Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Нужен ли Москве троллейбус? Продолжение

В прошлый раз мы закончили разговор на том, что в 70-е годы в западных странах демонтировали большинство троллейбусных линий и заменили их на автобусные маршруты. Для московского троллейбуса это время тоже стало переломным. Линии, конечно, никто не закрывал, но новые строить почти перестали, а старые не модернизировали. Это при том, что город постоянно рос и развивался.

t1
пробка из троллейбусов в Москве, фото wikipedia

Дело в том, что застой поразил государство. В страну потекли нефтедоллары и прежде всего именно в столицу. Оказалось, что можно не напрягаться с обустройством новых троллейбусных линий, а просто купить автобусы. И ни какой-то там полуразвалившийся ЛиАЗ-677М, а настоящий европейский автобус Ikarus.

Это сейчас при виде древнего Икаруса вас будет воротить, а в семидесятые годы он был настоящим чудом техники. СССР закупал в Венгрии до 12 тысяч этих автобусов ежегодно! Естественно, первой в очереди на получение новеньких Икарусов была Москва.

ik2
легендарный и неповторимый из детства Ikarus 280, фото en.autowp.ru


Застой плавно перетек в перестройку, перестройка в нищие 90-е. О развитии троллейбуса в Москве забыли. Да что там троллейбусы, вместо новых Икарусов стали закупать списанные в Европе автобусы. Еще не так давно можно было видеть в Москве нечто с номерами немецких маршрутов общественного транспорта.

ik3
Мерседес-O3­05G возле м. "Южная". Эта машина работала в 17-ом парке Москвы в 1994-2003 годы, photo.qip.ru

Сейчас всё это безобразие списали в утиль. По городу бегают новенькие ЛИАЗы и Волжанины. А вот с троллейбусом мы застряли в прошлом. Не считая многочисленных переносов и временных обходов, единственная реально новая линия, построенная за последние 25 лет – линия по ул. Покрышкина и Никулинской, связавшая Проспект Вернадского с Озёрной улицей (открытая 15 сентября 2013 года).

Правда, её строительство было сильно вынужденным: площадку у метро Юго-Западная, где была диспетчерская станция и троллейбусы «отдыхали» между рейсами, "случайно" продали под строительство очередного торгового центра. Что бы предотвратить угрозу закрытия целых многокилометровых магистральных троллейбусных маршрутов по Ленинскому проспекту и Пр. Вернадского, пришлось построить эту новую линию.

nikulinska1


Увы, но это единственный пример развития троллейбуса в Москве за последние годы. Все остальные процессы больше похожи на деградацию. Вот примеры:

1. C1998 года строится троллейбусный парк в Митино. Сейчас стройка наконец подходит к концу, но обитать в Митино будут только автобусы...

2. В конце 2000-х годов было завершено строительство нового троллейбусного парка в Новокосино. Для связи с остальной  сетью была проложена новая линия длиной 4,5 км. Однако она до сих пор работает только как служебная для выпуска троллейбусов на маршрут и обратно. Связано это с тем, что из-за недостатка средств не были введены в строй две дополнительные электроподстанции, питающие новый участок. Из-за этого линия может работать только с ограниченной нагрузкой, а функционирование полноценного троллейбусного маршрута просто не потянет.

3. Четвертый троллейбусный парк формально объединили с пятым, а по сути закрыли. Интересно, что будет вместо него на Лесной улице?

4. Недавно для обустройства велодорожки хотели снять троллейбус на Бульварном кольце. Пока обошлось.

Хотя власти Москвы не ставят перед собой планов извести в столице троллейбус, его судьба находится под Дамокловым мечом. Дело в том, что в городе нет лоббистов, которые продвигали бы данный вид транспорта. А если система не развивается, то она постепенно деградирует.

Более того, есть две большие группы людей, которые всеми силами пытаются уничтожить троллейбус.
Первые - это автомобилисты, которые утверждают, что троллейбусы мешают движению, так как они неповоротливые и медленные. Троллейбусы зачастую не могут объехать припаркованную машину или ДТП. Отчасти это справедливо, так как троллейбус привязан к контактной сети и не может удаляться от неё на слишком большое расстояние.

Однако если троллейбус не может объехать припаркованную машину, значит она неправильно припаркована, и троллейбус в этом вовсе не виноват. К счастью, с парковкой в городе (особенно в центре) в последнее время стали наводить порядок, проблема встречается всё реже и реже. Более того, все современные троллейбусы обладают автономным ходом. Конечно, долго двигаться без проводов они не могут, но объезд препятствия больше проблем не вызывает. Впрочем, уже появились отечественные разработки троллейбуса, который может автономно ехать десятки километров.

tro
троллейбус с автономным ходом до 60 км, ТролЗа-СТ-5265А, фото Копылов Эдуард

Короче, на автомобилистов, требующих уничтожить троллейбус, можно было бы легко не обращать внимания (им дай волю, они вообще весь общественный транспорт запретят). Но тут на сцену выходят главные враги троллейбуса... трамвайные фанатики во главе с Горпроектами.

Агитируя за опутывание всей Москвы трамвайными путями Кац и Варламов могут сделать для уничтожения троллейбуса больше, чем любой автомобилист. Вспомните, идею реконструкции Ленинского проспекта, предложенную Горпроектами. Она предусматривает собой замену троллейбуса трамваем. Содержать две ветви современного электротранспорта на одном проспекте Москва вряд ли себе сможет позволить.


фото макета Ленинского проспекта с выставки Городских проектов

Когда люди с восторгом читают посты с идеями о строительстве в столице 300-400 километров трамвайных путей, они должны понимать, что это приведет к демонтажу приблизительно такого же количества троллейбусных линий. Оставшиеся 200 километров троллейбусных маршрутов будут разбросаны по всему городу отдельными кусками, никак не связанными друг с другом. Естественно, пассажиропоток на них значительно снизится и вскоре они будут заменены автобусами.

Не только заметная часть горожан из креативного класса, но и часть чиновников загорелось желанием иметь в столице разветвленную сеть современного трамвая. Многое делается в этом направлении: реконструируются пути, закупается новый подвижной состав (включая вагоны PESA), вернули трамвай на Лесную улицу, планируется восстановление движения на Гиляровкого и других местах, а также прокладка новых линий (в частности в Бирюлёво). Конечно, не надо думать, что завтра появятся сотни километров новых путей. В НИиПИ Генплана, Москомархитектуре и среди строителей полно противников трамвая, которые всячески препятствуют его возрождению. Представьте себе начальника какого-нибудь проектного отдела в одной из вышеперечисленных организаций. Он уже лет 20 на общественном транспорте не ездил, а перемещается по городу исключительно на машине. Ну и зачем ему трамвай? Естественно, он не будет прилагать усилий, чтобы новые трамвайные линии проектировались как можно быстрее. Аналогично и строители найдут тысячу причин, чтобы не строить новые пути. Но несмотря ни на что, трамвай в Москве развивается.

А вот троллейбусу не повезло
Он оказался между молотом и наковальней. Все требуют убрать его из Москвы. Только одни хотят заменить его на трамваи, а другим просто наплевать, чем он будет заменен. Поэтому модернизацией контактной сети не занимаются уже несколько десятков лет. Она морально и физически устарела. В результате, троллейбусы вынуждены снижать скорость до 5 км/ч при прохождении стрелок и изгибов контактной сети. Конечно, такой троллейбус справедливо называют медлительным. Надо бы заняться модернизацией контактной сети, но зачем, если "общественность" требует заменить троллейбусы на трамваи?

Теперь, после подробных разъяснений, хочется узнать ваше мнение
Фактически речь идет о том, что вам больше нравится - трамвай или троллейбус. Я понимаю, что некоторым хочется всего и сразу. Но так не бывает. Либо Москва остается троллейбусной столицей мира, либо пытается стать первой по трамваям. Есть, конечно, третий вариант, когда мы и трамвай хорошим не сделаем, и троллейбус угробим. Но давайте не думать о плохом.

Какой вид наземного общественного транспорта должен иметь больший приоритет для развития в Москве?

Троллейбус
95(23.5%)
Трамвай
261(64.4%)
Мне все равно
49(12.1%)


Пост написан совместно с chek_pipinda. Для поддержки поста нажмите одну из кнопочек ниже.
Добавить мой журнал в друзья можно тут. Спасибо.


Tags: трамвай, троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 366 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →