?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Алабяно-Балтийский тоннель открыт! Наполовину...
proboknet
На прошедших выходных, наконец, открыли самый большой московский долгострой последних лет. Пока только наполовину. Автомобилисты могут с ветерком пронестись от улицы Алябяна до Большой Академической. Движение в обратную сторону обещают открыть уже в этом году, называют октябрь/ноябрь.


вид с улицы Алабяна, работа еще кипит, но уже виден "свет в конце тоннеля"

Напомню, что строить это сооружение стали еще в далеком 2006 году. Первоначально планировалось, что движение по тоннелю начнется уже в 2009 году, потом грозились открыть его до конца 2011. А потом каждые полгода обещали, что буквально через 2-3 месяца работа будет закончена. В итоге, за 8 лет и 2.5 миллиарда долларов (вдумайтесь в эти цифры!) строители соединили две улицы на противоположных сторонах Ленинградки.




вид с Большой Академической улицы, заезжая в тоннель с правой стороны, машины выезжают из него с левой (это временное решение)

Алабяно-Балтийский тоннель вместе с развязкой Ленинградки и Волоколамки стал настоящим символом лужковской гигантомании и самым сомнительным мегапроектом столицы. Оценить масштаб и сложность всего мероприятия можно на приведенной ниже инфографике (с очередным несбывшимся оптимистичным прогнозом по времени).



Естественно, что когда только начиналась реконструкция Ленинградки, никто и не думал, что этот этот узел будет стоить таких безумных денег, а его строительство затянется на 8 лет. Если бы в 2006 кто-нибудь мог сказать во что все это выльется, то всей этой подземной громадины просто не было бы. Но это только задним числом все умны...

Кстати, когда Собянин в 2010 году возглавил столицу, перед ним встала непростая дилемма, что делать со всем этим подземным счастьем. Варианта было два:
1. бросить недострой и забыть о том, что в него к тому моменту уже было зарыто около 30-40 миллиардов рублей
2. закончить начатое, потратив из бюджета еще 40 миллиардов

Оба варианта не идеальны, но первый был совсем уж безумным: тоннель надо было бы закопать, что опять же встало бы в приличную сумму, а Ленинградка продолжала бы разрывать северо-запад Москвы на две части. Взвесив все за и против, было решено достроить тоннель (считаю, это решение правильным), сделав его частью Северо-Западной хорды. Кстати, рекомендую послушать мою беседу с Сергеем Чеботаревым, главным инженером НПО "Космос" , который как раз проектирует/строит данный узел. Он достаточно аргументированно обосновывает точку зрения, что альтернативы строительства тоннеля не было.


Ты смотри, они его все таки достроили!

Надеюсь, что таких дорогих мегапроектов в столице мы больше не увидим. Впрочем, я не хочу "вешать всех собак" на предыдущего мэра. В конце-концов амбиционные замыслы обходятся бюджету в круглую сумму не только в Москве, но и во всем остальном мире. Очень показательный пример  - запуск 13 километровой трамвайной ветки в Эдинбурге. Когда ее только начинали проектировать (2008 год), планировалось, что она обойдется всего в 550 миллионов фунтов стерлингов. Сейчас она стоит уже более 1 миллиарда £, то есть 120 миллионов долларов за километр! Обещают закончить в 2014 году.

За 6 лет и 1.5 миллиарда долларов англичане постоят аж 13 километров новых путей. А нам тут некоторые муниципальные депутаты рассказывают сказки, что всю Москву за три года можно опутать сотнями километров новых трамвайных линий.


долгое и дорогое строительство трамвайной линии в Эдинбурге, наверняка из-за Ротенберга

upd к трамваю. Любые транспортыне (и не только) мегапроекты стоят очень много денег. Пример с Эдинбургом приведен только с одной целью: чтобы в комментах не писали, что вместо одного тоннеля можно было проложить сотню километров новых трамвайных линий.

Но вернемся к Алабяно-Балтийскому тоннелю и Северо-Западной хорде.
Что мне нравится.

Проезжая часть расположена относительно далеко от домов. В следующем году будет комплексное благоустройство данной территории.


Дорога отодвинута от домов за счет разделительного газона. Естественно, старая проезжая часть будет демонтирована, а на ее месте появятся деревья и кусты.


В ноябре прошлого года это место выглядело так:


Согласитесь, что результат вполне приемлем, ведь никакой проезжей части не будет в двух метрах от домов.

Теперь, что не понравилось.
Проектировщики и строители как-то подзабыли про пешеходов. Где переходы-то? Я сначала даже не понял, почему эта девушка пошла навстречу потоку автомобилей. Оказывается, там "переход".



Быстро выяснилось, что довольно много народу шастает туда-сюда. Очередной переход:


Оригинально:

Бабулька с палочкой, когда узнала сколько ей придется идти до перехода, чтобы перебраться на другую сторону, была сильно обескуражена...

По проекту реконструкции, подземники, конечно, будут, вот только не очень понятно когда именно и как до их появления перебираться на противоположную сторону.

В заключение, по традиции привожу фото Большой Академической улицы до и после. Так было раньше:

фото из яндекс-панорам

Так сейчас


Тихая улочка, увы, становится широким проспектом. За все приходится "платить", в том числе и за массовую автомобилизацию...

Интересные посты по данной теме:
Проект организации движения по Северо-Западной хорде
Мои соображения на тему московских хорд
Оптимистический взгляд на проблему Северно-Западной хорды
Реконструкция существующих дорог vs строительство новых

Добавить мой журнал в друзья можно тут.




Проехал по тоннелю и не понял. Алабяно-Балтийский тоннель, вопреки названию, не имеет выхода на Балтийскую улицу. Это временно или так и останется?

Постоянно. Вот по одной из ссылок у тов. Шумского, есть во такая огромная картинка: http://img-fotki.yandex.ru/get/6516/185062298.0/0_a5dd7_2bfd47dc_orig

"А нам тут некоторые муниципальные депутаты рассказывают сказки, что всю Москву за три года можно опутать сотнями километров новых трамвайных линий. "
Ну и хорошо, что рассказывают, там более положительные примеры есть, линия Т3 в Париже и трамвай в Реймсе были отстроены как раз за 3 года. Восстановление линии до Сокола от Панфилова вообще менее чем за полгода было осуществлено. Причем и пути, и контактную сеть делали с нуля. Впрочем, я вообще не понимаю смысла выпада в сторону трамвая, ну разве что это тов. Мухортиков вписал, пока тов. Шумский отвлёкся.

(Deleted comment)
Бесшпальная технология имеет куда больше недостатков чем достоинств. Так что применять её нужно ограниченно в городе, в первую очередь там, где нужна малая строительная высота: над коллекторами, на путепроводах и в тоннелях.

Странно, почему нельзя было сделать двухполосный туннель?

Стоимость строительства 2 и 3-х полосного различается очень незначительно.

А жители-то чего такие неблагодарные стали, как думаете?

Район почему-то несколько отличается от известных всем средних цифр по Москве.

Вот из официальных итогов по Соколу:
Навальный - 37,3%
Собянин - 39,3%

:)

Edited at 2013-09-11 08:05 am (UTC)

Чем именно отличается? В центре Наваля вообще победил.

А сколько бы стоило засыпать тоннель 3 года назад? А превратить его в какой-нибудь аттракцион, оставив только достроенную часть и не копая новую?

Не, а чего, все правильно, чего тратить скажем 10 млрд чтобы его просто закопать, если можно потратить 40 на достройку и потом еще 20, когда окажется что закопать его все-таки нужно.


(Deleted comment)
Очередной проспект, который чтобы перейти придет наматывать кругами.... Да что там бабульке, я сокрушался сколько мне предстоило пройти по Ленинградке до перехода и потом вернуться по той же Ленинградке до нужного дома, только уже на другой стороне.

В общем против таких магистралей в черте города, на автомобилизацию пофиг, так как твердо убежден что надо развивать ОТ - не только метро, но и троллейбус и трамвай - они у нас застыли далеко в прошлом веке, что удивительно притаком бюджете Москвы и даже как-то стыдно перед иностранцами за архаичные троллейбусы и трамваи, сделанные по канонам начала ХХ века.

>даже как-то стыдно перед иностранцами за архаичные троллейбусы и трамваи, сделанные по канонам начала ХХ века.
Диагноз ясен. http://mymaster.livejournal.com/393736.html#cutid1

Очередная дорога, изуродовавшая район.

Да, давайте не стоить дорог. И жать в каменном веке вообще.
Дороги нужны! И их надо делать как можно больше!

Лучше бы выложили фото Балтийской улицы до стройки с бульварчиком и ту яму которая сейчас на ее месте.

Это тот "бульварчик", который в будние дни был заставлен паркующимися как угодно машинами?

у меня такой вот вопрос...

сколько не читал я про этот туннель, так и не смог понять, что мешало сделать эстакаду? Рассуждения про страдания трёх с половиной горожан с окнами на мост выглядят слишком нелепой отмазкой.

А Вы поживите с эстакадой под окнами. Когда днем и ночью шум, когда окно черным за неделю становится, когда открыть форточку во время сна ребенка нельзя, ибо кто-нибудь бибикнет и ребенок проснется.

Не упомянуто, что по тоннелю не будет ходит ОТ.

А Народного ополчения когда закопают, не в курсе, случаем? Ибо добраться до этого туннеля от Звенигородки пока проблемненько...

никогда она ж теперь часть хорды, так что еще лет через 8 :)

Александр, а я правильно понимаю что желание разгрузить мкад от фур с трекском провалилась? Ибо в любой будний день их там полным полно.

желание было не разгрузить мкад, а срубить денег на пропусках для фур, так что оно вполне удалось

Некоторые соображения про А-Б тоннель

Пока не хочу принимать никакую точку зрения относительно строительства Алабяно-Балтийского тоннеля и связанных с этим финансовых, экологических и качественных затрат. Просто хочу привести немного цифр относительно данного строительства. Когда-то "некоторыми муниципальными депутатами" была сказана фраза про сравнение строительства Алабяно-Балтийского тоннеля и строительства "Евротоннеля" под проливом Ла-Манш.
Протяженность:
Алабяно-Балтийский тоннель - 2 км.,
Евротоннель - 51 км.
Сроки строительства:
Алабяно-Балтийский тоннель - 8 лет,
Евротоннель - 7 лет и 5 месяцев.
Стоимость строительства (млрд долларов/км):
Алабяно-Балтийский тоннель - 40,
Евротоннель - 9,8.

Теперь просто некоторые мысли вслух.
Про неудобства, которые испытывали жители близлежащих городов никто говорить не хочет. А это ведь 8 лет стройки под окном в прямом смысле этого выражения, неудобств передвижения к дому и обратно.
Нанесен ущерб бизнесу, магазины которого располагались на Соколе, так как пассажиропоток снизился очень значительно. Думаю, что в разы (конкретных цифр у меня нет).
После открытия тоннеля никто не подумал о пешеходах, так как передвигаться на данный момент с одной стороны улицы на другую стало практически невозможно. И эта "ососбенность" проектирования и строительства является не исключительной только для Алабяно-Балтийского тоннеля. Например, до строительства Волоколамского тоннеля на пути от остановки "Гидропроект" до остановки "Улица Панфилова", что составляет 750 метров, было 3 подземных перехода, то есть через каждые 250 метров. Сейчас переходов всего два - в начале и в конце. Думаю, что никто не скажет, что людям, которые захотели перейти с одной стороны улицы на другую, стало удобнее.
И таких "особенностей" достаточно много. Конечно, ничего идеального нет, но и продумывать надо всё до мелочей, а не только на сегодняшний день.

P.S. Связка через железную дорогу на Соколе, да как и во многих других аналогичных районах Москвы, нужна. Но, не такими губительными затратами, которые произошли при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля и Север-Западной хорды в целом. Очень хочется надеяться, что таких масштабных строек больше не будет в Москве в ближайшие лет 30. А будет строительство именно новых, а не реконструированных, и небольших, но так очень нужных районных дорожных связок.

Re: Некоторые соображения про А-Б тоннель

я думаю, что тоннель в чистом поле (воде) имеет сниженное количество затрат из-за отсутствия необходимости решать земельно-правовые вопросы и переноса коммуникаций. строит над 3 другими тоннелями.