proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Московские набережные
proboknet
Современный вид московских набережных был заложен в сталинском генплане 30-х годов: Превратить набережные Москвы-реки в основную магистраль города с устройством вдоль набережных широких проездов-улиц (с доведением их ширины до 40-50 метров) со сквозным на всем их протяжении движением. Из книги "Генеральный план реконструкции Москвы", 1936 год. Почитайте, как изменилась бы наша столица, если бы этот генплан был реализован.

В 90-е годы XX века в связи с массовой автомобилизацией россиян столичные набережные окончательно превратились в магистрали со стихийной парковкой вдоль берегов реки. Кремлевская набережная теперь является исключительно дорогой для автомобилей, но никак не любимым местом отдыха москвичей.


набережная-магистраль (фото с сайта on-walking.com)

А это уже современный центр, Москва-сити. Каждый клочок земли занят машинами.


набережная-парковка

Такая ситуация - это настоящий позор для Москвы. Пришло время привести столичные набережные в благопристойный вид.


Однако приличный облик каждый представляет себе по-своему. Регулярно можно прочитать в новостях о диких идеях превращения набережных даже не просто в дороги, а в многоуровневые магистрали с помощью строительства эстакад и развязок. Вы удивитесь, но такие предложения поступают не от автомобилистов, а от руководителя департамента природопользования столицы.

В мире уже есть примеры подобных инноваций. Например, набережная реки Чонгечон в Сеуле. Не удивляйтесь, это именно она. Да, да, это набережная.


Вот только корейцы недавно одумались и провели глобальную реконструкцию данного места, вернув горожанам реку и создав прекраснейшую рекреационную зону.



Сейчас власти города (на этот раз нашего) разрабатывают проект глобальной реконструкции московских набережных. Очень хотелось бы, чтобы благоустройство берегов не превратилось в сооружение многокилометровых эстакад, идущих вдоль реки. Думаете, такое невозможно? Ничего подобного. Вот типичная набережная в Нью-Йорке.


фото из гугл-панорам

Что же ждет Москву? За центр города можно не волноваться. Он постепенно превращается в цивилизованную европейскую столицу. Посмотрите, например, на Крымскую набережную. Ну разве не прелесть?



Или вы хотите вернуть дорогу, заправку, а заодно построить еще и многоуровневый паркинг?


Судьба же берегов Москвы-реки  за пределами Садового кольца вызывает серьезные опасения.
Вот так выглядела Шлюзовая набережная совсем недавно:


фото из яндекс-панорам

А теперь на месте газона сделали парковку для машин:


Карманы для автомобилей вместо газона организовали, чтобы убрать парковку с проезжей части и оставить две полноценные полосы для проезда машин. Нельзя сказать, что после этого автомобилистам стало гораздо легче, ведь полноценной четырехполосной дороги не получилось. Где нет карманов, крайняя правая полоса превращена в стоянку. Для движения все равно остается всего один ряд.

Как по направлению в центр, так и в область.

движение в один ряд

Я сам автомобилист и недостаток парковочных мест ощущаю на себе, но строительство любой инфраструктуры (будь то карманы или эстакады) должны иметь какой-то смысл.

Автомобилисты все равно остались недовольны, хотя ради них у пешеходов отняли практически все набережные.


В некоторых местах стоянка для машин заняла весь тротуар. Как такое, вообще, может быть?


Но даже в тех местах, где нет откровенного безобразия с парковкой, пешеходам все равно крайне неуютно. Что такое московская набережная? Это стоянка автомобилей в каменных джунглях.

Шлюзовая

А зачем в этом месте дорогу расширили до трех широченных полос в каждую сторону? Чтобы автобусы и грузовики устроили себе парковку?

Павелецкая

Новоданиловская набережная - еще один пример превращения газона в парковочные карманы, хотя здесь они пользу все же принесли.


Комфортно ли людям гулять по таким набережным? То-то и оно. Никто и не гуляет. Лавочек нет, деревья вырублены, машины едут сплошным потоком...

Сравните с берегом реки в европейских городах. Лондон:

из гугл-панорам

Рим:


Париж (французские урбанисты нашили место и для автомобилей, и для деревьев, и для пешеходов, и для велосипедистов):


Совсем другое дело, не так ли? Только не надо говорить, что у нас климат неподходящий. Стоит только привести улицу в порядок и люди начинают гулять там с детьми и кататься на велосипедах. Вспомните Крымскую набережную, или Коломенскую:



Естественно, речь не идет о том, чтобы сделать все берега Москвы-реки исключительно пешеходными. Этого и не требуется. Набережные можно облагородить без потери пропускной способности. Для этого нужно всего лишь использовать внутренний резерв проезжей части. Вот как сейчас выглядит усредненная набережная в столице (для примера использована Дербеневская):



Фактически на 4х полосной набережной движение осуществляется только по 1 полосе в каждую сторону. Правые ряды с двух сторон дороги заняты под стоянку автомобилей. Несмотря на их довольно большую ширину (четыре метра), припаркованные машины делают невозможным ее использование для проезда. Данное пространство можно без ущерба для автомобилистов отдать для расширения газона и велодорожку.

Вот какая уютная набережная может получиться в итоге.


обращаю ваше внимание, что это всего лишь концепция

Пешеходы и велосипедисты отделены от проезжей части "зеленой стеной" из деревьев и кустарников. Согласитесь, по такой набережной приятно и пешком пройти, и на велосипеде прокатиться. Важный вопрос, как ставить лавочки, спиной к реке или к дороге. С одной стороны лучше смотреть на другой берег, чем на проезжую часть, пусть и за деревьями. А с другой, велосипедисты будут проезжать точно за спиной у сидящих на лавочке. Это не очень комфортно. Правда, в Европе так делают и не переживают:


фото maxkatz

В конце-концов, лавочки можно поставить двумя способами и посмотреть, какие из них будут пользоваться большей популярностью у гуляющих по набережной. Их всегда можно будет переставить как надо.

Результатами такой реконструкции будут довольны и велосипедисты, и пешеходы, гуляющие по набережным.
Скажу больше, количество и тех и других резко возрастет. А что автомобилисты? У них снова хотят отнять часть жизненного пространства. На самом деле, все не так плохо, как кажется. Пропускная способность дороги сохраняется. Ибо она определяется самым узким местом. Не важно сколько полос будет в широких частях, если есть бутылочные горлышки, то пробки обеспечены. Вот замечательный пример, как в центр для движения остается только 1 полоса:



Но может быть большинство действительно считает, что набережные надо максимально отдать для движения автомобилей? Это не сложно сделать, достаточно лишь полностью превратить газон в парковку для машин. В таком случае набережная будет выглядеть так:


Гулять по ней будет крайне неуютно, зато автомобилистам будет комфортно ездить.

Теперь хотелось бы узнать ваше мнение о том, какими должны быть берега Москвы-реки.

Какими бы вы хотели видеть московские набережные?

Как сейчас (ничего не менять)
16(4.9%)
Превратить их в транспортные артерии
49(14.9%)
Реконструировать в пользу общественных пространств
264(80.2%)





Зеленая зона нужна. Но и транспортная связность тоже нужна! Я думаю, оптимальное решение - там где автомобильный поток относительно невелик или может быть дублирован или 'спрямлен' - делаем зеленую зону. Полноценную, с шумозащитным экраном и т.д.

Там где нет - делать нечего, нужна и дорога, и парковки. Парковки можно запихать под дорогу, сделав их подземными (сооружать их можно открытым способом). Плюс - зеленые зоны должны или тяготеть к застройке, или же соединять две зоны жилой застройки 'пешеходным мостиком'.

Edited at 2014-03-31 08:17 am (UTC)

На всех фотографиях одно и то же, машин много людей мало! И люди на фото укутываются в капюшоны от холода! К пешеходной зоне хорошо бы еще как-то инфраструктуру по доставке пешеходов! Так по фотографиям можно сделать вывод, что люди ушли в другое место!

Edited at 2014-03-31 08:18 am (UTC)

Когда я хочу погулять по набережной, я еду в марьинский парк и там гуляю и катаюсь на велосипеде. Кроме этого есть коломенское, парк горького, воробьевы горы и т.д. Но урбанистам этого мало! Они хотят весь город изуродовать лишь бы было как в европе.

На некоторых фотках четко видно, что парковаться там запрещено.

Так что тут должны работать твои любимые крокодилы.

А вы с Ильей Варламовым сотрудничаете? подряд два поста - и у обоих про набережные Москвы!

А вообще с набережными у нас вне парка Горького все достаточно печально - там и людей немного, и машин. Ибо неудобно и ходить, и ездить.

Вы в этом сомневаетесь? Более чем уверен что Александр спелся с городскими вредителями вармаломым и кацом и становится точно такимже.

(Deleted comment)
Не понял чем римская отличается от нашей, кроме вырубленных деревьев в РФ?

Проблема всего этого хаоса в масих же властях, которые давали разрешение на стросительство по проектам, которые не предусматривают парковок.

А тебе кто мучается - жители.

Рим - город интересный, но очень неуютный.

В Москве полно набережных где можно гулять. Зачем ещё?
Транспортный проблемы важнее чем вопрос в том где бы погулять. Важнее обеспечить город дорогами и парковками чем местом для паздно шатающихся бездельников.
В центре есть пешеходные зоны на набережных, есть воробьевы горы, есть лужники, есть ЦПКиО. Вам мало? Вы хотите ещё оттяпать места у автомобилистов?

p.s. когда вы уже переименуетесь в пробкам-да?

В центре есть пешеходные зоны на набережных, есть воробьевы горы, есть лужники, есть ЦПКиО. Вам мало?
Люди, для того, чтобы погулять на этих набережных вынуждены пересечь полгорода, потому как ближе к ним набережных нет.
Вот тебе и пробкам-да.

(Deleted comment)
По этой причине небережную Яузы хорошо использовать как велодорожку. Выделенная полоса получается. Бордюр высоченный, никто не паркуется.

С одной стороны, сделать человеческие набережные очень хотелось бы. Особенно с незамерзающей Москвой-рекой.

А с другой, в черте города Москва-река очень так себе - вода грязная. Этот вопрос надо как-то решать. Без спуска же к воде набережная, в общем, не очень-то и нужна, разве что на другой стороне вид интересный.

Тут важно не набережные сделать для пешеходов, а максимельно прижать автомобилистов. Александр окончательно превращается в автомобилененавистника.

Ну кто будет гулять по Павелецкой, Даниловской и прочим таким набережным в промзонах? Гулять, гулять, гулять... Кто эти люди? И сколько их? И почему им мало Крымской и Пушкинской набережных?

И не согласен с критикой карманов на Шлюзовой. Теперь там реально по два ряда в каждую сторону, стало гораздо лучше. Ни одной машины в правом ряду не стоит. В этом, правда, заслуга Парконов в первую очередь.

На тех набережных регулярно ездят люди на велосипеде и роликах. Дербеневская набережная - итак вообще расположена в жилой зоне, и где там люди гуляют - непонятно. Всё в машинах. В районе шлюзовых набережных - тоже можно чикать парковки. Людей там намного больше ходит, чем автомобилистов.

Пешеходных набережных в парке горбкого и в коломенском вполне достаточно. Все остальные набережные должны быть безсветофорными магистралями.
З.Ы. Такое впечатление что читаю не пробок.нет, а опусы вапрламова.

+1

Пудель походу платит пробкам за публикации своих убожеств.

(Deleted comment)
Вот интересно.
В комментах все люди против этого говна, а в голосовалке наплыв ботов за "апщественные места".

Какой-то придурок кинул репост в сообщество дендрофилов-хипстеров имени каца-фарламова?

Ну а что, предлагаете проголосовавшим "за" ещё дополнительно в комментах писать "Да, да, ещё больше пешеходных зон на набережных, делайте это, делайте!"
Нажал кнопку - голос учтён, пошёл дальше. Но если Вы настаиваете, напишу специально для Вас. Итак, три-четыре...

Да, да, ещё больше пешеходных зон на набережных, делайте это, делайте!

Уффф... Ладно, гражданский долг выполнен, пойду заниматься насущными делами.

Стоянка на Космодамианской набережной (фото после слов "В некоторых местах стоянка для машин заняла весь тротуар. Как такое, вообще, может быть?") существует с конца 60-х гг.
Хорошо знаю её историю, поскольку жил рядом и мой отец был одним из её организаторов.
Дело в том, что стоянка на набережной Максима Горького (так она называлась до начала 1990-х) первоначально занимала площадку, с которой зимой сбрасывали снег, и метров по 20 - в сторону Большого Устьинского моста и в другую сторону вдоль берега.
Но! полностью этот тротуар почти не использовался - привычной пешеходной зоной была другая сторона набережной, вдоль домов. Даже сейчас эта дорога выглядит скорее как аллея или бульвар, большая часть идёт среди зелёных насаждений.
На тротуаре, что вдоль берега тоже были насаждения и кусты в два ряда, но потом тот ряд кустов, что ближе к проезжей части, выкорчевали в целях безопасности. Во всём остальном этот газон с посадками по-над берегом Москвы-реки остался неизменным. Как был в 60-х гг, так и теперь. Более того, если по нему раньше проходила тропинка, по которой мы бегали по утрам, то теперь её не стало - везде цветы. Но его размер, длина - ни на йоту не изменились с тех пор!

Edited at 2014-03-31 09:18 am (UTC)

--- выкорчевали в целях безопасности.

Чьей?

Новоданиловская набережная так же из-за бизнес-центров была порезана на парковочные карманы.
В правильном направлении двигаетесь. Очень правильном. Еще бы собрать весь комплекс предложений, взять власть в МГД и оттуда пинать власти в правильном направлении.

Интересно только кто согласовывал все эти строительства и реконструкцию бизнес-центров?

Не вижу трагедии в том, чтобы тротуар конской ширины (рядом с Сити, насколько можно видеть, порядка 6-7 метров) урезать вполовину, сделав из остатка парковочные карманы.
То же самое и с газонами. Для чего нужен газон со столбами посередине? Деревьев там все равно, как правило, нет, это обычный генератор грязи, так что реконструкция, как на Шлюзовой, на 100% полезна и оправданна, что-то подобное надо проделать везде, где можно.

Полностью поддерживаю, Александр. Ещё известный урбанист мэр Боготы Пеньялоса говорил о том, как важны набережные в качестве общественных пространств. Они у себя гигантскую велодорожку вдоль какой-то сточной протоки сделали, а у нас, где есть такая красота, как Москва-река, сам Бог велел. На Яузе, кстати, тоже хорошо бы провести реконструкцию, сделать набережные ориентированными на человека.

А откусывать газоны для парковочных карманов - натуральное вредительство. С этим необходимо покончить в принципе, не только на набережных.

Поддерживая. Набережные- ценнейший ресурс городов.

?

Log in

No account? Create an account