?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
О повышении тарифов на проезд в ОТ и не только
proboknet
Наверняка вы уже слышали новость о повышении стоимости проезда в метро и наземном общественном транспорта на 5-7% с первого июня. Воспользуемся этим поводом и обсудим работу общественного транспорта. Сразу скажу, текст будет немного ироничным и лиричным одновременно.

Чтобы разогреть аудиторию, сначала немножко побуду "адвокатом дьявола".
Платить больше за то же самое никто не любит. Однако повышение цен, увы, неизбежно. Инфляцию, в нашей стране, к сожалению, пока не отменили. Продукты в магазине дорожают каждый месяц (если не неделю), но поскольку мы все покупаем разные товары, то повышение цен проходит плавно и большого всплеска недовольства у людей не вызывает. Сильно вас беспокоит стоимость сыра Camembert, если вы его не покупаете? Да пусть он хоть вдвое подорожает, большинству людей на это наплевать. Другое дело, когда повышается стоимость товара или услуги, которыми пользуются почти все (например, бензин или коммуналка). В этом случае даже небольшое изменение цены вызывает бурное обсуждение.

Естественно, когда объявили о подорожании проезда на общественном транспорте, все дружно стали возмущаться этим фактом. Однако несмотря на повышение тарифа за проезд, он все равно остается одним из самых низких в мире. Дептранс подготовил небольшую инфографику по этому поводу:



Знаю, знаю, PR-отдел Дептранса несколько схитрил и не представил страны, где цена на проезд меньше, чем в Москве. И вообще, надо сравнивать не абсолютную стоимость проезда, а относительную (учитывать средние зарплаты). А еще лучше сопоставлять цену не единичной поездки (которая очень дорогая в развитых странах), а проездного на месяц. Но, даже если все это учесть, то выясняется, что стоимость проезда остается одной из самых низких. Конечно, в Минске или Киеве на метро можно ездить гораздо дешевле, чем в Москве. Но ведь и ВВП на душу населения там ниже чем в России в два и четыре раза, соответственно. Так что сильно завидовать соседям, пожалуй, не стоит.

Но не спешите возмущаться (я же сразу вас честно предупредил, что в начале буду адвокатом), подождите пока я не встану на сторону обвинения.


Помимо инфляции существует и еще одна причина увеличения стоимости проезда. Растет протяженность линий метрополитена и количество станций, а их содержание стоит немалых денег. Зато пассажиропоток практически не увеличивается (если только на 1-2%). А происходит так потому, что если раньше человек ехал сначала на автобусе до метро, то теперь он ходит до него пешком, потому что рядом с его домом построили новую станцию. То есть люди экономят на наземном общественном транспорте, но платят больше за проезд на метро. Правда, сэкономят не многие, а раскошелиться придется всем. Но тут уж ничего не поделаешь.

Нравится нам это или нет, но за проезд мы всегда платим 100% его стоимости. Разница лишь в том, делаем ли мы это напрямую из своего кошелька или косвенно, через налоги и бюджет.

Это вовсе не значит, что нам суждено платить за проезд все больше и больше. Есть резерв не только для предотвращения роста тарифов, но и для его снижения. Однако для этого мы должны иметь единую транспортную систему в городе. А у нас их целых три: метро, Мосгортранс и маршрутки (могла бы быть еще и четвертая - электрички, но она находятся в зачаточном состоянии).

По-хорошему, всех их надо было уже давно объединить в одну общую систему городских перевозок. Кое-что для этого делается. Например, появился универсальный билет и "тройка" (раньше на НОТ и метро были разные билеты), но этого явно не достаточно. Нужно брать деньги за время пользования городской транспортной системой (подробно писал об этом тут), а не за количество видов транспорта, которыми вынужден пользоваться пассажир. Например, если я еду из Бирюлево в центр, то я совершаю всего одну поездку. Еще раз повторяю, поездка одна, хотя мне и требуется использовать два вида транспорта: сначала проехать на автобусе, а потом в метро. Дептрас же полагает, что я совершил две поездки и за каждую берет с меня деньги. Это равнозначно тому, что с людей брали бы деньги за пересадку с одной линии подземки на другую.

Представьте себе гипотетическую ситуацию, когда каждая ветка метро стала отдельным транспортным предприятием со своими тарифами и билетами. Людям, конечно, было бы крайне неудобно пользоваться такой системой. Зато можно было бы похвастаться возросшим количеством пассажиров общественного транспорта. Перешел на другую линию метро - еще раз оплатил проезд и тебя еще раз посчитали как нового пассажира. Абсурд? Конечно, но именно он в городе и реализован, правда в меньших масштабах, в виде отдельного Мосгортранса и метрополитена.

Но самое интересное - это маршрутки.
Они даже не отдельная система, это целый мир со своими законами и порядками. Основной вред от них заключается в том, что они забирают деньги из системы городских перевозок. И, кстати, деньги не малые. Их годовой оборот около миллиарда долларов. Бюджет Мосгортранса не намного больше этой суммы. Если округлять, то убрав маршрутки, мы вдвое повысим выручку городского наземного транспорта, и следовательно, сможем существенно снизить тариф на проезд. Не в два раза, конечно (ведь надо будет выводить на линии новый подвижной состав, а значит потребуются деньги на зарплаты новым сотрудников), но значительно.

Дептранс планировал полностью убрать из города маршрутки, и направить "новые деньги" на развитие городского общественного транспорта, в том числе и на сдерживание тарифов. Но, увы, в силу целого ряда причин эту идею отложили в долгий ящик (обязательно напишу на эту тему отдельный пост). Так что сторонники маршруток могут не опасаться за их судьбу. Однако миллиард долларов из системы городских перевозок забирается. Как его компенсировать? Ну, правильно, да, повышением тарифа за проезд. Конечно, не на 87%, как просил глава московского метрополитена Иван Беседин, но на 5-7%. Уж не знаю почему у него затраты на содержание подземки почти в два раза выросли.

Чуть не забыл главное - турникеты. Никакого развития наземного общественного транспорта не будет, пока пассажиров будут унижать турникетами. Это пенсионеры могут позволить себе на каждой остановке тратить по минуте, ожидая пока все желающие пройдут через турникет. Кто ждать не может - едет на маршрутке.

Повышать стоимость проезда плохо. Есть ли альтернатива?
Есть, я уже сказал, что наведение порядка в сфере городских перевозок даст дополнительный миллиард долларов живых денег. Но это процесс, во-первых, долгий, а во-вторых... работать надо. Быстро же решить проблему можно с помощью городских денег. Не повышать тариф, а компенсировать рост расходов из бюджета Москвы. Я думаю, на это Беседин и рассчитывал, когда говорил о 87%. То есть, ему просто должны были дать денег и ни о чем не спрашивать. Однако свободных денег в бюджете нет! И чтобы дать их метрополитену, надо забрать их у кого-то другого (из сферы здравоохранения или образования). Не надо говорить, что деньги можно взять у автомобилистов. Дорожное строительство в Москве и так уже сократили дальше некуда. Все из-за нехватки денег. Станции метро Беломорская не будет ровно по той же причине, а вовсе не из-за двух протестующих бабушек.

Можно было еще раз повысить стоимость разовых билетов на ОТ (недавно они уже подорожали до 40 рублей за поездку) вместо многоразовых. В принципе, это стимулировало бы покупку билетов на большое количество поездок. Но, боюсь, что этот способ пополнения бюджета уже исчерпал себя. До введения карты "Тройка" количество пассажиропоездок, совершаемых по билетам на одну-две поездки, составляло около 15%. Очевидно, что после появления "Тройки" доля их значительно снизилась. Точных цифр пока нет, но я её оцениваю в 5-7%. Даже если повысить стоимость билета на одну поездку до 100 рублей, это не приведет к заметному увеличению доходов метрополитена. Зато люди перестанут покупать разовые билеты и полностью перейдут на "Тройку". Повышать стоимость проезда и по ней? Это убьёт "Тройку". Согласитесь, глупо уничтожать то, что было с таким трудом создано. И вот тогда-то уж точно можно будет распрощаться с мечтой пересадить автомобилистов в общественный транспорт.

Поэтому мы и имеем плавный рост стоимости проезда для всех. К сожалению, он далеко не последний.



Помнится Ликсутов говорил, что специально округлили стоимость билетов для удобства пассажиров: 500 руб, 200 руб и т.д. Недолго продержались... Готовьте мелочь, товарищи.
Про турникеты - тут хотя бы трамваи отбить, и то будет радость, автобусы -троллейбусы, если в них и уберут, то через годы.

Вы забыли упомянуть одну вещь - повышают цены на те билеты, на которых цена не повышалась уже три года, с 2011 года.

> Дептрас же полагает, что я совершил две поездки и за каждую берет с меня деньги.
Можно купить Тройку и тогда "поездка" (в вашей трактовке) будет стоить 44 рубля вне зависимости от кол-ва пересадок в течение 90 минут.

Edited at 2014-05-12 06:44 am (UTC)

Все-таки "90 минут" - это немного не то. Это сейчас скорее своеобразная скидка за пользование одновременно двумя перевозчиками (и небольшая, кстати, скидка, всего на 12 руб. дешевле двух разовых билетов). Ведь всегда можно совершить разовую поездку на метро или наземном транспорте без пересадок за меньшие деньги. Вот когда любая разовая поездка с любым количеством пересадок или без них на любом транспорте в течении ограниченного времени будет стоить одинаково, как во многих странах, тогда можно будет говорить о едином билете.

Edited at 2014-05-12 06:54 am (UTC)

Про повышение цен

особенно на разовые билеты.
до повышения. я вполне себе подкидывался пару станций на метро, до кинотеатра/рынка и т.п.
после повышения, я однозначно поеду на машине.
ибо дешевле получится, даже если ехать одному.
обратная так сказать сторона медали.

Хорошо что маршрутки оставили в покое, ибо ехать в автобусе и маршрутке по одному и тому же маршруту на маршрутке получается почти в 2 раза быстрее.
В частности из-за совершенно убийственных турникетов, затрудняющих скорость посадки.
Да и оптяь же разовая поездка несколько дешевле получается

Re: Про повышение цен

При наличии многопоездочных и 90-минутных проездных задачи экономии на поездке жадными алгоритмами решаются некорректно.

возмущаться естественно будем, потому что наши цены к экономике, издержкам и т.д. имеют очень отдаленное отношение

тут в ведерках был пост на эту же тему, повторюсь
там даже приводили конкретную цифру необходимого повышения (87,7% - надо же какая точность. Увеличение в 2 раза как раз и даст цену в Нью Йорке.

И где здесь экономическое обоснование?
В Америке бензин стоит 0,8-0,9 долл., у нас бензин до недавнего времени был выше, чем в Америке.

Там в посте сравнивали метро в Москве и Минске. При одинаковой цене на бензин метро в Минске стоит 14 руб.
Не вижу экономики даже вблизи. Ладно в Минске бензин стоит столько же (понятно в Белоруссии бензин не добывают), но почему там метро дешевле?
А вот то, что у нас бензин стоит столько же как в Америке, это вообще не поддается объяснению.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Даже если повысить стоимость билета на одну поездку до 100 рублей, это не приведет к заметному увеличению доходов метрополитена. Зато люди перестанут покупать разовые билеты и полностью перейдут на "Тройку". "

- на на "Тройку", а на маршрутные, а то и обычные такси - ибо может даже дешевле будет, если вы, например, втроем едете.

Так что без повышения цен на бензин и платную парковку данная мера будет бессмысленной.

Edited at 2014-05-12 06:55 am (UTC)

До кучи ввести налоги на велосипеды, самокаты и скейтборды для стимуляции пользования общественным транспортом.

(Deleted comment)
Билет на одну-две поездки такой дорогой, потому что бумаги много переводим. Почему нельзя вернуть жетоны, срок службы которых настолько долог, пока пластик не сгниёт? В метро в самом деле чтоли об этом не подумали? Зачем в билет на одну поездку вшивать целый чип? Конечно дорого будет.

"Но ведь и ВВП на душу населения там ниже чем в России в два и четыре раза, соответственно." - как это связано с себестоимостью?

Сколько стоит э/энергия в Риме и сколько получает машинист в Париже (там где они еще остались)?

"Но самое интересное - это маршрутки.
Они даже не отдельная система, это целый мир со своими законами и порядками. Основной вред от них заключается в том, что они забирают деньги из системы городских перевозок. И, кстати, деньги не малые."

Объясните мне, почему про маршрутки пишут "убрать-запретить"? Что мешает тому же Мосгортрансу сделать свои "маршрутки"? Тем более проезд в них можно и "тройкой" оплачивать, насколько я понимаю. Здесь рынок, конкуренция - предлагайте свое, но лучше.

Потому что в России основной метод конкуренции - не повышение качества своих услуг, а устранение конкурента.

То, что маршрутки быстрее и удобнее - это миф.
Доказываются мои слова очень легко - достаточно посмотреть распределение потоков от станций метро, где МГТ ходит очень хорошо и часто. Там МГТ собирает 90-95% пассажиров, а маршруточники проигрывают конкуренцию вчистую.

Отсюда вывод - в развитой системе НОТа при равных условиях двух хорошо работающих систем ОТ пассажир выбирает МГТ и это факт.

Следовательно, обращаясь к читателям, нечего жалеть маршрутки, этот паразитивный транспортный элемент. Во-первый, как правильно написал Александр, вопрос денег, которые идут непонятно куда (а могли бы идти на ОТ), а во-вторых, дикий рынок маршруток и их паразитическая сущность существенно сдерживает развитие ОТ (я это подробно объяснил здесь)

>Доказываются мои слова очень легко - достаточно посмотреть распределение потоков от станций метро, где МГТ ходит очень хорошо и часто

Это какие, например? Ни разу не видел таких станций метро. При прочих равных в МГТ едут только дармоеды (льготники).

Конечно же стоимость проезда в ОТ должна образовываться исходя из себестоимости поездки, от дотаций надо отказываться. Поэтому повышение цен можно только приветствовать.

Конечно же стоимость поездки на автомобиле и использование городской дорожной емкости должно оплачиваться исходя из себестоимости, т.е. выезд на дороги должен быть сильно платным. Поэтому трех-пятикратное повышение акциза на бензин можно только приветствовать.

Оптимизировать процессы и снижать издержки, конечно же, не наш вариант? Транспорники будут продолжать закупать услуги, оборудование и подвижной состав на порядок дороже их реальной стоимости, распиливая на закупках, а пассажирам будут рассказывать о необходимости повышения тарифов из-за возросшей инфляции.

Когда повышались цены на 1 поездку в метро, дептранс с горпроектами и пробконетами успокаивали всех тем, что цены на проездные повышаться не будут. Я же говорил, подождите, будет общее повышение весной.

Вывод - не надо все считать идиотами. У людей богатый опыт реализации обещаний говорящих голов, что с платными парковками, тарифами ЖКХ, теперь вот с проездом на ОТ.

Так что можете сколько угодно рассказывать про неокупаемость НОТ, без сметы - все это болтовня. К тому же НОТ не должен приносить прибыль, если позиционирует себя как социально-ориентированный транспорт (ведь турникеты нужны только чтобы считать льготников). Хотите прибыли - начните на равных конкурировать с маршрутками, с их интервалами движения, наличием сидячих мест, стоимостью, а не с помощью запретительных законов на уровне города.

Мда. Циферки Пекина или например Минска, были бы значительно интереснее.

А вот за повышение разовых билетов на наземку - надо убивать. Потому что как показала реальная практика, вдалеке от метро, пополнить эту дрянь сложновато. И не надо говорить, что на нее надо класть денежку заранее. Всякие ситуации бывают в жизни, и кое-кто когда вводил этот кал, громче всех орал, что пополнить ее можно будет в любой заднице мира. Пока практика показывает обратно, что пополнить это можно только в метро. В прочем и как всегда в России...

Из того, что оборот маршруток около $1млрд, нельзя сделать вывод о том, что если маршрутки запретить, то этот миллиард клиенты отдадут общественному транспорту. Ибо маршрутка предлагает много более качественный сервис: её ждать не так долго, у неё нет турникетов, она едет быстрее, все сидят, гибко изменяет маршрут если где-то пробка. В тех районах, где сложилась практика коллективного использования такси, от закрытия маршруток Дептранс не получит почти ничего (например, от м. "Улица Подбельского": там вполне принято выйти из метро и спросить окружающих, не хотят ли они вместе скинуться на такси до метрогородка).

Предполагаю, что и ситуация с расходами у маршруточников много лучше, чем в ДепТрансе. Ремонт подвижного состава, аренда площади для их ночной стоянки, покупка расходных материалов типа машинного масла или солярки, общежития для водителей -- можно ожидать, что частные маршруточные компании все эти расходы оптимизировали и платят минимум из возможного на рынке. А про государственные автобусные парки, напротив, можно ожидать, что все работы, которые выполняют сторонние подрядчики -- выполняются вдвое дороже компаниями, созданными братьями тех чиновников, которые принимают решение о выборе поставщика.

Представьте себе мысленный эксперимент. Все маршрутки отбирают у владельцев и бесплатно отдают в управление менеджерам ДепТранса. Неужели это приведёт к тому, что в следующем году ДепТранс заработает миллиард? Не будет ли более вероятным предположить, что в следующем году ДепТранс попросит у государства дотаций ещё на миллиард? Ну серьёзно, ведь там люди, которые в лучшем случае умеют создавать бюджетораспилочный бизнес, а в худшем вообще ничего за всю жизнь не организовали, за зарплату проработали, ни одной инициативы не проявив. У них есть сложившиеся стереотипы поведения. Написать убедительное обоснование, почему нужны ещё дотации, они могут. А создать конкурентоспособное предприятие, удовлетворяющее потребителей? У владельцев маршруточных фирм есть такой опыт, а у сотрудников ДепТранса -- нет. Они бы и киоск "Шаурма" возле метро не смогли сделать прибыльным. Зато убедительно бы разъяснили его социальную значимость, сделали бы убыточным, и попросили бы на него дотации...

Скорей уж наоборот, если автобусы отдать реальным бизнесменам, владельцам маршруток, то может неожиданно выясниться, что вовсе не так высоки расходы на их ремонт, и вполне можно убрать из них турникеты, придумав какую-то иную систему оплаты, и вообще это можно превратить в нормальный бизнес вообще без дотаций или с много меньшими дотациями, чем сейчас потребляет ДепТранс...

Edited at 2014-05-12 07:25 am (UTC)

Подпишусь под каждым словом

Соглашусь платить за проезд на ОТ на 87% больше, если з/п и все доходы Ивана Беседина и всех членов его семьи государство сократит на аналогичный процент.
Уж Гаев был не сахар...но Беседин...по-моему, вообще маразм