?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Антикарманы для общественного транспорта
proboknet
В Москве, как и во многих российских городах, на остановках общественного транспорта часто обустраиваются остановочные карманы. Необходимость карманов не вызывает никаких вопросов на загородных дорогах и на двухполосных городских улицах: остановка автобуса на проезжей части в крайней правой полосе приводит к полной блокировки движения на дороге. В карманах есть смысл на городских магистралях, где есть экспрессное движение общественного транспорта (чтобы автобусы-экспрессы не тормозили из-за остановившихся регулярных троллейбусов).

h
остановившийся автобус заблокировал движение на дороге



карман позволяет избежать перекрытия маленьких улиц

Однако в таком крупном мегаполисе, как Москва, с её 4,5 миллионами личных автомобилей, основная проблема, приводящая к понижению пропускной способности улиц, заключается вовсе не в остановившемся общественном транспорте, а в парковках, точнее в их нехватке. В результате, остановки для ОТ используется уже не автобусами/троллейбусами, а машинами для стоянки. Вот яркий пример, который ежедневно можно наблюдать на Садовом кольце у Курского вокзала:

atr
троллейбус даже не пытается подъехать к тротуару

Есть у остановочного кармана и еще один недостаток. Вопреки устоявшемуся мнению, для общественного транспорта и его пассажиров они не только не несут пользы, а наоборот, создают неудобства. Снижается скорость движения по маршруту: чтобы заехать и выехать из кармана требуется дополнительное время. Заезд в карман – сложный маневр для автобусов/троллейбусов особо большой вместимости (гармошки), а ведь им еще требуется ровно встать бортом вдоль бордюра. Фактически, для гармошки выровнять задние колеса на остановочной площадке - невозможно! Если низкопольный транспорт не встал вплотную к бордюру, а остановился даже в 20-30 сантиметрах от него, то пассажирам приходится спускаться с тротуара, а потом подниматься в автобус. В результате, все преимущество низкопольного транспорта (отсутствие ступеней) полностью сводится на нет. Выезд автобуса/троллейбуса из кармана – это всегда отдельное приключение. Да, по правилам, водители, конечно, обязаны пропускать общественный транспорт, отъезжающий от остановки, но на практике они редко это делают.

Добавьте сюда про парковку автомобилей на остановках  и становится понятным, почему общественный транспорт часто даже не заезжает в карманы, а продолжает блокировать движение по улице! Вдобавок ко всему, размещение остановочных карманов на улицах со сложившейся застройкой практически всегда влечет сужение и без того узкого тротуара!


фото Владимира Злоказова (Екатеринбург)

Таким образом, мы видим, что остановочные карманы надо применять очень вдумчиво, в ином случае они могут принести массу неудобств общественному транспорту, его пассажирам, пешеходам и даже автомобилистам.

Решение этой проблемы может показаться вам парадоксальным – это обустройство остановочного выступа (антикармана, обратного кармана). Так они могут выглядеть в Москве:
03

04

Обращаю ваше внимание, что данное улучшение можно сделать не за счет сужения тротуара, а наоборот за счет его расширения в месте остановки. Однако автомобилистам не стоит бояться того, что у них отнимут одну полосу для движения. У нас крайняя правая полоса, как правило, очень широкая и передача ее части под остановочный выступ и парковку не снизит пропускную способность дороги! Подробно с концепцией такого подхода можно ознакомиться в посте Диета для московских дорог.

Такое решение уже давно используется в разных странах мира.
madrid4
Мадрид

Кстати, применение остановочных выступов позволяет увеличить число парковочных мест на улице за счет отсутствия пространства для заезда/выезда. Собственно, все видно по этим двум рисункам:

01

02

Есть также целое американское исследование на эту тему, доказывающее, что при формировании обратных остановочных выступов, увеличивается скорость движения не только общественного транспорта, но и всего остального потока (главным образом за счёт того, что общественный транспорт далеко не всегда в эти карманы заезжает полностью).

Как я уже писал, антикарманы намного повышают удобство пользования ОТ и его скорость, за счёт того, что транспорт останавливается на минимальном расстоянии от бордюра.
twerskoi4

Теперь перейдем от теории к практике. Антикарманы можно делать практически везде, где разрешена параллельная парковка. Одно из лучших места для эксперимента - Бульварное кольцо, по западной части которого курсируют автобусы (маршрут №015) и троллейбусы (маршруты №15 и 31).
bulvarnoe

Скорость движения по Бульварному должна быть небольшая, здесь много переходов. Вот как раз остановочный выступ и сможет стать тут одним из способов успокоения трафика.

05

Разумеется, переделать все Бульварное кольцо сразу – это достаточно радикально, поэтому мы предлагаем для эксперимента одну остановку на нем – «Тверская улица» по направлению к Никитской.

06

Аналогичные антикарманы мы планируем применить при реконструкции Пятницкой улицы.

Не думайте, что такой антикарман убьет движения личного транспорта. В городе рваный ритм движения: светофоры, пересечения, выезды из дворов, высадка пассажиров. Остановочный выступ на Пятницкой ул, где общественный транспорт ходит не чаще чем раз в 15 минут, водители просто не заметят. Вот замечательный пост Володи Злоказова о необходимости антикарманов в Екатеренбурге, очень рекомендую.

Особенно эффективны обратные карманы на дорогах с большим количеством полос, просто идеальное место для этого - Садовое кольцо! Представьте себе Зубовскую площадь с ее 16 полосами, где при это висят знаки "остановка запрещена". А все потому что в противном случае блокируется проезд общественного транспорта. Антикарманы на Садовом позволят не только сохранить парковочные места, но и увеличить их. Или вспомните пресловутую остановку троллейбусов у Курского вокзала. Победить эту парковку не получилось до сих пор, так давайте ее сделаем с применением остановочного выступа.

Мы уже передали предложение в Дептрас об эксперименте с антикарманами на двух остановках Садового кольца, надеюсь, удастся реализовать в недалеком  будущем. А какие места для первоочередного обустройства антикарманов предложите вы (обязательно дайте ссылку на карту)?

UPD: забыл сказать, что антикарманы должны применяться для обслуживания общественного транспорта без турникетов, чтобы посадка в него не занимала по 5 минут.

UPD2:
антикарман
Вариант исполнения с парковкой типа "елочка" позволит значительно увеличить законное количество парковочных мест




1) лишние маневры, вызванные необходимостью объезда остановившегося в полосе автобуса, приведут к повышению аварийности в местах остановки ОТ;
2) троллейбус и трамвай сообща способны на 10-15 минут перекрыть среднюю по размерам улицу (пример - Красноказарменная ул.), если еще и антикарманы будут помогать им в этом - ситуация с трафиком усугубится.

Лишние маневры автобуса, который не выпускают из кармана и часто притираются об него Вас не интересуют.

Кто-нибудь налетит ночью на эти антикарманы.

Кто-нибудь налетит ночью на эти антикарманы

Re: Кто-нибудь налетит ночью на эти антикарманы.

По парковкам надо не летать, а парковаться, а ездить по полосам

Идея хороша, только ОТ должен стоять на остановках разумное время, а не как у нас по 10 минут. Может сначала убрать турникеты, а затем экспериментировать с антикарманами.

Это немного разные вещи. К тому же ОТ стоит по 10 минут только на крупных остановках с большой посадкой, на бульварном кольце таких нету.

Тема хорошая, но меня волнует вопрос безопасности. Представьте ситуацию: вечер, парковка вдоль тротуара пуста. Лихой гоняла обходит тихохода справа и влетает в остановку. А там люди... Делать барьеры? Ставить знаки? Вешать перед каждой такой остановкой камеру (скорость)?

Слушайте, въехать в остановку идиот может и сейчас, чтобы часто происходит.
Антикарман - это еще и средство успокоения трафика, плюс полосы должны быть не конских размеров

Камент про высокий антикарман - сантиметров на 30-40 от уровня проезжей части (шоб летуны оставляли на них и бампера и прочие колёсья) и обязательное отсутствие турникетов в ОТ.

Тогда такие остановочные пункты должны быть на всем маршруте.
Потом подумайте, как такие высокие штуки испоганят город.

Всё правильно, кроме одного - "Заезд в карман – сложный маневр для автобусов/троллейбусов особо большой вместимости (гармошки), а ведь им еще требуется ровно встать бортом вдоль бордюра." На самом деле это скорее вопрос мастерства и аккуратности водителей и их желания, собственно, встать у бордюра. Всё в той же Европе неоднократно замечал, как ювелирно автобус прижимается к самому бордюру на остановках.

Наверное, потому что он не заезжает в карман?)

Согласен. Сейчас, например, строят по всей ул. Обручева никому не нужные карманы. Там выделенная полоса общ. транспорта, заезжать в карман бессмысленно.

По полосе ОТ ездят ещё и маршрутки, которые могут не останавливаться на каждой остановке и такси. Если не делать карманы то им придётся либо ждать либо объезжать автобус.

На дороге с двумя полосами будет ошибкой делать такой антикарман. Представим ситуацию, ОТ остановился для посадки и высадки пассажиров ( время ожидания неизвестно, зависит от пассажиропотока ), а в крайней левой полосе одна или несколько машин встали на поворот налево, итог- движение парализовано.

Цель - создать больше пробок и распилить больше денег на закупке ОТ. Так что этой цели идея полностью соответствует

Клёво. Варламов давно уже это все нарисовал. Но тогда даже Буслов сказал, ему, что он, мол, переборщил.

Пример с Курским вокзалом, как и с Киевским (а в скором времени и с Павелецким) - неуместен - это никак не связано с числом машин. Власти сами построили (ок - выдали разрешение на строительство) у вокзалов мегаторговые комплексы, не обеспечив при этом парковочных мест. В итоге замирает Земляной Вал, Большая Дорогомиловская, скоро замрет СК перед Павелецким вокзалом. Надо было думать вовремя...
Идея с антикарманами применима там, где не будут встречаться на остановке сразу несколько автобусов и проч...

Edited at 2013-08-22 07:46 am (UTC)

Ви заглядывали на парковку под Атриумом? Там точно нету свободных мест? Или тут та же фигня, что и перед Гагаринским, когда людям просто лень заезжать на обустроенную парковку, когда можно встать прямо у входа?

(Deleted comment)
От лица своей пешеходной субличности есть доп. пожелание: Остановочный павильон полностью вынести на территорию оного антикармана...

Потому как люди ждущие автобуса имеют тенденцию скапливаться на тратуаре между остановочным павильоном и дорогой, ровно на пути проходящих транзитных пешеходов. Если ожидающих не штучное колличество, это приводит к необходимости маневрировать, а иногда даже толкаться (люди не понимают что у других тут дорога и они перекрыли ее всю).

Вынос павильона за пределы линии тротуара сделает пешеходное перемещение гораздо более комфортным...

На иностранной фотографии так и сделано, кстати.

Отчет на эту тему, если кому интересно.

http://onlinepubs.trb.org/onlinepubs/tcrp/tcrp_rpt_65-a.pdf

Добавлю еще, окажись я на такой остановке, не рискнул бы стоять на этом выступе, когда скорость движения автомобильного транспорта высока.

Ну, до нее припаркованные авто обычно стоят. А когда скорость высока, лучше вообще стоять с другой стороны остановки, прикрывшись оной.

Редкостный идиотизм.
Карман это всегда хорошо. Нужно лишь решить проблему того что там паркуются и всё.
То что автобусу туда заезжать сложно - бред. Карман можно сделать длинее и гармошка без проблем туда заедет.

То что предлагаете вы только ухудшит ситуацию. Такой бред могли предложить только Варламов и Кац, с каждый постов всё более убеджаюсь в том что вы стали автомобилененавистнкиами как и они.

А давайте заслушаем водителей автобусов.

Только зная наш ОТ, когда полчаса ничего нету, а потом идёт сразу 10 автобусов - идея провальная. Да и пока грузиться будет минут 10.

Не пробовали разобраться в причинах, почему так происходит?
Тем более, если делать это в центре Москвы - там на обычных улицах (не переходящих в вылетные магистрали) мало маршрутов и ходят они не часто. Т.е. ситуация с 10 автобусами нереальна.