proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Эффективен ли московский трамвай?
proboknet
Очень часто от многих людей можно услышать критику в адрес трамвая и рассуждения о его неэффективности. Самое распространенное предложение о  его "модернизации"  - это его замена на автобусы (им не требуется контактная сеть, они могут объезжать аварии и т.д., короче одни сплошные плюсы). Давайте же разберемся в вопросе: эффективен ли трамвай или нет. Причем для анализа мы возьмем не легко-рельсовый транспорт где-нибудь в Европе, а наш родной московский трамвай со всеми его недостатками.


transphoto.ru


Московская трамвайная сеть насчитывает в данный момент 185 километров линий. По ним курсируют 42 маршрута, которые перевозят 855 тысяч пассажиров. Не сложно посчитать, что в среднем одним трамвайным маршрутом ежедневно пользуются около 20300 пассажиров.


карта московского трамвая

Для сравнения, 700 московских автобусных маршрутов перевозят ежедневно около 3.3 миллиона пассажиров. То есть на один маршрут приходится 4700 пассажиров. Это значит, что автобусы в среднем в 4 раза менее эффективны трамвая! В этом нет ничего удивительного.

Трамвай – вид наземного транспорта, обладающий наибольшей провозной способностью.
Больше всего людей перевозит трамвай №17, (70 тыс. пассажиров в сутки). Самый большой пассажиропоток у автобуса - 35500 пассажиров в сутки (маршрут №605). Причем надо отметить, что этот маршрут практически целиком обслуживается автобусами особо большой вместимости, а интервалы в часы-пик составляют 3-4 минуты. То есть достигнут максимум провозной способности. 17 трамвай перевозит вдвое большее количество пассажиров, и это при том что на линии работают исключительно одиночные вагоны.



Вообще, московские автобусные маршруты, которые перевозят более 25 тысяч пассажиров в сутки, уже считаются пассажиронапряженными (кстати, таких насчитывается не более десятка). Для трамвая же такой пассажиропоток - норма. Рекорд, как я уже упоминал - 70 тысяч пассажиров! Очевидно, что автобус физически не может осваивать те потоки, которые обслуживаются трамваем.



А что будет, если все-таки трамвай заменить автобусом?

Во-первых, это не всегда технически возможно. Трамвай в отличие от любого другого вида наземного общественного транспорта имеет постоянный габарит и постоянную траекторию движения. Именно это позволяет трамваям легко разъезжаются на узкой улочке шириной 6 метров и никогда там не сталкиваться. Минимальная ширина улицы для двустороннего автобусного движения - 10,5 метров. То есть, очевидно, что во многих местах из общественного транспорта ничего кроме трамвая ходить вообще не может.



Во-вторых, замена трамваев автобусами приводит к падению пассажиропотока. Во время ремонта путей, движение по трамвайным линиям закрывается, а в качестве компенсации запускаются автобусы. Так вот пассажиропоток этих замещающих маршрутов никогда не превышает 50% от того, что перевозил трамвай. То есть, как только трамвай заменяют автобусом - пассажиропоток падает минимум в два раза.

Есть примеры, когда маршруты трамвая заменялись автобусами на длительное время. 30 лет назад трамвай №10 (Останкино-Сокольники) заменили автобусом №239. В результате все время пассажиропоток неуклонно снижался, из-за чего уменьшалось количество работающих автобусов, зато увеличивались интервалы. Одновременно с этим росло число жалоб от жителей, просивших возвращение именно трамвайного маршрута. Ждать пришлось долго, но с 1 сентября этого года маршрут трамвая Останкино-Сокольники был восстановлен под номером №25. И, о чудо! Маршрут еще не успел нормально раскататься, а возит уже больше, чем возил автобус, который, кстати, никто даже не отменял!


фото gre4ark

Другой пример - Лесная улица. Тут тоже был трамвай, потом его сняли из-за того, что на месте разворотного кольца построили офисное здание.

0_dd00c_321eb61a_XXL

Трамвай, конечно, заменили автобусом. В результате пассажиропоток не просто упал, он почти исчез. Год назад трамвайное движение восстановили. Сейчас трамвай на Лесной возит в три раза больше людей, чем обслуживал автобус.


трамвай на Лесной улице (transphoto.ru)

Наверняка у некоторых возникнет вопрос: так может тогда сохранить те линии трамвая, которые имеют большой поток пассажиров, а малоиспользуемые, наоборот, закрыть? Нет, делать этого нельзя ни в коем случае! Дело в том, что даже небольшая малоиспользуемая линия повышает эффективность работы и связанность всей сети в целом. Если их закрыть, то снизится пассажиропоток и на востребованных линиях, а значит, эффективность всей сети уменьшится, чего допускать нельзя. Посмотрите на пример условного города Н., где закрытие линий с маленьким пассажиропотоком приводит к постепенной деградации всей трамвайной системы:





Как вы видите, это привело к снижению общего количества перевозимых людей. А значит возникает соблазн закрыть следующую линию ставшую неэффективной. Что и делают. И так до тех пор, пока трамвая в городе не остается. Приблизительно по такому механизму губили трамвайные системы как у нас в России, так и во всем мире.

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод, что московский трамвай, во-первых, востребован и необходим, а во-вторых, даже линии с небольшим пассажиропотоком закрывать нельзя. Наоборот, нужно подумать о том, как сделать столичный трамвай более эффективным. Но об этом в следующий раз.

Материал для поста подготовлен участником проекта Probok.net chek_pipinda. Добавить мой журнал в друзья можно тут.



А где Илья? Вот сейчас придет и всё про трамвай расскажет!
Я на трамвае в гараж езжу. Удобно.
Только вот уже 2 раза писал, чтобы сделали нормальный пешеходный переход на конечной... один раз просто отписались, в следующий раз сказали, что этим летом (а может осенью?) сделают... пока ничего не сделали. А люди продолжают бросаться под машины.

Да потому что трамвай посередине дороги это идиотизм.
Трамвай должен быть сбоку от дороги чтобы высаживать пассажиров на остановку,а не под колёса автомобилей.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А можно увидеть методику подсчета пассажиропотока. Я как не посмотрю на трамваи в своем районе на Абельмановской площади, так все пустые даже в час пик ездят. Пассажиропоток есть только от Пролетарки до Павелецкого ибо там надо просто мост переехать.

Они там ездят пустые потому что пути на Кожевнической улице не обособлены и трамвай легко встает

Осталось только понять, почему уже в наши просвещенные дни трамвайную линию по Новокузнецкой улице и Бульвальному кольцу при реконструкции опять строят на деревянных шпалах. Несмотря на весь остальной дорогой антураж - бетонные плиты сверху, резинки около рельсов, гранитную плитку для пассажиров и пешеходов, это всё разболтается до состояния торфяной узкоколейки за 2 года

Edited at 2013-11-01 05:19 am (UTC)

Все трамвайные пути, которые будут закрыты асфальтом/плиткой и тп сооружаются на деревянных шпалах, тк они не требуют обслуживания в течении срока эксплуатации

Подводя итог вышесказанному - все эти плюсы меркнут и бледнеют перед фактом крайне частых поломок этого замечательного ОТ. В студенческие времена, когда еще приходилось пользоваться ненавистным от, помню поломки случались достаточно часто. И естественно весь парк в обе стороны вставал и вез только самих себя)))

Так что это все конечно хорошо, при условии идеального качества подвижного состава. Те выбросить весь хлам, которые ездит сейчас, и сделать нормально - не забивая кувалдой резьбовые соединения.

Блог Шумского взломан, теперь его ведет Кац

Edited at 2013-11-01 05:24 am (UTC)

+100500 тоже возникло такое ощущение

Жаль что нет данных по различным коэфициентам.
Интересен коэфициент сменяемости пассажиров на трамвае по Лесной, 17, 25

(Deleted comment)
Отвечаю - такой подмены нет. Вот несколько примеров.
Замена трамвая автобусом при ремонте путей в Строгино. Трамвай в Строгино выполняет одну забавную функцию - он везет людей через мост без пробок, поэтому даже те, кому трамвай не очень удобен в плане расположения всё равно ходят на него. После замены последнего на автобус, преимуществ не остаётся, люди уже целенаправленно на заменяющий автобус не идут, поток на маршруте как-бы упал.
Лесная улица.
Оттуда с конечной каждые 5-7 минут какой-нить трамвай да уходил. Причём бывало уходила 7-ка, которая везла куда-то далеко. Всё это дело заменили на автобус с интервалом в 20-30 минут, который в последствии ещё стал останавливаться непонятно где. Причём его маршрут покрывал трассу 19-ого почти всю, а вот с 7-кой имел только маленький общий кусок. Разумеется, пассажиры разбежались.
Пустили 9-ку с интервалами бывшего 19 - народ опять пришёл, всё нормально.
А пассажиропоток распределился.

(Deleted comment)
Убогий подвижной состав, не менее убогое рельсовое хозяйство сами по себе дискредитируют этот в общем то неплохой вид транспорта. Предвкушаю следующий пост - давайте вернем все линии, что были? И это будет ошибкой, аналогичной выделенным линиям. Т.е. они, конечно, нужны. Но не такие и не там.

там где трамваи идут по центру дороги их надо убирать.
это высшая степень идиотизма делать трамвай по центру дороги и высаживать пассажиров прямо под колёса автомобмилей.

Вот на 17-м маршруте всё правильно сделано, все маршруты должна быть такими!

Там, где трамваи идут по краю дороги, их нужно выдвигать в середину и делать посадочную миниплатформу. Это идиотизм - заставлять трамвай интерферировать с съезжающими-выезжающими.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Если бы ещё трамвайные рельсы не создавали пробки везде, где есть пересечение с ними...
А то ведь у нас как ни перекрёсток с трамваем, так скорость проезда автомобилей уменьшается до 10-20 км/ч, пропускная способность перекрёстка падает не в два раза, а, как минимум, на порядок. И таких перекрёстков на пути следования одного трамвая - масса.

какие-то цифры удивительные прям
убрали трамвай, пустили автобус - исчезли пассажиры
вернули трамвай - вернулись пассажиры
напрашивается очевидный вопрос:
а где они были, пока трамвая не было?
пешком ходили в знак протеста?
ооочень большой скепсис у меня по этим "подсчётам".

Пассажиропоток падает и появляется не сразу - за полгода/год/два. За это время можно поменять работу (из-за транспортной доступности), переориентироваться на другие магазины/рынки/парки/и.т.д. Поменять маршрут - не ездить крюками на метро (так делают больше людей, чем вы думаете), а экономить время и силы и воспользоваться прямым трамваем.

На этом 239ом автобусе автобусный парк вообще последнее время саботаж устраивал. Он ходил по расписанию, и регулярной практикой был невыход очередного автобуса на линию. Очередной по расписанию автобус просто не приезжал в назначенное время, и это при том, что они ходили где-то раз в полчаса. Естественно, что на нем никто не ездил. Надо полагать, трамвайное депо такого себе не позволяет.

Edited at 2013-11-01 06:09 am (UTC)

А пассажиры при том молчали и не жаловались никуда, тем самым способствуя тому, что парк клал болт на маршрут.

(Deleted comment)
Трамвай - самый ужасный вид ОТ в Москве, и один из источников пробок. Решение транспортной проблемы Москве невозможно без полной ликвидации существующих трамвайных линий.

тролль детектед

Тема не раскрыта.

Во мнению автора, когда трамвай заменяют автобусом, пассажиры что делают?

В знак протеста вместе с кондуктором и вагоновожатым ездят на такси, но в автобус не лезут принципиально?

Наверно потому что автобус новый, не дребезжит и едет плавнее. Нет в нем советской романтики и жетских сидушек, обтянутым дерьмонтином еще в честь XX-сьезда партии.

Покажите мне в Москве линейные вагоны с сидушками, обтянутыми дермантином в честь ХХ съезда.

Из всего того, что написано, вообще ничего не следует.
Кто считал? что читал? Когда считал?
Ничего не понятно. Одни голые утверждения.
Почему были неэффективны автобусные заменители? Где анализ причин неэффективности?
Ничего нет.
А может причина была в классической мудацкой (пардон) реализации маршрута ответственными лицами, как это часто бывает?

Зы: в босоногом студенчестве пользовался я одним трамвайным маршрутом. Номер уже не помню, помню очень странный был маршрут, но мне подходил тогда.
Так вот пользовался я им только потому, что народу в нем никогда не было. Всегда пустой ходил.</p>

А еще трамвайная секта умалчивает о том, что при развитии трамвайного движения растет штат стрелочников и прочего спецконтингента.
Помню мой друган подрабатывал по ночам стрелочником.
В его обязанности входила периодичесткая чистка стрелок от снега, мусора, листьев итд. Но поскольку он был классическим студентом, забивал на все, а в будке той мы калдырили частенько ;-))))


Про "кто считал" - есть такая штука - АСМ-ПП. Дальше - в гугл.

?

Log in

No account? Create an account