?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Обеденный перерыв в общественном транспорте
proboknet
Мы не можем себе представить метро с перерывом на обед. В автобусах и маршрутках это тоже кажется нам чем-то невероятным. Однако существует обособленный вид общественного транспорта, у которого имеется "обеденный" перерыв в работе. Речь, конечно, об электричках.



Каждый, кто хотя бы один раз пользовался пригородными поездами, точно знает, что днем есть перерыв, когда поезда не ходят. Это один из самых критичных недостатков и парадоксов. Многие потенциальные пассажиры принципиально не пользуются электричками из-за опасности попасть в "обед". К тому же первые поезда после перерыва идут с очень высокой загрузкой, что привлекательности им не добавляет.

На самом деле, во время дневного перерыва электрички, конечно, пищу не принимают. Они стоят без дела на вокзалах.

Павелецкий вокзал днем


Особенно печально, что весь этот банкет происходит в тот момент, когда остальные виды общественного транспорта задыхаются от перегрузки. Так продолжаться больше не может.


Курский вокзал


Это время используется для проведения диагностических работ, проверки состояния инфраструктуры и мелких ремонтных работ (подкручивание гаек, осмотр стрелочных переводов, замена лампочек в светофорах и так далее). Поэтому дневной перерыв в движении электричек никакой не обеденный, а технологический.



Как будто чтобы нарочно сильнее запутать пассажиров, железнодорожники помимо "технологического перерыва" придумали ещё и "дневное окно". В это время выполняются серьезные работы, требующие большого количества времени: ремонт путей, установка стрелочных переводов и замена контактной сети. С учётом сложности проведения данных работ "дневное окно" длится по 6-8 часов, а то и несколько суток. Для пассажиров такие окна обычно оборачиваются серьезными изменениями в расписании, а порой и отменой электричек.

Работы во время "дневного окна":


Но не будем углубляться в технические подробности жизни РЖД. Для нас важно, что технологические перерывы закладываются в график исключительно в дневное (светлое) время суток, хотя диагностику и мелкий ремонт можно делать в любое время. Например, ночью, как это происходит в метро.

История появления дневных технологических перерывов уходит в далекое прошлое. Первые железные дороги требовали много времени для профилактических и ремонтных работ. Когда же их проводить, как не днем? Ведь раньше с освещением  были большие проблемы. Это сейчас везде фонарные столбы стоят, да и привезти прожектора в любую точку - не проблема. А в начале прошлого века об электрификации всей страны только мечтали.

Один из первых пригородных поездов на платформе "Тайнинская" Ярославского направления


В советский период после выполнения плана РОЭЛРО проблем с освещением не было. Со временем на смену паровозам пришли электровозы. А пригородные электрички стали транспортом, обслуживавшим маятниковые миграции. Люди, в массе своей, работали на заводах и фабриках, а там время начала и окончания работы всегда строго фиксировано. В рабочее время все должны были трудиться, а не праздно шататься. По логике властей днём в электричках ездить было просто некому.

Казанский вокзал, 70-е годы


Однако теперь ситуация кардинально изменилась. Во-первых, понятие "часа-пик" всё более и более размывается. Кто-то начинает работать раньше, кто-то позже, у многих уже и вовсе ненормированный рабочий день. Далеко за примером ходить не требуется, достаточно зайти в метро в любое время дня, количество пассажиров скажет само за себя. В этих условиях любой городской транспорт (в том числе и внутриагломерационный) должен отвечать потребностям пассажиров и работать всегда, а не только в какие-то избранные часы.

Во-вторых, технология ночного осмотра путей уже давно отработана и успешно существует. Большинство железнодорожных станций в Москве уже давно оснащены искусственным освещением, так что проблем для рабочих быть не должно.



Поезда дальнего следования тоже не помешают ночному технологическому перерыву. На ряде направлений уже имеются "временные окна" в графике, достаточные для проведения работ по мелкому ремонту и осмотру путей, на других направлениях их можно без больших проблем организовать. А с Рижского вокзала ночных поездов дальнего следования нет вообще.

Но пока регулярных ночных работ нет, дневные технологические перерывы в Москве выглядят следующим образом:
x1.jpg

Первое, что бросается в глаза - технологический перерыв различается на разных направлениях не только по времени, но и по продолжительности. Это жутко неудобно, даже постоянному пользователю системы держать все эти данные в голове невозможно.

Второе, у аэроэкспрессов перерыв в работе не превышает одного часа. В то время как у электричек на тех же направлениях он составляет стандартные два часа. Пригородные поезда имеют возможность даже сейчас курсировать лишний час, но этого не происходит.

Третье, в таблице отсутствует Ярославское направление. На нем нет дневного технологического перерыва. Этого удалось добиться благодаря наличию 4 главных путей от Москвы до Мытищ, и наличия далее 3-го пути до Пушкина. В результате, разные пути закрывают на осмотр в разное время, и электрички ездят без перерыва. Гениально? Просто!

Четыре пути у платформы "Северянин" Ярославского направления:


В итоге по направлениям имеем следующую картину:


На большинстве направлений, дневной перерыв в движении поездов можно убрать уже сейчас. На оставшихся это можно будет сделать в ближайшие пару лет. Однако это не только до сих пор не сделано, но и менять железнодорожники ничего не собираются. РЖД (как владельцу инфраструктуры) удобнее работать по старинной традиции, ломать которую они не хотят.

Киевский вокзал во время обеденного перерыва


Конечно, работа персонала в ночное время стоит дороже, но никто не считает какой доход можно получить с пассажиров, если во время дневного перерыва будут ходить электрички. Компании-перевозчики (например, ЦППК или Аэроэкспресс) полностью поддерживают отмену дневного перерыва, но, увы, даже их лоббистских возможностей для этого недостаточно. Это тот самый случай, когда нужно бороться всем сообща.

Поэтому вы можете поучаствовать в этом благородном деле и отправить в Департамент транспорта соответствующий запрос. Если запросов много - проблема кажется важной и нужно формировать необходимость таких изменений.

[Пример обращения в Департамент транспорта]
В настоящее время в будние дни Московская железная дорога делает дневной технологический перерыв в движении пригородных электропоездов протяжённостью 2-2,5 часа. Эта особенность работы создаёт большие неудобства в использовании данного вида транспорта для поезки в Москву и передвижения в черте города Москвы. В перерыве пассажиры вынуждены искать альтернативные виды общественного транспорта (автобусы и маршрутки), а также использовать личные автомобили, вместо того, чтобы продолжать пользоваться железной дорогой.

Дневной интервал создаёт препятствие в использовании железнодорожного транспорта, как полноценного элемента Московской транспортной системы, т.к. пассажиру приходится постоянно следить за расписанием, что неудобно, и в ряде случаев является решающим препятствием в выборе этого вида транспорта. Такая ситуация идет в разрез приоритету городского развития общественного транспорта и создания комфортных условий для его использования. В связи со всем обозначенным выше, прошу рассмотреть возможность отмены или переноса на ночное время технологического перерыва в работе железной дороги, а в дневное время запустить дополнительные электрички.





Попало ржд. До них добрался пробок нет)))))

На Курском направлении третий и четвёртый пути предназначены для движения грузовых поездов и идут только от Подольска до Московского Железнодорожного Кольца (а не Курского вокзала) и для движения электропоездов непригодны.

На Курском, учитывая отмену большего числа ПДСов, перерыв тоже можно перенести в ночное время.

(Deleted comment)
Ограничить застройку, уменьшить коли-во людей.

Я раньше думал, что эти "окна" существуют для того, чтоб спокойно могли ходить поезда дальнего следования, которым в другое время электрички просто мешаются.

С ярославским направлением не все так однозначно.
Если смотреть поезда от ст. Мытищи до Москвы, то все ок.
Но если мы посмотрим поезда от ст. Перловская (или Тайнинская) до Москвы, то увидим это самое окно.
Последний поезд в сторону Москвы от Перловской перед "окном" 11-06. Первый поезд после "окна" 12-59. Те же самые 2 часа.
Все поезда в течение 2 часов не останавливаются на Перловской и Тайнинской. Интересно, почему? В чем смысл?

В Перловке, Тайнинской нет платформы по одному из путей, а в Лосе - по двум.
На Ярославке перерыв начинается за Пушкино. Там уже 2 пути.
Например в Софрино на Москву последняя перед перерывом идет в 11:48, а после нее - 14.16.
2.5 часа перерыв..

Какой-то популистский пост. Подавляющее большинство людей все-таки не ездит на работу к часу дня.

Берем Савеловское направление. Перерыв с 12 до 14 часов.

И смотрим, что последняя электричка из Луговой например до Москвы уходит в 23-05.
А это всего лишь 18км от МКАД.

Больше никак в город не попасть, только на такси.
Ну или на такси до Шереметьево и там автобусы курсируют.

И такая фигня вообщем-то по многим направлениям и платформам.

Хрен попадешь в ближнее Подмосковье после 10-11 вечера.

Edited at 2015-03-30 08:13 am (UTC)

В Ближнее Подмосковье очень даже попадёшь. Последний рейс в Луговую приезжает в 1:24. А вот ездить после 11 вечера из агломерации в Москву, действительно, довольно затруднительно. Видимо, считается, что делать это незачем. Эмпирически: народа на последней электричке из Лобни (уходит в 23:48) действительно очень мало, бывает, по одному-двум человекам на вагон.

Хорошо б сразу еще сделать побольше электричек сквозными через город

Перерыв этот - нечто вроде ежегодного отключения горячей воды. Раньше отключали чуть ли не на месяц, теперь обходятся несколькими днями. Уверен, что и без этого обойтись можно, в кр. случае, отключать те дома, на "пути" к которым реально ведутся работы, и только на время этих работ. Так и с электричками. И действительно, ничто не мешает работать ночью. Это не микрохирургия и не сборка часов, железнодорожную гайку и при электросвете хорошо видно.

в течение этой неделе ведутся профилактические работы. На трубы дается сильно большее давление, чтобы понять, выдержат ли они следующий сезон. Для этого копаться в земле и не нужно (Если где-то не прорвет).

Кстати, по сравнению с 80-ми и интенсивность движения электричек сильно упала. Если брать Савёловское направление, то в будний день на направлении Москва-Бутырская (Савёловский вокзал) - Лобня ходили 109 электричек, сейчас - 82. Хотя и тогда 2-часовой технологический перерыв был.

Не было такого числа экспрессов как сейчас.

я всегда считал, что дневной перерыв делается не с целью осмотров, а с целью экономии. днем пассажиров в электричках ездит очень-очень мало.
утром приезжает народу гораздо больше, чем уезжает. чтобы не гонять составы порожняком в обратную сторону, они "буферизуются" на вокзале. вечером динамика обратная. "буфер" дает возможность выдать гораздо больше "исхдящих" электричек, чем "входящих".

"тихий час" продолжительностью более 3х часов считаю ненормальным. но гонять электрички днем чаще, чем раз в час тоже смысла не вижу. иначе придется поднимать цены на билеты. чтобы скомпенсировать потери за дневные пустые электрички.

Потери за пустые электрички перевозчики несут сейчас, когда они просто 2 часа на вокзалах стоят. Даже при минимальном количестве пассажиров электрички в это время будут приносить доход.

И с чего вы вообще взяли, что электрички будут пустыми? В метро в это время пусто?

Владельца шубохранилища проблемы людей ездящих в электричках не волнуют в принципе.
А без его отмашки никто ничего делать не будет.

Да и вообще надо оставить в городе пару вокзалов а остальные ликвидировать либо вынести к последним станция метро. Ибо эти наследия старины занимают много земли и режут город на сегменты.

Очень толстый троллинг :)

Я бы добавил еще сложности оплаты:
1. Очень не хватает возможности оплаты электричек по карте "90 минут" или "Единому".
2. Билеты приходится покупать до конкретной станции, и если во время поездки появляется необходимость, например, проехать на одну станцию дальше (всё в пределах одной зоны!), то приходится доплачивать аж 70 руб плюс к уже оплаченным 30!
3. Необходимость отдельно получать _бесплатный_ билет на велосипед (только в кассах).

2) Дальше - это ладно. А если ближе? По проездом турникет пропустит, а вот по билету - уже нет. Приходится уговаривать контроллеров пропускать.
3) А что значит бесплатный в кавычках?

Вы бы из Королева попытались уехать после 11. Те же два часа перерыва, ну чуть меньше. Так что не надо тут обособлять Ярославское направление, оно такое же, с перерывом.
http://www.tutu.ru/rasp.php?st1=48707&st2=45807&date=30.03.2015 (последняя электричка 11.02, следующая 12.42)

Всё-таки головной участок до Мытищ работает без перерыва.



Хрена се на Ярославском нет перерыва! А это что?

Это перерыв на Болшевском ответвлении. На участке Москва - Мытищи - Пушкино перерыва нет.

Якунину смешно с этого поста.

Почему? Неужели ему самому не хочется на электричках в обед поездить?