Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Московские набережные

Современный вид московских набережных был заложен в сталинском генплане 30-х годов: Превратить набережные Москвы-реки в основную магистраль города с устройством вдоль набережных широких проездов-улиц (с доведением их ширины до 40-50 метров) со сквозным на всем их протяжении движением. Из книги "Генеральный план реконструкции Москвы", 1936 год. Почитайте, как изменилась бы наша столица, если бы этот генплан был реализован.

В 90-е годы XX века в связи с массовой автомобилизацией россиян столичные набережные окончательно превратились в магистрали со стихийной парковкой вдоль берегов реки. Кремлевская набережная теперь является исключительно дорогой для автомобилей, но никак не любимым местом отдыха москвичей.


набережная-магистраль (фото с сайта on-walking.com)

А это уже современный центр, Москва-сити. Каждый клочок земли занят машинами.


набережная-парковка

Такая ситуация - это настоящий позор для Москвы. Пришло время привести столичные набережные в благопристойный вид.


Однако приличный облик каждый представляет себе по-своему. Регулярно можно прочитать в новостях о диких идеях превращения набережных даже не просто в дороги, а в многоуровневые магистрали с помощью строительства эстакад и развязок. Вы удивитесь, но такие предложения поступают не от автомобилистов, а от руководителя департамента природопользования столицы.

В мире уже есть примеры подобных инноваций. Например, набережная реки Чонгечон в Сеуле. Не удивляйтесь, это именно она. Да, да, это набережная.


Вот только корейцы недавно одумались и провели глобальную реконструкцию данного места, вернув горожанам реку и создав прекраснейшую рекреационную зону.



Сейчас власти города (на этот раз нашего) разрабатывают проект глобальной реконструкции московских набережных. Очень хотелось бы, чтобы благоустройство берегов не превратилось в сооружение многокилометровых эстакад, идущих вдоль реки. Думаете, такое невозможно? Ничего подобного. Вот типичная набережная в Нью-Йорке.


фото из гугл-панорам

Что же ждет Москву? За центр города можно не волноваться. Он постепенно превращается в цивилизованную европейскую столицу. Посмотрите, например, на Крымскую набережную. Ну разве не прелесть?



Или вы хотите вернуть дорогу, заправку, а заодно построить еще и многоуровневый паркинг?


Судьба же берегов Москвы-реки  за пределами Садового кольца вызывает серьезные опасения.
Вот так выглядела Шлюзовая набережная совсем недавно:


фото из яндекс-панорам

А теперь на месте газона сделали парковку для машин:


Карманы для автомобилей вместо газона организовали, чтобы убрать парковку с проезжей части и оставить две полноценные полосы для проезда машин. Нельзя сказать, что после этого автомобилистам стало гораздо легче, ведь полноценной четырехполосной дороги не получилось. Где нет карманов, крайняя правая полоса превращена в стоянку. Для движения все равно остается всего один ряд.

Как по направлению в центр, так и в область.

движение в один ряд

Я сам автомобилист и недостаток парковочных мест ощущаю на себе, но строительство любой инфраструктуры (будь то карманы или эстакады) должны иметь какой-то смысл.

Автомобилисты все равно остались недовольны, хотя ради них у пешеходов отняли практически все набережные.


В некоторых местах стоянка для машин заняла весь тротуар. Как такое, вообще, может быть?


Но даже в тех местах, где нет откровенного безобразия с парковкой, пешеходам все равно крайне неуютно. Что такое московская набережная? Это стоянка автомобилей в каменных джунглях.

Шлюзовая

А зачем в этом месте дорогу расширили до трех широченных полос в каждую сторону? Чтобы автобусы и грузовики устроили себе парковку?

Павелецкая

Новоданиловская набережная - еще один пример превращения газона в парковочные карманы, хотя здесь они пользу все же принесли.


Комфортно ли людям гулять по таким набережным? То-то и оно. Никто и не гуляет. Лавочек нет, деревья вырублены, машины едут сплошным потоком...

Сравните с берегом реки в европейских городах. Лондон:

из гугл-панорам

Рим:


Париж (французские урбанисты нашили место и для автомобилей, и для деревьев, и для пешеходов, и для велосипедистов):


Совсем другое дело, не так ли? Только не надо говорить, что у нас климат неподходящий. Стоит только привести улицу в порядок и люди начинают гулять там с детьми и кататься на велосипедах. Вспомните Крымскую набережную, или Коломенскую:



Естественно, речь не идет о том, чтобы сделать все берега Москвы-реки исключительно пешеходными. Этого и не требуется. Набережные можно облагородить без потери пропускной способности. Для этого нужно всего лишь использовать внутренний резерв проезжей части. Вот как сейчас выглядит усредненная набережная в столице (для примера использована Дербеневская):



Фактически на 4х полосной набережной движение осуществляется только по 1 полосе в каждую сторону. Правые ряды с двух сторон дороги заняты под стоянку автомобилей. Несмотря на их довольно большую ширину (четыре метра), припаркованные машины делают невозможным ее использование для проезда. Данное пространство можно без ущерба для автомобилистов отдать для расширения газона и велодорожку.

Вот какая уютная набережная может получиться в итоге.


обращаю ваше внимание, что это всего лишь концепция

Пешеходы и велосипедисты отделены от проезжей части "зеленой стеной" из деревьев и кустарников. Согласитесь, по такой набережной приятно и пешком пройти, и на велосипеде прокатиться. Важный вопрос, как ставить лавочки, спиной к реке или к дороге. С одной стороны лучше смотреть на другой берег, чем на проезжую часть, пусть и за деревьями. А с другой, велосипедисты будут проезжать точно за спиной у сидящих на лавочке. Это не очень комфортно. Правда, в Европе так делают и не переживают:


фото maxkatz

В конце-концов, лавочки можно поставить двумя способами и посмотреть, какие из них будут пользоваться большей популярностью у гуляющих по набережной. Их всегда можно будет переставить как надо.

Результатами такой реконструкции будут довольны и велосипедисты, и пешеходы, гуляющие по набережным.
Скажу больше, количество и тех и других резко возрастет. А что автомобилисты? У них снова хотят отнять часть жизненного пространства. На самом деле, все не так плохо, как кажется. Пропускная способность дороги сохраняется. Ибо она определяется самым узким местом. Не важно сколько полос будет в широких частях, если есть бутылочные горлышки, то пробки обеспечены. Вот замечательный пример, как в центр для движения остается только 1 полоса:



Но может быть большинство действительно считает, что набережные надо максимально отдать для движения автомобилей? Это не сложно сделать, достаточно лишь полностью превратить газон в парковку для машин. В таком случае набережная будет выглядеть так:


Гулять по ней будет крайне неуютно, зато автомобилистам будет комфортно ездить.

Теперь хотелось бы узнать ваше мнение о том, какими должны быть берега Москвы-реки.

Какими бы вы хотели видеть московские набережные?

Как сейчас (ничего не менять)
16(4.8%)
Превратить их в транспортные артерии
49(14.8%)
Реконструировать в пользу общественных пространств
266(80.4%)




Tags: вело, набережные, пешеходные улицы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 233 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →