proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Если бы главой Дептранса Москвы был "я"
proboknet
Практически каждый человек в нашей стране считает себя большим специалистом в одной из двух областей: в медицине или в футболе (полные гении разбираются сразу в двух вопросах). В последнее время появилась новая категория людей - специалистов в транспорте и урбанистике. Многие искренне считают, что прочитать пару книжек и послушать одну лекцию про устройство городов вполне достаточно чтобы управлять Москвой, ну или по крайней мере точно знать, что надо сделать, чтобы полностью избавить столицу от транспортных проблем.

Большинство советов, которые вы давали главе Дептранса на прошлой неделе, являются или заведомо невыполнимыми или противоречащими друг другу. Например, половина жителей выступает за массовое строительство дорог и многоуровневых паркингов, а другая хочет максимально ограничить  автомобилепользование и сделать упор на развитие общественного транспорта. Очевидно, какую бы из этих двух стратегий не избрали власти столицы, противниками их политики будет являться значительная часть москвичей. Что ни делай, всегда будут недовольные. Причем, голоса критиков будут звучать гораздо громче, чем людей, поддерживающих власть. Последних еще и будут обвинять в продажности режиму... Зато любой противник власти будет представляться защитником "обездоленных".

Но скажите, как можно всерьез рассматривать претензии уважаемого dolboeb? Почитайте:
Неделю назад отпустил шофёра в отпуск по его семейной надобности, и близко знакомлюсь теперь с организацией общественного транспорта в Белокаменной (отсюда).
Естественно, какой бы хороший ни был общественный транспорт, он будет менее комфортным, чем персональный автомобиль с водителем. Поэтому, порой чиновнику остается просто делать то, что он считает правильным, не обращая внимания на критику .

Лично я, чем больше узнаю о том, как устроена жизнь в Москве, тем больше понимаю, что транспортные проблемы столицы нельзя решить одним кавалерийским наскоком. Или, как сказал Сократ: Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. Как человек, регулярно общающийся с людьми ответственными за решение транспортных вопросов, попробую вам объяснить видение проблем "сверху" и способы их решения. Обращаю ваше внимание, что я лишь описываю чужую точку зрения, а это не значит, что я ее полностью разделяю.

Теперь представьте, что сегодня вы проснулись главой Дептранса и перед вами предстали все транспортные проблемы столицы. Москва завязла в десятибальных пробках. Что делать, за что браться в первую очередь?


пробки на дорогах


Очевидный ответ на данный вопрос - это строить новые магистрали, развязки, тоннели, эстакады, и т.д.. Тем более, что Москва характеризуется низкой связанностью и маленькой плотностью улично-дорожной сети. Однако новое строительство не приведет быстро к желаемому результату. Во-первых, это очень долгий процесс. А, во-вторых, на новые дороги выедут новые автомобили. И через несколько лет в ежедневных пробках будут стоять уже не N миллионов, а N+N' миллионов человек. Я уж не буду говорить о все растущей группе жителей, выступающих резко против строительства хорд и реконструкции вылетных магистралей (например, вспомните сколько было противников перестройки Ленинского проспекта).

Разрубить гордиев узел не получается...
Тогда приходится садиться за выявление и анализ причин имеющихся проблем. Большинство людей вынуждены совершать маятниковые миграции из спальных районов в центр города на работу и обратно. Нужно создавать новые рабочие места (перемещать уже существующие) вблизи к спальным районам. Вы же понимаете, что это не касается сферы деятельности Дептранса. Можно лишь правильной транспортной политикой заставить сдвинуться рабочие места ближе к окраинам.

Вне компетенции Дептранса находится и предложение о запрете строительства нового жилья в Москве, уменьшения этажности в столице и области и т.д. Это просто нереально. Недавно Марат Хуснуллин обмолвился, что слишком много нового доступного жилья в столице вредно. Ибо это может привести к росту населения мегаполиса еще на 5 миллионов. То есть надо как-то снизить доступность жилья. Так его после этих слов тут же "в асфальт закатали", как врага народа. Так что новые дома будут возводиться, а население Москвы будет расти.

Придется решать проблемы исключительно в транспортной области
Это и разработка новой маршрутной сети наземного общественного транспорта, и строительство метро, и объединение подземки и внутригородских пассажирских железнодорожных перевозок в единую систему. Должен вас обрадовать и огорчить одновременно. Все эти идеи уже реализуются Департаментом транспорта. Но, увы, процесс это не быстрый.

Probok.net потратил два года на согласование демонтажа неиспользуемых ж/д путей на 5-Магистральной улице. А тут речь идет почти об объединении с РЖД. Очевидно, что быстро такие дела не делаются. А о предложении "отжать" железнодорожные пути в пользу города даже говорить смешно. Проще и безопаснее у голодного тигра голыми руками кусок мяса отнять, чем хоть что-то у железнодорожников взять. Спасибо, что московские власти договорились об организации пассажирского сообщения по Малому кольцу железной дороги.

Метрополитен в Москве строится самыми быстрыми темпами, какие только возможны. Желания копать тоннели еще быстрее, ничего не даст.

Разработка новой маршрутной сети общественного транспорта идет полным ходом. В частности, новый глава Мосгортранса Евгений Михайлов всерьез занялся данным вопросом. Надеюсь, в скором времени нам представят первые позитивные результаты.

Отмена турникетов в автобусах, трамваях и троллейбусах
Дептранс уже приступил к их постепенной ликвидации. Первый опыт отмены турникетов на семнадцатом маршруте трамвая проходит довольно успешно. Так что со временем, очереди перед передней дверью трамваев уйдут в прошлое. Однако сразу отменить турникеты во всем наземном транспорте нереально. И виноваты в этом во многом сами пассажиры. Не будет турникетов - никто не будет оплачивать проезд в ОТ. А бороться сразу с миллионом "зайцев" не возможно.

Если сейчас Мосгортранс хоть как-то сводит свои финансовые концы с концами, то после отмены турникетов он сразу станет банкротом. И его придется спасать вливаниями из бюджета. Проще уж тогда сразу сделать наземный общественный транспорт бесплатным. Однако при кажущейся разумности, данная идея приведет к полному коллапсу системы городских пассажирских перевозок. Ибо, что не имеет цены, не имеет и ценности.

Допустим наземный общественный транспорт стал бесплатным для пассажиров. Это означает, что город должен ежегодно давать Мосгортрансу около одного миллиарда евро для поддержания его на плаву. И, при этом, не будет никакой возможности проконтролировать его работу. Никто же не станет валидировать билеты, да их и не будет - проезд же бесплатный. А без контроля, качество услуг станет уменьшаться. Жалобы пассажиров никто всерьез воспринимать не будет. Как говорится: даренному коню в зубы не смотрят.

Через непродолжительное время жители начнут возмущаться растущими интервалами в движении и пересаживаться на маршрутки и личные автомобили. Зато руководство Мосгортранса будет рапортовать о все возрастающем количестве пассажиров. А город будет оплачивать все это безобразие.

Довольно быстро жители Москвы разделятся на три группы:
1. Автомобилисты, считающие ниже своего достоинства ездить на быдловозках.
2. Пассажиры маршруток.
3. Малоимущие, пенсионеры, студенты, безработные и все остальные, кто не может купить машину, или хотя бы оплатить проезд в маршрутке и вынуждены пользоваться бесплатными услугами Мосгортранса.

Естественно, первые две категории будут крайне недовольны, что бюджетные (то есть их, как налогоплательщиков) деньги уходят на перевозку нищих и безработных. И будут требовать уменьшить финансирования городских перевозок. Его снизят. Автобусы станут ходить еще реже и из наземного общественного транспорта исчезнут последние приличные пассажиры. А уж в какой бомжатник превратится метрополитен, если в нем убрать турникеты, я даже думать не хочу. В итоге, общественный транспорт будет практически уничтожен, а вместо решения транспортных проблем, мы их только усугубим.

Лечение запущенной болезни никогда не будет быстрым и простым
Хотя Департамент транспорта искренне пытается улучшить ситуацию с перевозкой людей, заметных результатов скоро ждать не приходится. А жители требуют решения проблем здесь и сейчас. И одно из лекарств было найдено. Это платные парковки.

Департамент транспорта наконец посчитал, сколько автомобилей ежедневно ездит по Москве (кстати, до Ликсутова никто даже приблизительно не знал данную цифру!). Для этого потребовалось обвешать весь город камерами. Оказалось, что по столице каждый день перемещается почти 3 миллиона уникальных машин, что вызывает 9-10 бальные пробки. Летом, когда многие находятся в отпусках и уезжают из Москвы, количество машин на дорогах уменьшается до 2.5 миллионов, а пробки заметно сокращаются. Поэтому в Департаменте транспорта решили убрать из столицы полмиллиона "лишних" автомобилей. Ликсутов уже неоднократно заявлял об этом.

Для уменьшения количества транспорта на улицах Москвы, решено повысить стоимость автомобилепользования за счет введения платной парковки, штрафа и эвакуации за стоянку в неположенном месте (штраф ведь тоже можно рассматривать как разновидность платы за парковку). Таким необременительным для бюджета города способом Дептранс и уменьшает количество машин на улицах столицы. Несколько раз заплатишь 3 тысячи рублей за стоянку "под знаком" и в следующий раз поедешь по делам на общественном транспорте, а не на личном.

Такая стратегия быстро принесла свои плоды. Количество людей, приезжающих в центр Москвы на автомобиле, снизилось. Скорость движения внутри Бульварного Кольца (где введена платная парковка) повысилась. Уже до конца этого года зона платной парковки распространится до границ Садового Кольца. Еще раз повторю, что платная парковка вводится не из-за желания содрать денег с обездоленных автомобилистов, а для корректировки количества машин, перемещающихся по городу.

Именно поэтому я поддерживаю введение платной парковки в центре. Меня смущает только один вопрос: куда денутся люди из машин? 500 тысяч автомобилей - это 600 тысяч человек даже при минимальной наполняемости машины в 1.2 человека. Все эти люди станут пассажирами общественного транспорта. В метрополитене прибавится 1.2 миллиона пассажиров, в наземном ОТ несколько меньше (один москвич в день совершает сразу несколько поездок, если выбирает общественный транспорт, это, так называемая, мультимодальность).

Сейчас подземка перевозит 8.5 миллиона пассажиров в рабочий день. Уже не все с первого раза могут попасть в вагон поезда.

пробки в метро

Что будет, после увеличения пассажиропотока в метро еще на 14%? С 11 утра до 5 часов вечера подземка легко "переварит" дополнительных людей. Рано утром и поздно вечером тоже. А в часы пик, боюсь, что уже нет. Так что, я пока бы повременил с массовой пересадкой автомобилистов в ОТ.

Чтобы делал лично я на посту руководителя Дептранса?
Практически все то, что сейчас уже делает Максим Ликсутов, но с несколькими дополнениями. Помимо того, чем я уже занимаюсь в рамках проекта Probok.net, вижу еще несколько первоочередных задач.

1. Платную парковку (после Садового кольца) я бы вводил не по территориальному принципу, а в местах повышенного спроса со стороны автомобилистов. Необходимость точечной платной парковки легче принимается жителями, чем "ковровая" по всей территории внутри ТТК или в Чертаново.

2. Эвакуация только тех автомобилей, которые действительно мешают проезду. А не кого попало всех подряд. Причем машины с тротуаров и пешеходных переходов должны убираться в первую очередь.

3. Ревизия всего парковочного пространства в городе. Если машина стоит под знаком и не мешает проезду, то разумнее не штрафовать водителя, а убрать знак. Или ввести платную парковку, если спрос в данном месте большой.

4. Строительство локальных связок и эстакад через железные дороги. Это находится вне компетенции Дептранса. Но я бы на каждом совещании в мэрии "выносил мозг" по этому поводу людям, ответственным за строительство. Не за два месяца, но за пару лет можно сильно увеличить связанность улично-дорожной сети.

5. И, если уже давать волю фантазии, то я бы предложил соединять ветки метро не только в центре, но и на окраинах. Тогда даже удаленные районы станут транспортно доступными и там резко возрастет деловая активность. Например, в Бирюлёво никто не построит современный офисный центр с высокотехнологическими рабочими местами, потому что туда никто не доедет. А транспортную инфраструктуру в районе никто не развивает, потому что туда никто не едет. Замкнутый круг получается. А ведь можно легко превратить многие отсталые районы в передовые. Но это лишь фантазии...


из всего желаемого разнообразия новых линий метро и дорожных связок планируется к строительству только одна - соединение улиц Подольских Курсантов и Элеваторной

Сразу скажу, что это просто 5 тезисов, а не мое видение полноценной стратегии транспортного комплекса. Ну и самое главное, забыл сказать, что, если бы вы стали главой Дептранса, то завтра же в интернете у вас появился свой персональный Евгений Шульц. Я ни в коем случае не говорю, что он делает это за деньги, просто всегда найдется абсолютно идейный противник, который будет лично вами недоволен и постоянно критиковать. Впрочем, если вы вдруг станете заммэра по строительству, то уже обязательно найдется свой Кац, который также будет вас полоскать направо и налево.

Всем понравиться нельзя, всегда будет много недовольных, особенно в нашей стране, где критика власти переросла в национальную забаву. В посте я высказал свои мысли, никому их не навязываю.

Если вам понравилась статья - нажмите кнопку ниже. И, если вы это еще почему-то не сделали, добавьте меня в друзья.



Ну дерут нас уж сейчас.

Суть недовольства: сначала долбим штрафами. потом пытаемся что-то сделать. Как с запретом фур на мкаде - вешаем всюду знаки в области стоянка фур запрещена, но сами стоянки не делаем.

Тупые алчные чиновники, думающие только о себе, а не о стране - псведовпатриоты.

То, что вы тут описали - это палка о двух концах и тут я согласен со всем перечисленным в статье.
К сожалению последнее время в интернете очень много таких "специалистов", которые знают все и вся на свете!
Здесь надо привлекать мощные умы градостроительства и транспортников, экономистов, политиков и т.д. и т.п. Надо постоянно исследовать и анализировать. Работы непочатый край. Собственно так делают все мегаполисы в мире....они не пытаются решить проблему силами одного департамента, т.к. это нереально.

Интересно и кого вы привлечёте?
Тех же маразматиков-автомобилененавистников что и одуванчик с кацулей приглашали?

Довольно быстро жители Москвы разделятся на три группы:
1. Автомобилисты, считающие ниже своего достоинства ездить на быдловозках.
2. Пассажиры маршруток.
3. Малоимущие, пенсионеры, студенты, безработные и все остальные, кто не может купить машину, или хотя бы оплатить проезд в маршрутке и вынуждены пользоваться бесплатными услугами Мосгортранса.

А сейчас по-другому что ли?

Ага. сейчас я не могу себе позволить тратить по 1.5-2часа на дорогу в один конец, и езжу за 40 минут на метро.
Хотя летом с удовольствием ездил на работу за 30-35 минут на авто.

Мой коллега напротив, ходит летом пешком до работы полчаса, а сейчас ездит те же полчаса, чтобы не мерзнуть.

А почему только один дептранс должен заниматься транспортными проблемами???
Тоесть кто-то будет бездумно строить жильё и ТЦ а дептранс должен это расхлёбывать? Значит должен быть закон запрещающий любое строительство без визы депртранса.

По поводу платных парковок. Если в каком-то месте большой спрос логичнее строить платный многоуровневый паркинг а не брать мзду за то за что все автомобилисты уже заплатили. А так получается вот место где парковок не хватает, отлично начнём в этом месте воровать у автомобилистов, плевать что они уже заплатили за пользование этим участком дороги, всё равно будем брать с них мзду.

И я не вижу ничего невыполнимого в строительстве дорог, развязок, эстакад и паркингов. Это путь развития любого современного мегаполиса. Противники всегда будут. Но зачем обращать внимание на противников прогресса?

Тоесть кто-то будет бездумно строить жильё и ТЦ а дептранс должен это расхлёбывать?
+Много.

Да ну не смешите. Центр как стоял в пробках - так и стоит. Летом "автомобили исчезают" - естессно, мотоциклистов посчитайте. И снизьте уже налоги - их будет еще больше, что облегчит проблему пробок.
Имел "счастье" съездить на 1905 года из Крылатского в день массового тупежа на дорогах. И, что интересно, на метро я ехал час. Столько же мне было ехать через пробки на авто. Как вы думаете, какой способ я выберу в следующий раз?

Центр как стоял в пробках - так и стоит

Это урбанистская ложь. Стоят жестко радиальные магистрали и иногда кольца. В центре по сравнению с ними - детский сад.

Всё бесполезно пока не перестанут делать всё "через Москву"
Нужно регионы развивать более активно и логистику в обход Москвы.
Убрать большинство учебных заведений.

(Deleted comment)
Чтобы делал лично я на посту руководителя Дептранса?
Из ПЯТИ пунктов, только ОДИН направлен на ОТ!
Соединить конечные станции метро - удаленность их друг от друга очень большая, минимум 3-5 станций, посчитайте сколько это КМ и сколько КМ строится ежегодно, тогда поймете сколько потребуется на все это времени.

Строить БЦ в Бирюлево очень даже рентабельно. Если сделать низкую арендную ставку и не гнаться за быстрой окупаемостью.
Много жителей самого Бирюлево со временем перейдут на работу в компании там арендовавшие себе места.

БЦ Зенит-Плаза расположен в Строгино на МКАД и ... успешно функционирует. РИГА-ЛЕНД на 5 км Новой Риги также как-то находит арендаторов.
Если учесть сколько людей ездят на работу на личном транспорте, то остальных не составит труда перевезти корпоративным транспортом от метро.

А справиться с пробками на дорогах по моему мнению уже невозможно. Главное сейчас, это не усугубить ситуацию.
Один единственный способ, это развернуть потоки транспорта от ЦЕНТРА в сторону МКАД или ОБЛАСТИ. А это сделать легко строительством БЦ именно в ОБЛАСТИ откуда и идет основной автомобильный и пассажиропоток.

Просто гляньте на транспортную загруженность города в субботу и воскресение и сравните ее с будними днями когда вся область в Москве.

Единственный способ это запрет на строительство нового жилья. Просто ввести мараторий.
Всё остальное полумеры и борьба с последствиями.

Спасибо за пост. До него всегда хотелось только хаять руководство Деп.Транспорта.

Ну и что же поменялось?
"Ой несчастненький Максим, он себе на очередную ламбу никак не наворует?"

Вы слишком хорошо думаете о властях вообще и о МГТ в частности. Если их жестко и постоянно не критиковать - они ничего делать не будет. 'Пробки? Ну и что, у меня есть персональная электричка!' (с)

Да хоть на свои же проекты посмотрите - они на порядок больше конструктива имеют, чем МГТшные. Можно вот просто брать и внедрять, прямо с ватмана. Внедряют? Во-во.

По сути вопроса - нужно расшивать узкие места. В ходе расшивки неизбежно выявится недостаток парковочной (не дорожной, а парковочной!) емкости - его тоже придется фиксить. И - развивать метро с максимальной скоростью. Еще - полный мораторий на строительство жилья и офисов внутри ТТК. Только парковки и дороги. Все подобное строительство - в полосе между ТТк и МКАД, и за МКАД.

Edited at 2013-12-17 07:08 am (UTC)

За мкадом тоже уже всё застроено.

"Недавно Марат Хуснуллин обмолвился, что слишком много нового доступного жилья в столице вредно. Ибо это может привести к росту населения мегаполиса еще на 5 миллионов. То есть надо как-то снизить доступность жилья. Так его после этих слов тут же "в асфальт закатали", как врага народа."

РАЗУМЕЕТСЯ.

Безнаказанная чуровщина привела к тотальной нелегитимности власти. В таких условиях любые её действия (даже разумные) будут встречаться в штыки. Понятно, что восстановление легитимности должно начаться с посадки Чурова и Ко. Потом можно и мораторий на строительство вводить.

Без моратория Москва обречена на паралич.


"Допустим наземный общественный транспорт стал бесплатным для пассажиров. Это означает, что город должен ежегодно давать Мосгортрансу около одного миллиарда евро для поддержания его на плаву."

Вот в этом месте и появляется обоснование существования т.н. "платных парковок" - взымать деньги с личного транспорта для поддержания безплатного для пассажиров ОТ.

И не надо рассказывать сказки о резком падении качества ОТ, это просто голые фантазии. Качество ОТ зависит не от пассажиров, а от чиновников, которые в настоящее время от пассажиров никак не зависят. Опять возникает вопрос о легитимности власти. Появится зависимость чиновников от пассажиров - будет и нормальное качество ОТ.

Не-а. Строить можно. НО - вне ТТК - это 100%, а лично мое мнение - что и вне МКАД. Плюс - строить со всей необходимой дополнительной инфраструктурой.

P.S. кстати, за 2014 год планируется собрать с платных парковок 4 миллиарда рублей - циферка всего на порядок меньше, чем расходы на НОТ (который к слову и так на ТРЕТЬ дотируется). Учитывая же рост провозной способности после демонтажа валидаторов... в общем, я бы так с ходу идею бесплатного ОТ не отбрасывал. НОТ по крайней мере - метро-то более-менее нормально сделано.

Edited at 2013-12-17 07:12 am (UTC)

Главное ноу-хау Ликсутова - это пресловутая демотивация водителей, на которую можно списывать все свои бездарные и вредительские действия. Может быть при Ликсутове менты начали регулировать движение на съездах чтобы с пятого ряда направо не поворачивали? Нет, это не к нему, это милиция. Может быть он проследил чтобы при ремонтах и строительстве предусматривали объезды? Нет, это не он, это Хуснуллин. Может быть он при реконструкции магистралей обеспечил бесперебойное финансирование, чтобы все эти съезды и развязки действительно строились? Это тоже не к нему , это к правительству. Он сделал что мог: остановил автомобильное движение, наладил эвакуаторно-парковочный бизнес и заказал красивые буклеты импортным урбанистам.
Экий лапочка.

Кстати да, таких пробок как этой зимой никогда раньше не было.

К сожалению, ни слова о том, что даже сейчас бывают дни, когда город более-менее едет (понятно, что в таком мегаполисе 1-2 часа в день могут быть затруднения в движении).
Это происходит при совпадении трех факторов:
-отсутствие аварий, усложняющее движение по основным улицам;
-отсутствие перекрытия улиц для провоза кого-либо;
-отсутствие серьезных осадков.



О да, осадки... "Просто кто-то не умеет ездить".

А, во-вторых, на новые дороги выедут новые автомобили. И через несколько лет в ежедневных пробках будут стоять уже не N миллионов, а N+N' миллионов человек.

Зачем вы повторяете эту урбанистскую ложь? Ведь максимальный уровень автомобилизации конечен и известен, поэтому построить достаточное количество дорог - вопрос желания.

Конечно есть максимальный уровень автомобилепользования. И он конечен. Но сейчас уровень автомобилепользования еще далек от максимума. сейчас каждый день по Москве ездят 3 млн. авто, а может быть и все 5.

Шульц Ликсутова обосрал, а тут Шумский восхвалил. Все логично. На каждый пост появляется антипост, надож было ответить.

Конечно мы, простые люди, не видим всего того, всей ситуации, которая видна сверху чиновникам.
Но мы зато четко видим - лучше стало или хуже.
Так вот, стало реально хуже.
Выделенные полосы - (плохо спланированная их организация) только усугубили пробки, причем от этого страдает точно так же ОТ, ради которого эти полосы делались.
Платные парковки никак не разгрузили центр. Откуда все эти популистские цифры о снижении кол-ва машин в центре? Вы смотрите Яндекс, который каждый вечерний час пик пишет "все стоит внутри Садового".
Наверно пробки, это как медицина, тут главное не навредить! Чтоб не стало еще хуже. Так вот стало хуже.


Выше цена на парковке, кудряш и кацо уже в пути, чтобы до вас эту мысль донести!

(Хотя проблема в банальной перенаселенности, но новый дом ждет и готов к заселению и конечно же без паркинга).

?

Log in

No account? Create an account