proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Справедливая цена на автомобиль
proboknet
Когда заходит речь о цене, которую платят автомобилисты, чтобы купить себе машину, все почему-то приводят в пример США, где автомобили относительно дешевы. Зато никто не хочет вспоминать про Сингапур, где машина, типа Форда Фокуса, обойдется около 3(!) млн. рублей (нужно купить за приличные деньги специальное разрешение, оплатить приличную пошлину и дорогостоящую постановку на учет). Все также забывают про Японию, где вам просто не продадут машину, если у вас нет парковки для нее. Но будь по-вашему, оставим в стороне Японию и Сингапур и поговорим о цене автомобилей в России и США.

Вот как распределяются налоги при покупке новой машины в России за миллион рублей:


Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 000 рублей умноженная на коэффициент, зависящий от объема двигателя (в данном расчета он брался 1.34 для двигателей менее 2 литров), для машин объемом мотора более 2000 кубиков, коэффициент составит уже 2.56).
Пошлина на импортные авто составляет 25% от их таможенной стоимости.



Но начнем сравнение мы не с далекой Америки, а с "близкого" СССР. В конце концов, в США мало кто был, а советское время многие сами помнят или могут расспросить о нем своих родителей. "Чтобы два раза не вставать", коснемся и цены бензина (предыдущий пост на эту тему вызвал бурную дискуссию).

В 1982 году средняя зарплата в СССР составляла 163 рубля, литр 92 бензина стоил 40 копеек, автомобиль ВАЗ-2108 8400 рублей. Сейчас средняя зарплата в России равняется 27 тысячам рублей, (в Москве 54 000), литр 92 бензина стоит около тридцати рублей, а LADA Samara (ближайший аналог ВАЗ-2108), которую пока еще можно купить, обойдется в 300 тысяч. Надеюсь, понятно, почему я сравниваю похожие машины, а не Запорожец с Тойотой.


когда-то эти машины были пределом мечтаний

Считаем
На месячную зарплату в СССР можно было приобрести 407.5 литров 92-го бензина, а сейчас 900 литров. То есть, бензин стал доступнее минимум в два раза (а для москвичей, вообще, в четыре). Для того, чтобы накопить на ВАЗ-2108 среднестатистическому советскому гражданину надо было работать 51.5 месяцев, а нынешнему россиянину потребуется всего 11 месяцев, чтобы заработать на аналогичный автомобиль. Значит сейчас машины подешевели в 4.5 раза относительно средней зарплаты (для москвичей в 9 раз!).

Повторю медленно, что я говорю об уменьшении цены автомобиля только относительно средней зарплаты.

Что уж говорить о том, что сейчас каждый может купить себе любой японский или немецкий автомобиль, а в СССР об этом даже мечтать было нельзя. Да, прогресс далеко пошел вперед и ездить на восьмерках не очень хочется, но это уже другой вопрос, раньше иномарки тоже были, просто купить их мог разве что Владимир Высоцкий.

Теперь, зная эти цифры, жалобы нынешних автомобилистов по поводу того, что они много лишнего платят за машины, уже не вызывают сочувствия. Наоборот, автомобили стали дешевыми и доступными. Сейчас каждая семья может позволить себе машину, а часто и не одну. Но все равно хочется, чтобы они были еще доступнее. Кажется, что для этого надо убрать сборы и пошлины из конечной цены автомобиля. Разочарую вас - это вряд ли поможет.

Например, таможенную пошлину надо платить только с автомобилей, произведенных за рубежом. С наших иномарок, естественно, этот сбор не берется. Но цена Фокуса, произведенного на российском заводе Форд под Всеволжском (или Фольксвагена, сделанного под Калугой) для конечного покупателя в автосалоне будет ровно такой же, как и стоимость машины, собранной в Европе. Сообразительные бизнесмены забирают разницу себе в карман. К нашему большому разочарованию, отмена импортной пошлины не приведет к уменьшению цены автомобилей, но повысит прибыль соответствующих компаний.

А теперь приступим к сравнению цен на машины в России и США
Недавно мне довелось общаться с друзьями брата-химика, которые закончили здесь ВУЗ и пару лет работали в штатах. Они жаловались, что в России за автомобиль придется заплатить на 20-40% больше, чем за аналогичную машину в США (данная таблица это подтверждает). Пусть так, но нельзя же сравнивать страны всего по одному параметру, а потом делать далеко идущие выводы. Например, в США высшее образование (за крайне редким исключением) платное. Минимальная цена обучения в год составляет около 20 тысяч долларов (а для топовых университетов превышает 40 тысяч). У нас же большинство людей может учиться в ВУЗах совершенно бесплатно (хотя никто конкурс на бесплатное место и не отменял). Практически у всех читателей данного блога имеется высшее образование. За вас (и за меня тоже) государство заплатило за образование около 100 тысяч долларов.

Еще одно преимущество граждан России над американцами (и европейцами) - это отсутствие налога на наследство между ближайшими родственниками. В США он очень большой. Если бы мы платили его так же как и американцы, то для того, чтобы родительская квартира стала вашей, пришлось бы раскошелиться на несколько десятков тысяч долларов. А за квартиру в центре столицы налог на наследство составил бы 200-300 тысяч долларов. Полагаю, что большинство жителей нашей страны выберет бесплатное высшее образование для себя и своих детей, а не скидку на машину в 30%.

Поэтому, когда жители центра Москвы начинают требовать себе бесплатную парковку около их домов как на Западе (при том, что 1-2 места на квартиру им и так дается), хотелось бы, чтобы они сначала заплатили налог на недвижимость, аналогичный американскому или европейскому.

И не надо говорить о том, что за границей доходы сильно больше. В устах жителей глухой деревни это еще можно слушать, но когда москвичи начинают на это жаловаться... Все метро обклеено объявлениями о приеме на работу машинистов электропоездов с з/п 80-90 тысяч рублей. Это 2 тысячи евро, что не намного меньше, чем средняя европейская зарплата.

Вы думаете, что голландцы и датчане ездят на велосипедах круглый год (в том числе и в снег), потому что очень любят данное транспортное средство? Ничего подобного. Им просто бензин (2.5 доллара за литр) не по карману для ежедневных поездок... Кстати, машины в Европе стоят как и у нас.


похоже, у этих европейцев не хватает денег на покупку авто и бензина

В свете всех описанных факторов, цена на автомобили в России уже не кажется столь несправедливой и очень большой. Согласны?

Если пост показался интересным, поделитесь на него ссылкой в социальных сетях. Спасибо.



Ford Mustang в США от 22,510 долларов.
На автору, от 1,5кк рублей.

Равняться надо не на Сингапур, а на США.

Правильно Александр написал: надо в целом смотреть. Вы сколько заплатили за высшее образование? )
Равняться на Штаты трудно - там денег больше. Если сравнивать застройку Москвы и Сингапура - так скорее мы ближе к Сингапуру. В Питере что-то подобное.

всё так и есть. но простому человеку сложно видеть "общую картину". да и где её границы? раз уж устанавливать связь между дешёвыми машинами и налогом на собственность, может быть пойти дальше и сказать, что за более высокие налоги в США, по крайней мере, летом не отключают горячую воду, вам на голову не упадёт балкон ветхого дома и каждый второй ГАИшник не будет тянуть из вас взятку. и далее по списку

Странно, за 15 лет водительского стажа с меня не разу не "тянули" взятку сотрудники ГАИ

Еще добавить, что в США ту же модель машины можно приобрести с более новым мотором и большим фаршем. И дешевле в два раза, нежели тут "базу" с пятнадцатилетним двигателем.

И не надо говорить о том, что за границей доходы сильно больше. В устах жителей глухой деревни это еще можно слушать, но когда москвичи начинают на это жаловаться... Все метро обклеено объявлениями о приеме на работу машинистов электропоездов с з/п 80-90 тысяч рублей.
--------------------------------------------------------------------------------
Мда... Все это прекрасно, вот только в Москве разрыв зарплат самый большой. Не надо считать, что в Москве живут только "молодые и очень креативные". А куда девать людей из СССР, которым за 40 и которых не берут в продавцы сотовых? Куда девать поваров (не ресторанов и кафе, а школ, детсадов, больниц, которых тысячи), куда девать работников ЖКХ (не гастеров), куда девать работников соц сферы? Ну кстати. для справки, сумма зарплаты в объявлениях тех же машинистов, совсем не соответствует получаемым деньгам. Ну для интереса мог бы и у машиниста спросить. Или суть поста не в этом, а в обычной дешевой, проплаченной пропаганде?

ну так средняя зарплата по Москве, всё равно вдвое выше, чем по России. И да, она гораздо меньше, чем "декларируемая" з/п машиниста, но и в Европе, далеко не все получают по три-четрые тысячи евро. К тому же, налоги (и обязательные страховки) в той же Германии забирают из зарплаты от 30 до 45 процентов, у нас всё же меньше тридцати.

Вот бы сейчас, в эту замечательную погоду, кудрявого любителя велосипедов схватить за кудри и переместить из стран карибского бассейна на Родину и посадить на его любимый велосипед!

Ну ещё неделю назад я наблюдал рассекающих на велосипеде.

(Deleted comment)
таможенная стоимость машины за миллион не превышает 400 тыр (источник - ГТД на авто).

+1. А еще начинаешь невольно задумываться глядя на цену опций в конфигураторе для машин, например датчик дождя\света за 5-6тыс, при стоимости запчастюльки не больше 100р. Или стоимость магнитолы с Bluetooth в 30тыс, при копеечной стоимости самого модуля.. При этом давно пора ту же громкую связь сделать обязательной во всех авто - удобство и безопасность же.

Согласны?

Не вполне. Часть про стоимость образования, по мне так сравнивание сухого с мягким. Это настолько не связанные темы, что просто караул. У меня например высшее образование законченное только из-за всеобщей воинской обязанности. Не было бы ее, вероятность того что я ушел бы из той богодельни весьма высока. Да и ничему из того что я активно использую сейчас в своей деятельности я там не научился. Ну по крайней мере не в рамках учебных часов -- это точно.

Про сравнение стоимости машин сейчас и в СССР -- то же не все гладко. Во-первых восьмерка тогда была ого-го. Самую дрянную машину сейчас надо сравнивать с самой дрянной машиной тогда -- с запарожцем (который уже не горбатый но еще не таврия)

Кроме того в СССР напрочь отсутсвовала конкурентная среда, проводить какие-то исследования на основании цены -- не вполне осмысленно, потому как цена тогда это явление совершенно другого характера чем цена сейчас. Сейчас это более или менее пересечение кривой спроса и предложения. Тогда что-то совсем другое... Так что это сравнивание шарика с цилиндром.


По сути вопроса: я не против акцизов налогов и пошлин. Я только хочу честную информацию, зачем я их плачу, и как они формируются. Когда мне говорят, что я плачу пошлину на автомобиль для того чтобы поддержать отечественный автопром -- я этого не понимаю. Мне это не надо. Пусть не кому надо платят ее из своих денег.

Когда говорят про утилизационный сбор, я в общем тоже не против. Но только я хочу знать, что он не будет разворован и попилен, а действительно пойдет на правильную утилизацию авто. Так же непонятно вернут ли мне его, если я: продам машину за границу, разберу ее на запчасти, продам поштучно, а кузов сам отвезу в металлолом, и т.п.

Тут вопрос не в дешевле, а в честнее. Чего наша власть предоставлять не хочет категорически.

(Deleted comment)
Про Европу скажу так (из своих наблюдений и общения с коллегами и знакомыми европейцами). В больших (по их меркам) городах типа Мюнхена, Берлина, Парижа люди лишний раз на машину не сядут. Дорогой бензин, дорогая парковка, доступный и развитый ОТ. Так зачем лишний раз машину гонять? Велокультура - отдельный разговор. Между городами они могут и на машинах ездить, равно как и по небольшим городам (что логично). Скажу больше: приезжал один коллга-немец в Питер на несколько дней. Он гулял по городу в свободное от работы время. И говорит: "Город очень красивый, только слишком много машин. Вот сейчас день, не час-пик, почему на улицах столько автомобилей?" Попытался вкратце объяснить ему, что и как и почему так. Он только недоумённо качал головой, когда я рассказывал, что парковка бесплатная, что трамвайное движение в центре снимали под эгидой борьбы с пробками, что охват метро маленький, а само оно глубокое (ну это мы ещё с ним проехались потом), что наземный ОТ развит плохо и слишком много коммерческих перевозчиков, что выделенных полос почти нет и так далее.

А от принципа "мне государство всё должно" давно пора уходить. И из голов выбивать. Не ну конечно государство что-то должно в рамках своих обязанностей. Но уж никак не должно строить всем бесплатные паркинги или строить автоинфраструктуру опережающими темпами (это из сочинений Шкуматова).

Это не в плюс Европе. А минус. Автомобиль это комфорт. И надо делать всё, чтобы у людей была возможность ездть комфортно, а не вставлять им палки в колёса.

Ок. Давайте уходить. Начнём с отмены подоходного и прочих отчислений с доходов. Если гос-во нам ничего не должно то и мы ему тоже.

(Deleted comment)
Александр я не понимаю вы оправдываете все эти грабительские поборы и налоги???

По поводу цен на авто, объясните почеуму чтобы купить Камаро скажем 95 года которая стоит в США порядка 5-7 тысяч я должен заплатить пошлину которая в 5раз больше стоимости авто??? Адекватно было бы брать пошлину в виде процента от стоимости.


Прекратите оправдывать воров!!!! Вы совсем уже сварламились!!!

Может потому, что никому адекватному не хочется допустить превращения России в помойку устарелых авто? Камаро 95-го года, она как там по энергоэффективности?
Вы бы рассказали про налоги в Европе на автохлам?

Бесплатное образование в России скоро исчезнет и тогда и этот аргумент отпадет...
Я учился в ВУЗе с 2005 по 2010 в Москве и уже тогда 50-70% студентов были на платном, пока только сохраняется видимость бесплатного высшего образования, но её все труднее сохранять...
Авто, как и все остальное, у нас будет только дорожать и сравнивать нашу страну с США по экономическому и социальному развитию это гиблое дело, объективно мы будем всегда в проигрыше.
Я читал блог Варламова о стоимости владения автомобилем в Японии и эта стоимость абсолютно сопоставима с тем, что плачу, например, я в Москве. И что уж тут говорить о США где зарплата медсестры около 5-7 тысяч долларов, а машину, которая у нас стоит под 1 000 000 руб., у них можно взять за 20 000$.

P.S. Налоги в России совсем не такие уж низкие, реальные отчисления с З\П более 30%, просто наши люди этого не поймут пока за них денюжки носит работодатель и то только белую часть, а остальные 70% от з\п в конверте.


Edited at 2014-01-16 08:11 am (UTC)

Мне как-то раз рассказывали, что 87% наших доходов идут на налоги. Кто больше?

В Германии иметь и содержать машину очень дорого, расстояния не очень большие. Поэтому используют велосипед. Дешево и для здоровья не плохо

Наверное поэтому продажи автомобилей в Германии самые большие в Европе, и даже выше чем в России.

Маленькая деталь про образование:
Когда я учился у нас было 75 бесплатных месть на физмате и сверху набрали 8 платных. На 2014 год на весь физмат выделили 12 бюджетных мест. Стоимость года очного обучения в нашем пединституте 57 тыс. рублей.
Для сравнения стоимость обучения в испанских гос. вузах: http://academspain.ru/vysshee-obrazovanie-v-ispanii/stoimost_obycheniya/
так что отучились мы бесплатно, а как будут наши дети учиться можно догадаться. Тенденция однако.

Edited at 2014-01-16 07:17 am (UTC)

Все верно. Бесплатная вышка в РФ уже скоро будет легендой.

Странно, я всегда читая про то какие дешевые тачки в США задаю себе один и тот же вопрос: почему раз у них там все столь дешево и доступно все американцы не ездят на камаро и тахо и корветах? Как посмотришь городские фотки того же вашингтона - все на старье каком-то. Что то не похоже что у каждого в гараже стоит гранд чероки и заряженый фокус. А ведь они стоят сущие копейки! И зарплаты там выше!

Edited at 2014-01-16 07:23 am (UTC)

(Deleted comment)

А в остальном, прекрасная Маркиза, всё стабильно, всё с

СССР, конечно, потрясающий кандидат для сравнения. Давайте ещё с КНДР сравним.

Могу ошибаться, но в США бензин дешевле, чем у нас http://www.eia.gov/petroleum/gasdiesel/. А вот зарплаты в разы выше, чем в Москве (Россию даже не берём в расчёт), машины гораздо дешевле. wtf?

У Европы нет своей нефти, можно сказать, что высокая цена на бензин оправдана? Хотя мы можем и их догнать такими темпами развала экономики. Да и машины там дешевле, что не говори. А на велосипедах ездят не потому, что денег на машину нет, просто в маленьких городах это удобнее. Это у нас первый признак успеха - купить авто в кредит "в полном фарше" и гонять по обочине, а в цивилизованных странах другие ценности.

Ну а упоминание "налога на наследство между ближайшими родственниками" уже явно попахивает дурно. При чём здесь это, если мы говорим про машины и бензин? Давайте тогда вспомним, что в России нет честных судов, продажные менты, являющиеся просто шавками режима, коррупция, низкий уровень жизни, смешные пенсии, качество этого самого бесплатного высшего образования и т.д. и т.п.

От статьи прямо тянет заказанностью. Ну так всё хорошо у нас, что прямо надо срочно поднять цены на что-нибудь или ввести новый налог на воздух, а то ну уж слишком даже хорошо, прям отлично.

Re: А в остальном, прекрасная Маркиза, всё стабильно, всё

Во многом согласен, был например в Париже летом... Не так уж там много велосипедистов, а точнее я их просто не замечал, все как в Москве. А вот машин до ж..пы.

Раз уж говорить о сравнении жизни, то нужно сравнивать не только образование, стоимость бензина и зарплаты, но еще и качество жизни. По России оно ниже, чем в США, некоторых странах Европы и мира.

Было бы приятно, если стоимость машин была бы ниже. Но, я готова платить более высокие налоги, если эти деньги наконец-то пойдут по их прямому назначению. Да у нас маленькие налоги по сравнению с Западом, но при это у нас дороги - говно (а уж в регионах это вообще что-то), качественная медицина либо по большому везению, либо за деньги (а я ее уже оплачиваю из налогов, кстати, я за то, чтобы была поголовно платная страховка, как в Америке), образование .... ну тут скорее система виновата, хотя технические ресурсы у учреждений хуже некуда, и так далее и тому подобное. У нас куда не плюнь везде на авосе держится и это при том, что и можем и умеем и мозги есть.

Поэтому при прочих равных, нам грех жаловаться, что мы зажрались и хотим машины подешевле. Да, хотим и будем хотеть, пока не поймем что такое нормальная качественная жизнь и во сколько она оценивается.

А производительность труда в России и США не хотите сравнить? Увы, она не в пользу нас...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account