?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Нужен ли Москве троллейбус? Продолжение
proboknet
В прошлый раз мы закончили разговор на том, что в 70-е годы в западных странах демонтировали большинство троллейбусных линий и заменили их на автобусные маршруты. Для московского троллейбуса это время тоже стало переломным. Линии, конечно, никто не закрывал, но новые строить почти перестали, а старые не модернизировали. Это при том, что город постоянно рос и развивался.

t1
пробка из троллейбусов в Москве, фото wikipedia

Дело в том, что застой поразил государство. В страну потекли нефтедоллары и прежде всего именно в столицу. Оказалось, что можно не напрягаться с обустройством новых троллейбусных линий, а просто купить автобусы. И ни какой-то там полуразвалившийся ЛиАЗ-677М, а настоящий европейский автобус Ikarus.

Это сейчас при виде древнего Икаруса вас будет воротить, а в семидесятые годы он был настоящим чудом техники. СССР закупал в Венгрии до 12 тысяч этих автобусов ежегодно! Естественно, первой в очереди на получение новеньких Икарусов была Москва.

ik2
легендарный и неповторимый из детства Ikarus 280, фото en.autowp.ru


Застой плавно перетек в перестройку, перестройка в нищие 90-е. О развитии троллейбуса в Москве забыли. Да что там троллейбусы, вместо новых Икарусов стали закупать списанные в Европе автобусы. Еще не так давно можно было видеть в Москве нечто с номерами немецких маршрутов общественного транспорта.

ik3
Мерседес-O3­05G возле м. "Южная". Эта машина работала в 17-ом парке Москвы в 1994-2003 годы, photo.qip.ru

Сейчас всё это безобразие списали в утиль. По городу бегают новенькие ЛИАЗы и Волжанины. А вот с троллейбусом мы застряли в прошлом. Не считая многочисленных переносов и временных обходов, единственная реально новая линия, построенная за последние 25 лет – линия по ул. Покрышкина и Никулинской, связавшая Проспект Вернадского с Озёрной улицей (открытая 15 сентября 2013 года).

Правда, её строительство было сильно вынужденным: площадку у метро Юго-Западная, где была диспетчерская станция и троллейбусы «отдыхали» между рейсами, "случайно" продали под строительство очередного торгового центра. Что бы предотвратить угрозу закрытия целых многокилометровых магистральных троллейбусных маршрутов по Ленинскому проспекту и Пр. Вернадского, пришлось построить эту новую линию.

nikulinska1


Увы, но это единственный пример развития троллейбуса в Москве за последние годы. Все остальные процессы больше похожи на деградацию. Вот примеры:

1. C1998 года строится троллейбусный парк в Митино. Сейчас стройка наконец подходит к концу, но обитать в Митино будут только автобусы...

2. В конце 2000-х годов было завершено строительство нового троллейбусного парка в Новокосино. Для связи с остальной  сетью была проложена новая линия длиной 4,5 км. Однако она до сих пор работает только как служебная для выпуска троллейбусов на маршрут и обратно. Связано это с тем, что из-за недостатка средств не были введены в строй две дополнительные электроподстанции, питающие новый участок. Из-за этого линия может работать только с ограниченной нагрузкой, а функционирование полноценного троллейбусного маршрута просто не потянет.

3. Четвертый троллейбусный парк формально объединили с пятым, а по сути закрыли. Интересно, что будет вместо него на Лесной улице?

4. Недавно для обустройства велодорожки хотели снять троллейбус на Бульварном кольце. Пока обошлось.

Хотя власти Москвы не ставят перед собой планов извести в столице троллейбус, его судьба находится под Дамокловым мечом. Дело в том, что в городе нет лоббистов, которые продвигали бы данный вид транспорта. А если система не развивается, то она постепенно деградирует.

Более того, есть две большие группы людей, которые всеми силами пытаются уничтожить троллейбус.
Первые - это автомобилисты, которые утверждают, что троллейбусы мешают движению, так как они неповоротливые и медленные. Троллейбусы зачастую не могут объехать припаркованную машину или ДТП. Отчасти это справедливо, так как троллейбус привязан к контактной сети и не может удаляться от неё на слишком большое расстояние.

Однако если троллейбус не может объехать припаркованную машину, значит она неправильно припаркована, и троллейбус в этом вовсе не виноват. К счастью, с парковкой в городе (особенно в центре) в последнее время стали наводить порядок, проблема встречается всё реже и реже. Более того, все современные троллейбусы обладают автономным ходом. Конечно, долго двигаться без проводов они не могут, но объезд препятствия больше проблем не вызывает. Впрочем, уже появились отечественные разработки троллейбуса, который может автономно ехать десятки километров.

tro
троллейбус с автономным ходом до 60 км, ТролЗа-СТ-5265А, фото Копылов Эдуард

Короче, на автомобилистов, требующих уничтожить троллейбус, можно было бы легко не обращать внимания (им дай волю, они вообще весь общественный транспорт запретят). Но тут на сцену выходят главные враги троллейбуса... трамвайные фанатики во главе с Горпроектами.

Агитируя за опутывание всей Москвы трамвайными путями Кац и Варламов могут сделать для уничтожения троллейбуса больше, чем любой автомобилист. Вспомните, идею реконструкции Ленинского проспекта, предложенную Горпроектами. Она предусматривает собой замену троллейбуса трамваем. Содержать две ветви современного электротранспорта на одном проспекте Москва вряд ли себе сможет позволить.


фото макета Ленинского проспекта с выставки Городских проектов

Когда люди с восторгом читают посты с идеями о строительстве в столице 300-400 километров трамвайных путей, они должны понимать, что это приведет к демонтажу приблизительно такого же количества троллейбусных линий. Оставшиеся 200 километров троллейбусных маршрутов будут разбросаны по всему городу отдельными кусками, никак не связанными друг с другом. Естественно, пассажиропоток на них значительно снизится и вскоре они будут заменены автобусами.

Не только заметная часть горожан из креативного класса, но и часть чиновников загорелось желанием иметь в столице разветвленную сеть современного трамвая. Многое делается в этом направлении: реконструируются пути, закупается новый подвижной состав (включая вагоны PESA), вернули трамвай на Лесную улицу, планируется восстановление движения на Гиляровкого и других местах, а также прокладка новых линий (в частности в Бирюлёво). Конечно, не надо думать, что завтра появятся сотни километров новых путей. В НИиПИ Генплана, Москомархитектуре и среди строителей полно противников трамвая, которые всячески препятствуют его возрождению. Представьте себе начальника какого-нибудь проектного отдела в одной из вышеперечисленных организаций. Он уже лет 20 на общественном транспорте не ездил, а перемещается по городу исключительно на машине. Ну и зачем ему трамвай? Естественно, он не будет прилагать усилий, чтобы новые трамвайные линии проектировались как можно быстрее. Аналогично и строители найдут тысячу причин, чтобы не строить новые пути. Но несмотря ни на что, трамвай в Москве развивается.

А вот троллейбусу не повезло
Он оказался между молотом и наковальней. Все требуют убрать его из Москвы. Только одни хотят заменить его на трамваи, а другим просто наплевать, чем он будет заменен. Поэтому модернизацией контактной сети не занимаются уже несколько десятков лет. Она морально и физически устарела. В результате, троллейбусы вынуждены снижать скорость до 5 км/ч при прохождении стрелок и изгибов контактной сети. Конечно, такой троллейбус справедливо называют медлительным. Надо бы заняться модернизацией контактной сети, но зачем, если "общественность" требует заменить троллейбусы на трамваи?

Теперь, после подробных разъяснений, хочется узнать ваше мнение
Фактически речь идет о том, что вам больше нравится - трамвай или троллейбус. Я понимаю, что некоторым хочется всего и сразу. Но так не бывает. Либо Москва остается троллейбусной столицей мира, либо пытается стать первой по трамваям. Есть, конечно, третий вариант, когда мы и трамвай хорошим не сделаем, и троллейбус угробим. Но давайте не думать о плохом.

Какой вид наземного общественного транспорта должен иметь больший приоритет для развития в Москве?

Троллейбус
94(23.3%)
Трамвай
261(64.6%)
Мне все равно
49(12.1%)


Пост написан совместно с chek_pipinda. Для поддержки поста нажмите одну из кнопочек ниже.
Добавить мой журнал в друзья можно тут. Спасибо.



А я по Икарусам скучаю, гораздо больше Лиазов нравятся. И вообще сейчас тенденция в новых автобусах уменьшать кол-во сидушек, это не круто.
А в опрос надо бы добавить вариант: автобус!)
А троллейбусный парк на Лесной - да, жалко, там все историческое, красивое...


Edited at 2014-08-27 06:58 am (UTC)

Икарусы были шумными вонючими и холодными. Новые модели - да, неплохие, но скучаете-то вы видимо по тем, желтым. Хотя для своего времени они, конечно, хороши были, точно лучше ЛиАЗов.

А где вариант автобус??

Опрос какой-то однобокий. Другого транспорта нету что-ли?
В-основном борьба с секой свидетелей трамвая, как я понимаю?
Затраты на устройство трамвайной линии и замены контактной сети несопоставимы

Борьба с сектой "Свидетелей Трамвая" путем основания Великого Ордена "Святого Троллейбуса Великомученика"

>Содержать две ветви современного электротранспорта на одном проспекте Москва вряд ли себе сможет позволить.

Ну Шумского как-то позволяет же. Вообще конечно Шумский, агитирующий за троллейбус - это какая-то за гранью добра и зла гибкость.

Да все просто, отстаивать права автомобилистов во времена вакханалии борьбы с автомобилями устроенной властями политически неверно, тему трамваев оседлали мурзилки Варламов и Кац, остались свободны троллейбусы. Не удивлюсь если завтра еще какой публичный человек вылезет и с пеной у рта будет доказывать как офигительно полезно для организма горожанина иметь и развивать монорельс.

Взять скажем маршрут троллейбуса Б по садовому кольцу, если двигаться от таганки в сторону курской, то у атриума у них что-то вроде тстойника и водитель предлагает всем пассажирам пройти впереди стоящий троллейбус. Пассажиры на это покупаются и попадают на повторную оплату проезда!
И как после такого люди захотят троллейбус?!

Зачем?))) По правилам они могут пересесть в следующий троллейбус совершенно бесплатно. И водители это прекрасно знают и пассажиров пускают.

Ложное противопоставление

Выбор типа подвижного состава имеет значение только с точки зрения провозной способности. Конечному потребителю транспортных услуг по большому счету не так важно, едет он на автобусе, троллейбусе или трамвае, до тех пор, пока транспорт рационален по времени и более-менее комфортен. Если в каком-то коридоре нужна провозная способность трамвая, значит, нужен трамвай. Если хватит троллейбуса - пусть остается троллейбус. Отделить от смешанного трафика можно в принципе и то, и другое.

Re: Ложное противопоставление

"имеет значение"
я бы добавил еще, что имеет значение маршрут, есть улицы которые к примеру совершенно не приспособлены для подобного вида транспорта

Столько лет бороться за развязки, расширение дорог, убирание выделенок, повышение скорости внутри города, а теперь тебе нравится троллейбус и ты хочешь его сохранять и развивать.

Провал

Надо почаще заходить в мой журнал, для тебя не будет новостью, что можно бороться за развязки и трамвай одновременно )

У трамвая по отношению к троллейбусу есть важное преимущество - он всегда прав.

некорректный вопрос для простого обывателя. тут надо досконально просчитывать экономическую целесообразность каждого варианта.
субъективно, вариант с троллейбусом выглядит дешевле. поскольку земляные работы всегда очень дОроги.

А вариант Автобуса в сравнении с Рогатым, выглядит вообще распродажей...

"Столько лет бороться за развязки, расширение дорог, убирание выделенок, повышение скорости внутри города, а теперь Шумскому понравится троллейбус и он хочет его сохранять и развивать"

Это, конечно, за гранью. Потрясающая гибкость и уровень прогиба под текущую повестку Александр, потрясающая.
Когда раскритипуете проект хорды, который вы яростно отстаивали зимой и весной 2013 и предложите ее закопать?

"Представьте себе начальника какого-нибудь проектного отдела в одной из вышеперечисленных организаций. Он уже лет 20 на общественном транспорте не ездил, а перемещается по городу исключительно на машине. Ну и зачем ему трамвай? Естественно, он не будет прилагать усилий, чтобы новые трамвайные линии проектировались как можно быстрее."

Представил одного вице-мэра Хуснуллина, знакомы с ним?

"Агитируя за опутывание всей Москвы трамвайными путями Кац и Варламов могут сделать для уничтожения троллейбуса больше, чем любой автомобилист."

Александр, я понимаю, что у вас короткая память, но загляните в их ЖЖ за 15 апреля 2014 года. Это они устраивают акции по информированию о современном троллейбусе, когда его хотят снять, а не вы. Это они запускают сайт в защиту троллейбуса, а не вы. Это они заявляют митинг о сохранении троллейбуса, а не вы.

Вы прекрасно понимаете, что выбор между троллейбусом и трамваем стоит в целесообразности того или иного. На Ленинском предлагался трамвай из-за пассажиропотока и провозной способности, а не из-за фанатизма.

Edited at 2014-08-27 07:31 am (UTC)

Грамотно разложили. Респект :)

троллейбус это вообще анахронизм - маршрут 60 и 72 Наметкина-Каховка-Чонгарский постоянно пробки, то сломается троллейбус, то два дурака притрутся по пути следования и все - вереница рогатых собирает огромную пробку. Однозначно нужно заменять автобусом, какие еще трамваи? добавляйте вариант "автобус"

Edited at 2014-08-27 07:24 am (UTC)

Оба плохо - потому что если произойдет ЧП - встанут и трамваи (как у нас на Энтузиастов происходит постоянно), и тралики тоже...

по вашей логике и метро говно. когда происходит авария встает целая ветка

Edited at 2014-08-27 10:25 am (UTC)

>Содержать две ветви современного электротранспорта на одном проспекте Москва вряд ли себе сможет позволить.

Вполне себе может. Достаточно закрыть монохрень и перестать строить ненужные дороги, вместо этого начав строить нужные и ОТ.

Подстанций может не хватить. Как в Косино.

А вообще забавно наблюдать антипиар Каца. Сами в МГД не пролезли, но и каца пускать не хотите?

Скорее всего кто-то из своих попросил или задачу поставили, не первый пост за последнее время.

О, наконец Шумский решил поддержать троллейбус! Жду жесткой и бескомпромиссной позиции по СЗ хорде, которая твой любимый троллейбус погубит.

Кстати, когда была угроза снять троллейбус на Бульварном кольце, а мы собирались делать митинг в его защиты, ты испугался там участвовать, вроде как начальство тебе не согласовало столь дерзкий шаг. Приятно, что ты поменял свои взгляды!

секта "Свидетелей Трамвая" VS орден "Святого троллейбуса" 1:0