?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Четыре года выделенным полосам в Москве
proboknet
Этой осенью исполнилось четыре года с момента массового ввода выделенных полос в столице. Много копий было сломано в спорах о их необходимости или вредности. Попробуем проанализировать как они на самом деле изменили нашу жизнь.

Одна из первых выделенных полос на Звенигородском шоссе:


Массовое появление выделенных полос осенью 2011 года вызвало шок и бурю негодования у автомобилистов. Город и так задыхался в пробках, а теперь на основных магистралях стало на один ряд движения меньше (первая и единственная выделенка появилась еще при предыдущем мэре на Волоколамском шоссе. В рамках города она осталась почти незаметна). Однако, никто и не обещал, что автомобилистам станет легче жить.

Прежде всего стоит понимать, что основная задача выделенных полос – обеспечение бесперебойного движения общественного транспорта. Так чего же больше принесли выделенные полосы: вреда или пользы?


Ликвидация парковок
Пожалуй, главный недостаток организации выделенок в Москве – полная ликвидация при этом всех парковочных мест. Если на скоростных магистралях это оправдано, то на улицах это выглядит по меньшей мере странным.

Несмотря на мировой опыт, позволяющий располагать стоянку за полосой для общественного транспорта, в Мосеве выделенка в обязательном порядке ассоциируется с тотальной ликвидацией парковки. Столичные транспортники упорно отказываются от нашего предложения провести эксперимент с организацией стоянки за выделенной полосой.


Конечно, такое решение мало подходит для скоростных магистралей, но, например, на Большой Серпуховской улице оно было бы более чем уместно.


Ширина полос
Ещё одним недостатком московских выделенок являются их габариты. При организации спец полос для ОТ, как правило, просто очерчивали сплошной полосой уже отмеченный крайний правый ряд. При этом на на многих дорогах он являлся довольно широким, иногда до 7,5 метров. Это привело к образованию просто неадекватно широких выделенок.

Большая Серпуховская улица:


А ведь рецепт более рационального использования дорожного пространства очевиден: нужно либо сделать выделенные полосы за счёт сокращения ширины оставшихся полос, либо организовать вдоль правого края проезжей части парковку. К сожалению, во всем городе, был только один пример, когда (и то не сразу) было реализовано такое решение – Алтуфьевское шоссе. Хотя реально в городе множество мест, где его сделать так же. Например, Братеевский мост.



Выделенные полосы на бессветофорных магистралях
Возможно некоторым это покажется странным, но полосы для общественного транспорта в правых рядах на скоростных хайвеях почти бесполезны.

Одним из плюсов выделенок является то, что они позволяют снизить влияние дорожной обстановки на движение общественного транспорта. Основным сдерживающим фактором на улицах являются светофоры. Очереди перед ними скапливаются всегда, а уж в час-пик они плавно перетекают в заторы. Однако именно такие условиях являются идеальными для реализации всего потенциала выделенных полос: общественный транспорт не стоит в общей очереди к светофору, а просто объезжает её по отдельному ряду. Таким образом выделенная полоса становится максимально эффективна.

Что же происходит на бессветофорных магистралях типа Ленинградки? Дело в том, что причиной пробок там, обычно, являются совсем другие причины: неравномерность рядов движения, плохо организованные съезды и развязки, недостаточная пропускная способность прилегающих улиц и т.д. При пробках на таких дорогах, встают все ряды сразу – ведь нет светофоров, регулирующих выезжающие машины с близлежащих улиц. Из-за чего автомобили вклиниваются в общий поток, полностью перекрывая крайне правый ряд, то есть выделенку. Если же заторов на магистрали нет, то движение свободное по всем рядам, и никакого выигрыша для общественного транспорта, наличие отдельной полосы не дает.

Исходя из вышесказанного, можно с большой уверенностью говорить о том, что выделенные полосы на Звенигородском шоссе (на участке от ТТК до Крылатского) или на Ленинградском проспекте (на участке от ТТК до Сокола) малоэффективны. Имеются примеры, когда бессветофорным является только основной ход, а ОТ следует по светофорным дублёрам (как например, на Ярославском шоссе).

Кстати, вопрос, где в таком случае делать выделенку: на основном ходе или на дублёре - является весьма распространённым. Ответ на самом деле прост: если присутствует возможность – общественный транспорт нужно всегда пускать по основному ходу.
Причин несколько:
•ОТ в этом случае лишается помех из-за множества выездов из дворовых и прилегающих территорий.
• На дублёрах можно организовать полноценные парковки.
• Главный ход, как правило, быстрее.
• Меньшее число пересечений выделенной полосы и траекторий движения личного транспорта.

Cамой идеально организованной выделенной полосой является Ленинский проспект:


На нём присутствуют светофоры, имеются дублёры, но наземный транспорт идёт по основному ходу. Кстати, относительно недавно тут появился и ускоренный автобусный маршрут. По каким-то непонятным причинам, ему не достался 900-й номер (а соответственно, и обозначение на схеме линий метро), но де-факто, маршрут №144 является именно скоростным магистральным автобусным маршрутом.

\


Не все полосы для общественного транспорта одинаково полезны
Желание нарисовать выделенки на всех вылетных магистралях столицы приводило к настолько печальным последствиям, что на некоторых участках их пришлось демаркировать. В частности на Звенигородском шоссе, где никогда не было пробок, полоса для общественного транспорта их организовала. Абсурда добавляло и то, что полосой пользовался лишь один маршрут общественного транспорта. К счастью, благодаря усилиям разумной общественности (не без Probok.net в том числе) выделенку на самом узком участке удалось убрать и пробка исчезла. Также была отменена полоса общественного транспорта на участке Волоколамского шоссе приводившая к гигантским заторам, в которых, кстати, стояли и автобусы с троллейбусами.

По этому поводу мы повесили даже плакат;)


Делиниаторы
В первое время появления выделенных полос было очень много споров, относительно того, нужно или не нужно отделять их от основного потока различными инженерными препятствиями в виде специальных столбиков или бордюров.


Были даже два участка с пилотными проектами: Пролетарский проспект и Озёрная улица. Эксперимент показал (по заявлениям Мосгортранса) многократное снижение количества нарушителей и значительное увеличение скорости общественного транспорта. Была разработана большая программа по установке делиниаторов и на других участках магистралей, самым протяжённым из которых должно было стать Боровское шоссе от Новопеределкино до МКАДа.

Но эти нововведения не устроили дорожные службы: возникли проблемы с ремонтом и уборкой улиц (особенно зимой). Да и летом эти ограждения (резиновы, к слову) постоянно подвергались наездам личного транспорта и приходили в негодность.  От установки делиниаторов на новых участках отказались, а на экспериментальных – вскоре демонтировали. Разрешение ездить по выделенным полосам в выходные дни привело к полному отказу даже от обсуждения темы установки барьеров.

Система контроля
В условиях отсутствия делиниаторов, вся нагрузка по контролю за соблюдением режима выделенных полос, легла на системы видеоконтроля и сотрудников ДПС. Если последние стали попадаться на дорогах всё реже и реже, то число камер значительно возросло (часть комплексов видеофиксации нарушений так же размещена прямо на подвижном составе общественного транспорта).

Система контроля – одно из самых слабых мест в вопросе организации и функционирования выделенных полос в Москве. Многие водители уже давно выучили все места расположения камер, и успевают перестраиваться, чтобы не налететь на штраф. Выходит, что приходится рассчитывать на порядочность и понимание водителей.

Режим работы
Нельзя однозначно положительно относится и к тому, что выделенные полосы Москвы в основной массе своей работают только по будням. Многие дороги и в выходные дни загружены ничуть не меньше, чем в будни. Особенно это касается участков на выезде из города. Если на Севастопольском проспекте для выделенных полос можно устраивать выходные дни, то на Щелковском шоссе вовсе нет – там работающая выделенка нужна постоянно. Поэтому на Ярославском шоссе и Проспекте Мира полоса для общественного транспорта уже работает шесть дней в неделю в качестве эксперимента). Впрочем, чтобы водители не путались, режим работы должен быть один по всему городу, это наше мнение.



Перспективы развития
Столичные транспортники недавно сообщили новость о подготовка к вводу новых полос для общественного транспорта. В этот раз все выделенки уже пойдут не по магистралям в направлении центра, а будут предоставлять хордовые связи на периферии города, или позволят ускорить подвоз общественного транспорта из крупных районов к метро:
• Ул. Подольских Курсантов
• Хорошевское шоссе
• Хордовая связка: Лианозовский пр. – Череповецкая ул. – ул. Лескова – Широкая ул.
• Вешняковская ул. – Свободный проспект.

Стоит отметить, что Probok.net несколько лет выступал инициатором создания выделенных полос на ул. Подольских Курсантов (правда тут необходимость в них отпала в связи с окончанием реконструкции Варшавки) и Хорошевском шоссе. Пока же схема выделенных полос выглядит следующим образом:




Успешны ли полосы для общественного транспорта?
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, ввод новых полос больше не сопровождается бурей негодования среди автомобилистов. Водители к ним привыкли. Зато за четыре года выделенные полосы неплохо "раскатались" пассажирами. Где-то появилась возможность стабильно дожидаться транспорта, а не идти пешком. Кое-где отпала необходимость заходить в метро, чтобы проехать пару километров.

Растущий пассажиропоток привёл к тому, что на ряде полуэкспрессных маршрутов (903, 904 и 114) по выделенным полосам даже пришлось заменять часть обычных автобусов на "гармошки", т.к. простые одиночки в час-пик следовали переполенными.

Так что свою основную задачу, улучшение стабильности движения общественного транспорта, выделенные полосы выполняют. Не без ошибок, но, вроде, движемся в правильном направлении.

P.S. Материал для поста подготовлен участником проекта Probok.net Александром chek_pipinda Чекмаревым.



Было бы хорошо установить камеры на части подвижного состава. Такие штрафы будут дополнять обычные тем, что непредсказуемы территориально.


Вроде собирались.. но не собрались..

Скажу по Дмитровскому шоссе - полосы на 90% бесполезны. Где камеры стоят - все знают, где гаишники тоже. В итоге - пробки на полосах между камер такие же, ОТ ездит..ну возможно на 10% быстрее. Плюс куча перестроений перед камерами. Итог - всем плохо;)

По Варшавке. Если бы по полосе для ОТ не гоняли те, кому пофигу на штрафы, то возможно польза была. А так, туда-сюда ныряющие машины, перестраивающиеся перед камерами, только создают дополнительную нагрузку на поток.

Ну и чисто по ощущениям, с введением на Варшавке полосы для ОТ шоссе поехало медленнее.

Edited at 2015-10-20 11:07 am (UTC)

Вопрос - а какие аргументы у противников парковки за выделенкой? Небезопасно? Замедляет движение автобусов?
И дополнение про полуэкспрессный маршрут 144 - на Ленинском скоростные маршруты сушествовали с советских времен - так что этот маршрут просто восстановили.


Невозможен контроль. Любой нарушитель сможет сказать, что он искал парковочное место, а доказать или опровергнуть невозможно.

Маршрут 144 был еще в советское время, и был экспрессным. Так что вполне логично, что восстановили его под тем же номером.

Тем более, что он и не прекращал действовать. Вернули под тем же номером, на старую трассу.
Существуют экспрессные маршруты с "обычными" номерами, например, 672, 830.

>Чтобы водители не путались, режим работы должен быть один по всему городу
Сомнительной правильности высказывание. Обобщение всегда теряет нюансы и вызывает раздражение у тех, кто отличается от среднего значения этой обобщенности. Почему 5 пустых полос ОТ должны простаивать, если ОТ на одном из маршрутов занята даже в выходные?

Кирпичи над ОТ висят через каждые 300-500 метров и нет никакой проблемы раз в 30 секунд поднять глаза и посмотреть, можно тут ездить сегодня или нет.

И еще надо менять их каждый 3-й день, что бы водители в тонусе были и не расслаблялись. А то видишь единообразие. Еще знаки надо сделать разные по цвету и по форме для каждого района. И что бы турникеты в метро тоже на каждой станции по разному работали. Пусть народ умишко тренирует. И сигналы светофора тоже надо разнообразить. Хотя бы по порядку расположения. а то везде одинаково - непорядок.

Забыли упомянуть самый вопиющий тупизм. Когда на Звенигородском шоссе ввели выделенку - там вообще не было общественного транспорта! Только после массового народного возмущения чиновники забегали и срочно запустили какой-то автобус.

Утверждение не соответствует действительности. Маршрут планировался ещё за несколько месяцев запуска выделенной полосы и, собственно, запуска маршрута.

Выделенную полосу запустили одновременно с запуском маршрута, хотя разметку на дороге сделали за несколько дней до этого события.

Мамочки мои!!! 4 года пролетело! Офигеть...

Ну что, здорово. Мне сразу эта идея показалась симпатичной. Правда, реализована не всегда на высоком уровне...

Выделенка на Хорошевском - несусветная глупость!
Единственная и вечная проблема Хорошевки в безграмотном и запущенном состоянии перекрестка с ул. Куусинена, который всегда тормозит шоссе в обе стороны.
После него в сторону центра, и до него от центра, ОТ летит не встречая преград.
А появление выделенной полосы просто напрочь убьет все ещё местами едущую дорогу.

В районе Полежаевской Хорошевка успешно стоит в пики. Если у от будет приоритет - ничего плохого в этом не вижу.
Это мой постоянный маршрут. Не могу припомнить, когда в последний раз ездил по правой полосе, нормально там все. Средняя спокойно прямо едет с затычками на светофорах. По левой - когда скучно тошнить. А по правой пусть себе тролли ходят - их полно.


Возможно некоторым это покажется странным, но полосы для общественного транспорта в правых рядах на скоростных хайвеях почти бесполезны.

Ну и я со своей колокольни - Киевское шоссе.
Выделенка полезна - даже в условиях абсолютного стояка на автобусе ехать быстрее. Причем она полезна в обе стороны, я ранее сомневался - нужна ли она в область.
При условии скорого введения метро "Саларьево" выделенка становится еще нужнее - так, автобус сможет беспрепятственно доставить основную массу пассажиропотока до метро.
Однако, но нашей выделенке полный швах с контролем - последняя камера на ней при движении в Москву висит за 8 км от МКАД и не всегда полезна. На протяжении 8км стабильный круглосуточный стояк, корсервные лезут на выделенку и обочину и встают там же. Последний "жираф" появлялся на шоссе более года назад.

когда не было выделенки - Киевка ехала намного быстрее.

ППКС. Еще раз спасибо за Волоколамку и Звенигородку. Надеюсь выделенки теперь будут появлятся там где они именно нужны.

Как ни посмотрю в ОТ едут 2-3 тела, а выделяют под них целую полосу.....

Присоединяйся. Свободно, дешево и полосу лишнюю дают.

считаю что полосы должны быть только в будние, они на то и будни что всем нужно на работу в определенное время, а в выходные многие пересаживаются на авто решать бытовые вопросы.
ночью выделенка также не должна работать, порой вымораживает когда 2 таксиста придурка плетущиеся в 2х рядах затыкают дорогу на 3х полосной дороге, с выделенкой.
а один тошнот также трудности создает при потоке машин хорошем.

выделенки не должны дублировать линии метро, это тупо и бесполезно, никто никогда не поедет вдоль линии метро на автобусе, если спешит, а не не спешит то и выделенка не нужна.

смотрю на карту рязанку и волгоградку хотят выделенками обустроить, непонятно зачем там реконструкции делают, в паре мест уберут место тормозящие поток, выделенками создадут новые, мосты ведь никто не расширяет, везде по 3 полосы, забавно будет когда 4 полосы плюс +2 дублера полезут на 2х полосный мост из-за выделенки.


про камеры отдельная песня, они каждые 100м должны стоять на выделенки, а не через километр полтора, такой реализацией только фора для мудаков, а не нормальных людей.


Edited at 2015-10-20 11:25 am (UTC)

выделенки не должны дублировать линии метро
В условиях переполненного метро обязан существовать дублирующий транспорт.

> Возможно некоторым это покажется странным, но полосы для общественного транспорта в правых рядах на скоростных хайвеях почти бесполезны.

> Одним из плюсов выделенок является то, что они позволяют снизить влияние дорожной обстановки на движение общественного транспорта. Основным сдерживающим фактором на улицах являются светофоры. Очереди перед ними скапливаются всегда, а уж в час-пик они плавно перетекают в заторы.

Возможно некоторым это покажется странным, но на бессветофорных хайвеях бывают адские пробки, см. Киевка. А НОТа там немало.

ну так бОльшая часть ВП сделана совершенно уродски :(
имхо лучшей была та, первая - она реально помогала и улучшила ситуацию, как с НОТ так и с лт

более интересно - каким способом и кто обогатился на этих полосах. "вольноохотящиеся" экипажи ГИБДД - не берем, это мелочь - шакалы, подбирающие крошки у тигра. но кто же тигр? опять Ликсутов?

Вы про попил на разметке иди про бюджет, в который идут штрафы?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)