Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Как работают московские светофоры

Поверьте мне, вас ждет триллер поинтереснее хичкоковского.

Когда только Probok.net начинал свою деятельность, я столкнулся с парадоксальным обстоятельством - Центр организации дорожного движения (ЦОДД, в чью обязанность входит настройка светофоров) не может отрегулировать около 180 светофоров в столице. Потому что они ему не принадлежат (хотя, должны). Более того, эти светофоры вообще никому не принадлежат. Они бесхозные!

Единственный способ настройки таких светофоров - это установка нового и демонтаж старого. Наверняка вы неоднократно видели на улицах Москвы два светофора, один из которых работает, а другой нет.


Новый и бесхозный (проще демонтировать, чем настраивать) светофоры

Как я уже сказал, это не единичные случаи, а массовые. Хотите знать, как и почему так получается?



Все светофоры в Москве находятся в собственности города, в ведении Департамента транспорта. Но вот для 180 светофоров (имеется ввиду не одна мачта, а целый светофорный объект, с полным списком можно ознакомится тут.) – это не так. Столица ими не владеет и, следовательно, ЦОДД ими не управляет. Но что самое смешное, несмотря на все это, светофоры работают! Как такое возможно, расскажу на примере одного такого светофорного объекта, расположенного на улице Подольских Курсантов, д. 20 (находится тут).



Данный светофор построили в 1995 году одновременно с пивзаводом Эфес Пилснер. Кто именно его поставил, теперь уже неизвестно никому. Строители как-то его поставили, как-то запитали от ближайших столбов и как-то настроили. И с тех пор он как-то работал.

Несколько лет назад с участием светофора произошло ДТП. Нет, он не выбежал на проезжую часть, просто во время одной из аварий на этом перекрестке в него «влетела» фура и снесла одну из стоек. Тут и началось самое интересное. Центр организации дорожного движения не смог починить этот светофор, ибо как можно отремонтировать то, чего не существует? Нужно выделить деньги на ремонт, но ведь по документам в этом месте светофора нет. Значит и финансирования не будет (все разумно, иначе миллиарды рублей тратились бы на ремонт несуществующих светофоров). Однако светофор на этом перекрестке нужен. Особенно бетонному и пивному (оба находятся рядом) заводам. Грузовики туда и обратно идут нескончаемым потоком. Поэтому руководства этих двух предприятий договорилось друг с другом и починили за свои деньги светофор. После этого, решив, что теперь данный светофор принадлежит им, настроили его так, как им было удобно (естественно, наплевав на остальных участников движения). Впрочем, даже для себя настроить светофор оказалось не просто. Он постоянно ломался или работал через одно место.

Вот пример (вид с противоположной стороны, фото зимы 2013 года):

02
Светофор ламповый, постоянно перегорает

Сотрудники ЦОДД (те самые люди, которые отвечают за организацию дорожного движения) дважды пытались настроить светофор. Но… их каждый раз прогоняла охрана пивзавода. Еще раз прочтите по слогам: охрана пивзавода прогоняла сотрудников ЦОДД, которые пытались отрегулировать светофор.

Почему город не может взять на баланс данный светофор и отрегулировать его? Он же ничей – бери и настраивай. К сожалению, все не так просто, как кажется. Чтобы взять светофорный объект на баланс, нужен ПОЛНЫЙ пакет документов, включая точку ввода (подключение электричества). Вы наверное слышали, как тяжело подключиться к электросетям в Москве. Поэтому многие светофоры подключали по временным схемам, то есть черте знает как. И, естественно, что никаких документов даже не было. Раньше в центре было много светофоров, которые питались от ресторанов. Да что там, еще совсем недавно светофор у поворота в Зеленоград в прямом смысле работал от розетки в ближайшем гараже.

Возможен другой способ: можно официально признать этот светофор бесхозным, взять на баланс города и уже потом его настраивать или модернизировать. Однако это надо делать через суд, а это, как вы понимаете, процесс не быстрый (год-два), да и заниматься этим никто не хочет (ведь прибыли этот светофор не принесет). Есть и другая проблема. Может объявиться собственник данного объекта, который не станет передавать городу светофор, а будет использовать его для своих нужд (как я только что описал). И судись с ним еще несколько лет…

Быстрее и проще поставить новый светофор. На практике это выглядит так: сначала возводится новый светофор, потом демонтируется старый (см. первое фото). Этот процесс называется реконструкцией. Стоимость установки одного светофора 2-5 млн. рублей (в зависимости от сложности объекта). Как вы понимаете, привести в порядок старый (бесхозный) светофор много дешевле, но гораздо сложнее. Поэтому почти всегда поступают быстрым и простым способом. Но со светофором на улице Подольских Курсантов поступили иначе. В рабочее состоянии привели старый светофор. О чем зам.руководителя ЦОДД доложил главе Департамента транспорта. Однако это было не совсем правдой (см. следующее фото), о чем я несколько раз говорил Ликсутову. Собственно, мы постоянно ему жалуемся на неповоротливость ЦОДД, на неориентированность этой структуры на результат.


Какой свет горит на светофоре? Зеленый. Вот там слева можно увидеть его сигнал. А верхний и правый светофор, увы, не светят. Уверен, что именно из-за этого и случилось мелкое ДТП.

И вот Ликсутов назначил служебную проверку по проблемам, на которые мы указывали. Поскольку факты подтвердились, то был принят ряд кадровых решений:
- за невыполнение поручения уволен зам.начальника отдела ТСОДД-ЮГ Каменев О.В.;
- по заместителю начальника отдела ТСОДД-ЮГ Самоделову С.В. проводится служебная проверка с последующим принятием решения об увольнении;
- начальник отдела ТСОДД-ЮГ Копейкин О.В. переведен на должность заместителя начальника отдела;

- начальнику управления эксплуатации периферийного оборудования Косенкову В.И. объявлен выговор;
- заместитель руководителя ЦОДД Попов А.И. строго предупрежден.


Некоторые должностные лица действительно "получили по голове".

Вот такая история настройки одного светофора, которая длилась по большому счету аж 18 лет, к счастью, она закончилась победой сил добра.

Последняя по счету, но не по важности проблема – моральное и физическое старение светофорного объекта. Получили вы в свое распоряжение нечто 15-20 летнего возраста. И что с этим счастьем делать? Скорее всего, новые секции (право- и левоповоротные стрелки) повесить будет нельзя, так как разъемов для них не предусмотрено. Да и просто провести настройку будет затруднительно. Т.е. формально светофор работает, но внести даже малейшие изменения невозможно. Нужно менять всю электронную начинку… Это приблизительно тоже, что и взять старый советский телефон и пытаться заменой некоторых деталей превратить его в iPhone. Собственно, со светофором на Подольских Курсантов пошли именно этим путем.

Вот такая у нас пока Интеллектуальная транспортная система в столице. Какое уж тут дистанционное управление светофорами (например, организация "зеленой волны"), когда имеются ничьи светофоры, которыми управляют "пивзаводы". Радует то, что ситуация все же сдвинулась в нужном направлении.

Однако большинство светофоров все-таки находится в собственности у города и управляется Центром организации дорожного движения. Завтра я расскажу о них.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.




Tags: ИТС, светофор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →