proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Продолжаем разговор о работе московских светофоров
proboknet
Светофоров в столице, кстати, не так много, как может показаться, около 2200 штук, причем 500-600 из них чисто пешеходные. По их количеству на площадь дорожного покрытия мы отстаем от Европы раза в 2-3. Казалось бы, полторы тысячи светофоров можно было бы взять и нормально настроить. Тем более что для этих целей существует целая структура - Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Многолетний опыт общения Probok.net с данной организацией по поводу настройки светофоров показал, что ЦОДД (за исключением нескольких героических человек) крайне неработоспособен. Если только нет четкого указания от главы Департамента Транспорта или Мэра.

Вы никогда не задавались вопросом, почему какой-нибудь очередной ужасный режим светофора долго не могут поменять? Потому что официальный срок реализации технического задания на регулировку - 6 месяцев! Шесть! Это при том, что такая работа обычно делается за день.

Служба эксплуатации ЦОДД воспринимает этот норматив как ориентир, поэтому регулировка светофора занимает никак не меньше 4-6 месяцев, установка новой стрелки длится полгода, а, если вдруг потребуется поменять контроллер (это такая будка со всякой электроникой, которая всем управляет), то это затянется на пару лет. Причем, как вы прекрасно понимаете, большую часть этого времени никто ничего делать не будет. Положено по нормативам стрелку вешать в течении полугода, вот за неделю до окончания этого срока приедет бригада к светофору и повесит дополнительную секцию. Но это в лучшем случае. А легко может так случиться, что для новой стрелки не хватает разъема и для ее установки надо менять весь контроллер. И все затянется еще минимум на год. А все потому, что у ЦОДД нет в запасе на складе ни контроллеров, ни секций, ни даже знаков, ничего...

Да что там автомобильные, в Москве практически не работают кнопочные пешеходные светофоры (правильное название: ТВП - табло вызывное пешеходное).

Пешеходов нет, а машины стоят...



Вот еще пример


А не работают кнопочные светофоры из-за технической ошибки в контроллере. Вернее, они функционируют, но исключительно в жестком режиме. Но люди-то этого не знают. Они подходят к переходу, жмут кнопку, видят, что зеленый не загорается, решают, что светофор на работает, и... идут "на красный".

К счастью, сейчас большинство таких светофоров оборудованы таймером с обратным отсчетом. Поэтому люди перестали бросаться под колеса автомобилей.



Но такой таймер сам некоторое время отправлял пешеходов на красный свет. Дело было на переходе у метро Третьяковская. Из-за очередной ошибки в контроллере, после того как обратный отсчет доходил до нуля, зеленый свет не загорался, а продолжал гореть красный. Таймер же начинал обратный отсчет заново. Пешеходы же, ориентируясь на таймер и видя ноль, начинали движение по переходу к большому удивлению и возмущению автомобилистов.

Мы обратились в ЦОДД с просьбой (не требованием, они там очень нежные, часто обижаются) в скорейшее время починить данный светофор. Нам было сказано, что для этого потребуется менять контроллер, на что уйдет минимум год (ну как же, конкурсные процедуры, 94 ФЗ). Тогда мы предложили отключить табло. На что получили ответ, что сделать они этого не могут, так как само табло работает без сбоев. А отключать исправно работающее устройство они не имеют права. Выключать же весь светофор они не будут. И вообще, ЦОДД не видит проблем. Пешеходы для перехода дороги должны ориентироваться на сигнал светофора, а не на какое-то табло. Им горит красный, вот и пусть стоят. Все правильно, вот только не понятно, зачем тогда нужно табло?! Несколько недель пришлось спорить, чтобы эту проблему устранили.

Скажу пару слов о контроллере. Здоровенный шкаф, который вы видите у каждого светофора - это он и есть. Его стоимость варьируется от 300 до 500 тр. Хотя снаружи он выглядит довольно внушительно, внутри... совок совком. Если сопоставить даже самый простой смартфон и светофорный контроллер, то сравнение будет, увы, не в пользу последнего. Хотя с каждым годом контроллеры становятся все лучше, до айфона еще очень далеко.


Цена контроллера вырастает из необходимости эксплуатации в разных погодных условиях, иметь антивандальную конструкцию и другие требования, которые обычно не предъявляются смартфонам.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидно, что поскольку у государственного ЦОДД возникают такие трудности даже с регулировкой отдельных светофоров, то о формировании полноценной интеллектуальной транспортной системы и говорить нечего. Да что там, если в городе 180 бесхозных светофоров, то о чем мы вообще говорим. Поэтому мэрия провела конкурс на создание ИТС. Выиграла его в начале 2011 года компания Ситроникс, подконтрольная АФК Система, первые результаты обещали представить уже в 2012 году. Сумма контракта, между прочим, 25 миллиардов рублей. Удивительно то, что ни Ситроникс, ни АФК Система в жизни не построили ни одну интеллектуальную систему, в отличие от того же IBM, который победить в конкурсе почему-то не смог.

Наверняка вы думаете, что частные фирмы эффективнее государственных организаций. Возможно и так, но прошло уже 2.5 года и где обещанная ИТС? Если раньше 300 светофоров были связаны системой "Старт", то сейчас в рамках реконструкции вылетных магистралей, они были "отрезаны" строителями от центра управления. В прямом смысле, были перерублены все кабели связи. Поэтому почти все светофоры в Москве работают в полностью автономном режиме.

Задачей АФК Система было создания единого центра управления, к которому постепенно будут подключаться все светофоры. Но даже реконструкция вылетных магистралей происходит без учета будущей ИТС. Да, да, в проектах реконструкции в принципе нет такого раздела. Не исключаю, что через время придется опять перерыть Варшавку и Каширку, чтобы тянуть оптоволокно для светофоров. Есть, конечно, радиоканалы, но всегда должен быть страховочный кабельный вариант.

Уже в конце 2012 года правительство Москвы начало разборки с подрядчиком из-за затягивания сроков выполнения работ, сменился даже глава Центра организации дорожного движения (говорят, что неудачи ИТС "повесили" на него). Но пока не было создано даже главного и первого элемента - центра управления (некого единого городского штаба). Он должен расположиться во 2-м Лесном переулке (здание ЦОДД).

Несмотря на то, что пост получился грустным, я верю, что система рано или поздно заработать должна. Не забудьте почитать начало светофорной темы во вчерашнем посте.

Добавить мой журнал в друзья можно тут.





много говорили, но почему то так и не создали этот центр управления.
правильная регулировка светофоров - это мощный инструмент для разгрузки
города!! на многих вылетных трассах сильно не хватает "зеленой волны".
а сейчас у каждого светофора свой контроллер со своей настройкой (одной! на все случаи жизни, времена года и ситуации на дороге).

Мое мнение:
- все светофоры должны управляться из единого центра с помощью компьютеров и операторов, подстраиваясь! под реальную! ситуацию на дороге в этот момент (обратная связь с помощью видеокамер и датчиков).
- все пешеходные переходы через дорогу более 3 полос (суммарно) должны быть надземными!
- разгельдяев из ЦОДД разогнать, сэкономленные деньги пустить на создание и развитие центра управления.

Ну учитывая, что у светофорного контроллера нет никакой связи с внешним миром, ничего удивительного, что настройка у него одна. Скажите спасибо, что хотя бы от времени суток длительность фаз научились подстраивать.
А вот идеями надземных переходов советую сходить в пешее эротическое путешествие.

Не думал если честно, что всё настолько печально (((

Это даже не печально это - ужас!

Будет новый центр управления или нет, но ЦОДДу хочется дать пинка и отнасекосить, чтобы оно вернулось в сознание. Контроллер по полгода менять. Это что, нормально?

Место проклятое (с)

Почему Ситроникс и АФК не внесли в список недобросовестных?

А, точно - связи в узких кругах никто не отменял, пожалуй кому-нибудь следует написать в ФАС.

---- пожалуй кому-нибудь следует написать в ФАС.

И в Спортлото.

(Deleted comment)
"мы его переизбрали"

Кто это "мы"? Я, как и остальные 80% населения, за него не голосовали.

СКОКА контроллер стоит?! 200К? Совсем охренели? Там электроники - от силы на пару тысяч. А вообще-то хватило бы одной

Про одну Вы загнули, предположим, но в 10-20 можно уложиться без проблем, это да.


А вот так вот светофоры с обратным отсчетом осваивают в подмосковье :)

Edited at 2013-10-01 08:14 am (UTC)

дебилы установщики, при установке перевернули линзу на 180 градусов:-)

"Дело было на переходе у метро Третьяковская. Из-за очередной ошибки в контроллере, после того как обратный отсчет доходил до нуля, зеленый свет не загорался, а продолжал гореть красный. Таймер же начинал обратный отсчет заново. Пешеходы же, ориентируясь на таймер и видя ноль, начинали движение по переходу к большому удивлению и возмущению автомобилистов."

- такая же фигня была на Петрозаводской улице, когда из-за этого пешеходы неосознанно буквально бросались под колеса авто.
Писал об этом в ЦОДД. Получил какую то невразумительную отписку.

это не ошибка контроллера. это работа АДАПТИВКИ!

этот "глюк" есть и ничего с ним сделать нельзя.
Т.к. если адаптивка решила потянуть транспортное направление, т.е. придержать пешеходов, она начинает накидывать секунды зеленому для транспорта.

ЦОДД тут абсолютно прав - не секунды являются критерием - идти не идти, а красный или зеленый горит.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Принцип следующий - стоят датчики транспорта, которые считают транспорт на входе и на выходе с перекрестка со всех направлений. Если датчики "видят", что где-то очередь растет, и другой контроллер (который связан с этим и стоит раньше) сообщает о том, что к нему идет пачка транспорта, то текущий контроллер "принимает" решение о том, что он будет тянуть это направление. Тут стоить отметить, что настройки всего этого добра очень сложны - есть множество критериев: длина очереди, кол-во прибывающего транспорта, освобождение направления, возможность "складирования" очереди, приоритет направлений и прочее-прочее.

Так вот,если решение принято, что будем тянуть направление, то начинаем тянуть, т.е. добавлять длительность зеленого сигнала для транспорта и "держать" красный для пешеходов.

Что происходит с светофором для пешеходов. Сам светофор, таймер, он НЕ получает сигналы о кол-ве оставшихся секунд до смены, он считает их на основании предыдущей информации. Т.е. он начинает считать, после 2-3 циклов с одинаковыми длительностями зеленого и красного. Внутри стоит микруха, которая считает.

И вот, он считает, 03,02,01 - и по идее тут должно пойти переключение, но фигу, адаптива накидывает зеленый транспорту - красный пешеходам, и естетсвенно, табло уже не считает, а просто горит красный человечек.

Сам принцип адаптивки, отрицает возможность правильного обратного счета, ЕСЛИ происходит смена длительности фаз.

Во всех странах, где есть адаптивы или вызывные фазы - Нидерланды, Германия и прочее - нет таймеров на светофорах.

Если эе брать общее кол-во циклов за сутки за 100%, то в среднем, такие "нестыковки" возникают на 20-25% циклов. В зависимости от нагрузки на УДС.

(Deleted comment)
Живу в бибирево - у нас такая же беда была, светофор отсчитывал до нуля и горел красным. Люди перли под колеса.
Видел заявку gorod.mos.ru от сознательного гражданина по этой проблеме.

Ответ:
Ликсутов М.С., исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Опубликовано 10 Сентября 2013 в 14:37
2
Проблема устранена
Заявка выполнена 07.09.2013 г. Данный светофорный объект включен в участок адаптивного управления движением. Для обеспечения безопасности пешеходов обратный отсчет времени отключается на период включения адаптивного управления светофорным объектом.

Хоть в сообщении не сказано, но табло отсчета отключили. Справились за неделю.
Значит могут когда захотят?

Мне кажется, в ЦОДД вообще ничего не считают и не настраивают. Убедился я в этом в очередной раз на примере светофора с Софийской набережной на Большой Каменный мост, когда в середине сентября там изменили цикл, и утром, где никогда не было пробки, пробки стали растяниваться на полчаса до Устьинского моста. Причем, ну ладно, не подумали - исправьте тут же. Так нет, 2 недели все так, сегодня первый день вернули назад. Вот оно - качество работы ЦОДД. И даже последконтроля кривых своих ручек не осуществляют.

Когда у меня в районе что-то происходит со светофорами,
а там все время что-то происходит, то таймер не работает, то красный мигает, то вообще не работает
я пишу на портал наш город и все чинят, иногда не с первого раза, но все чинят
Но конечно видно, что работают они очень медленно и линиво

Edited at 2013-10-01 11:42 am (UTC)

второй пример неудачный.
светофоры с разных сторон набережной, судя по всему, находятся в ведении разных округов-ЦАО и ЮВАО. на одном поставили табло отсчета, на втором почти через год. и регулируются они также.
из больших проблем района- следующий светофор на Госпитальном мосту. его отрегулировали так, что с этой весны ад и израиль полный. пробки в Центр до 22-23 ч.

Светофорное хозяйство по округам так четко не распределено

Конечно ЦОДД типичная государственная организация, которая не терпит критики и считает что права во всем. Это проблема в системе взаимодействия граждан и власти. Они не виноваты что они такие. Они по другому не умеют. Пока что.

?

Log in

No account? Create an account