Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Антикарманы для общественного транспорта

В Москве, как и во многих российских городах, на остановках общественного транспорта часто обустраиваются остановочные карманы. Необходимость карманов не вызывает никаких вопросов на загородных дорогах и на двухполосных городских улицах: остановка автобуса на проезжей части в крайней правой полосе приводит к полной блокировки движения на дороге. В карманах есть смысл на городских магистралях, где есть экспрессное движение общественного транспорта (чтобы автобусы-экспрессы не тормозили из-за остановившихся регулярных троллейбусов).

h
остановившийся автобус заблокировал движение на дороге



карман позволяет избежать перекрытия маленьких улиц

Однако в таком крупном мегаполисе, как Москва, с её 4,5 миллионами личных автомобилей, основная проблема, приводящая к понижению пропускной способности улиц, заключается вовсе не в остановившемся общественном транспорте, а в парковках, точнее в их нехватке. В результате, остановки для ОТ используется уже не автобусами/троллейбусами, а машинами для стоянки. Вот яркий пример, который ежедневно можно наблюдать на Садовом кольце у Курского вокзала:

atr
троллейбус даже не пытается подъехать к тротуару

Есть у остановочного кармана и еще один недостаток. Вопреки устоявшемуся мнению, для общественного транспорта и его пассажиров они не только не несут пользы, а наоборот, создают неудобства. Снижается скорость движения по маршруту: чтобы заехать и выехать из кармана требуется дополнительное время. Заезд в карман – сложный маневр для автобусов/троллейбусов особо большой вместимости (гармошки), а ведь им еще требуется ровно встать бортом вдоль бордюра. Фактически, для гармошки выровнять задние колеса на остановочной площадке - невозможно! Если низкопольный транспорт не встал вплотную к бордюру, а остановился даже в 20-30 сантиметрах от него, то пассажирам приходится спускаться с тротуара, а потом подниматься в автобус. В результате, все преимущество низкопольного транспорта (отсутствие ступеней) полностью сводится на нет. Выезд автобуса/троллейбуса из кармана – это всегда отдельное приключение. Да, по правилам, водители, конечно, обязаны пропускать общественный транспорт, отъезжающий от остановки, но на практике они редко это делают.

Добавьте сюда про парковку автомобилей на остановках  и становится понятным, почему общественный транспорт часто даже не заезжает в карманы, а продолжает блокировать движение по улице! Вдобавок ко всему, размещение остановочных карманов на улицах со сложившейся застройкой практически всегда влечет сужение и без того узкого тротуара!


фото Владимира Злоказова (Екатеринбург)

Таким образом, мы видим, что остановочные карманы надо применять очень вдумчиво, в ином случае они могут принести массу неудобств общественному транспорту, его пассажирам, пешеходам и даже автомобилистам.

Решение этой проблемы может показаться вам парадоксальным – это обустройство остановочного выступа (антикармана, обратного кармана). Так они могут выглядеть в Москве:
03

04

Обращаю ваше внимание, что данное улучшение можно сделать не за счет сужения тротуара, а наоборот за счет его расширения в месте остановки. Однако автомобилистам не стоит бояться того, что у них отнимут одну полосу для движения. У нас крайняя правая полоса, как правило, очень широкая и передача ее части под остановочный выступ и парковку не снизит пропускную способность дороги! Подробно с концепцией такого подхода можно ознакомиться в посте Диета для московских дорог.

Такое решение уже давно используется в разных странах мира.
madrid4
Мадрид

Кстати, применение остановочных выступов позволяет увеличить число парковочных мест на улице за счет отсутствия пространства для заезда/выезда. Собственно, все видно по этим двум рисункам:

01

02

Есть также целое американское исследование на эту тему, доказывающее, что при формировании обратных остановочных выступов, увеличивается скорость движения не только общественного транспорта, но и всего остального потока (главным образом за счёт того, что общественный транспорт далеко не всегда в эти карманы заезжает полностью).

Как я уже писал, антикарманы намного повышают удобство пользования ОТ и его скорость, за счёт того, что транспорт останавливается на минимальном расстоянии от бордюра.
twerskoi4

Теперь перейдем от теории к практике. Антикарманы можно делать практически везде, где разрешена параллельная парковка. Одно из лучших места для эксперимента - Бульварное кольцо, по западной части которого курсируют автобусы (маршрут №015) и троллейбусы (маршруты №15 и 31).
bulvarnoe

Скорость движения по Бульварному должна быть небольшая, здесь много переходов. Вот как раз остановочный выступ и сможет стать тут одним из способов успокоения трафика.

05

Разумеется, переделать все Бульварное кольцо сразу – это достаточно радикально, поэтому мы предлагаем для эксперимента одну остановку на нем – «Тверская улица» по направлению к Никитской.

06

Аналогичные антикарманы мы планируем применить при реконструкции Пятницкой улицы.

Не думайте, что такой антикарман убьет движения личного транспорта. В городе рваный ритм движения: светофоры, пересечения, выезды из дворов, высадка пассажиров. Остановочный выступ на Пятницкой ул, где общественный транспорт ходит не чаще чем раз в 15 минут, водители просто не заметят. Вот замечательный пост Володи Злоказова о необходимости антикарманов в Екатеренбурге, очень рекомендую.

Особенно эффективны обратные карманы на дорогах с большим количеством полос, просто идеальное место для этого - Садовое кольцо! Представьте себе Зубовскую площадь с ее 16 полосами, где при это висят знаки "остановка запрещена". А все потому что в противном случае блокируется проезд общественного транспорта. Антикарманы на Садовом позволят не только сохранить парковочные места, но и увеличить их. Или вспомните пресловутую остановку троллейбусов у Курского вокзала. Победить эту парковку не получилось до сих пор, так давайте ее сделаем с применением остановочного выступа.

Мы уже передали предложение в Дептрас об эксперименте с антикарманами на двух остановках Садового кольца, надеюсь, удастся реализовать в недалеком  будущем. А какие места для первоочередного обустройства антикарманов предложите вы (обязательно дайте ссылку на карту)?

UPD: забыл сказать, что антикарманы должны применяться для обслуживания общественного транспорта без турникетов, чтобы посадка в него не занимала по 5 минут.

UPD2:
антикарман
Вариант исполнения с парковкой типа "елочка" позволит значительно увеличить законное количество парковочных мест



Tags: ОТ, антикарман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 319 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →