Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Выделенные полосы. Успех или фиаско?

Не утихает дискуссия о необходимости полос для общественного транспорта в Москве. Как правило, противоположные стороны не только не пытаются вникнуть в противоположную точку зрения, они ее даже слушать не хотят. Все точно по Жванецкому: Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера.

Совсем недавно petunder пожаловался на разрушение торговой инфраструктуры из-за введения выделенных полос на магистралях. C противоположной стороны на него тут же накинулся mymaster и обвинил Шкуматова в автомобильном экстремизме (спасибо, что в тюрьму не призывал посадить).

Пока дискуссия о полосах для ОТ проходит в таком ключе (кстати, внутри Probok.net тоже есть свои бусловы и шкуматовы, которые спорят между собой на данную тему), типичная московская выделенка выглядит так:



Якиманка

Частично припаркованные автомобили были вынуждены переместиться с проезжей части на тротуары, чтобы освободить крайний правый ряд для троллейбусов. Правда, не всегда это получается. Если раньше машины мешали пассажирам общественного транспорта на дороге, то теперь они не дают им пройти по тротуару. Однако несмотря на все затраченные усилия по созданию выделенных полос, троллейбусы заезжают на них лишь в случае крайней необходимости, так как правая полоса постоянно занята въезжающими/выезжающими машинами (на парковку, во дворы, и примыкающие улицы). Спрашивается, стало ли хоть кому-то лучше?

Прошло два года после того, как в Москве начали в массовом порядке вводить выделенные полосы для общественного транспорта. Неплохо было бы подвести итоги и сделать соответствующие выводы. Тут начинается самое интересное.


Лукавая цифра
В конце февраля Дептранс выступил с воодушевляющим заявлением, что за два года количество пассажиров, пользующихся выделенными полосами, возросло на 120%, а средняя скорость движения общественного транспорта по этим же полосам увеличилась на 15%. Рост пассажиропотока более чем в два раза - это удивительный, даже феноменальный результат, о котором стоило бы кричать на каждом углу, если бы не одно но... Нет, цифры верные, нас не обманывают, но есть один нюанс, который все портит. Дело в том, что за два года протяженность выделенных полос увеличилась в те же два раза, со 100 до 200 километров (вот схемы полос сейчас и два года назад). Естественно по ним стало ездить большее количество людей. В этом году планируется ввод еще 50 километров полос. Снова можно будет рассказать о все возрастающей популярности выделенок у горожан. Вот только после того, как магистрали, на которых можно нарисовать полосы для общественного транспорта закончатся, хвастаться будет уже нечем.

Еще один интересный параметр - это увеличение скорости движения подвижного состава на 15%. Вроде цифра не маленькая, но это пока мы обсуждаем абстрактные проценты. Если же мы переведем их в километры в час, то все будет не так весело. Средняя скорость движения общественного транспорта (с учетом всех остановок) составляет 20-30 км/ч, то есть выигрыш в скорости перемещения по выделенным полосам составляет всего 3-4.5 км/ч. То есть, если раньше вы доезжали из точки А в точку В за полчаса, то теперь вы потратите на дорогу на 4 минуты меньше. Приблизительно столько времени надо потратить, чтобы зайти в общественный транспорт из-за наличия турникетов...



Как известно, все познается в сравнении.
Давайте посмотрим на полосы для ОТ в нашей столице и на "диком" западе. Выделенная полоса и остановка общественного транспорта в Москве:


и в Нью-Йорке


Почувствовали разницу? Давайте еще раз.

Москва


Нью-Йорк


Отдельная тема - ширина выделенных полос.
Вы заметили, что она сделана ровно по габаритам автобуса. Вот, очень показательная картинка (Лондон):

theguardian.com

Москва


Мы подготовили огромную программу по переразметке 118 московских улиц (будет отдельный пост), в том числе отдельный проект по Ленинскому проспекту, который позволит сохранить и улучшить работу выделенной полосы, при этом, восстановив необходимое количество парковочных мест.



Пока наша программа оказалась невостребованной, несмотря на низкую стоимость реализации и огромный положительный эффект. В Москве такое соотношение затрат и результатов интересует, увы, далеко не всех. Лучше построить бессмысленную эстакаду на пересечении Варшавского шоссе и ул. Академика Янгеля.

Основная проблема транспортного комплекса столицы - отсутствие профильных специалистов в этой области, отсюда и нет нацеленности на конкретный результат, который можно оценить не в количественных, а в качественных показателях.

Возвращаясь к теме выделенных полос, считаю, что надо срочно провести ревизию имеющихся полос, посмотреть, какие реально есть плюсы и минусы, за 3 года наработался хороший опыт в этом вопросе. А если продолжить существующую политику введения полос "на дурака", то обратная связь от жителей будет яркой. Например, введенная недавно полоса на Каширском шоссе, четко показала, как она убивает движение личного транспорта, из-за чего образуются хвосты автомобилей, которые, в свою очередь, блокируют движение автобусов и троллейбусов. А выделенные полосы на Звенигородке и Волоколамке. Помучившись с ними пару лет, их демаркировали.

Наша с вами задача - создать спрос на хороший результат, чтобы нас не морочили бессмысленными цифрами, нам нужны результаты!


Tags: выделенные полосы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →