proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Сколько переплачивают автомобилисты?
proboknet
Регулярно слышны жалобы автовладельцев, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще утилизационный сбор, а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества.

Последней каплей в терпении водителей грозит стать платная парковка и взимание денег за проезд по магистралям, построенным на бюджетные (то есть наши с вами) деньги. Многие автомобилисты уже окрестили это "платой за воздух". Напротив же некоторые сторонники общественного транспорта, которые утверждают, что водители оплачивают лишь 20% от стоимости строительства, ремонта и содержания дорог. Спорящие на эту тему стараются погромче высказать свою точку зрения и не слушают противоположную. Попробуем же без истерик разобраться в этом вопросе.

Возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр. Ее и возьмем для расчета.

НДС (налог на добавленную стоимость) -  самый простой в вычислении сбор. Он составляет 18% от конечной цены товара или 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. То есть одна тонна бензина - это 1400 литров. Делим 5100 на 1400 и получаем 4 рубля акцизов на литр топлива. Если вы покупаете бензин не Евро 5, а классом ниже, то акциз больше. Это сделано специально для того, чтобы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Поэтому, вполне возможно, что с того бензина, который вы сегодня залили в бак машины НДПИ вообще не изымался. Но не станем придираться к деталям и будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, какая картина получилось в итоге


58% в цене литра бензина - это стоимость самого топлива (добыча, транспортировка, переработка), а 42% - это налоги. Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?


Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование (как среднее, так и высшее), медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для наших домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.


взято с сайта budget.mos.ru (трансферт из бюджета - это деньги с других налогов, например с подоходного)

Как вы видите, автомобилисты прямым способом оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве. Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Это неудивительно, ведь часть автовладельцев или совсем не платит этот налог, или платит его по минимальной ставке 7 рублей за лошадиную силу (менее 700 рублей в год). Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. Реально еще меньше, ведь мы не учитывали грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

Средний автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.
Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 14 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).



Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?
С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить всех налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

В общем, у меня получились вот такие мысли по этому поводу, буду рад, если вы тоже выскажетесь на эту тему. Задача поста - разобраться в этом вопросе, а не встать на позиции той или иной стороны.

Скоро напишу и про расходы на обслуживание общественного транспорта, и мы обязательно сравним их с тратами автомобилистов. Обещаю, вы будете удивлены результату.

UPD: Про переплату в цене автомобиля я тоже напишу.



Сейчас набегут синеведерочники и буду вопить что вы не правы..

Расчёты вполне похожи на правду. Только если убрать коррупционную составляющую, тогда 80 миллиардов рублей можно будет и не вливать. А то и больше. Вы думаете просто так всякие ремонты активизируются с наступлением осени\зимы? Просто за неблагоприятные условия надбавка положена, а получают её не с начала реальной работы, а фактически с момента выставления знаков\ограждений. Отсюда и "долгострои", кстати, берутся.

Тогда уж правильнее было назвать "сколько недоплачивают автомобилисты?", нет?

По недоплате - это к пассажирам ОТ

Ну стоит добавить в этот обзор, насколько раздут транспортный бюджет корупционной состовляющей, и тогда получится, что автомобилисты обеспечивают себя на все 100%. И не только себя! Пешеходов возят автобусы по дорогам, построенным на деньги автомобилистов. Пешеходам привозят хлеб, мясо и молоко по дорогам, построенным на деньги автомобилистов. И т.д.

Edited at 2014-01-15 06:46 am (UTC)

Ещё скажите, что Вы оплачиваете ОТшникам проезд. Смешно.

Два момента. Во-первых, есть еще разовые налоги - грубо говоря, при покупке автомобиля, примерно половина его стоимости (треть - ввозная пошлина, и еще 20% - НДС) - уходит государству. А это так на минутку с полмиллиона рублей. Разделим на 20 лет эксплуатации - получим 25К в год.
И два - кроме потребления топлива, автомобиль продуцирует рынок услуг. НДС с которых тоже уходит государству. Навскидку, стоимость эксплуатации примерно сопоставима со стоимостью расходуемого топлива.

А, ну и пресловутые 17 миллионов баксов за км в дорожном строительстве против 6 миллионов за км в Финляндии (при ресурсе дороги меньшем раза в три - хотя, возможно, это из-за перегрузки).

Еще - кроме ЛТ и ОТ есть ГТ. Грузовой, бишь, транспорт. Который тоже платит, и платит если я правильно помню очень немало.

Edited at 2014-01-15 06:58 am (UTC)

А это так на минутку с полмиллиона рублей.
Наеби государство - покупай дешевые отечественные авто.

НДС неверно посчитан. Там получается около 5 рублей, точнее, 5 руб. 03 коп.
(Верно считать, принимая 33 рубля за 118%.)
Из-за этого рубля расчеты "едут", например, в первой диаграмме на 3%.

чушь какая! с каких пор "100р включая 18р ндс" стали 118%??

Что-то я смотрю всех просто прорвало на одну и ту же тему писать. Ждём следующего поста.

Заказ из Дептранса, чего тут непонятного. Особо неприятно это читать в блоге, который раньше был на стороне автомобилистов... Предательство.

Вот что накопал в своё время интересного.

http://miroslavv.livejournal.com/209766.html - расчёты на примере Краснодара.

http://proboknet-tver.livejournal.com/74499.html?thread=644867#t644867 - объяснения от Якимова: "Заблуждение заключается в том что многие люди устанавливают какую то неведомую связь между названием налога и своими потребностями. "транспортный налог" - это всего лишь название. Название статьи № 28 налогового кодекса РФ. И всё."

http://polit.ru/article/2011/03/22/vuchic/ - знаменитые 40% Блинкина: "акцизы на бензин в сумме с транспортным налогом покрывают у нас менее 40% суммарных затрат бюджетной системы на содержание и развитие автомобильных дорог."

С нетерпением жду информации по общественному транспорту. Правда подозреваю, что ситуация в разных городах очень разная, поэтому получится "средняя температура по больнице". В Москве маршруток мало, основная доля за Мосгортрансом - поэтому, думаю доля субсидий велика. А вот в городах типа Воронежа субсидирование может быть копеечным, а ОТ работает с прибылью.

А про "плату за воздух" - это обычная обывательская истерика. Лет пять назад я тоже не понимал, почему в Европе парковка платная, потому что знаний должных не было.

В Европе уже почти 1 автомобиль на человека, наведен порядок и функционирует комфортный ОТ. Когда Москва решит проблемы порядка парковки и комфортности ОТ (а это в первую очередь продуманность маршрутов) - тогда против платной парковки не будет и слова.

Вроде как транспортный налог не идет напрямую в дорожные фонды, а просто вливается в бюджет региона, а дальше уже как решит субъект РФ.

Тут еще такой момент - дороги не только для частных автомобилистов, а для перевозки грузов, товаров, экстренных и коммунальных служб и вообще для нормальной жизнедеятельности города.

Так и есть.
http://proboknet-tver.livejournal.com/74499.html?thread=644867#t644867 - объяснения от Якимова: "Заблуждение заключается в том что многие люди устанавливают какую то неведомую связь между названием налога и своими потребностями. "транспортный налог" - это всего лишь название. Название статьи № 28 налогового кодекса РФ. И всё."

Интересный пост, но отсутствует вывод.
Ок,автомобилисты платят в виде налогов всего около 30 с лишним процентов от общих затрат, но разве это может служить оправданием такому качеству дорожного покрытия?
В вариант, что если платить больше, то станут строить лучше не особо верится.

налогов всего около 30 с лишним процентов от общих затрат
Вот на эти 30% и имеем качества))

НДС и НДПИ считать безусловно надо (Его спокойно можно в трансфер пустить). Я считаю что сюда надо как минимум прибавить если не саму прибыль сбытчиков бензина, то налог на прибыль это точно (хотя это не совсем корректная сумма, так как прибыль часто занижается. Я бы для корректно расчета взял 50% прибыли. Суть в том что 19 рублей - это не стоимость самого топлива, а себестоимость плюс прибыль (а она не маленькая без сомнений). К тому же если даже при самом скромном раскладе отнять 20% откатов и прочих взяток, которые растаскиваются из 120 млрд., то вполне окупаемый проект. Тут я даже не говорю о таможенных пошлинах, которые уплачивают автомобилисты при покупке машины, они же тоже в федеральный бюджет идут, понятно - медицина, образование, и т.д., но и строительство дорог в том числе

на откаты идёт мин 70%.

19 руб. (расходы на добычу) немаленькие
тут трудно разобраться
лучше уж сравнивать с Америкой
получается у нас бензин дороже
Это при том, что Америка в основном импортирует нефть
тогда по логике у нас надо закрыть все скважины и перейти на импорт, может тогда бензин подешевеет
Где то встречал сравнительную таблицу цен на бензин, зарплат и т.д. в разных странах
сравнение не в нашу пользу
(попробую найти)

На Ближнем Востоке бензин по 20 центов продают, а у нас 19 рублей расходы на добычу. Либо они продают себе в убыток, либо наши нефтяники немного о...ели.

Источники финансирования дорожного фонда - это же формальность. Если, например, запретить личный транспорт, то и НДС-НДПИ с потребляемого топлива перестанут поступать. Т.е. НДС с газа для плит и отопления - это одно (собирается со всех жителей), а налоги с топлива - вещь в себе.
А еще надо посчитать импортные пошлины (хотя формально это тоже способ оплатить армию и образование). При средней стоимости автомобиля в 800тыс. р и сроке эксплуатации в 10 лет получается порядка 30 тысяч в год только за счет пошлины.
И самое главное: строительство дорог - это не одолжение с барского плеча государства, а самые настоящие инвестиции. Вот тут вот говорят, что 1 рубль вложений в дороги дает 39 рублей ВВП (из которых 10 возвращаются в виде налогов).

Тратится у нас бюджет не очень и дороги слишком дорогие. Нет?

К тому же между строк читается, что дорогами пользуются только автомобилисты, а это не так. Даже бабушка, которая уже 10 лет из дома не выходила пользуется дорожной инфраструктурой в полный рост. Так что, вполне справедливо, что из общего бюджета идет большая часть финансирования.

Опять-же общий бюджет - это и бюджет автомобилистов тоже.

Вот именно. Если строить дороги только на деньги автомобилистов, то это дороги должны быть без общественного транспорта, без тротуаров и пешеходных переходов. Типа МКАД и ТТК.

Александр, а теперь сравните цену ремонта и/или строительства 1 км дороги в москве и в европе/америке/китае. и станет очевидно, что если бы разница не пилилась, а всё-таки использовалась по прямому назначению, т.е. на обслуживание дорожной сети, то результаты были бы ещё более удивительными.

С Китаем сравнивать уже совсем некорректно, вы еще с Африкой сравните. Наши ориентиры - страны типа Канады - Финляндии, все же. Ибо погодные условия сильно влияют на срок службы.

единственный вопрос, где я поддерживаю позицию властей - основная причина загруженности это москвичи, которые просто хотят передвигаться в комфорте, а не жизненная необходимость. За комфорт можно и заплатить.

Власти виноваты в том, что дают разрешение строить без ограничений.

Жизнь для того чтобы быть в комфорте.

?

Log in

No account? Create an account