уже провели отличную дискуссию по этому поводу.

Что дальше? Представив эту концепцию более качественного использования городского пространства властям, мы решили взять какую-нибудь улицу в центре города и показать, как она могла бы выглядеть после реконструкции. Выбор пал на Пятницкую улицу. А о том, что получилось и главное, как на это отреагировали власти, расскажу завтра…

Материалы подготовлены участниками Probok.net terrific_jams, crusandr и dr_fairness

Follow proboknet on Twitter

  • 1
Главное тут никому не мешать. За 5 лет велика у меня даже намёка на наезд не было, я даже не представляю, как можно то на человека на велосипеде наехать. Есть же тормоз и глаза, которые смотрят вперед =\

ну если это возможно, то никаких проблем
меня за полтора этих летних месяца уже дважды толкали и один раз со всей дури налетел @ебан на скейте

Да, в меня тоже один лихач около метро чуть не влетел на велике :) Я у метро никогда не езжу по тротуарам. Придурков много, но если ты никому не мешаешь, то не факт, что ты придурок, имхо :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account