?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Проект реконструкции Пятницкой улицы
Александр Шумский
proboknet
В мае этого года начнется реконструкция Пятницкой улицы по концепции, разработанной Probok.net. Ее суть - это принципиально иной подход к использованию городского пространства - человекоориентированный. Мы берем всю улицу от дома до дома и изучаем, насколько ситуация справедлива по отношению ко всем: водителям, пешеходам, велосипедистам.

Широкую и неуютную Пятницкую мы хотим превратить в комфортную и яркую улицу. Пока большая и красивая презентация сейчас находится в процессе подготовки, я бы хотел предложить для ознакомления проект организации дорожного движения.

Как только мы приступили к работе над Пятницкой, стало совершенно очевидно, что это типичная московская улица и она исключительно автомобилеориентирована - все нужное и ненужное пространство отдано дороге, несмотря на то, что дорогам обычно требуется меньше места, чем они имеют.

Простой пример - хоть проезжая часть и размечена под четыре полосы, в действительности для движения автомобилей используется только два ряда. Остальное пространство попросту теряется из-за не оптимальной парковки. Зато пешеходам достались узенькие тротуары.


Зеленым показаны полосы, реально используемые для движения, красным – неиспользуемое пространство.


Более того, даже используемые полосы имеют избыточную ширину. Всю ненужную ширину можно отдать другим участникам движения, создавая новые пешеходные зоны, а также под новую для Москвы велосипедную инфраструктуру.



После долгих дискуссий в Дептрансе, ГАИ, а также в этом блоге, за основу плана реконструкции была принята вот такая схема организации дорожного движения:



Начнем с проблем.
Главное препятствие, которое появляется при попытке что-то улучшить в городе - это коммуникации, коммуникации и еще раз коммуникации. Колодцы, коллекторы, водостоки, магистральные трубопроводы и многочисленные кабели связи, освещения, газ, все это закапывалось под землю на протяжении долгих лет. Парадоксально, но то, что находится под землей, во многом определяет внешний вид и наземное пространство города.

За полгода работы над проектом мы приняли участие в бессчетном количестве совещаний и с трудом получали необходимые согласования. Проект непростой, т.к. улица находится в самом центре города со всеми вытекающими отсюда сложностями, а наши требования сделать «как в Европе» упираются в «у нас тут не Европа». Хотя, что можно требовать от сотрудников какой-нибудь инженерной службы, которые и правда в этой чертовой Европе не были. Не видели они, что можно как-то иначе.

Какая связь коммуникаций и расширения тротуаров?
Оказывается, самая прямая. Предстояло нарисовать новые границы проезжей части, чтобы улица осталась такой же ровной, но, при этом были реализованы все наши идеи, а для этого сначала предстояло заглянуть на Геоподоснову (топографический план земельного участка с нанесенными подземными коммуникациями и линиями регулирования застройки, так называемыми красными линиями). Чтобы вы понимали, под землей Пятницкая улица выглядит так:



Когда улица десятки лет была одной ширины, то и коммуникации укладывались соответственно: либо под тротуаром, либо под проезжей частью. Линия бордюра была неприкосновенна. А когда ее двигаешь — оказываешься на минном поле, только вместо мин — колодцы. Можно идти прямо по люкам, но мы не хотим, чтобы получилось как на Большой Дмитровке.



Поскольку все колодца были созданы относительно старых габаритов, оказалось очень не просто провести две новых линии бортового камня вдоль Пятницкой улицы. Но мы с этим справились.

Проблема освещения.
На Пятницкой нет единообразного освещения, где-то свет висит воздушкой, а где-то фонарный столб стоит посередине тротуара. И это сделано не со зла, а потому что слева и справа от столба вдоль улицы проходят какие-то коммуникации (на фото вы можете увидеть смотровые колодцы). После реконструкции этого допустить нельзя - улица все же должна быть красивой.



Когда изучали возможную трассировку велодорожки опять столкнулись с люками, они везде, а по ним ездить крайне неудобно. Наглядный пример того, как быть не должно:


фото rokant

По-хорошему, надо один раз "собраться в кучу" и проложить все коммуникации в одном коллекторе.
Вот только для этого надо, во-первых, пару лет (я не преувеличиваю) перекапывать всю улицу, закрывая движение транспорта, а, во-вторых, стоить все это будет несколько миллиардов рублей. А потом мало в чем разбирающиеся критики будут писать, что простая замена асфальта в Москве стоит в 10 раз дороже, чем в Европе. Если же все делать дешево, то получается как на выше приведенных фотографиях. И многие блогеры потом язвительно интересуются, неужели нельзя было сделать так, чтобы бордюрный камень не шел по канализационным люкам? Поскольку о переносе коммуникаций речи не шло, то теперь вы понимаете, с какими проблемами пришлось столкнуться при проектировании обновленной Пятницкой улицы.

А еще очень хотелось посадить деревья.
Мы догадывались, что сделать это будет сложно, но рассчитывали на то, что расширение тротуаров на 2-3 метра даст больше свободы. Есть места, где коммуникации в принципе позволяют высадку зелени, но помимо коммуникаций есть еще и нормы проектирования. В Европе деревья высаживают в метре от проезжей части, у нас необходимо два-три, а еще надо отступить от ближайшего здания на 5 метров. Итого, чтобы посадить новые деревья нужен тротуар не менее 8 (!) метров. Это очень странная позиция чиновников, в том числе Департамента природопользования, который почему-то не пытается изменить эти правила, чтобы дополнительно озеленить город.

Почему для высадки деревьев нужны такие большие отступы - никто точно не знает. Одни ссылаются на то, что транспорт будет задевать ветки, другие винят реагенты, которые попадают в почву. Обе причины высосаны из пальца. Первая проблема решается обрезанием веток. Вторая еще более абсурдная, вот пример соседней Большой Ордынки, где деревья есть, высажены в метре от дороги, без какой-то защиты от реагентов и пока вроде умирать не собираются.


Ордынка

Нам тут же говорят, что высадили их давно и никто за них не отвечает, а новые так сажать не положено. Короче, озеленения Пятницкой скорее всего не будет. Хотите деревья в кадках, которые нужно будет увозить на зимовку осенью? Мы, глядя на Тверскую, считаем что лучше вообще без них, чем так. Плюс иногда стоял выбор между деревом и парковочными местами. В результате акцент в реконструкции был сделан на максимальное сохранение парковок и создание велодорожки.

Я долго рассказывал о предыстории создания проекта, чтобы вам было хорошо понятно, почему улица получилась именно такой. Теперь давайте же посмотрим уже на проект, который получился с учетом всех ГОСТовских и коммуникационных ограничений (все схемы кликабельны).

Несколько пояснений:
желтый цвет - границы старых тротуаров
синий цвет - границы новых тротуаров
На схеме показаны все планируемые дорожные знаки и разметка, ограждающие столбики и опоры освещения (они немного нестандартно обозначены, можно подумать иной раз, будто бы их воткнули прям в дорогу или велодорожку, но это не так).

Первый участок - от Серпуховской площади в центр

На Пятницкой впервые в Москве удалось запроектировать долгожданные антикарманы для остановок общественного транспорта, на первой схеме это как раз видно.

Второй участок - от 2-го Новокузнецкого переулка в центр

Типичный вопрос - почему сократилось количество парковок, в некоторых местах можно было сделать дополнительные места? На самом деле, парковки сделаны по максимуму, ведь сильно изменились границы улиц, парковки оказались "утопленными", поэтому в связи с необходимыми отступами от пешеходных переходов, перекрестков, выездов из дворов, необходимости ставить новые опоры освещения (которых раньше вообще не было) - некоторые места пришлось убрать.

Третий участок от д. 41 в центр


Еще вопрос - почему кое-где дорога ушла от своей оси? Ответ прост — колодцы (они на схеме не показаны в связи с их огромным количеством)

Четвертый участок от ст. м. Новокузнецкая в центр



Несмотря на все сложности и ограничения нам удалось запроектировать прямую улицу без столбов посередине тротуара. Как видите, путь от идеи до воплощения очень тернист, особенно когда пытаешься прыгнуть в развитии сразу лет на 30 вперед. И сделать что-то хорошее в наших условиях можно только проявляя волю и не мирясь с существующими взглядами лиц, принимающих решения. Мы уже немного устали, но обязательно дойдем до конца и сделаем всё от нас зависящее.

[Как проходило проектирование.]
Как проходило проектирование. Департамент капитального ремонта Москвы объявил соответствующий конкурс, который выиграла проектировочная организация, в тесном сотрудничество с которой Probok.net работал несколько месяцев, чтобы представить вам этот проект.

UPD: необходимо пояснить, что велодорожка не "начинается ниоткуда и в никуда приходит". Она начинается от Серпуховской площади, от Садового кольца и кольцевой ветки метро. Сюда в обязательном порядке придут новые велодорожки, как к транспортной точке притяжения. Заканчивается она на Пятницкой возле м. Третьяковская, у храма, где будет велопарковка. Чуть позже дорожка может пройти дальше по пешеходной зоне у Третьяковской галереи и выйти к Болотной площади по существующему пешеходному маршруту. Сразу окутать город велодорожками не получится, это требует времени и ничего страшного в этом нет.




  • 1
Сегодня ехал по 2-й Брестской - ситуация абсолютно аналогичная - размечено 4, едут 2 и узкие тротуары.
На Мясницкой тоже нужно будет подобное решение, т. к. где размечено 4 едут 2, а где размечено 3 - одна.

На Мясницкой надо по-другому. Совсем по-другому

Во-1-х, думать и обсуждать надо.
Во-2-х, я бы там вообще парковку (точнее - стоянку) запретил или разрешил бы только с одной стороны.

P.S. У меня стаж вождения с 1981 г. А сейчас машина - практически мои ноги. И несмотря на это, к парковкам в центре отношусь отрицательно

Edited at 2014-03-12 07:08 am (UTC)

Запрет парковки на Мясницкой - плохая идея. Там целая гора центров притяжения и поэтому там всегда аншлаг. Поэтому для наведения порядка достаточно будет простого администрирования - переразметка улицы по похожей схеме (по 2.25 на парковочные места, 2 полосы по 3 метра, остальное - пешеходам), платная парковка (сейчас там с этим туго - по карте вроде платная, но я там ни одного паркомата не видел) + эвакуация нарушителей правил парковки (в первую очередь второрядников и гандонов, паркующихся на пешеходных переходах). И я не предлагаю сделать "абсолютно 1 в 1", но что-то похожее (переразметка проезжей части в аналогичных пропорциях как минимум) реализовать там нужно. Разумеется с этапом "думать и обсуждать".

> А сейчас машина - практически мои ноги. И несмотря на это, к парковкам в центре отношусь отрицательно
Это в принципе парадокс и противоречие здравому смыслу. Скорее всего вам просто не нужно ездить в центр сейчас, но не факт, что такой необходимости не возникнет и в будущем.

Парковаться то надо гдето?
Лучше пусть будет место для парковки чем никому не нужные велодорожки и широченные тротуары.

> никому не нужные велодорожки
Если они не нужны Вам, то это не значит, что они никому не нужны
> и широченные тротуары.
В центре Москвы-то? Или если тротуар шире, чем необходимо для прохода одного человека - то он уже широченный?

Очень нужны велождорожки! Очень! И с каждым годом будут всё нужнее

В центре москвы такой большой велотрафик? Не заметно.

Вообще-то на Пятницкой вполне себе широкие тротуары.

Где парковаться - это только ваша проблема. Никому не нужные велодорожки? Только вчера видел в Москве немало велосипедистов, хотя на календаре было только 11 марта. И было бы ещё больше, если была бы нормальная велосипедная инфраструктура. Велосипед в отличие от автомобиля имеет целый ряд преимуществ: 1) он не загрязняет воздух; 2) он способствует здоровому образу жизни; 3) он занимает меньше места на дороге и парковке. Широченные тротуары? Во-первых, не такие уж широченные они там планируются. Во-вторых, я уже писал вам, что центр должен играть прежде всего культурно-историческую роль. И должен быть удобен прежде всего для пешеходов и туристов.

Велосипед в москве это ср-во развлечения а не транспорт. Не тот климат у нас и не те расстояния. Пора бы это понять и поменьше слушать идиота-варламова.

Климат не тот? В Хельсинки климат примерно такой же, но велосипед используется весьма активно. Расстояния большие? В Лондоне расстояния примерно такие же как и в Москве, но велосипед, в последнее время, тоже используется очень активно. Ведь далеко не всем надо ехать на работу более 10 километров. А 10 километров и меньше можно проехать и на велосипеде. Да, и заметил, что и в Москве тоже велосипедистов в последнее время становится больше. Вот ещё бы создать нормальную велоинфраструтуру и будет совсем здорово. Заметьте, что в Краснодаре, который имеет примерно такую же зимнюю температуру, как и Амстердам. И имеет примерно такие же расстояния, как и Амстердам, велосипед используется гораздо менее активно, чем в Амстердаме. Так что дело уж точно не в климате и не в расстояниях. Дело в отсутствии нормальной велоинфраструктуры и в менталитете, в засилье понтов в России. "Как же это я поеду на велосипеде, а не на автомобиле, что я нищеброд какой"?!

Я вот не кого-то там, а себя слушаю. Летом раз в неделю по пятницам всегда езжу на работу на велике. А если б не дресс-код (или был бы у меня шкафчик с офисной одеждой), ездил бы чаще. Ехать 15 км, на велике выходит сильно быстрее, чем на машине и иногда даже быстрее, чем на метро - около 50 минут.

А еще у нас велопрокат развивают, соотвтественно, в пределах центра вообще шикарно перемещаться будет: взял велик, проехал по-быстрому пару км (это про не те расстояния) по удобной велодорожке и бросил недалеко от места, куда тебе надо.

Если вы читали пост, то видели, что место для парковки никто не забирает (ну мб несколько, но не сотня). При подобной переразметке автоматически исчезнет часть идиотов, едущих между полос (припаркованные же мешают норм ехать, но место-то там на пол машины есть; а так не будет места - не будет желания там ехать) и городское пространство используется более грамотно - если взять в пример Мясницкую, то там три широченных полосы (от Банковского до здания ФСБ), но из-за припаркованных слева и справа реально остается одна + две половинки. "Правильные" водители едут ровно посередине (в одну полосу), "рациональные" едут в две и бесятся на "правильных", мудаки просто на всех кладут и обгоняют "правильных" и "рациональных" по этим "половинкам".
Вся эта шняга решается просто - превратить эти половинки в нормальную полосу. Соответственно, станет две полосы против одной и сохранится парковка с двух сторон. А за счет уменьшения размеров каждой полосы с 3.75 до 3 при двух полосах выигрыш будет в 1.5 метра, который можно спокойно отдать пешеходам или велосипедистам, ибо пешком по Мясницкой перемещаться категорически неудобно. От такого решения выигрывают абсолютно все.

  • 1