?

Log in

No account? Create an account
Александр Шумский

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Славное сталинское наследие
proboknet
Сегодня обсудим причину, по которой возникли 8-10 полосные магистрали в самом центре столицы. Появились они в конце 30-х годов ХХ века согласно генплану развития Москвы 1935 года. Этот план подразумевал крупномасштабную перестройку столицы СССР, в ходе которой она должна была стать витриной, показывающей лучшие стороны социалистического образа жизни. В ходе этой "реконструкции" погибли такие памятники архитектуры как  Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, Красные ворота, Триумфальная арка, Храм Христа спасителя и много чего еще. Кое-что позже заменили новоделами, но согласитесь, что это уже не то...

Впрочем вернемся к магистралям в центре Москвы. Согласно генплану многие узкие улочки должны были расшириться до 30-40 метров и превратиться в широченные проспекты:


представлена схема только центральной части города. С полным планом можно ознакомится тут на сайте проекта retromap.ru

Начнем с главной улицы столицы Тверской/Горького. Вот так она выглядела до реконструкции. Да, да, это Тверская!



Неширокая проезжая часть и узкие тротуары не справлялись с потребностями все возрастающего населения. Улицу, конечно, надо было менять, но не расширять же до 10 полос (именно для этого и передвигали дома в тридцатые годы)!

Кстати, первоначально далеко не вся проезжая часть была отдана автомобилям. Посмотрите, какая была широченная разделительная полоса.

30-е годы Обратите внимание на отсутствие зеленых насаждения. Они появились, но существенно позже

Со временем машины отвоевывали себе все больше и больше места на дороге. Разделительная полоса становилась уже. Появились деревья и сохранились наземные пешеходные переходы (кстати, Probok.net предлагает вернуть их обратно).


50-е годы

А вот еще одна историческая фотография (2012 год). Исчезли не только деревья, но и скульптуры на домах (они-то кому помешали?).


Тверская перекрыта для проезда очередного кортежа

Вместо зеленых насаждений на тротуарах появились парковки для машин. К счастью, с прошлого года с этим безобразием стали бороться. Хотя совсем недавно тротуары выглядели так:



Широкая улица очень хороша для парадов, что раньше,


1947 год

что сейчас:


Но в нормальной жизни широкая магистраль упирающийся в Кремль - это полный абсурд!


Действительно ли нам жизненно необходима 10-полосная Тверская около Кремля?

Сейчас весь поток машин уходит на односторонний 10-полосный Театральный проезд (которому Probok.net и предлагает вернуть двустороннее движение). По генплану такого идиотизма не предполагалось, планировался более худший вариант... Красная площадь должна была превратиться в транзитную магистраль соединяющую Варшравское и Ленинградское шоссе (см. генплан)! Большая Ордынка, как и Тверская улица стала бы 8-полосной дорогой. А Храм Василия Блаженного планировалось снести как мешающий автомобильному движению!

Реализации этих планов помешала Вторая Мировая Война. Но в 1938 году для будущих автомобильных магистралей через центр Москвы успели построить/реконструировать три моста: Большой Устьинский, Большой Москворецкий, Большой Каменный. Вот они все три, справа налево.


Вы никогда не задумывались, почему Большой Устьинский и Большой Москворецкий мосты такие широкие, хотя с двух сторон ограничены узенькими улочками?

Большой Устьинский мост должен был стать продолжением Бульварного кольца на противоположную сторону реки. Будущая улица планировалась в месте сложившийся застройки (для чего под снос пошло бы множество исторических зданий и храмов). А замкнуться Бульварное кольцо должно было в том месте, где сейчас находится пешеходный(!) Патриарший мост (крайний слева на спутниковом снимке).

А вот еще один мост (Новоспасский) ведущий прямиком в жилую застройку (1938 году также подвергся кардинальной реконструкции). Он должен был стать участком Нового Бульварного Кольца. Но не сложилось.



На юге столицы Новое Бульварное Кольцо пошло бы по улицам Павла Андреева и Академика Петровского и пересекло бы Москву-реку в месте где сейчас расположен пешеходный Пушкинский (Андреевский) мост. На севере столицы кольцо один в одни совпало бы с современным Третьим Транспортным.

Генплан 1935 года предусматривал и создание еще одной окружной магистарали: Паркового кольца, полностью совпадающего с Малым кольцом Московской железной дороги. Оказывается, это Сталин был настоящим "властелином колец", а вовсе не Лужков, который просто воплощал в жизнь несколько измененный генплан 1935 года.

Вообще, наша любимая столица в ХХ веке развивалась довольно случайно-странным образом. Судите сами: генплан 1935 года полностью выполнен не был. Следующий генплан 1971 года за последние 20 советских лет тоже не успели полностью реализовать. Генплан Лужкова (2010 год) отправился в утиль вслед за самим градоначальником его утвердившим. Очень интересно каким будет новый план развития столицы и насколько он будет выполнен. Кстати, да будет вам известно, что нынешние хордовые магистрали не придуманы нынешними урбанистами, а позаимствованы из генплана 1971 года! Так и живем...

Но вернемся в середину ХХ века. После войны к генплану 1935 года решили не возвращаться, а то имели бы мы сейчас магистраль между ГУМом и Кремлем. Кстати, до 60-х годов на Красной площади осуществлялось автомобильно движение:

фото из книги "Москва. Планировка и застройка города. 1945-1957"

Сегодня из Большого Устьинского, Большого Москворецкого и Большого Каменного мостов со 100% нагрузкой работает лишь последний. Автомобили идущие сплошным потоком с Ленинского проспекта огибают Кремль и уходят на Тверскую и Театральный проезд. Именно сталинским генпланом заложен тот губительный транзитный трафик через центр столицы, который мы сейчас и наблюдаем...

Автомобильные корреспонденции в Москве устроены таким образом, что пробку под стенами Кремля можно лицезреть и днем и ночью в любое время года!



И не надо говорить, что раньше было не так. Все так же, только машин было поменьше.


отсюда

Конечно, нельзя думать, что реконструкция Москвы 30-х годов принесла исключительно вред. Совершенно очевидно, что старые улицы и мосты не справлялись со все возрастающими людскими и потоками. Поэтому перестройка была необходима. Вот например, старый Крымский мост. Очевидно, что его надо было реконструировать.

1936 год

И кстати, получилось очень неплохо:


1938 год. Сейчас никакого трамвая на мосту нет, все 6 полос движения отданы автомобилям. И при этом данное место давно исчерпала свою пропускную способность. Крымский мост - это самый узкий участок Садового кольца.


Но сейчас мы снова стоим перед выбором пути развития Москвы. Совершенно очевидно, что современная улично-дорожная сеть не справляется с нынешней нагрузкой. Собственно, у нас есть 2 варианта:

1. Сталинский. С превращением центральных (и не только) улиц в широкие магистрали, со сносом домов, закатыванием газонов и деревьев в асфальт и т.д.
2. Обуздание неограниченного автомобильного трафика в городе (особенно в центре).

Давайте сделаем правильный выбор!

UPD от chek_pipinda схема ул. Горького со всеми передвинутыми домами и новыми красными линиями:


и фрагмент фильма



Добавить мой журнал в друзья можно тут.




Мощные идеи были у тов. Сталина. Мне думается, что наш, многострадальный и еще кое-где сохранивший свою красоту, центр Москвы трогать нельзя. Главная проблема это связанность районов именно за ТТК. Вчерашний коллапс этому хорошее подтверждение, образовалась пробка на МКАДе (как пример уже 14.00 на внешке все стояло от Каширки и до Энтузиастов), после чего встало вообще всё, от машин желающих её объехать.

Edited at 2013-10-31 05:55 am (UTC)

Вывод какой? Надо строить и расширять дороги. А не сужать их и делать преграды в виде наземных переходов.

1-й вариант естественно лучше. Это правильный вариант развития современного мегаполиса.
А второй вариант это возврат к совку, когда машина была роскошью.

От некоторых ваших предложений веет варламо-кацовщиной, например вернуть наземные переходы, это полный бред. Широкие улицы должны быть оборудованы подземными переходами и никак иначе.
В парковке на тротуаре на Тверской не было ничего плохого.

дада, и магистраль по красной площади проложить

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А что, успешным москвичам в первом поколении на кредитопомойках и овцееб-карах вариант "все снести и сделать магистраль вдоль кремля" - самое то.

А для неработающих бездельников лучший вариант съузить все улицы, понатыкать деревьев и лавочек и сидеть на них ничего не делая.
Москва это центр бизнеса. Это город для работы и дел! Соотв в первую очередь надо думать об удобном и быстром перемещении по городу.

(Deleted comment)
центр внутри Садового, да и внутри ТТК оставить как есть. Пешеходные зоны и пр. - рюшечки, ничего принципиально не меняющие.
За пределами ТТК - закатать в асфальт пустыри и промзоны.
Какие еще варианты?

Я, как среднестатистический житель "Москвы между ТТК и МКАДом", собственно в центр без большой надобности не суюсь никогда. Это другой мир, в котором мне делать нечего. Пусть там Зяльт гуляет... Гулять предпочитаю где-нибудь поближе, работа, к счастью, тоже не в центре, так что в центр - только по делам, ну или в театры-музеи-зоопарк.

А вот по моей родной Москве, которая совсем не центр, а спальные районы, перемещаться стало мегасложно и геморно, знаете ли. Метро - только через центр, с парой пересадок, да еще и добраться до этого метро надо, машиной - стоять в бесконечных пробках (спасибо Собянину за выделенки, до них хоть как-то проехать можно было, теперь вообще пипец), наземный ОТ невменяем. И с каждым годом всё хуже и хуже становится.

Так что единственное собянинское телодвижение, которое несколько облегчит жизнь этой моей Москве - новые линии метро и, главное, ТПК - большое кольцо метро, которое позволит не ехать через центр, вообще не трогая этот анклав.

И то будет хз когда, ну и более-менее не в центре оно только на юге.

Edited at 2013-10-31 06:14 am (UTC)

Так айда пробивать трамвай)

Маразм и воровство, а не решение дорожных проблем.

Сейчас вообще без какого-либо плана реконструируют, расширяют. Отдельные куски громоздят без единой концепции. Стройка ради стройки. Сначала расширяют пробку, а потом начинают с ней бороться с удвоенной энергией.
Начали Можайское шоссе реконструировать: самая длинная эстакада, дорога вплотную к домам. Сейчас наблюдаем там адские пробки, которых никогда не
было. Заторы возникали только из-за аварий или перекрытия дороги для проезда "слуг народа".
Сначала надо было сделать нормальную развязку на пересечении МКАД-Минское шоссе и реконструировать Минское шоссе, а потом посмотреть, надо ли реконструировать Можайку. Теперь же организуют быструю доставку машин к узкому месту. Раньше гаишники специально 1-2 полосы перегораживали, чтобы поток уменьшить и хотя бы немного отрегулировать столпотворение у МКАД. Скоро этого сделать они не смогут.
Так одновременно с этой реконструкцией рассматривается вопрос о строительстве парочки ТЦ размером с "Еропейский": у м.Славянский бульвар (~150 тыкв) и на Можайке у МКАД (~200 тыкв). Одной рукой боремся с пробками, другой создаём их.
Ещё рассматривается вопрос строительства эстакады, связывающую Можайское и Рублевское шоссе от м.Славянский б-р к м.Кунцевская. НО! Эта эстакада
прямо очень здорово завязывает планируемый ТЦ "Славянка" и ТПУ "Кунцевская" с ещё одним "общественным пространством" примерно на 100 тыкв. А теперь посмотрим, кто будет строить "Славянку". Это "ТПС Недвижимость", которая принадлежит г-ну Ротенбергу. Почему-то я даже не сомневаюсь, что эстакаду будет строить "Мостотрест" (они же и Можайку реконструируют). Кто будет строить ТПУ "Кунцевская" и ТЦ у развязки на МКАД, думаю, никто не сомневается. За бюджетные деньги строят дороги к своим ларькам. За строительство дороги бабло срубили, ТЦ на них построили. Это же на Нобелевскую премию тянет!

ЗЫ. После начала реконструкции Можайского шоссе на ул.Рябиновая возникла постоянная пробка. Теперь начали расширять Рябиновую...

Edited at 2013-10-31 06:27 am (UTC)

Причем когда строили эстакаду на рублевке, умудрились сделать объезды так, чтобы не случилось коллапса. И его не случилось. Были затыки, но терпимо. Почему ж, бл**ь, на можайке так не сделали, почему там даже в 6 утра в субботу, пробки...
Ну а про тц у славянского вообще молчу...

Оставили бы Тверскую в покое, да и, вообще, центр.
Мне интересно, что скажет борец с пробками и житель Бирюлева на вопрос, когда Восточное Бирюлево с Западным соединят? Это же сразу и жителям этих двух районов и МКАДу полегчает.

Как только вместо овощебазы утвердят строительство БЦ, ТЦ и ТРЦ с блэк-джэком и шлюхами, сразу же и дорогу построят, и метро.

Хороший пост, но предложенные альтернативы абсолютно глупые.

скорее, глупые варианты развития дорожной сети. черное и белое, либо укатать все в асфальт, либо заставить прекратить пользоваться автомобилями. без полутонов, как будто школьник или студент говорит...

а что если подумать? да, нужно вводить ограничения на парковку. да, кое-куда можно сделать и платный въезд. но почему забывают о том, что нужно строить новые дороги? я убежден, что большинство проблем московского трафика - в том, что у водителей нет возможности альтернативного пути. нет связности районов, город разрезан на части промзонами, железными дорогами, и даже, не побоюсь этого слова, огромными и никому не нужными лесопарками. в результате все потоки сливаются в гигантские артерии, и любой затор на них - влечет коллапс всего трафика. кроме того, у города есть серьезные проблемы с вылетными магистралями. то есть их не надо расширять - нет смысла в этом. зато почему бы не рассмотреть вопрос о строительстве совершенно новых дорог в московской области? прорубить дополнительные трассы - и город поедет...

Крымский мост - это самое узкий участок Садового кольца.

Что-что?!

Обуздание неограниченного автомобильного трафика в городе (особенно в центре

Обуздание нового строительства нужно - сам транспорт тогда уйдет.


Вот отличная схема ул. Горького со всеми передвинутыми домами и новыми красными линиями:

Спасибо, Александр! Очень познавательно про генпланы, не представлял, какая напасть Москве угрожала. Кстати, выходит, что Новый Арбат как раз не Брежневым придуман, а взят из этого генплана 35-го года.

При Хрущеве реализовали.

Товарищ Сталин знал толк в насильственном насаждении своих идеалов. Но в данном конкретном случае я его поддерживаю. Иногда с болезнью можно справится лишь заменой органов на новые.

Начать надо с мозга.

Тверская - Моховая хоть как-то едут, в отличие от остального центра.

Тверской мешает светофор у Белорусского

Связанность районов решается не строительством автобана, а всего лишь улицей максимум по две полосы в каждую сторону. У нас есть деньги на огромные махины, но нет денег построить эстакаду или тоннель, связав две параллельные дороги, идущие вдоль ж/д. Очень много проблем решается строительством небольших капилляров и нормальной организацией движения, а не прокладкой артерии.

В конце статьи предлагается сделать выбор. А где голосовалка?

А выбор как обычно сделают без нас. Демократия)