proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Каким было движение в центре Москвы до 1993 года?
proboknet


Тема организации дорожного движения в центре Москвы последнее время всё чаще становится предметом дискуссий среди транспортных специалистов. Ныне одностороннее 8-полосное кольцо вокруг Кремля существовало не всегда. Однако сейчас оно порождает перепробеги автотранспорта, использование центра как транзитной магистрали, является источником шума, лишних выхлопов, создаёт не очень дружелюбную среду вокруг себя, но главное, что оно в принципе не даёт возможности организовать удобные маршруты общественного транспорта.

Изменить сложившуюся ситуацию мы предлагали еще в прошлом году, вернув двустороннее движение на Охотном Ряду и Театральном проезде. Но сейчас не об этом. Давайте прежде посмотрим на то, каким движение в центре было раньше, до 1993 года, когда была введена существующая схема. Для этого обратимся в небольшой исторический экскурс, используя для ориентации существующие названия улиц, дабы было проще.

Вас ждет увлекательная экскурсия в прошлое!



Несмотря на многие изменения в застройке центра города, движение по улицам (или по местам, оставшимся от улиц) сохранялось практически в прежнем виде до начала 1960-х годов. Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая, Манежная улицы и площадь Революции – везде было двусторонее движение.



Проезжая для автомобилей была и Красная площадь, через которую можно было попасть напрямую с Тверской на Большой Москворецкий мост (согласитесь, очень удобный был маршрут).



В 1963 году (по другим данным в 1964) была произведена первая серьёзная реорганизация движения, связанная с тем, что было закрыто движение транспорта через Красную площадь. Одновременно с этим, были переведены на односторонее движение Моховая и Охотный ряд (в направлении от Тверской к Б. Каменному мосту) и Манежная улица (в обратную сторону). Движение по площади Революции стало тоже односторонним (от Манежной к Театральной), но было сохранено двусторонее движение перед гостиницей «Москва» и по Театральному проезду. Кстати, именно в тот момент стала односторонней и Варварка. Только движение по ней шло вовсе не как сейчас, а наоборот: с Москворецкого моста на Славянскую пл. Сделано это было, чтобы направить туда транспорт, проезжающий ранее через Красную площадь.

Таким движение стало

кликабельно

Обратите внимание, как было организовано движение на Манежной площади и на то, как был организован поворот с Тверской на Театральный проезд в сторону Лубянки. Приятно видеть, что раньше инженеры по организации движения были на очень хорошем уровне.



Фотография, сделанная вскоре после изменения движения. Еще даже видна старая разметка.



Но такая схема движения просуществовала очень недолго, уже в конце 60-х она снова была изменена. Стал односторонним Театральный проезд от Большого театра до Тверской, было закрыто движение по Манежной площади перед гостиницей «Москва» (там сделали парковку туристических автобусов и такси). Исчез левый поворот с Манежной на Тверскую, теперь для этого стало необходимо объезжать гостиницу через пл. Свердлова. Наверное, это стал первый оттянутый разворот в городе:)

После всех изменений


Моховая стала окончательно односторонней.



Если посмотреть эту схему в деталях, иногда становится просто страшно от того, каким негуманным (даже по нынешним меркам) был для пешеходов тогда центр города. Вот например, Манежная улица. Посмотрите, между Манежем и Кутафьей башней 4-х полосная проезжая часть! И обратите внимание на ширину тротуаров!





Сейчас эта территория хоть и занята парковкой, но фактически отдана пешеходам, а площадь между Моховой и Кутафьей башней и вовсе является полностью пешеходной.



В этом же потоке шел и общественный транспорт.


Перекрёсток с Б. Никитской (тогда ул. Герцена) был действительно перекрёстком.


Кстати, перед Манежем была конечная остановка нескольких маршрутов общественного транспорта.


Смотреть на эти фотогрфии можно бесконечно!



И стоянка для многочисленных автобусов. Интересно, туристических или междугородних?


Перекрёсток со Знаменкой. Сейчас это место даже трудно назвать перекрёстком. Обратим внимание на пешеходный переход через Моховую.


Еще раз Боровицкая площадь, но с другой стороны. Идеально ровное место слева - в 1972 году тут образовывается лужайка после сноса домов к приезду Никсона в 1972.

Кстати, до 1992 года напротив вестибюля метро Библиотека им. Ленина (сейчас он относится к Боровицкой) был наземный пешеходный переход со светофором! На предыдущих фото он тоже есть. Естественно, что у выхода из метро была остановка наземного общественного транспорта.



Забавно, но она сохранилась и по сей день. Хотя последний троллейбус останавливался на ней более 20 лет назад.


Но вернемся к улицам. Знаменка и Воздвиженка – обе были двусторнними.
Воздвиженка.


Знаменка.


Между музеем Ленина и гостиницей «Москва» тоже активно ездили машины.


Сейчас это пешеходная зона, где есть лишь небольшой проезд в подземный паркинг.


Театральная площадь.




Театральный проезд от Большого до Лубянки всегда был двусторонним.


Новая площадь. Тут тоже было двусторонее движение!


Вот примерно в таком виде всё и существовало до 1993 года. В 1993 году начали строительство торгового центра «Охотный ряд», после чего движение транспорта через Манежную пл. и пл. Революции было прекращено, а Манежная улица стала фактически парковкой. Надо отметить, что при всех плюсах и минусах, организация торгового центра и переустройство прилегающих площадей позволило сформировать большое общественное пространство, которым активно пользуются москвичи и гости столицы. Сейчас подобное «отвоёвывание» территории у автомобилистов было бы очень в тренде, но вызвало бы бурю негатива.

Кстати, торговый центр повлиял не только на движение по поверхности, но и на движение под землей. Мало кто знает, но при строительстве «Охотного ряда» был разобран один из тоннелей первой очереди метрополитена. Конечно, в 90-е годы он уже не использовался в регулярном движении, но продолжал использоваться в служебных целях. Этот тоннель отлично видно на этом фото в самом центре котлована ближе к Манежу.



На оставшейся части Кремлёвского полукольца, как мы знаем, было организовано односторонее движение по часовой стрелке. Кстати, прошлый глава ГИБДД-ГАИ Владимир Фёдоров предлагал пустить там движение в обратном направлении – против часовой. Тогда можно было бы сделать все повороты на него и с прилегающих улиц практически бессветофорными. Но в результате победила сторона тех, кто утверждал, что в таком случае будет некуда девать огромный поток транспорта с Ленинского проспекта.

Поэтому такую историю мы видим с 1993 года каждый день.

без имени

Уверен, что эта река скоро снова повернется в другое русло, и в центре города движение будет серьезно пересмотрено в пользу возвращения двустороннего движения на Охотный Ряд и Театральный проезд.


Пост подготовлен куратором направления общественного транспорта в Probok.net Александром chek_pipinda Чекмаревым.
UPD: за фотографии огромное спасибо замечательному проекту pastvu.com.

Обязательно поделитесь этим замечательным постом со своими друзьями, нажав одну из этих кнопок:



> организация торгового центра и переустройство прилегающих площадей позволило сформировать большое общественное пространство, которым активно пользуются москвичи и гости столицы.

Ровно наоборот - позволило Ельцину ликвидировать большое общественное пространство.

Лужков: Хочу назвать имя Бориса Улькина, архитектора, проявившего себя в Ташкенте. Он предложил рядом с Кремлем построить торгово-развлекательный подземный комплекс, первый в Москве. Я его поддержал, показал проект Ельцину, он с радостью его утвердил по своеобразной причине. Тогда на Манежной площади все время митинговали коммунисты, и тут вдруг я - с деловым, а не политическим проектом...

Кстати, любой ТРЦ - это не "общественное пространство", это частная собственность (кто не верит - спросите у Кичановой).
Чем больше в городе торговых центров - тем меньше общественных пространств.

Edited at 2014-11-14 07:59 am (UTC)

Ну давайте всё лавочками заставим. Ониж нужнее чем ТЦ.
А за покупками за мкад сгоняете. На велосипеде желательно.

Там думцы паркуются - низзя. Вот в мневниках дворцы построят и можно!

Основная проблема города не в размерах метро, а в том, что оно является безальернативным видом транспорта.
Метро давно достигнуло своего предела при нынешнем развитии наземного транспорта. Перегрузки, аварии, толкучки. Вагоны метро ужасающие, как новые так и старые, постоянная пыль, которую почему-то оттереть не могут. Но важно то, что оно удобное только если ты молодой и сильный, ведь часть эскалаторов всегда отключены (я так понимаю, чтобы не было давки на станциях внизу), вагоны не справляются. А знаете почему? Потому что нет комфортного и независимого наземного контура ОТ. Банально у нас нет ни мощной троллейбусной системы, ни трамвая. Я имею в виду не музейные экземпляры и поделки на из базе, а функционирующие современные системы.
Возьмем пример Цюриха. Кстати, Цюрихская метрополия (не путать с агломерацией) примерно равна Москве до присоединения новых земель. Так вот, вернемся в Цюрих, количество населения самого Цюриха примерно 400 тыс. И при этом VBZ (наземный ОТ) перевозит в день порядка 900 тыс. Если не ошибаюсь, то в Москве метро примерно 6 млн на 12 млн жителей. Понимаете пропорции, да?
Наземный ОТ Цюриха состоит из сверх комфортабельных алюминиевых троллейбусов из 3-х секций с приводом на 2 оси, много секционными комфортабельными трамваями. В эти цифры не входит городской и пригородный шнельбан из 1-2-х этажных электричек. Одна двухэтажная электричка способна взять на борт больше пассажиров чем остав метро.
Помимо этого существует системы мини-ТПУ без торговли и рекламы цель которых сделав два-три шага пересесть из одного вида ОТ в другой. Помимо этого они могут сочетаться с паркодомами для грамотного использования автомобилем и наземным ОТ. Добро пожаловать ко мне в блог и сообщество offentlicheraum.
Подведем итог. В Москве кроме метро не задействованы мощные зеленые живется наземного ОТ, включая троллейбус (под него еще нужна скоростная сеть), трамваи, шнельбаны, соответствующая удобная, компактная, но повсеместная инфраструктура без рекламы и торговли. Работает только метро, расширения которого ждут только... Автомобилисты считающие, что расширив его часть колле пересядет на него освободив дороги. Но проблема в том, что пешеходы и пассажиры мечтают в текущих условиях ездить "как люди" на авто в текущих условиях. Так как метро ужас, наземный ОТ в хлам, кроме того неудобный, он не является в отличие от Швейцарии топклассом, электрички убоги, опасны и удалены, инфраструктура делается видимо теми кто не ездит на ОТ и не ходит пешком. А ТПУ с ТЦ это настоящий атракцион который делает все что угодно только не упрощает перемещение из точки А в точку Б.
Соответственно имеем цель: строительство завода по выпуску троллейбуса Hess AG (пожалуйста, договоритесь с швейцарцами), трамваев и электричек Stadler, развитие швейцарской инфраструктуры и приоритет зеленого наземного ОТ, строительство мини-ТПУ и паркодомов.

А любимому проекту пробокнет в который раз предлагаю заняться переводом и публикацией документов с швейцарского федерального портала www astra.admin ch по вопросу дорог, стандартов и безопасности. Людей нужно спасать, а города делать комфортными.

Edited at 2014-11-17 09:09 pm (UTC)

Да, пока там депутаты паркуются - никто не тронет движение.

Депутаты в обозримом будущем съедут с охотного ряда.

(Deleted comment)
Хоть трц и спорный объект, но последствия правда стали позитивными- теперь там хоть гулять спокойно можно.

где там гулять-то?
сплошные горцы тусуются на крыше манежки, хоть европейский и оттянул некоторое их кол-во, но всё равно - их там как грязи.

(Deleted comment)
Спасибо за пост! Неплохо было бы в конце указать первоисточник большинства фотографий: pastvu.com/

Первоисточник большинства фотографий указан на большинстве фотографий)

разумеется, вернут двустороннее - зря, вон, остановку 20 лет не сносили?
мосгортранс таким макаром нам и коммунизм ещё вернёт!

Тогда не было столько мудаков за рулем, зачем сравнивать с тем, что было 20 лет назад?
Только если ради экскурса в историю.

Почти на каждом перекрёстке был толковый регулировщик, который в ручном режиме мог разрулить потоки, а не тупить в планшетик...

(Deleted comment)
В конце 80-х междугородние можно было встретить у любого продмага. Не в центре конечно, а вот за Земляным валом - сколько угодно.

(Deleted comment)
На Манежке фонарь оказался между полосами дороги

Какой зелёный был город по сравнению с тем, что сейчас! Нынче деревьев вообще почти не осталось. Александровский сад и тот больше чем наполовину вырубили, как и сквер у Большого театра.(((

На Новой площади движение было даже трехсторонним - вдоль Политехнического шла обособленная полоса для троллейбусов.

Ой, вряд ли. Допускаю, что могут сделать выделенную линию для ОТ в обратном направлении.

Для этого она должна начинаться на Воздвиженке от бульварного кольца, там где перекрытая полоса. И в таком виде от неё мало пользы, ехать по ней можно будет только на Волхонку.

на третьей снизу фото это же Политехнический музей? Там вроде сейчас нет того парка что на фото

большинство фотографий 70 -80 годов, сняты в выходные дни, в будни трафик был посерьезнее, да и пробки случались нередко. не надо ничего выдумывать, а то прямо из текста ,,ушки,, вылезают))

?

Log in

No account? Create an account