?

Log in

No account? Create an account
Александр Шумский

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Амстердам
proboknet
Участник проекта Probok.net Михаил terrific_jams Мироненко недавно вернулся из Амстердама. Представляю вам его впечатления о транспортной инфраструктуре этого города (с моими комментариям в конце).




Городская среда
Начнем с особенностей улиц. Мы все стараемся сделать улицы как в Европе, поэтому, давайте посмотрим, что же в них особенного.

Первое, что бросилось в глаза, - это зеленые стены домов. Всевозможные растения от цветов до плющей украшают фасады, придавая сплошь кирпичному городу ощущение цветущего сада. Бывают вот такие маленькие кусочки земли рядом с домом.



Бывают просто горшки


Если позволяют условия - можно посадить кусты и цветы. И даже улица без деревьев становится живой и интересной.


Что мешает сделать так у нас? Гребаная соль, которую давно запретили к использованию в Европе, наносящая вред всему живому и неживому. Есть у Навального или Собянина пункт про отмену реагентов? Если нет, то надо добавить, получат массу приверженцев.

Следующее, что обращает на себя внимание - маленькая разница уровней тротуара и проезжей части, обычно не более 10 см. Часто, особенно в центре, дорога и тротуар вообще на одном уровне. Бордюры существуют чисто формально, скорее для визуального разделения пространств. Учитывая, что почти по всему Амстердаму стоят знаменитые столбики - вполне здравое решение. И машины медленнее едут, зная, что пешеход может перейти в любой момент, и пешеходам не нужно преодолевать бордюры.


Кстати, на фотке видны местные лежачие полицейские. Плавные, почти незаметные, но задачу снижения скорости решают.

И, конечно, сами бордюры и покрытия приятно радуют взор. Посмотрите, сколько разных видов плитки и кладки на одной фотографии.


И всё имеет определенный смысл и цветовое кодирование. Дороги обычно укладываются красными кирпичиками "ёлочкой" (узор называется herringbone). Тротуары - светлой плиткой покрупнее или теми же кирпичиками, но с другим узором. Бордюры из тёмного гранита. Никакого бетона и слабоконтрастных расцветок. Структуру улицы видно очень хорошо. Бывают и исключения. Тут, например, парковку выложили темной плиткой. Тоже симпатично.


А это фото специально для наших проектировщиков, чтобы на Пятницкой и Маросейке карманы оформляли закругленными бордюрами. Это и проще (не нужно резать прямой бордюр на куски и вручную делать закругление), и быстрее, и, несомненно, более эстетично. Посчитайте, сколько разных видов плиток на этой фотографии.


Можно и так, если делать конец кармана прямым.


Еще понравились их ливнестоки, встроенные в бордюры. Почему у нас так не делают? Выглядит очень аккуратно.


Кстати, обратите внимание, что слева от ливнестока бордюр тоньше, но это не выглядит плохо, потому что компенсируется полосой плитки.

А тут можно посмотреть на тактильные плиты. Белые и бледно-желтые. Наверное, слабовидящие ужасно чувствуют себя в Амстердаме и постоянно попадают под машины. Жестокий город!


И, конечно же, никаких заборов. Если они где-то и встречаются, то выглядят прилично. Не произведение искусства, конечно, но и каких-то негативных чувств тоже не вызывают.


Из деталей понравились еще вот такие цепи с защитой от любителей посидеть на них.


И фонари (на фотке справа)


Они не только сами по себе прекрасны, но и создают ту самую уютную, почти сказочную атмосферу города, и почти не светят в окна по ночам.


Дороги и парковки
Перейдем к дорогам. Автомобильное движение в городе, конечно, смешное, его почти нет. Не стоит думать, что это из-за того, что город маленький и народу в нем живет меньше миллиона. Нет, 50 лет назад улицы Амстердама были забиты автомобилями. Город страдал от пробок и высокой смертности. Но, к счастью, у них хватило ума не сносить исторический центр для магистралей, как это произошло в Москве. Они просто переориентировались на велосипеды, пешеходов и общественный транспорт. И теперь автомобилей на улицах примерно столько же, сколько у нас велосипедов, а город по праву считается одним из лучших в мире.

Амстердам - город островков безопасности. Все четко разделено - трамваи, машины, велосипеды. Это создает неповторимое чувство безопасности. Если вдруг затупил на перекрестке - всегда можно переждать на островке. Они хоть и крохотные, часто всего по метру шириной, но этого достаточно.


Обратная сторона вопроса - на каждом островке свой светофорчик и они включается не все вместе, а в каком-то определенном порядке, связанным с организацией движения. Можно секунд 20 стоять и смотреть на зеленый свет после второго островка, но тебе пока красный. Причем часто и машины тоже стоят. В общем, какая-то сложная схема, нужно детально разбираться. Судя по всему, многие не понимают, поэтому часто ходят на красный.

Все это усложняется кнопками, которые есть практически на всех светофорах.


Здесь стоит немного пожурить голландцев, т.к. нет никакой подсветки, дающей понять, нажимал кто-то кнопку или нет. Нужно так сделать, по аналогии с кнопками открытия дверей в европейском метро. Сейчас кнопку нажимают почти все, кто подходит к переходу, т.к. думают, что остальные просто ждут зеленого света :)

Кстати, про сами светофоры - они прекрасны! Дизайн в своем лучшем проявлении. Широкий экран за светофором просто не оставляет шансов не заметить его. Черный фон хорошо контрастирует с городским пейзажем, а на случай, если фон всё-таки темный, есть белый контур. Ну и приятное закругление, которое можно было не делать. И сделано оно с правильным радиусом и отступом (центры закругления и кругов красного и зеленого света совпадают). В общем, смотришь и душа радуется, впрочем, как и почти от всего в Амстердаме.


Как работают светофоры можно посмотреть в этом видео, которое снято на оживленном перекрестке. Обратите внимание, что достаточно много велосипедистов и пешеходов нарушают правила и это никого не смущает. В этом есть определенная свобода и возврат к истокам, когда светофоров еще не было и все как-то разъезжались.



Вот так оформляют выезды из переулков на улицы. Убивается сразу несколько зайцев: удобство и безопасность для пешеходов, гарантия отсутствия луж на переходах, четкое визуальное разделение тротуара и дороги. Мы планируем сделать так на Пятницкой и Маросейке. Правда, видимо, придется делать со столбиками, учитывая нашу культуру.


А здесь мы видим как преобразовали примыкание переулка, организовав детскую площадку. Обратите внимание, что у площадки нет никаких заборов, она является частью тротуара. В Амстердаме спокойные и умные дети, не выбегающие на дорогу? Нет, такие же дети, просто там не перегибают палку в безопасности и не считают детей за глупых животных, которые без заборов разбегутся кто куда.


Чтобы было понятнее - вот спутниковый снимок этого переулка.


Тут вообще перекрыли улицу и она вся заросла велосипедами :)


А тут что-то делают и повесили щиты с фотками. Гораздо лучше, чем информация с именем прораба. Посмотрите, какой милый заборчик напечатали внизу :)


Leidsestraat - торговая пешеходно-трамвайная улица. Въезд на велосипедах сюда воспрещен.


Как-то так должна в идеале выглядеть Маросейка с Покровкой или Б. Дмитровка (которые, кстати, 100 лет назад такими и были). Наверняка многие паникеры сразу занервничали. Как же так, трамвай в непосредственной близости от пешеходов, на такой узкой улице! Это очень опасно, всех передавят!!! На это можно только посмеяться и предложить съездить посмотреть, как это работает живьём. Никого не давят, пешеходы отлично сосуществуют с трамваем. Я уже слышу: "То в Амстердаме, а у нас дикие люди". Хочу обратить внимание, что это туристическая улица с кучей магазинов, т.е. по ней ходят не только голландцы, даже наоборот, их там меньшинство. Многие впервые за свою жизнь оказываются на такой улице с трамваем и увлечены они больше шоппингом, нежели трамваями. И никаких проблем. Конечно, стоит отдать должное мастерству водителей трамваев, они просто молодцы. Как им удается ехать относительно быстро и, при этом, никого не давить - удивительно. Конечно, часто звенят, прогоняя зазевавшихся прохожих, но всегда по делу и культурно, без паники.

Как видно, улица настолько узкая, что пришлось делать однопутные участки. Как трамваи разъезжаются на них - смотрите на видео:


А это улица с бутиками. Чем-то напоминает Москву, не правда ли? Широкая дорога, кривоватый асфальт, ряды припаркованных машин на размеченной парковке без плитки, фасад в лесах. В общем, если соскучитесь по Москве в Амстердаме - могу подсказать адрес :)


Эта улица мне напомнила наше бульварное кольцо. И даже ширина дороги та же самая. Только у нас тупо 11 метров проезжей части, а здесь полное равноправие и возможности для всех - вот трамвай, вот дорога для машин, вот велодорожка, вот парковка, вот тротуар. Получите, распишитесь. Доживём до такого бульварного кольца?


Еще мне было интересно, как организованы парковки. В Амстердаме и с этим всё в порядке. Всё аккуратно, почти вся парковка в специальных карманах, чередующихся с деревьями.


Красота!


Есть вот такие маленькие кармашки. В то время как у нас для легковых автомобилей проектируются места 2,5х7,5 метров, в Амстердаме в 8-метровом кармашке помещаются две маленькие машинки. Ну и вновь обратите внимание на то, как всё аккуратно и красиво сделано в плане покрытий.


Параллельная парковка шириной 2 метра. Никого не смущает, что приедет широкий Range Rover и немного вылезет за пределы парковки. Может и нам проще относиться к такому и делать парковку 2 метра?


Почти везде платная парковка. Вот так показывают, где ближайший паркомат. Нашим надо взять на заметку.


Сами паркоматы, видимо, не очень удобные. Типичная картина - человек пытается разглядеть информацию на экране, закрывая рукой солнце. Зато какой милый флажок сверху, видно издалека.


Иногда встречаются вот таких машинки:


Это инвалидки и они самые крутые в городе. Им можно ездить вообще везде, хоть по велодорожкам, хоть по тротуарам. И парковаться на тротуаре, как видно, тоже не запрещается.

Велосипеды


Конечно, рассказ был бы неполным, если бы я ничего не сказал про велоинфраструктуру. Велосипед - определенно главный вид транспорта в Амстердаме. Приехать в мировую столицу велосипедного движения и не взять велосипед - было бы большой ошибкой. Конечно, были небольшие опасения, удастся ли влиться в активный ритм местного велодвижения и разобраться в непростых перекрестках. Но всё это улетучивается через 2 минуты движения. Через 5 минут на лице невольно появляется улыбка от того, что ты едешь по прекрасному городу по специально выделенной дорожке, чувствуя себя в полной безопасности. Через 10 минут, после проезда нескольких перекрестков, ты уже начинаешь чувствовать себя увереннее и прибавляешь скорость. Через 15 минут ты понимаешь всю суть велодвижения и тебе вообще не хочется слезать с велосипеда.

Каких велодорожек тут только нет. На проезжей части


Выделенные


Гибридные, практически без отступа от дороги.


Целые веломагистрали, шире чем дорога для машин.


И эти варианты еще по-разному комбинируются. Например, на тротуаре односторонней улицы будет дорожка для встречного движения. Или на проезжей части (смотри фотку с плохо припаркованным рэндж ровером). В общем, выкрутятся, как могут, но велодорожку сделают. А в маленьких переулках можно ехать по проезжей части, машины терпеливо ждут.

Вообще, терпение и спокойствие - национальная черта голландцев. Ни одна машина не будет сигналить, если ты ей мешаешь. Могут трынкнуть звоночком на велике, чтобы ты принял правее, но это нормально. Кстати, слышал такое, что велосипедист всегда прав, даже в случае столкновения с пешеходом. Велосипедисты пользуются таким положением и ездят почти как вздумается. Пересечь дорогу с трамвайными путями - да без проблем, главное следи, чтобы машин не было. Не хочется стоять на светофоре для поворота направо - можно срезать по тротуару. Общий принцип - интернациональный: правила можно нарушить, если ты не мешаешь другим. Это, кстати, касается не только велодвижения, но и, похоже, всего в Амстердаме :) В том числе и травы, которую можно курить, якобы, только в кофешопах. На деле отношение такое же как у нас к пьющим пиво на улице. По словам местных, полицейские не будут лезть, если курящий на улице ведет себя прилично.

Вернемся к велосипедам. Большинство великов в городе - прогулочные: без верхней рамы и с высоким рулём. Горные или шоссейники, как любят у нас - редкое исключение. Это понятно, учитывая идеальную инфраструктуру и низкие бордюры тротуаров. Кроме того, в длинном платье (юбке) или деловом костюме ехать, сгорбившись будет не очень комфортно. А так, едешь с почти прямой спиной, чувствуешь себя человеком. На прокатных великах всего 3 скорости, но этого было более чем достаточно. Первая скорость нужна, чтобы преодолевать горбатые мостики, а третья - для поддержания высокой скорости. Все остальное время - на второй. Купил бы такой велик себе, но по бордюрам на нем прыгать не очень удобно.

У местных велики убитые, гремят-скрипят. К ним относятся как к расходному материалу, не особо жалея, т.к. могут украсть в любой момент. А крадут - потому что покупают. Как сказал местный чувак - зачем платить 200 евро за новый велосипед, если можно у бомжа купить за 10 краденый? Но хочется верить, что не у всех такая позиция.

По всему городу, естественно, полно велопарковок. При этом, свободное место нужно еще поискать. Парковки настолько разнообразные, насколько хватает безудержной голландской фантазии. Например вот такие "цветы".


C велосипедами выглядит так.


Компактный и удобный способ разместить четыре велосипеда так, чтобы они друг другу не мешали. Оказалось, что выковыривать свой велик с плотно забитой велопарковки - то еще удовольствие.

Если нет мест - велики оставляют просто у стен. При этом, блокируют колеса довольно мощными тросами с крепкими замками. Утащить можно будет, но уехать - проблематично.


После поездки по Амстердаму вынужден согласиться с теми, кто в комментариях к проекту реконструкции Пятницкой улицы сетовал на то, что 1,20 м недостаточно для велодорожки. Для движения в одну полосу, друг за другом, - вполне достаточно. Но, как показывает практика, редко когда поток имеет одну скорость. Всегда находятся особо медленные или особо быстрые велосипедисты. Поэтому в Амстердаме ширина дорожек не бывает меньше полутора метров, а в большинстве своем дорожки двухметровые или шире. Как сделать на Пятницкой хотя бы полутораметровые дорожки, пока не придумал.

Кстати, по велодорожкам ездят на мопедах. Это немного напрягает, но привыкнуть можно, тем более, ездят на мопедах не так дерзко как у нас. И их скорость на велодорожках ограничена - не более 30 км/ч.

Удивительно, но в Амстердаме есть места, куда въезд для велосипедов запрещен. Настоящие пешеходные зоны. Приоритет всё-таки начинается с пешеходов, велосипеды на втором месте, что и доказывают подобные места.


Когда речь заходит о велосипедах в Москве многие жалуются на плохую погоду. А что, если дождь? Нам повезло и в Амстердаме в один из дней как раз был дождь. Я не стал упускать такой подарок природы и поставил свою непромокаемую гоупрошечку снимать площадь, много ли велосипедистов продолжает ехать под дождем. Много или мало, решайте сами. Но, ездят. Кто под зонтом, кто в дождевике, кто в куртке. Думаю для них это такое же событие, как для нас дождь во время прогулки.



Конечно, за три дня посмотреть много не получилось, но Амстердам - это город, в который хочется возвращаться. А кроме Амстердама еще есть Гаага, Роттердам, Эйндховен и множество маленьких городков. Так что, вернёмся еще не один раз и обязательно всё изучим. Я еще не видел знаменитые турбо-раундэбауты :)

Мысли вслух
По пути домой думал, когда в Москве будет так же хорошо, как в Амстердаме? И понял, что скорее всего никогда. Мы можем всячески изображать из себя европейцев, но все равно останемся русскими. И, если даже мы научимся хорошо класть плитку, делать велодорожки, выводить водосточные трубы в канализацию и делать красивые решетки ливневок (что вполне в наших силах), всё равно это будет не так как в Европе. Почему? Потому что нет соответствующего культурного пласта, планки качества, ниже которой опуститься уже нельзя. У них это воспитывается с младенчества. Видели бы вы их детские книги! Это настолько другой уровень, что сразу становится ясно, откуда берется красота и продуманность в городе. Когда это в крови - это чувствуется в каждой детали. Когда этого нет - это можно только попытаться изобразить. И главное, что нет никакой гарантии, что к власти не придет очередной Хрущев и начнет борьбу с излишествами, закатывая плитку обратно в асфальт.

Я не говорю, что нужно опустить руки и погрузиться в тлен и безысходность. Конечно нет. Нужно копировать и делать это максимально хорошо, настолько, насколько позволяет нынешнее положение и сознание. Постепенно, шаг за шагом, привыкнем к плитке на тротуарах, велодорожкам, зелени в горшках, отсутствию заборчиков и желто-зеленых бордюров. Как привыкнем - начнем обращать внимание на другие вещи и подтягивать их уровень. А идеалистам, вроде меня, наверное, проще переехать куда-нибудь, где качество уже считается нормой :)

Теперь мой короткий комментарий.
Я никогда не соглашусь с тем, что мы кого-то хуже и у нас всегда будут плохие велодорожки или ямы на дорогах, только лишь потому, что такой менталитет у народа. Есть отличный исторический пример - Корея. Южная ее часть процветает и является одной и самых развитых стран мира, Северная же - загнивающая окраина цивилизации, там даже корейцы в среднем на 4 см ниже, чем их южные братья. А ведь это один народ, разница только в управлении страной, и такой разрыв всего за 50 лет. Поэтому, не надо отчаиваться, а каждый день профессионально делать свою работу, меняя мир вокруг себя.



Те, кто управляют Амстердамом любят свой город и планируют в нем жить и после своего правления. Наши же крепкие хозяйственники и их друзья рассматривают Москву как способ получения больших бабок с последующей сменой местожительства на Лондон или т.п. Отсюда и разница в отношении к градостроительной политике.

Да, так и есть. Любви не хватает.

С точки зрения туриста, вообще идеал - превратить весь город в пешеходную зону, убрать офисы, оставить магазинчики и кафешки.

Кацу нужно ПОРАБОТАТЬ. С 9 до 18. Без опозданий из-за дождя. Без пропусков работы потому, что снег и на велосипеде не проедешь.

Просто поработать, как обычному человеку. Да, и повбиваться в метро в час пик.

что вы, он еврей, он на такое не способен

(Deleted comment)
Годный комментарий.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Амстердам - средняя температура января +3,8. В Москве - 6,5 градусов, у нас апрель как у них январь.

Занимательная климатология?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Такое ощущение, что Одувана читаю

Когда писал - было ощущение, что я одуван :) У нас с ним просто очень схожие взгляды на мир :) Когда его читаю - ощущение, что сам писал.

Прикольно, но упирается все в единственный параметр.

В плотность населения.

Из-за гиперцентрализации, в МСК население сваливается в город как в гравитационную яму. Плотность на данный момент 4.5К человеков на кв.километр. И общее количество - 13М. Если пробовать сделать движение по амстердамским рецептам при такой плотности - получится толпень плюс пробка из трамваев и велосипедов ;-)

В МСК качественно другая плотность пассажиропотока, поэтому рецепты из мелких европейских городишек у нас не годятся. Надо брать рецептуру от сопоставимого города - Нью-Йорка, Берлина или того же Токио. С оптимизацией не по удобству - оно вторично в данном случае - а по производительности.

Edited at 2013-08-20 12:29 pm (UTC)

(Deleted comment)
Всех любителей велосипеда как транспорта принудительно в феврале гонять из Химок в Бутово и обратно.

Ну... тогда предлагаю до кучи любителей общественного транспорта погонять всего лишь из Химок в Строгино... Очень интересные маршруты яндекс предлагает...

Edited at 2013-08-20 01:26 pm (UTC)

Опять же, всё изложенное касается в первую очередь исторического центра.

У нас в Москве даже в историческом центре такого нет!

вы конечно не согласитесь и будете надеяться,что у нас все получиться. ведь это ваша работа, вы на этом бумажки зарабатываете. только по факту что сделано? заладили про какую то пятницкую-маросейку а толку? с первого сентября как обычно начнется полная жопа, и как обычно еще жестче,чем в прошедшем году. африка мы.. дело не в дорожках и плитках, а в отношении к автомобилю. для нас это игрушка,желанная 99,9 процентам мужиков, да и бабы втянулись тоже.детей надо воспитывать нормально, правильно, вы посмотрите книжки детские в европе, а у нас ребенок только видит как мама с папой копят на новую машину и потом радуются остальные пол детства ее приоберетению, потом начинают откладывать занимать на новую и так по кругу. так что детей надо воспитывать правильно а не писать в департаменты бумажки чтобы сфетофоры отрегулировали как то по другому

Про то и речь в заключении :)

А плиточку у них тоже трудолюбивые мигранты кладут?

плиточка у них такое же ГЭ как и у нас, уверяю.

Жестко ща комментрий влеплю, где многоэтажная застройка? населения города мало -вся голландия по численности населения раза в два меньше москвы -лень лезть в вики.

Зачем вам многоэтажная застройка? :) Мы говорим про плиточку, велодорожечки и парковочки :)

Да сколько можно сравнивать Амстердам с Москвой?
Вы бы еще итальянскую деревню сравнили с Москвой.

пока платят ))

Все это здорово. Но вообще-то в Амстердаме мне, как пешеходу было очень не кофортно. Там кажется только велосипедисты чуствуют себя хорошо. Тратуары практически отсутствут, а где присутствуют - заставленные великами.

Это я к тому, что давайте брать лучшее из чужого опыта. Но не стоит копировать бездумно.

да были мы в вашем Амстердаме... Ну его нафиг такой порядок, вы то стоимость владения авто не привели, о чем вапще говорить? они с задачей пробок не справились, так как откатили историю в каменный век и пересадили всех на велики.
не надо нам такого щастья

А почему так мало мопедов?

Мопедов где-то 10% от велосипедов. Причину не знаю, но могу предположить несколько:
1. Голландцы относятся к велосипеду как к фитнесу. Поменяв велик на мопед - лишишься ежедневной зарядки.
2. Может нужны какие-то права.
3. Дорого.
4. Негде оставлять, а на улице опасно.