Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Почему общественный транспорт называют транспортом для бедных?

В нашей стране (впрочем не только в нашей) сложилось представление об общественном транспорте (ОТ) как о транспорте для бедных (пенсионеров, малоимущих и т.д.). Особенно это относится к наземному общественному ОТ (автобус, троллейбус и трамвай).  Почему? Чтобы ответить на это вопрос надо кратко пробежаться по истории ОТ в Москве.

Как передвигались люди по городу до появления общественного транспорта? В основном пешком. Те у кого были деньги - ездили на личном транспорте (кареты, брички, сани и т. д.) или брали такси извозчика. Еще до появления общественного, личный транспорт уже занял привилегированное положение.

Хотя первые виды общественного транспорта появились в Москве еще в XIX веке (омнибусы, конка а потом и трамвай), настоящий расцвет ОТ пришелся на годы советской власти. Вот уж когда общественное преобладало над личным! Общественный транспорт -  для всех членов общества. Вершиной развития ОТ в Москве, несомненно, является метрополитен. Он создавался как архитектурный памятник.  Первые станции – настоящие произведения искусств! В таком общественном транспорте пассажир никогда не почувствует себя человеком второго сорта. Но наземный ОТ, и в советское время, был далек от совершенства. Вспомните всем известные моменты  фильма "Операция Ы" (1965 год), автобус-то переполненный!

Поэтому многие наши граждане мечтали пересесть из ненавистного ОТ в личный транспорт. Вспомните, автомобиль занимал второе место в советской мечте-триаде: квартира, машина, дача (дача идет на третьем месте, так как за город комфортнее ездить на автомобиле, а не на электричке). Забавно, что для многих советская мечта воплотилась в жизнь только после исчезновения социалистической системы.

Автомобили, получившие массовое распространение в девяностые годы, выявили всю неидеальность транспортной системы города Москвы. Метро, к сожалению, охватывает далеко не все районы Москвы, а города-спутники и подавно. Наземный ОТ ходит и ходил (в светлое советское время тоже) неудовлетворительно. Интервалы движения, не в час пик, достигают по 15-20 минут, а на некоторых маршрутах и больше. Получается, что автобусом пользуются те, кто может позволить себе потратить время на его ожидание (как правило - это пожилые люди, им спешить некуда). Добавьте к этому бесплатный проезд для пенсионеров, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Вот так и получилось, что автобус (троллейбус, трамвай ) стал транспортом для бедных. А от наземного ОТ, репутация транспорта для малоимущих, перешла и к метрополитену. Между прочим, ситуацию с наземным ОТ сильно улучшили маршрутки (при всех их изъянах). Но они же и выявили все недостатки автобусов. Маршрутки ходят чаще, и в них более комфортно, чем в автобусе, поскольку в маршрутке пассажиры сидят, а не стоят (или висят на поручнях), сдавленные со всех сторон.

Однако подход к ОТ, как к транспорту для малоимущих, себя уже изжил. Автомобиль могут позволить себе купить очень многие (в Москве около 4 миллионов автомобилей). Но передвигаться на машинах могут уже не все! На всех дорог в мегаполисе не хватит. Строительство новых дорог ситуацию не спасает (хотя, новые дорог строить надо), об этом свидетельствует опыт зарубежных мегаполисов. Выход из транспортного коллапса - скорейшее развитие ОТ. Но, об этом в следующий(ие) раз(ы).

Tags: ОТ, общественный транспорт, скотовозки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 198 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →