Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Сколько переплачивают автомобилисты?

Регулярно слышны жалобы автовладельцев, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще утилизационный сбор, а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества.

Последней каплей в терпении водителей грозит стать платная парковка и взимание денег за проезд по магистралям, построенным на бюджетные (то есть наши с вами) деньги. Многие автомобилисты уже окрестили это "платой за воздух". Напротив же некоторые сторонники общественного транспорта, которые утверждают, что водители оплачивают лишь 20% от стоимости строительства, ремонта и содержания дорог. Спорящие на эту тему стараются погромче высказать свою точку зрения и не слушают противоположную. Попробуем же без истерик разобраться в этом вопросе.

Возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр. Ее и возьмем для расчета.

НДС (налог на добавленную стоимость) -  самый простой в вычислении сбор. Он составляет 18% от конечной цены товара или 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. То есть одна тонна бензина - это 1400 литров. Делим 5100 на 1400 и получаем 4 рубля акцизов на литр топлива. Если вы покупаете бензин не Евро 5, а классом ниже, то акциз больше. Это сделано специально для того, чтобы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Поэтому, вполне возможно, что с того бензина, который вы сегодня залили в бак машины НДПИ вообще не изымался. Но не станем придираться к деталям и будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, какая картина получилось в итоге


58% в цене литра бензина - это стоимость самого топлива (добыча, транспортировка, переработка), а 42% - это налоги. Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?


Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование (как среднее, так и высшее), медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для наших домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.


взято с сайта budget.mos.ru (трансферт из бюджета - это деньги с других налогов, например с подоходного)

Как вы видите, автомобилисты прямым способом оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве. Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Это неудивительно, ведь часть автовладельцев или совсем не платит этот налог, или платит его по минимальной ставке 7 рублей за лошадиную силу (менее 700 рублей в год). Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. Реально еще меньше, ведь мы не учитывали грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

Средний автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.
Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 14 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).



Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?
С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить всех налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

В общем, у меня получились вот такие мысли по этому поводу, буду рад, если вы тоже выскажетесь на эту тему. Задача поста - разобраться в этом вопросе, а не встать на позиции той или иной стороны.

Скоро напишу и про расходы на обслуживание общественного транспорта, и мы обязательно сравним их с тратами автомобилистов. Обещаю, вы будете удивлены результату.

UPD: Про переплату в цене автомобиля я тоже напишу.


Tags: бензин, налог, так и живем
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 427 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →