proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Почему новый трамвай Pesa не может преодолеть законов физики
proboknet
Потому что трамвай не волшебник и сам себе приоритет не обеспечит. Его надо организовать, либо он будет стоять в общей пробке. Это золотое правило подтвердилось и на улице Свободы.


трамваи шестого маршрута стоят в пробках из-за машин, движущихся по путям

Для шестого маршрута специально выделили новые трехсекционные низкопольные трамваи PESA. На них даже не стали ставить турникеты, чтобы увеличить скорость посадки пассажиров и уменьшить время в пути. В итоге эффективность трамвая повышается лишь наполовину. Это как пытаться перепрыгнуть пропасть в два прыжка.

Пробок.нет разработал простую концепцию реконструкции улицы Свободы с обособлением трамвайных путей и обустройством посадочных платформ, как это уже сделано на Стромынке. Это позволит и трамваю ездить без пробок, и автомобилям хуже не сделать.




Трамвай является самым эффективным видом наземного общественного транспорта. Например, пассажиропоток на маршруте №6 составляет около 50 тысяч  человек(!). Для сравнения, средний автобусный маршрут перевозит в день около пяти тысяч людей. Казалось бы, при таких показателях трамваи должны холить и лелеять.

Увы, это еще не все. Автомобили, движущиеся по трамвайным путям, вклиниваются в поток перед двухполосной эстакадой, усугубляя пробку. Тут надо признать, что многие водители, конечно, понимают, что это нехорошо, но пытаются сэкономить хоть немного времени.


Обратите внимание, что на Свободе тоже есть разметка для обозначения остановок не только справа, но и слева на проезжей части (по оси дороги).


Кратко расскажу о сути проекта
Обособление путей будет вестись бордюром и небольшим заборчиком, высотой метра полтора. В соответствии с нормативами, требуется сохранение пространства между трамваем и ограждением шириной не менее 1 метра (для эвакуации пассажиров в случае остановки движения на линии. Вообще это требование кажется очень сомнительным, об этом мы еще напишем). Для сохранения количества полос в основу реконструкции ложится расширение проезжей части на 1,2 метра в каждую сторону, и небольшое сокращение ширины полос.



Понятно, что после обособления трамвайных путей автомобилисты больше не смогут ездить по ним. То есть вроде как у них отнимают один ряд движения. Но с другой стороны, пассажиры трамвая больше не будут вываливаться на проезжую часть под колеса машин, создавая аварийные ситуации и тормозя движение.



Левые повороты
Улица Свободы характеризуется их большим количеством. Сейчас автомобили осуществляют левые повороты с трамвайных путей. Это создаёт помехи движению трамваев, а трамваи, соответственно - машинам, т.к. они движутся в разных фазах.

Машины, ожидающие зеленой стрелки (поворот со Свободы на улицу Циолковского), мешают трамваю ехать прямо, вот яркий пример:


Чтобы устранить этот недостаток, мы предлагаем изменить схему расположения остановок. В настоящее время, все они находятся перед перекрёстками. Мы хотим перенести их к северу от всех перекрёстков со строительством платформ симметрично друг-другу:




Вид сверху:



Это позволяет разместить левоповоротный ряд и остановочную площадку на одной линии без лишних расширений. Такое решение, кстати, позволяет ввести дополнительный левый поворот из центра на ул. Мещерякова (и закрыть окончательно опасный левый поворот из центра на Малую Набережную):



Число парковочных мест скорректируется (из-за необходимости уширения проезжей части), хотя, мы и стараемся сохранить их по максимуму.

Внеуличный переход
Еще одно проблемное место - надземный пешеходный переход в самом начале ул. Свободы. Он, видимо, был призван решить какие-то проблемы с пешеходами, но в результате их только усугубил. Ведь теперь люди вынуждены переходить проезжую часть с нарушением ПДД.


фото отсюда

Надземником мало кто пользуется, так как неудобно. Плюс никто еще не считал пассажиров трамвая, которые после высадки оказываются посреди проезжей части и идут в ту сторону улицы, которая им удобнее. Сносить надземник мы, конечно, не предлагаем, а вот наземный пешеходный переход мы предлагаем вернуть. Хотя, почему нет. Мы предлагаем вообще снести этот бессмысленный и опасный надземный переход. Опасный - потому что он только создает иллюзию, что на проезжей части не могут появиться люди.

В итоге схема реконструкции улицы может выглядеть приблизительно следующим образом (кликабельно):


Сразу отвечу на вопрос, почему мы не предлагаем перенести линию за пределы проезжей части, тем более, что есть место?

Во-первых, дело в цене. Перенос путей обойдется как строительство новой линии. К тому же обязательно вылезут проблемы с коммуникациями. Если там идёт коллектор, ветка газопровода или кабели связи - пиши пропало. Перенос коммуникаций, это примерно от полумиллиарда рублей. Лучше с нуля небольшую новую линию где-то построить, чем издеваться над старой. Тем более, что потребуется строительство нового моста через канал, реконструкция развязки. Безумное количество денег надо потратить.

Во-вторых, у путей есть балансовая стоимость. На Свободе их недавно меняли, они еще лет 7-8 там точно должны лежать. Ну то есть вся наша реконструкция затягивается лет на 10. А что там будет в далеком 2025 году?

В-третьих, это противоречит действующему СНИПу по трамвайным линиям, где указано, что минимальное расстояние от трамвайной лини до жилых домов - 20 метров. На Свободе будет меньше. Добавьте сюда вырубку деревьев и вы поймете, что местные жители будут не просто против, они выйдут с протестами.

Можно тогда все оставить как есть?
Ничего не делать, конечно, проще всего. Однако на Свободе можно сделать образцово-показательную линию, доказав, что грамотное обособление никому не вредит, а только положительно влияет не всех участников движения по улице. Автомобилисты тоже будут в выигрыше, ведь больше не придётся ждать, пропуская выходящих или садящихся пассажиров на проезжей части.

Поддерживаете?



Это пока на уровне разговоров и картинок или этому делу уже дан ход?

В конце Свободы уже месяца два как расширили проезжую часть, не знаю правда связано ли это с вышенаписанным.

Я правильно понимаю, что попасть в трамвай можно только на зеленый сигнал светофора?

по пешеходному заранее на зеленый переходите на остановку и ожидаете трамвай. В Екатеринбурге полно таких мест.

Достаточно поставить красивые ограждающие столбики, а не городить заборы. Остановки тоже очень необходимы на таких маршрутах. Лучше поставить полноценный павильон, который будет защищать пассажиров от грязи с дороги.
В общем, идея здравая и давно ждет своей реализации.


Edited at 2015-01-21 08:20 am (UTC)

Тогда уж лучше забор закрытый пластиком по всей длине остановки, что бы от грязи защитить всех людей на остановке!

Поддерживаем

Не считаю рациональным делать трамвай по центру улицы. Современный трамвай в наиболее крутых проектах смещают к краю проезжей части. Для 50% пассажиров это много удобнее, чем для 0. Кроме того безопасность много выше.
Александр, меня много упрекают в том, что я привожу в пример страну, где климатические нормы далеки от наших. Вот у меня вопрос, почему у Вас нет навесов? Лето? Если лето, то где спасаться от солнца? А в дождь от воды? Я буду ездить на авто, если Вы обо мне так думаете. По остальному работы аналогично не видно, точно только авто.
Что это за заборчики? Бррр… Еще в желто-зеленый покрасить? Это ужасно. Далее, Вы наверняка смотрели мою статью + презентацию «Презентация новой статьи в сообществе Offentlicher Raum. Платформы ЖД.».
Вы наглядное оснащение станции видели? Где всё это в Вашем проекте? Помните, именно от Вас зависит продуманность готового решения и его friendly users для людей.
Что посмотреть, материалы. Внимательно в т.ч. на видео смотрим детали и элементы инфраструктуры, комфорта.
Если есть желание делать только по центру улицы, то надо посмотреть, как делают людям вот тут
Гугл карты
«Glattpark (Opfikon), Opfikon Thurgauerstrasse»
Полосы для авто сузить, остаток передать для трамвая и озеленения его линии с полуметровыми кустиками. С одной стороны они просматриваются, с другой они мешают заехать, с третьей это плюс для экологии. Стричь можно техникой в полуавтоматическом режиме. Полоса для трамвая и пешеходная зона должны визуально доминировать над автопотоком и Вы это знаете.
Теперь современные проекты.
ютуб
Tram Zürich West - Die neue Linie nach Altstetten Tag 1 am 11/12/2011
0.28 - остановка на выселках
7.16 – трамвайная линия и 6-ти полосная дорога.

VBG-Tramlinie 12 Teil 3/3 (Wallisellen Bhf. - Stettbach Bhf.)
Примерно c 6 минуты - трамвайное движение у края проезжей части.

«Erste Etappe des Hard Turm Park fertiggestellt» - гугл
Есть 2 фото проекта на выселках Цюриха. Это новостройка с дорогими квартирами, но она позиционируется как удобная в плане зеленого НОТа и его инфраструктуры. То есть богатые ездят на трамваях, а не на машинах с затонированными стеклами (это Вам идея для соцрекламы в Москве, осталось только такую трамвайно-троллейбусную сеть запустить). Там на фото есть рисунки остановки и линий трамвая.

Burri AG - конструкторское бюро по инфраструктурным решениям для города и транспорта. Необходимо посмотреть их трамвайные остановки. У нас в России, надеюсь, еще сварку могут сделать хорошую?

Holcim. Занимаются цементными решениями. Вот почему у них ничего не разваливается. Да, кстати, завод уже есть и в России. Почему его не подключают к работам?

А разве там нет столиков вдоль путей? Были, точно помню!

Демонтировали уже как полгода, наверное.

>> Обособление путей будет вестись бордюром и небольшим заборчиком, высотой метра полтора.

А почему бы сразу железобетонный, в ромбиках, не фигануть? Больше заборов!

На Чертановской огорожены пути, вроде никто не жалуется.

Полностью поддерживаю! И хочу внести предложение: сделать светофор на пересечении Свободы с ул. Малая набережная. На этом перекрестке достаточно много пешеходов (особенно летом, ведь рядом набережная с зоной отдыха!) и ездит достаточное количество машин.

Есть такое предложение: http://probok.net/projects/#!/view/33
Но у него весьма мало сторонников, в том числе среди чиновников. Даже только ради безопасности пешеходов фактор не работает... Я уже не говорю про то, насколько слабо сделать подмостовой переход под Восточным мостом:)

(Deleted comment)
этот самый переход очень не удобный. А людям в принципе лень подниматься и спускаться по ступенькам, если можно пройти пешком.

(Deleted comment)
А зачем забор делать? Не проще ли ограничиться только бордюрным камнем, или круглыми камнями через каждый метр, или столбиками?..

Столбики там были. Вот хотелось бы узнать причину их демонтажа.

В целом всё неплохо.
Кроме бреда про надземный переход.
А мне вот может неудобно парковаться по правилам. Предлагаю снести все знаки запрета парковки и убрать из ПДД запрет на парковку на тротуаре. А что. Всё соответствует вашей же логике.
Надо приучать пешеходов к соблюдению ПДД, а не пытаться узаконить их нарушения!!!

вы правы, надземный переход в том месте -- тот ещё бред.

Это отличный план! что сделано для претворения его в жизнь?

Я предлагаю поставить патруль рядом с этим переходом и всех бегающих по проезжей части, - отвозить в отделение, для написания объяснительной и прослушивания лекции о безопасности дд. Может тогда разучатся жертвовать безопасностью ради минуты экономии времени. Тут хоть 3 зебры нарисуй, всё равно будут бегать в неположенном месте.

Edited at 2015-01-21 08:31 am (UTC)

жертвуют безопасностью и деньгами власти, строящие такие надземные переходы в местах, где положено быть обычной зебре со светофором.

3 вопроса.

1. А зачем там вообще столько остановок? Циолковского, Мещерякова и Вост. мост очень близко друг к другу. Не лучше ли Циолковского и Мещерякова заменить на одну остановку около ул Долгова?

2. На этом маленьком участке 5 левых поворотов. Каждый провоцирует задержки и миниаварии. Может вообще свести их кол-во к 1-2? Чтобы приблизиться к киевскому СТ по надежности и средней скорости.

3. Будет ли проведено надежное отгорожджение путей на других участках этого и прочих маршрутов, даже формально выделенных? Куча запаркованных почти в габарит машин вдоль путей, переезды каждые 100 метров. Из-за этого скорость на перегонах низкая и иногда возникают ЧП.

По нормам, остановки трамваев должны быть через каждые 300-400 метров. Там даже чуть больше выходит. Сейчас расположение остановок там близко к идеальному.

Всего то 50 тыс человек? Т.е. это примерно 25 тыс в одном направлении. 25 тыс, как я понимаю, это кол-во валидированных билетов, те человек едет от Братцево до Сходненской и от Сходненской до Лодочной, получаем пассажиропоток 2 чел, но "пропускная способность" всего 1 чел. Четверть - это льготники, которые никуда не спешат. Итого, в итоге получаем, что выделенка даже для трамвая перевозит меньше, чем 1 полоса для движения авто (учитывая, что по этой полосе еще как бы еще и автобусы ездят). Далее, с улицы Свободы люди предпочитают идти-ехать до м Тушинская, тк до Сокола еще надо доехать на трамвае и протопать пешком.
Итого, вывод, в данном месте выделение полосы для трамвая не целесообразно, люди на этом участке трамваем пользуются мало.

ахахах, как лихо вы выкинули льготников из расчётов))

Собственно говоря, неплохо было бы по всему городу обособить трамвайные пути.
Наш 27 маршрут точно так же простаивает в пробках на Михалкова и Тимирязевской улицах.

На самом деле. Существует прямая зависимость состояния трамвайной системы города от процента её обособления. В Твери например всего 25-30% обособлено, поэтому на трамвае мало кто не ездит и он разваливается (так как не может сам себя обеспечивать). В Ижевске, Коломне, Челнах процент обособления приближается к сотне.
Москва находится посередине, примерно с 65% (http://ic.pics.livejournal.com/proboknet_tver/55024946/250723/250723_original.jpg). Если обособить все пути, то трамвай привлечёт намного больше пассажиров, а следовательно будет тратить меньше бюджетных денег на ремонт путей и обновление подвижного состава.

?

Log in

No account? Create an account