?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия
proboknet
Год назад в организации дорожного движения в России произошла революция. Вступили в силу изменения в главный нормативный документ по ОДД - ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Пункт 7.1.2 был дополнен словами «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Для непосвященных это звучит сухо, скучно и непонятно. А ведь эта формулировка фактически поставила вне закона режимы работы 80% светофоров по всей стране!

Почему эта фраза так важна, для чего это ввели и каковы будут последствия?

О чем вообще речь
Возьмем для примера простой Х-образный перекресток двух небольших московских улиц, Одесской и Болотниковской. Обе имеют по 1 полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка пешеходные переходы.



До недавнего времени ГОСТ на таких перекрестках допускал две фазы светофорного регулирования. И по сей день такая схема наиболее характерна для большинства перекрестков в России. Параллельно другу другу едет транспорт и идут пешеходы, а потом параллельно двигаются другие направления.

Фаза 1. 30 секунд
Фаза 2. 30 секунд

Так вот, теперь так нельзя!


Пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе больше не допускается, и чтобы их разделить, придется или обособить пешеходные направления в разных фазах, или отдать пешеходам одну фазу целиком (что скорее всего). На перекрестке узеньких улиц с левыми поворотами при 1 полосе в каждом направлении возможно только второе - добавить в цикл «полнопешеходную» фазу. Именно это и было сделано несколько лет назад на перекрестке Болотниковской и Одесской улиц.

Фаза 1. 30 секунд
Фаза 2. 30 секунд
Фаза 3. 30 секунд

Зачем поправили ГОСТ?
Казалось бы, двухфазная схема регулирования с пешеходами "на просачивание" оставляет максимум свободы водителям и означает минимальное ожидание для пешеходов. Но есть у нее серьезный минус.

Сейчас попытаюсь объяснить логику таких изменений (как я ее вижу). На 2-х фазной схеме хорошо видны точки пересечения траекторий транспортных и пешеходных потоков. И каждая такая точка – теоретически, место возможного столкновения, причем все участники возможного конфликта едут и идут на свой «зеленый»!

Более того, каждый поворачивающий налево должен уступить сразу всем (как встречному движению, так и пешеходам. Да, да, и пешеходам тоже). Поэтому часто может быть ситуация, когда водитель повернул налево, остановился перед переходом и получил в бок от машины, которая ранее ехала для него во встречном направлении.

Что самое удивительное, двухфазная схема светофорного регулирования широко применяется в России не только на маленьких перекрестках, но и на магистральных улицах! Москвичи от такой анархии давно отвыкли, но для Питера это в порядке вещей даже на перекрестках 8-ми полосных дорог. Например, на пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы в петербургском районе Купчино в 2-х фазах насчитывается аж 43 (сорок три) "конфликтные точки", из них 13 с пешеходами и 6 с трамваями (подробнее: «Смертоносная простота, или Как спасти тысячи жизней на перекрестках»).

Фаза 1. 30 секунд
Фаза 2. 30 секунд

Однако я придерживаюсь все же другой точки зрения. Мне кажется обсолютно нелогичным и неразумным нормативно запрещать пересечения транспортных и пешеходных потоков:
1. Это исключительно инженерный вопрос на каждом конкретном перекрестке. Запрет на всю страну сильно снижает маневр для проектирования дорог и светофорных фаз.
2. По факту, это приведет к тому, что повсеместно вместо 2х фазных перекрестков, будут выделять 3ю, пешеходную. Как итог - увеличение времени ожидания как транспорта, так и пешеходов. В свою очередь это будет провоцировать пешеходов переходить на красный (сами посудите, раньше пешеходы ждали 30 секунд, чтобы попасть на другую сторону, теперь 45).
3. Еще одним неприятным последствием может стать отмена "малозагруженных переходов", либо отнесение их от перекрестков на 100-200 метров. Ну так будет проще и ответственности меньше, оптимизация, так сказать.

Проблемы у нас будут до тех пор, пока ответственные за организацию дорожного движения будут называть "конфликтными точками" любое возможное пересечение транспорта и пешеходов. Это и есть не что иное, как обычное дорожное движение, его просто надо грамотно организовать. Нельзя же считать конфликтом встречу людей на улице, хотя, теоретически, она может закончиться дракой или убийством.

Вместо того, чтобы применять давно зарекомендовавшие себя способы регулирования уличного движения (в городе - применение мер по успокоению трафика), мы пытаемся придумать велосипед. В той же проклятой Европе не считают зазорным пускать транспорт и людей в одну пешеходную фазу, не везде, конечно, но это нормальная городская практика. Такая же, как и устройство островков безопасности, которые в нашей стране считаются небезопасными.

0_d66d0_6568b7ec_XXL


При разговоре с высшими чинами федеральной госавтоинспекции, мне удалось убедить их в том, что полный запрет на пересечение людей и транспорта - это перебор. Убедить удалось, а вот изменить гост, видимо, нет.

Пока картина видится в массовом переводе светофоров «на новые рельсы» уже в самое ближайшее время. Работа предстоит титаническая: подавляющее большинство светофоров страны придется перенастраивать, а многие еще и дооснащать оборудованием (пешеходными секциями, стрелками и т.д.). Сроки будут зависеть от денег, активности ГИБДД и властей. А еще - от инициативы граждан. А последствия вообще сложно просчитать.

А как обстоят дела с регулировкой светофоров по ГОСТу в вашем городе? Сделано ли что-то за год для отделения пешеходов от транспорта и как вы к этому относитесь?

P.S. Несколько иная точка зрения на этот вопрос у crusandr. C ней можно ознакомится тут и тут.



А как обстоят дела с островками безопасности? Что говорят "высшие чины федеральной госавтоинспекции"?

> По факту, это приведет к тому, что повсеместно вместо 2х фазных перекрестков, будут выделять 3ю, пешеходную.

Неа. Просто пешеход будет дольше ждать зеленого.

Для примера - перекресток Енисейской и Нового Берингова. Чтобы перейти через Новый Берингов - небольшую местную улицу, по одной полосе в каждую сторону - пешеходу надо ждать 146 секунд (не шутка). В прошлом году было 58 секунд.

В последнее время в городе повсеместно резко увеличивают длительности светофорных циклов и интервалы между пешеходными фазами. Во многом - именно из-за нового ГОСТа.

А решение будет вот какое: будут строить внеуличные переходы. Денег-то много в городе, девать некуда. Ждем подземного - а лучше надземного! - перехода через Новый Берингов.

Edited at 2015-01-15 11:32 am (UTC)

То-то я думаю, что стрелки существенно дольше не горят!

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Мне нравится, как сделано в Белоруссии: там есть специальный знак/сигнал светофора, обозначающий, что при повороте направо возможно пересечение с пешеходами, идущими на зеленый.

Это на мой взгляд, позволяет более оптимально реализовывать схему движения.

А существующая ныне анархия, когда в Москве где-то есть пешеходный цикл, где-то нет, а в Питере пешеходный цикл включается одновременно с автомобильным - не нравится совсем.

Должна быть ясность и для водителей, и для пешеходов.

Если для водителя горит просто зеленый: значит он должен быть уверен что за поворотом его ничего "неожиданного" не ждет.
Если же за поворотом его ждут пешеходы, велосипедисты итд - то должен быть какой-то знак/сигнал светофора.

При этом я _не против_ пересечений потоков, я _за_ то, чтобы информировать об этом пересечении участников движения.




Не знал про это, но полностью поддерживаю! А нет ли фотки этого сигнала светофора?

3-ий раз вижу этот пост и 3-ий раз не могу прочесть :)
Это такая наглядная агитация, что блог не только о транспорте?

А вообще - какие светофоры? Нету их.
Второй месяц сломаны светофоры Ломоносовский/Мичуринский и Ломоносовский/Вавилова.

Точнее так: они то работают, то не работают :)

Второй день не работает светофор на Севастопольский-Нахимовский. И сразу пробан!

Александр, а можно ли организовать на переходе островок безопасности, если по ГОСТу он там не обязателен? Куда писать, если это не Москва?

Edited at 2015-01-15 11:35 am (UTC)

В местный департамент транспорта, только по ГОСТу островок должен быть не менее 7 метров от края проезжей части, если он обозначен разметкой, и не менее 10 метров, если он выполнен в бордюре

Как отменить этот идиотизм теперь? Кто вообще придумывает всю эту хрень - заборы вдоль улиц, новшества в светофорном регулировании и т.п.?

Это сделано для нашей же безопасности, так что отменить, скорее всего, никак.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Однако я придерживаюсь все же другой точки зрения. Мне кажется обсолютно нелогичным и неразумным нормативно запрещать пересечения транспортных и пешеходных потоков"
Абсолютно верно! Каждый перекрёсток - отдельный случай. Где-то поможет полное разделение, где-то - только левоповоротное, где-то лучше оставить как есть, иначе будет хуже ВСЕМ участникам ДД.

Александр, этот ГОСТ обязательный? Если да, что как можно обойти этот ГОСТ (а то уже вижу отписки, мол, ГОСТ и всё такое, а на время ожидания - плевать)? И очень важный вопрос - кто этот ГОСТ протаскивал и принимал? У каждой ошибки есть имя, фамилия и отчество.

Гост обязательный. В суде выиграли требования госта.

Принимал росдорнии во главе с могильным и с участием НИЦ ГИБДД.

(Deleted comment)
В нашем городе работники ГИБДД очень рады новым изменениям, потому что с каждого нового или исправленного светофора они украдут деньги прямо себе в карман. По мнению офицеров, чем больше ремонта светофоров -- тем больше взяток и откатов, тем больше автомобилей и каменных коттеджей будет у капитанов и майоров.

Забыл добавить еще важный факт. Такая организация движения очень расслабляет всех участников движения и отучает быть внимательными и думать. Мне зелёный - мне можно. Такой подход противоречит общемировой практике (в первую очередь страны Европы и США), где пересечения потоков допускаются, а значит привыкший к отсутствию необходимости убеждаться в помехах водитель или пешеход может устроить ДТП.

"Потренироваться" пока можно москвичам, приехав в любой региональный город. Впечатления гарантированы, причём как водителям, так и пешеходам.

Еще из новомодного бреда в обновлённых ПДД: Трамваи теперь должны пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных "зебрах". Поскольку законы физики никто не отменял, а трамвай не может резко быстро остановиться, ожидаемо, что вагоны начнут ползать по городу с черепашьей скоростью.

(Deleted comment)
"В той же проклятой Европе не считают зазорным пускать транспорт и людей в одну пешеходную фазу, не везде, конечно, но это нормальная городская практика."

Пруфы есть? Что-то я в западной Европе такого не припомню.
Вообще, случаи, когда потоки пешеходов и транспорта пересекаются вводят в заблуждение пешеходов: он идет на свой зеленый и вот на тебе - автомобиль. :(

В нашем городе принято, что на таких перекрестках пешеходам зеленый не горит постоянно, а мигает - пешеход сразу понимает, что надо быть начеку и смотреть за поворачивающими.

Немецкий норматив rilsa 2010. Там написано, что можно. И во всей германии пересекаются. Не всегда конечно, но это зависит от обоснования

просто надо было одновременно с этими изменениями ограничить максимальную длительность красной пешеходной фазы, скажем 60 секундами и ограничить минимальную длительность зеленой пешеходной фазы, скажем 5 секундами на 1 полосу движения. И конфликтные точки бы исчезли и пешеходы бы долго не ждали.

Нужен простой и понятный закон:
Каждый пешеход стоящий на красный дольше 75 секунд имеет право дать по морде Ликсутову, а дольше 90 - Собянину.
Каждый пешеход ждущий НОТ более 15 минут без форсмажора (ДТП например) имеет право пробить с ноги Ликсутову. 25 минут -Собянину.
Причём руководство не имеет права отказывать в приёме по этим вопросам.

Следующие после похорон быренько наладят :)

Сие изменение высшее благо какой только можно было придумать!! Одних идиотов отгородили от других! Честно признаюсь: первоначально был против раздельных потоков. Но сейчас, в переполненном городе, это единственный способ пешеходам СПОКОЙНО переходить по дороге и для полноты счастья по сути не хватает только официального разрешения на пересечения перекрестка по диагонали (вроде его нету, ошибаюсь?).
Зазорно\не зазорно пропускать пешеходов - это балабольство. Есть 3 тонны железа + дурак водитель и 80+-70 кг. мяса в виде пешехода с другой. Угадайте что происходит когда эти две массы пересекаются? Только сегодня видел как машину понесло на обледенелом участке и остановить ее смогла только другая машина - итог помятые крылья, а если бы это был человек? Раздавило бы едрене фене! ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! Хочешь жить - постоишь лишние 15 секунд. В замен получаешь законное право пересечь перекресток по диагонали (а это уже сколько секунд экономии?? Вот.) Но если Вам так хочется что бы машины и люди встречались - правый поворот на красный.
Про увеличение времени ожидания вообще - глупость полная! Она решается грамотной "зеленой волной", хотя, понятно, что не везде ее реализовать именно адекватно. Но все же. Плюс если повсеместно на светофорах будут счетчики времени, водители сами смогут подсчитать скорость\время движения на некоторых участках.
Во всей этой истории я согласен только с опасениями про "мало загруженные пешеходные переходы". В нашем городе их ликвидируют и часть граждан "по привычке" пытаются перебегать дорогу на их месте. Но тут надо отдать должное ГИБДД - проводят разъяснительную работу, штрафуют. Но лично я, пройду лишние 200 метров что бы не пересекаться с машинами - совсем. А хорошим примером заботы Властей к людям являются светофоры с кнопками. Так всё время горит зеленый, пришел человек, оп: красный - машинкам, зеленый на 5-10 секунд - человеку. Следующий зеленый через 1-2 минуты, что бы уж совсем не морозить машины в пределах видимости.
В общем: я за разделение потоков.

То есть выв виде пешехода готовы ждать зеленого сигнала 2 минуты через пустую двухполосную дорогу? Верно я понял мысль

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Почитайте теорию и зарубежный опыт. И не пишите глупостей про безопасность.

Это ещё что, самый сок - это две фазы на Т-образных перекрёстках, как у меня в городе.

Поясняю: машины стоят на свой красный свет в "ноге" буквы Т; дожидаются зелёного, чтобы повернуть направо или налево (прямо, напоминаю, дороги нет) - не тут-то было, там в это самое время начинают переходить пешеходы (им тоже зелёный). Получается, что в зелёную фазу могут проехать максимум две-три машины.

Так что приветствую, хороший ГОСТ, полезный.

есть еще тысяча и один способ, как правильно разрулить описываемый вами случай, чем просто ввести отдельную пешеходную фазу