Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Продолжаем разговор о работе московских светофоров

Светофоров в столице, кстати, не так много, как может показаться, около 2200 штук, причем 500-600 из них чисто пешеходные. По их количеству на площадь дорожного покрытия мы отстаем от Европы раза в 2-3. Казалось бы, полторы тысячи светофоров можно было бы взять и нормально настроить. Тем более что для этих целей существует целая структура - Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Многолетний опыт общения Probok.net с данной организацией по поводу настройки светофоров показал, что ЦОДД (за исключением нескольких героических человек) крайне неработоспособен. Если только нет четкого указания от главы Департамента Транспорта или Мэра.

Вы никогда не задавались вопросом, почему какой-нибудь очередной ужасный режим светофора долго не могут поменять? Потому что официальный срок реализации технического задания на регулировку - 6 месяцев! Шесть! Это при том, что такая работа обычно делается за день.

Служба эксплуатации ЦОДД воспринимает этот норматив как ориентир, поэтому регулировка светофора занимает никак не меньше 4-6 месяцев, установка новой стрелки длится полгода, а, если вдруг потребуется поменять контроллер (это такая будка со всякой электроникой, которая всем управляет), то это затянется на пару лет. Причем, как вы прекрасно понимаете, большую часть этого времени никто ничего делать не будет. Положено по нормативам стрелку вешать в течении полугода, вот за неделю до окончания этого срока приедет бригада к светофору и повесит дополнительную секцию. Но это в лучшем случае. А легко может так случиться, что для новой стрелки не хватает разъема и для ее установки надо менять весь контроллер. И все затянется еще минимум на год. А все потому, что у ЦОДД нет в запасе на складе ни контроллеров, ни секций, ни даже знаков, ничего...

Да что там автомобильные, в Москве практически не работают кнопочные пешеходные светофоры (правильное название: ТВП - табло вызывное пешеходное).

Пешеходов нет, а машины стоят...



Вот еще пример


А не работают кнопочные светофоры из-за технической ошибки в контроллере. Вернее, они функционируют, но исключительно в жестком режиме. Но люди-то этого не знают. Они подходят к переходу, жмут кнопку, видят, что зеленый не загорается, решают, что светофор на работает, и... идут "на красный".

К счастью, сейчас большинство таких светофоров оборудованы таймером с обратным отсчетом. Поэтому люди перестали бросаться под колеса автомобилей.



Но такой таймер сам некоторое время отправлял пешеходов на красный свет. Дело было на переходе у метро Третьяковская. Из-за очередной ошибки в контроллере, после того как обратный отсчет доходил до нуля, зеленый свет не загорался, а продолжал гореть красный. Таймер же начинал обратный отсчет заново. Пешеходы же, ориентируясь на таймер и видя ноль, начинали движение по переходу к большому удивлению и возмущению автомобилистов.

Мы обратились в ЦОДД с просьбой (не требованием, они там очень нежные, часто обижаются) в скорейшее время починить данный светофор. Нам было сказано, что для этого потребуется менять контроллер, на что уйдет минимум год (ну как же, конкурсные процедуры, 94 ФЗ). Тогда мы предложили отключить табло. На что получили ответ, что сделать они этого не могут, так как само табло работает без сбоев. А отключать исправно работающее устройство они не имеют права. Выключать же весь светофор они не будут. И вообще, ЦОДД не видит проблем. Пешеходы для перехода дороги должны ориентироваться на сигнал светофора, а не на какое-то табло. Им горит красный, вот и пусть стоят. Все правильно, вот только не понятно, зачем тогда нужно табло?! Несколько недель пришлось спорить, чтобы эту проблему устранили.

Скажу пару слов о контроллере. Здоровенный шкаф, который вы видите у каждого светофора - это он и есть. Его стоимость варьируется от 300 до 500 тр. Хотя снаружи он выглядит довольно внушительно, внутри... совок совком. Если сопоставить даже самый простой смартфон и светофорный контроллер, то сравнение будет, увы, не в пользу последнего. Хотя с каждым годом контроллеры становятся все лучше, до айфона еще очень далеко.


Цена контроллера вырастает из необходимости эксплуатации в разных погодных условиях, иметь антивандальную конструкцию и другие требования, которые обычно не предъявляются смартфонам.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидно, что поскольку у государственного ЦОДД возникают такие трудности даже с регулировкой отдельных светофоров, то о формировании полноценной интеллектуальной транспортной системы и говорить нечего. Да что там, если в городе 180 бесхозных светофоров, то о чем мы вообще говорим. Поэтому мэрия провела конкурс на создание ИТС. Выиграла его в начале 2011 года компания Ситроникс, подконтрольная АФК Система, первые результаты обещали представить уже в 2012 году. Сумма контракта, между прочим, 25 миллиардов рублей. Удивительно то, что ни Ситроникс, ни АФК Система в жизни не построили ни одну интеллектуальную систему, в отличие от того же IBM, который победить в конкурсе почему-то не смог.

Наверняка вы думаете, что частные фирмы эффективнее государственных организаций. Возможно и так, но прошло уже 2.5 года и где обещанная ИТС? Если раньше 300 светофоров были связаны системой "Старт", то сейчас в рамках реконструкции вылетных магистралей, они были "отрезаны" строителями от центра управления. В прямом смысле, были перерублены все кабели связи. Поэтому почти все светофоры в Москве работают в полностью автономном режиме.

Задачей АФК Система было создания единого центра управления, к которому постепенно будут подключаться все светофоры. Но даже реконструкция вылетных магистралей происходит без учета будущей ИТС. Да, да, в проектах реконструкции в принципе нет такого раздела. Не исключаю, что через время придется опять перерыть Варшавку и Каширку, чтобы тянуть оптоволокно для светофоров. Есть, конечно, радиоканалы, но всегда должен быть страховочный кабельный вариант.

Уже в конце 2012 года правительство Москвы начало разборки с подрядчиком из-за затягивания сроков выполнения работ, сменился даже глава Центра организации дорожного движения (говорят, что неудачи ИТС "повесили" на него). Но пока не было создано даже главного и первого элемента - центра управления (некого единого городского штаба). Он должен расположиться во 2-м Лесном переулке (здание ЦОДД).

Несмотря на то, что пост получился грустным, я верю, что система рано или поздно заработать должна. Не забудьте почитать начало светофорной темы во вчерашнем посте.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.




Tags: светофор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →