?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Поговорим о понятиях
proboknet
В своих постах мы часто используем различные термины, смысл которых наверняка не всем до конца понятен. Решил провести небольшой ликбез.

Светофорное регулирование - достаточно простой и удобный способ организации движения. Основой регулирования является программа, заложенная в светофор, в повседневной речи мы называем ее "пофазником".




Пофазник или программа
Это детально расписанная схема светофорного регулирования, которая определяет, в каких направлениях и сколько времени разрешено движение на перекрестке. Пофазник может быть очень простым - всего две фазы, или более сложным включающим их до бесконечности.



Пофазник состоит из основных и промежуточных фаз. Последние обычно называются "пром.тактами".
Основные фазы - промежутки времени, разрешающие движение определенным направлениям. Они следуют друг за другом в заранее определенном порядке (от первой до последней), образуя светофорный цикл, который постоянно повторяется.

Промежуточные фазы (или пром.такты) - промежутки времени между основными фазами. Например, всем известный желтый и красный свет одновременно. Промтактом в практике также называют фазу, когда всем направлениям горит красный. Это нужно, чтобы транспортные средства или пешеходы успели покинуть перекресток до включения других направлений. Обычно она длится три секунды, но может быть и более.

За исправное исполнение программы и корректную работу светофорного объекта, куда входят все связанные на перекрестке светофоры, отвечает контроллер (фактически, это компьютер, правда он намного примитивнее любого смартфона в кармане). Он есть на каждом светофорном перекрестке, это такой большой ящик. Рядом с ним должен быть пульт, с которого можно управлять светофором в ручном режиме.

kk

В контроллер можно заложить одну или несколько различных программ. Иногда на перекрестке целесообразно делать разные пофазники под утро, день и вечер, отдельно под выходные дни и отдельно под пятницы и воскресенья в летний сезон. Но так почти никто не делает, слишком мороки много.

Интеллектуальная траснпортная система (ИТС)
Сейчас в городе разворачивается и настраивается система адаптивного светофорного регулирования, когда контроллеры по датчикам, установленным на дороге, получают информацию о количестве машин, приближающихся к перекрестку с разных сторон, и вычисляет, сколько времени выделять каждой фазе. ИТС - это очень большая тема. Мы как-нибудь её отдельно разберем. Вернемся к другим терминам.

Скрытый правый поворот
Это поворот направо под стрелку без пересечения с движением в основном ходу.


Веерное движение
Когда на перекрестке с одной улицей в одной фазе поток едет по всем возможным направлениям (обычно налево, прямо, направо). Обычно одновременно с ним применяют скрытый поворот направо.



Пешеходы в круг
Это отдельная от движения автомобилей пешеходная фаза. Все машины стоят, а люди могут переходить дорогу в любом направлении. Данная фаза позволяет организовывать на перекрестке диагональные пешеходные переходы.



Движение на просачивание
Это вспомогательное направление движения, когда нужно уступить иным направлениям. Например, при повороте направо вы должны уступить дорогу пешеходам (по новому ГОСТу пересечение людей и транспорта запрещено, но практически по всей стране игнорируется, к счастью). Впрочем, движение на просачивание может быть не только с пешеходами, но и с транспортом (при повороте налево или направо на перекрестке).



Вот такой пояснительный пост получился. Думаю, он будет обновляться, как что еще вспомним. О чем бы вы еще хотели узнать?



  • 1
что по новому госту запрещено, но практически по всей стране игнорируется, к счастью

Это что имеется ввиду?

В этом плане, как бы странно не звучало, хорошо, что в большинстве городов нет денег на светофоры со стрелками. А будут ли собираться комиссии, чтобы эти поправки в ГОСТ отменить?

Edited at 2015-02-07 09:16 am (UTC)

нелепые поправки в гост обязали на всех без исключения перекрёстках разносить пешеходные и автомобильные потоки.

Последнее предложение про новый ГОСТ непонятно!

Чем скрытый правый отличается от просачивания? Если просачивание может быть и налево, то рисунки только путают.

Скрытый не пересекается с основным потоком

"Пешеходы в круг" - первый раз слышу. Всегда думал, что это называется "полнопешеходная фаза"

Ой, спасибо за ликбез!
А хочется узнать вот о чем.
1. Чем руководствуются, принимая решение о замене асфальта/бордюрного камня?
2. Как измеряют состояние разметки для её обновления?
3. Я так понимаю, что есть ГОСТ, обязывающий устанавливать павильон остановки НОТа за (!) перекрестком, но в Москве (особенно в центре) этот ГОСТ нарушается, тогда как в спальных районах остановки часто стоят "в поле", и до них пешкарить минут пять. Как тут быть? (нарочно вопрос задаю криво, чтобы состоялось обсуждение общей проблемы)
4. Как вы разрабатываете схему работы светофоров? Безумно интересно, и хочу научиться, благо проблемный перекресток прямо под окнами.
5. Почему кленовые акустики дороже краснушных, блин?! ))

По пункту 4 рекомендация такая.
1. Зарисуйте нынешнюю схему работы. И время фаз. Можно снять на видео и помом просмотреть-зарисовать, так проще. Но надо чтобы в кадре были все значимые светофоры. Желательно отметить наличие пешеходных светофоров, левых и правой стрелок. Если на перекрестке несколько проезжих частей со светофорами, надо зарисовать все.
2. Сформулируйте проблемы перекрестка. В какое время дня эти проблемы и в каких направлениях?
Можно отметить и обратное - недозагруженные направления.
3. Как только это сделаете и нанесете на схему, ряд возможностей увидите сразу сами. Что получится, напишите мне, подскажу.

Что такое кленовые и краснушные акустики, объясните, пожалуйста )

Не пойму, где тут по понятиям-то? Сплошные правила перетираешь. Что нового я узнал по прочтении сего?

Про ИТС просил написать еще год назад, а воз и ныне там. Особенно интересно про Алтуфьевское шоссе - там она похоже уже введена и работает?

Теперь будем пользоватся грамотной термиологией

  • 1