proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Презентация нового трамвая Alstom
proboknet
В конце февраля был представлен новый трамвай PESA, сделанный специально для Москвы. А вчера состоялась презентация и небольшой тестовый проезд французского вагона Alstom Citadis 301, который вот уже три месяца проходит испытания в Москве на Краснопресненской трамвайной сети.

Трамвай был специально спроектирован на основе платформы Citadis под российские требования и Московские условия. Это и колея 1520 мм, и возможность эксплуатации при низких температурах (до -40) и многое-многое другое.



Первое, что бросается в глаза – это внешний вид вагона. Он намного длиннее своих традиционных московских аналогов. Вагон состоит из трёх секций, связанных между собой гибкими сочленениями. Общая длина составляет 25,5 метров. В своё время дизайн головной части вагона вызвал массу споров: но как известно, на вкус и цвет...


Несмотря на некоторую футуристичность, Citadis продолжает традиционный стиль вагонов марки Татра, которые на протяжении 30 последних лет составляли основу парка Московского трамвая.


pfoto-rzd.com

Alstom сделан по модульной конструкции.
От числа моделей меняется длина и вместимость вагона. Этот принцип позволяет совершенно свободно выпускать каждую модель как в однокабинном, так и в двустороннем исполнении с дверьми на обе стороны и двумя кабинами управления. Кроме этого, помимо трехсекционной версии (которая планируется на замену обычным одиночным вагонам), возможен еще и пятисекционный трамвай, длинной до 32 метров. Такие вагоны требуются там, где сейчас постоянно работают сдвоенные трамвайные поезда (например, маршруты №1 и №26).

Во время испытаний вагон нещадно эксплуатировали зимой, вымораживали всю ночь с открытыми дверьми, а потом с ходу заводили в путь, перегоняли из холода в жару и обратно (это важно для наблюдения за образующимся конденсатом в разных местах). В общем, "издевались", как могли. Но вагон жив, здоров и по-прежнему в работе. Испытания завершатся в марте и уже в начале апреля вагон перевезут в Бауманское трамвайное депо, которое расположено на основной трамвайной сети города, что позволит испытывать вагон на любых участках путей по всему городу.

Посмотрим салон
Он разительно отличается от всех тех вагонов, что ездят в городе сейчас. Во-первых, вагон полностью низкопольный. Это значит, что при входе в него нет никаких ступенек: ни спереди, ни сзади. Это позволяет ускорить посадку-высадку пассажиров, одновременно сделав вагон более доступным для маломобильных групп населения. Во-вторых, в нём есть кондиционер, причем не только для водителя, но и для пассажиров. Как ни парадоксально, в Москве есть тысячи автобусов и несколько сотен троллейбусов с кондиционерами, а вот трамвая нет ни одного. По крайней мере, пока.





Салон оформлен приятными цветами и очень добротный. Настораживает только одно: не очень большое количество сидений. Всё-таки 44 места в 25-метровом вагоне – это мало. Вот, например, Pesa в вагонах для Москвы будет ставить 60 сидячих мест. Зная этот недостаток заранее, Probok.net уже подготовили план вагона с большим количеством сидячих мест.


красным помечены сидения, которые мы предлагаем добавить

Всегда возникает спор между тем, каких пассажиров поместить в салон больше: стоящих или сидячих. К тому же, расположение сидений по формуле 2+2 сузит проход между рядами. Но, если ставить цель привлечь автомобилистов на общественный транспорт, то нужно стараться обеспечить максимальное количество пассажиров именно сидячими местами. Тем более, что как заверяют представители Alstom и Трансмашхолдинга, планировка салона может быть совершенно любой по требованию и желанию заказчика. Если потребуется 60 мест – их легко обеспечат. Ведь этот вагон был построен полностью на средства самой машиностроительной корпорации и разумеется планировку салона они для себя решили тоже сами.

Отдельно хотелось бы остановиться на ноу-хау, за которое французам смело можно давать премию в области инноваций. Перед тем как начать строить трамвай, представители компании долго исследовали нашу имеющуюся инфраструктуру и существующую трамвайную сеть. И заметили, что зимой пассажиры заносят в салон очень много снега и слякоти, которая тает в салоне и создаёт грязь и лужи. Чтобы этого избежать, французы сделали поистине гениальное решение: в порожки у дверей вмонтированы специальные решеточки с подогревом. То есть при входе в вагон значительная часть слякоти будет оставаться в них, а потом просто уходить обратно на улицу.



Конечно, никто не гарантирует, что в вагоне будет полностью сухо, но то, что будет чище – это факт. Почему мы жили в таких условиях и за всё время не додумались до этого раньше?

Пришедших на презентацию ждала небольшая ознакомительная поездка.
Большой плюс данного трамвая - практически полное отсутствие вибраций! Даже на достаточно разбитых путях и стрелках, вагон лишь немного покачивается из стороны в сторону. Абсолютно не слышно работы двигателей и тормозов. Вагон идёт плавно и не дергается при остановке (привет УКВЗ).

Снаружи при движении вагон так же создаёт минимум шума. Своей плавностью хода вагон обязан специальной конструкции тележки "плавающего" типа, сконструированной специально под Москву. Она позволяет гасить все удары и вибрации от неровных путей, не передавая их при этом на корпус вагона.

Какие перспективы у этого трамвая?
В Москве сейчас около 1 тысячи трамвайных вагонов. Подавляющая часть из них – морально устаревшие модели (а зачастую и физически устаревшие тоже). Все они нуждаются в замене. Безусловно, обновить такой парк, попутно модернизируя под них всю обслуживающую инфраструктуру – это очень и очень большая и длительная задача. Но город неизбежно будет идти по этому пути. Поэтому, я не вижу ничего страшного в том, что в Москве со временем будут работать и Pesa, и Alstom, и даже новые вагоны УКВЗ. Заказов хватит всем. Под Санкт-Петербургом уже началось строительство совместного завода Alstom и Трансмашхолдинга по производству трамвайных вагонов (до 100 штук в год).

Выражаем большую благодарность представительству компании Alstom за приглашение принять участие в этой поездке!



Как вы видите, Московские власти всерьез взялись за модернизацию трамвайной системы столицы (это и обособление путей, и закупки нового подвижного состава, и даже новые линии). Ответите ли вы взаимностью и откажитесь ли от ежедневных поездок на работу на автомобиле в пользу общественного транспорта?

P.S.  Данный пост подготовлен участником проекта Probok.net chek_pipinda



Эх. Вот если бы вернули старый 8-й черный маршрут автобуса, то можно было бы и на работу на нём ездить. А пока тяжко на двух троллейбусах.

Если бы начальная и конечная остановка моего маршрута находилась бы в пределах действия этого трамвая - я бы отказался от рабочих поездок на машине. Но увы.

а если бы мне во время поездки на трамвае отсасывала модель Виктория Сикрет, то я бы даже был готов от дома до остановки пройти 5 минут и отказаться от рабочих поездок на машине. Но увы... от дома до остановки идти 6 минут

Плюс ливрея у вагона поинтереснее и традиционнее, не то что у Песы...

Если Мосгортран закажет этот Альстом, то далеко не факт, что именно эта ливрея у него останется.

Саш, если сравнить PESA и Alstom на твой субъективный взгляд кто лучше?

я бы отказался даже от метро, если бы трамвай шел от ст. м Щелковская до м. Комсомольская 30-35мин с учетом времени остановок..
это возможно? НЕТ
1) нет такой линии
2) сомневаюсь что будет такое время, учитывая кол-во остановок и время пропускания машинами пассажиров и заход пассажиров через одну дверь и вертушку
3) не везде удается выделить трамвай в защищенную выделенную полосу

p.s. проблема пробок в Москве не от того, что не было хорошего трамвая,
а от того, что нет достойной работы и оплаты в Московской области,
люди едут оттуда (а трамвай туда не протянут)

Как пригласят прокатиться на PESA - так и напишем, что лучше)

А не будет ли у нового трамвая проблем с проездом старых недо-автоматических стрелок?

За три месяца таких проблем не выявлено.

еще бы и электрички такие сделали

поговаривают, что яукнин еще не все "шубохранилища" построил...

Если продолжить развитие трамвайной сети в городе, но только с обязательным отделением путей от проезжей части, тогда можно было бы заменить автобусы на трамваи и тем самым решить на некоторых магистралях проблемы с выделенкой. Другими словами, превратить трамвай в аналог метро с меньшими затратами на строительство. Метро уже на пределе возможностей работает.

Я думаю, трамвай мог бы с успехом его дополнить и часть населения не спускались бы в метро. Как вы говорили в каком-то посте, чтобы связать районы может имеет смысл разработать хордовые трамвайные маршруты достаточной протяжённости и по возможности более прямолинейные? Автобусы могли бы выступать в роли тестировщика маршрута. Если маршрут подтверждает расчёты аналитиков, тогда принимается решение о строительстве трамвайных путей и запуске трамвайного движения вместо автобусного. Кстати, остановочные пункты можно было бы сделать закрытыми и тогда вход в трамвай проходил бы через турникеты, расположенные внутри остановочного павильона.

Но тут важно правильно построить маршруты. Мне почему-то кажется, что не все маршруты общественного транспорта у нас оптимальны. И их оптимизацией никто не занимается. Большая часть маршрутов существует с советских времён и не отражает потребности текущего дня.

Александр, может быть вашему проекту начать изучать и отлаживать и этот процесс? Потому что сбор информации о пассажиропотоках - есть важная составляющая этого процесса. Сколько времени уделяет этому Дептранс?



Edited at 2014-03-07 07:12 am (UTC)

Пассажиропотоки собираются непрерывно. Касательно маршрутов, сейчас ведётся разработка новой маршрутной сети.

Очень красивый трамвайчик! С удовольствием бы ездил на таком.

Про темпаратуру и ступеньку в низкопольных

У меня один знакомый живет на Нагатинской ул., полжизни пользуется трамваями 35 и 47, которые вдоль Варшавки. В частности, до Тульской. Чистый пассажир, автомобиля и альтернативы не имеет. Имеет 2 жалобы:
- Очень плохо отрегулирован температурный режим. Этой зимой в холода в половине трамваев отопление то ли не работало, то ли работало так, что его не было заметно вовсе.
- В новых низкопольных трамваях со ступенькой в часы пик эта ступенька, по его словам, просто опасна. Когда много народу, пола не видно, об нее спотыкаются, можно и упасть.

Re: Про темпаратуру и ступеньку в низкопольных

Проблема со ступенькой имеется, там даже дополнительное звуковое оповещение об это есть. Но опять же: уберите турникеты и надобность всем постоянно ходить через ступеньку исчезнет.

(Deleted comment)
Трамваев будет столько же или даже больше. Замена будет вестись из расчёта 1 к 1, а кое где будут даже уменьшены имеющиеся интервалы.

(Deleted comment)
Посадка при пассажирской эксплуатации будет через все двери.

// Ответите ли вы взаимностью и откажитесь ли от ежедневных поездок на работу на автомобиле в пользу общественного транспорта?
Конечно же - нет! :) Да и сделано то пока, откровенно говоря, крайне мало.

про количество мест

сейчас в москве ездят небольшие троллейбусы низкопольные. во многих из них пройти от центральной площадки к задней - очень сложно, т.к. проход узок. это чрезвычайно неудобно. в результате многие места, к которым сложно пройти, по факту всё равно пусьтуют, когда центральная часть троллейбуса прилино заполнена.

на мой взгляд, свободный проход важнее количества мест. и ещё, центральную площадку "для инвалидов" (а на самом деле - единственное место, где пассажирам удобно стоять) тоже нужно делать больше. в большинстве автобусов, которые попадаются мне на маршрутах, которыми я пользуюсь, она удобна. в значительном числе троллейбусов - нет.

кстати, я автомобилист, в последнее время по будням почти полностью пересевший на общественный транспорт. и я очень редко сижу - только в совершенно пустом салоне, на местах, где спереди много места для ног. так что тезис "Но, если ставить цель привлечь автомобилистов на общественный транспорт, то нужно стараться обеспечить максимальное количество пассажиров именно сидячими местами" не бесспорен. меня привлекает возможность удобно стоять. когда одним автобусом едешь в пределах пяти - семи минут (а это как раз про меня и, возможно, про многих других), то возможность сесть - не главный критерий комфорта для здорового и неутомлённого человека.

Edited at 2014-03-07 07:51 am (UTC)

Re: про количество мест

Как человек, ежедневно пользующийся ОТ, я с вами согласен - далеко не все любят ехать сидя. Но в данном случае получается несколько неэффективное использование пространства салона - ведь пандусы всё равно есть и стоять на этих скосах никто не будет, а вот сиденье поставить - можно.

В идеале, конечно же в зависимости от особенностей маршрута нужно оснащать его ПС с разным количеством мест. Но для нас это пока космос)

путепровод нужно нормальный класть. угрохают эту подвеску и колеса за год.

+1, замена рельс на прямые важнее замены трамвая на новый. Изредка езжу от ВДНХ до Преображенки на 11м, гроход адский, хоть трамвай 2001 года, отремонтированный в 2011. Зато у Чистых Прудов недавно поменяли, центр как будто бы важнее =) хоть там и пешком дойти можно.

Мордаха у него смешная. Pesa в этом плане имхо симпатишнее и моднявее. Но это конечно совсем не важно.

?

Log in

No account? Create an account