proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Транзитное пространство
proboknet
Когда речь заходит об организации очередной пешеходной улицы в Москве взамен автомобильной, появляется довольно много скептиков, которые очень громко начинают "кричать", что власти занялись совсем не тем, что нужно простым горожанам. Мол, кому нужны все эти скамеечки-лавочки и прочие элементы благоустройства, разве что бомжам, мигрантам и примкнувшим к ним хипстерам, которые будут тусить вместо того чтобы делом заняться. Нормальному человеку некогда будет гулять по этим пешеходным зонам, он деньги зарабатывает.

Я долгое время не мог понять, в чем причина отторжения идей благоустройства. Нельзя же нелюбовь к пешеходным улицам объяснить обычной вредностью автомобилистов. Наткнулся недавно на любопытную статью, в которой объясняется, почему неприятие имеет фундаментальную основу. Заключается она в том, что многие воспринимают городское пространство не как общественное, а как транзитное....

Сначала надо понять о чем идет речь. Общее пространство - это место, внутри которого удобно и безопасно всем без исключения горожанам. Оно включает в себя дворы, улицы, парки, площади, скверы и набережные, которые устроены с учетом интересов разных групп населения (так как в них предусмотрены зоны для детей, подростков, взрослых людей, пенсионеров и даже инвалидов). Интересы всех людей, использующих общественное пространство, по возможности учтены.

Для большинства россиян городское пространство исчерпывается жильем и местом работы. Общих пространств в описанном выше понимании у нас практически нет. Конечно, в Москве есть парки, улицы и дворы, но они функционируют совсем не так как должны. По сути, город превратился лишь в место, связывающее дом и работу. То есть общественные пространства у нас превратились в транзитные.

Сквер в таком случае превращается не в место для прогулок и досуга, а лишь в один из участков пути от дома на работу/в магазин/по делам. А улица становится магистралью, связывающей начальную и конечную точку маршрута. Или вот, например, Зубовский бульвар. Чем он является для москвичей: транспортной артерией или местом для прогулок (бульвар — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы, берега реки, моря, предназначенная для променада)?



Пардон, а где деревья? Где, извините, сам бульвар? Его нет, осталось только название. А ведь бульвар был. Просто он был уничтожен в ходе сталинской реконструкции Москвы в 30-е годы ХХ века, когда улицы столицы превращали в магистрали. Вот так выглядел Зубовский бульвар до превращения его в 16-ти полосную дорогу:



Аналогичная судьба ждала и Смоленский бульвар (было/стало). Естественно, никто не предлагает восстановить сквер на месте Садового кольца, хотя некоторое сокращение количества полос и высадка деревьев на Зубовском бульваре, конечно, не помешает. Но сейчас не об этом. Вернемся к общественным пространствам.


Как часто вы гуляете по городу?
Имеется ввиду не поход из дома до станции метро, автомобильной стоянки или к ближайшему магазину, а прогулка с целью отдыха или развлечения. Уверен, что если у вас нет маленьких детей с которыми надо бывать на свежем воздухе, то вы и не ходите просто так по улицам. Дом - работа - дом, и так пять раз в неделю. Тут не до прогулок. А выходные дни? Только не говорите, что у нас климат не подходящий. Когда вы были детьми, то гуляли каждый день и зима не была вам помехой.

Ладно, сейчас практически наступило лето. На улице стало тепло и... Куда все ломанулись? Правильно, на дачи. А зачем? Чтобы побыть на свежем воздухе, походить по лесу (за ягодами/грибами или просто так), с друзьями шашлыков поесть и т.д. То есть большинство людей на самом деле отдыхать любят, но почему же они не делают этого в мегаполисе? Ответ очевиден: в городе очень мало тех самых общественных пространств, где можно было бы просто погулять. Кругом шум, гам, машины, выхлопы, не то что отдыхать, жить невозможно.

Некоторые это уже поняли и... строят/покупают себе дома за несколько километров от Москвы и живут там. А в город ездят только на работу, за покупками или по делам. Очевидно, что таким людям общественные пространства в столице на фиг не нужны. Их общественное пространство - это коттеджный поселок. Там они живут и отдыхают. А городские улицы лишь выполняют транзитную функцию между домом и работой. Конечно, таким людям требуется магистраль, эстакады и тоннели, а не новая пешеходная зона. И они искренне не понимают зачем и для кого нужно благоустраивать город.

Увы, не у всех есть дачи, а на природу хочется. Поэтому некоторые устраивают пикник прямо рядом с домом, где живут. Очень колоритное зрелище:

b

Уверен, многие скажут, что это неприемлемо. Но почему вы считаете превращение двора в стоянку для машин нормальным явлением, а пикник там же - недопустимым? Двор для того и нужен, чтобы гулять и общаться с друзьями, а вовсе не для обустройства склада для металлолома (спасибо, что ракушки поубирали).

Парадоксально, но многие очень любят ходить по европейским городам и восхищаться, как там у них все здорово устроено. Но потом, вернувшись домой, говорить, что нам этого не надо. Однако последние тенденции в обустройстве Москвы (пешеходные улицы, новая Крымская набережная) позволяют надеяться, что городское пространство столицы превратится из транзитного в общественное.

P.S. Напоминаю, что совсем скоро начнется реконструкция Пятницкой улицы по концепции, разработанной Пробок.нет. Мы постарались сделать улицу удобной для всех без исключения: и пешеходов, и автомобилистов, и велосипедистов.

Чего вам не хватает в городе? Больше зеленых зон или, наоборот, больше индустриальных территорий?



> никто не предлагает восстановить сквер на месте Садового кольца

А Кац еще не?...

Лично мне не хватает - проездов. На Ленинградке. И Библиотечного проезда.

"Двор как место для прогулок" - это офигенно, когда во дворе высоченный пятиэтажный дом. С пятикомнатными квартирами. А когда в том же дворе - скромная пятнадцатиэтажка с трехкомнатными максимум, плотность населения выше в разы. Если хотя бы каждая двадцатая семья выйдет во двор погулять, двор будет напоминать винный магазин 1985 года за пять минут до закрытия.

Увы, но, хотите гулять во дворе - покупайте таунхаус.

А превращение Москвы в пешеходную зону - это хорошо для туриста Каца, который полгода проводит за границей, а вторую половину не обязан ходить на работу к 9 утра.

Если хотя бы каждая двадцатая семья выйдет во двор погулять, двор будет напоминать винный магазин 1985 года за пять минут до закрытия.
И ничего плохого в этом нет.
Текущее состояние дворов - тройка мамаш с детьми и собачьи сральники (газоны, ни под что иное не годящиеся) под окнами. Далее — запустение.
Двор с удовольствием вместит желающих, лишь бы в нем было приятно и интересно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Первый пост блога, с которым я согласен

(Deleted comment)
Сегодня при Собянине, принялись закатывать в асфальт всё зелёное пространство.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А я люблю, когда всё компактно. Магистраль, сквер, небоскрёб, дома, железная дорога, речка, трамвай. Когда всё вместе.

в Москву со всей России переезжают самые активные и энергичные люди, чтоб зарабатывать и строить карьеру, а не праздно шататься по городу -- поэтому большинству нужен именно транзит

+1 Москва это ну курортный город куда приезжают отдыхать, тут люди работают. тут важно удобство передвижения как на ОТ так и на автомобиле.

Хотите гулять в Москве - гуляйте в парках коих тут полно.

(Deleted comment)
Центр города такойже район как и все. Почему он должен чем-то отличаться? Что в нём особенного? Конечно плохо когда все офисы в центре, и это надо как-то решать.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
В городе нехватает парковок и дорог. Именно поэтому город и стоит постояннов пробках.
В Мск полно парков где можно погулять: Битца, Царицыно, Коломенское, Кусково, Лосиный остров и так далее. Там деревья, тихо и хорошо. Зачем превращать улицы в прогулочные зоны я не понимаю, улицы нужны для передвижения!!! Москва деловой город а не курорт.

Я так понимаю вы полностью перешли на сторону вредителей варламова и каца которые хотят гнобить автомобилистов... и вы туда же...
Ещё раз прошу переименоваться тогда. Пробок нет уже не соотвествует вашей деятельности.

(Deleted comment)
"Парадоксально, но многие очень любят ходить по европейским городам и восхищаться, как там у них все здорово устроено. Но потом, вернувшись домой, говорить, что нам этого не надо".
мне кажется это сравнение мух с котлетами
Москва ни разу не туристический город, не была им и в ближайшей перспективе не будет.
А те кто хотят все отдать под праздные прогулки ни хера не знают Москву и не понимают ритм этого города.

"Парадоксально, но многие очень любят ходить по европейским городам и восхищаться, как там у них все здорово устроено."

Александр, ну хватит, вы во многих городах европы были? Где отчет по последней поездке с проблемами авиакомпанией, когда случилась?

Проблема есть и серьезная. Жители уже смирились, что центр это пешеходное пространство, и в целом пусть оно так и будет - тогда мы не будем отличаться от западных стран - там тоже исторические ядра истинно пешеходные.

Но деятельность дептранса идет дальше. И хуже от этого только гражданам. Нет, для нищих как духовно так и в денежном эквиваленте это хорошо, так как якобы устраняется социальное неравенство - больше сельдей в переполненном ОТ.

Но это никак не делает жизнь горожанина комфортной. Признаться я не понимаю, почему все акцентируют внимание на автомобилях, а не на том, что нужно запрещать выскооэтажную и плотную застройку? Автомобиль следствие того, что живут люди, раз много автомобилей, значит нужно меньше людей. Значит нет новой застройке!

А так, это все равно, что бороться с поносом, затыкая дырку, при этом продолжая в рот запихивать еду, уж простите.

(Deleted comment)
А сейчас то же самое.
Есть вот, например, Раменский бульвар (перпендикулярно Мичуринскому проспекту). Но на самом деле он не бульвар, а одна большая парковка.

Мне, конечно, хотелось бы, чтобы он и правда стал бульваром.

А около выхода с будущей станции метро Раменки собираются строить очередной пятиэтажный ТЦ - прямо вплотную к домам. Вместо красивой площади со скамейками, навесами, деревьяим и фонтаном. Вот такая политика Собянина. А вы его еще поддерживаете...

А вы спросите людей что им больше нужно.
ТЦ с магазинами и супермаркетом рядом с домом, чтобы было где покупать продукты или непонятный сквер в котором если они и погуляют то пару часов в неделю.

Хе-хе-хе,... горожане-дачники всё равно будут гулять на дачах, а не в общественных пространствах. Секрет прост, смена квартиры на дачу отличается лишь интерьером, - практически во всех дачных хозяйствах сплошные непрозрачные заборы из профнастила, т.е. улицу НЕ ВИДНО. Для меня, привыкшего отдыхать летом в деревне, где все заборы чуть ли не прозрачные - это дикость, для дачников - норма, им нужна раковина/скорлупа, а не открытые пространства и кучи посторонних людей.

Это нормально.
Никто не любит толпы посторонних людей.

Деревьев не хватает, БОЛЬШИХ. В городе повсеместно вырубают деревья (не только сухие, ибо есть тут коррупционная составляющая - вырубка одного дерева стоит порядка 70 тыщ), а вместо них сажают одноразовые цветочки или мелкий кустарник - всё лысое! Не город, а одна большая парковка с проезжей частью.

Переезжайте в деревню. там много деревьев и вообще лес рядом.
А городу нужны дороги!

Кстати и в Москве есть много зелёных мест, гуляйте в парках, кто вам мешает?

9 месяцев в году в Москве на улице делать нечего.
Точка.

А что делают все остальные?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Не хватает дорог, развязок, мостов и тоннелей. Хорд. И многоэтажных парковок. И подземных парковок.

И не хватает выдавить часть бизнеса в регионы, впрочем большой бизнес уже начал переводить подразделения из Москвы.

Edited at 2014-05-14 07:17 am (UTC)

Живу в ЦАО. В шаговой доступности как минимум 3 парка и пара крупных скверов.
ПЕШЕХОДНО - ГУЛЯЛЬНЫЕ ЗОНЫ зачем то продолжают городить и городить
снесли старые полукапитальные гаражи - прекрасно! Они страшны и убоги как хутуны, в пекине
нет бы на месте их организовать парковку аккуратную, елочкой - нет! сгородили очередной сквер с вертикальным озеленением и скульпутрами (вплотную, рядом с парком!)
в квартале - ВУЗ, 2-4 небольших офисных центрах и два крупных госучреждения, соотвественно машин - забиты все свободные пятаки, которые продолжают урезать "не мытьем, так каатаньем" - то урну с вензелями манументальную воткунт, то сотый горшок с цветами.
Дворы в основном огорожены (и наш тоже, НО! на наш двор регулярно пишут кляузы некие граждане которым наш заборе МЕШАЕТ ГУЛЯТЬ через тупиковый двор!). Прилегающие улицы утыкали знаками "запрет стоянки" и периодами атакуются эвакуаторами, перекрывающими нахер все движение через единственную проездную улицу квартала (район закольцван односторонним)

Новоорганизованный сквер с горшками и скульптурными бегемотами примыкает к квартальным супермаркетам. МЕСТНЫЕ ГУЛЯЮТ В ПАРКЕ ЗА УГЛОМ! Наблюдаю реальное заселение этого сквера бомжами (там же лавочки поствили, пусть и на проходном месте) и вечерами гастерами.

Вот я сама живу в этом районе. Я имею ребенка 5 лет и машину, без которой жизнь с городе не представляется
РАЗУМНОСТИ ПРОВОДИМОГО В МОЕМ МИКРОРАЙНЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ВИЖУ - НОЛЬ!

это либо тупая дискриминация водителей и создание им проблем на пустом месте
либо бездумное совершенно отмывание бабла

в микрорайоне потвторюсь - три парка в шаговой доступности, где гуялет вся окрестная детвора, пожилые, спортсмены, есть спортивные и развлекательные площадки. места всем более чем хвтатает. Парки и скрверы не забиты людьми. А зачастую и пустуют
А вот улицы прилежащие забиты несчатными автомобилистами, которым рельно некуда деть машины. И места для органиазции парковки было НАВАЛОМ!! Нет же! создана совершенно искусственная, бессмысленная и даже вредная (с точки зрения концентрации асоциальных элементов) типа пешеходная, типа зеленая (зелени там и без благоустройства хватало) зона
ЗАЧЕМ потрачено бабло?
и зачем созданы проблемы автомобилистам, которые там никому не мешают (говорю как житель) и которые тоже жители города, составляющие его немалую часть и которым тоже нужен комфорт?

Edited at 2014-05-14 07:12 am (UTC)

еще из тупости

улицы, как сказала выше закольцованы односторонним
знаки на запрет стоянки натыкали на совершенно свободной для проезда улице, которая выводит на Садовое кольцо. соотвественно стоит Садовое - стоит она.
Вероятно оценив ее "загруженность" по Яндексу ее и решили "освободить"
хотя, повторюсь - причина пробки там совсем не в паркинге

и вот там периодами орудуют эвакуаторы
конечно люди стали опасаться и стараются ставить машинуна параллельную улицу, где нет знаков. Как итог - две РАВНОЦЕНЫЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ УЛИЦЫ, одна полупустая, другая забита как попало воткнутыми на тротуары машинами. Причем, самое тупое - что пешеходный поток основной (к магазинам) идет как раз по забитой улице

Организовать и разметить нормальную парковку - просто никому нафиг не надо. Это прсто дискриминация конечено, прямая. Причем дискиминация автомобилей, даже неплевав на пешеходов

Граждане хотят и рыбку съесть и на *** сесть.
Что бы культура и заработки как в мегаполисе, а экология и среда как в деревне.
Полностью отсутствует понимание, что совместить несовместимое невозможно.
Автор морочит людям голову, выполняя ликсутовский заказ на сокращение числа автомобилей. Но у Ликсутова в ОТ свой бубновый интерес, а дурачки слушают и раскрывают рот пошире.

?

Log in

No account? Create an account